Индейские языки

Индейские языки - общее условное название языков индейцев - коренных народов Северной и Южной Америк.


1. Определение понятия коренных языков

Поскольку, согласно традиции, эскимосов и алеутов, живущих не только в Америке, рассматривают отдельно от индейцев, языка, соответственно, не считаются индейскими. Термин является условным: индейские языки очень отличаются между собой и имеют очень мало общего. Американский лингвист Джозеф Гринберг выдвинул так называемую "америндську" гипотезу, согласно которой все индейские языки, кроме семьи на-дене, объединяются в единую америндську макросемья. Однако большинство специалистов из индейских языков отнеслись к этой гипотезы и методологии ?массового сравнения языков", на которой она основывается, скептически и вообще не поддержали. Сейчас обычно индейские языки рассматриваются как условная совокупность различных языковых семей, объединенных лишь на основании географических и исторических признаков.

Довольно трудно составить точный перечень индейских языков и указать их количество. Во-первых, многие языки вымерло в результате европейской колонизации континента. Например, считается, что в доколумбовские Северной Америке к северу от империи ацтеков существовало до четырехсот языков, а сейчас их осталось чуть более двухсот. Многие языки исчезли прежде, чем их как-то зафиксировано. С другой стороны, некоторые языки Южной Америки, такие как кечуа, за последние столетия значительно расширили свой ​​ареал - и стали родными для многих народов, которые раньше говорили другие языки. Во-вторых, проблемой является разграничение языков и диалектов: часто очень трудно определить, две родственные языковые формы являются диалектами, или, возможно, отдельным языках. У проблемы нет четкого лингвистического решения, а решается она часто с помощью традиционных, этнических, социальных и других аргументов, которые порой противоречат друг другу.

С антропологического и лингвистического взгляда, Америка делится на Южную, Северную и Мезоамерики. Границы последней понимают по разному: иногда как современные, тогда, наприкад, ее северной границей является нынешний между Мексикой и США, или как исторические - зону влияния доколумбовых культур, условно зону влияния майя и ацтеков.


2. Классификация индейских языков

История классификации индейских языков Северной Америки насчитывает более полутора веков. Еще 1838 П. Дюпонсо обратил внимание на типологическое сходство этих языков, а именно их полисинтетизм. Авторами первых генетических классификаций были А. Галлатин в 1848 и Дж. Трамбулл в 1876. Но первой действительно общей и влиятельной оказалась классификация Джона Уэсли Пауэла.

Майор Пауэлл (1834-1902) был путешественником и натуралистом и работал в Бюро американской этнологии. В классификации, которую создал Пауэлл и его сотрудники, было выделено 58 языковых семей Северной Америки (1891), многие из выделенных им семей сохранили свой статус в современной классификации. Того же 1819 появилась другая важная классификация американских языков создана Даниэлом Бринтон, который ввел ряд важных терминов, например "Юто-ацтецька семья". Также эта классификация включала языка не только Северной но и Южной Америки. Поздние классификации опирались для североамериканских как на Пауэлла, а для южноамериканских на Бринтон.

Вскоре после публикации классификации Пауэла делались попытки сократить количество североамериканских языковых семей. Эта сократительная тенденция получила яркое выражение в широко известной классификации Э. Сепира (1921, 1929). Эта классификация насчитывала всего 6 макросимей (stocks) Северной Америки: эскимосы-алеутскую, Алгонкин-вакашську, на-дене, пенутийську, хоканскьо-сиуанську и ацтецько-теноанську. Сам Сепир рассматривал эту классификацию как предварительную гипотезу, однако она приобрела популярность и преимущественно повторялась без этих оговорок. Вследствие некритичности использования сложилось впечатление, что Алгонкин-вакашська или хонансько-сиуанська семьи это такие же признаны объединения языков как индоевропейская или уральская языковые семьи Евразии. Однако в действительности подтвердилась лишь Эскимосы-алеутский семья языков, а другие над семьи были отвергнуты большинством специалистов.

Противостояние лингвистов склонных объединять (lumping) или разъединять (splitting) языка в семьи сохраняется в классификации индейских языков до сих пор. Начиная с 1960-х годов приобретает силу разъединительная тенденция, манифестом которого стала книга "Коренные языки Америки" (редакторы Л. Кэмпбелл и М. Митун, 1979). В этой книге используется максимально консервативный [1] подход и приводится 62 языковые роды, включая некоторыми мезоамериканских, между которыми нет четко доказанной родства. Более половины этих семей представлены единичными изолированными языками. Эта классификация основывается на качественно ином уровне знаний о большинстве североамериканских языков, чем во времена Сепира, - в шестидесятые-семидесятые годы ХХ века была проведена детальная сравнительно-историческая работа со всеми основными мовнима семьями Северной Америки. Эта работа продолжалась и дальше. "Классификация консенсуса" была опубликована в семнадцатом, посвященном языкам, томе фундаментального "Справочника по североамериканских индейцев" (под редакцией А. Годдард, 1996). Эта классификация с небольшими изменениями повторяет классификацию 1979 года и содержит также 62 генетические языковые семьи.

Первая детальная классификация южноамериканских языков была предложена чешским лингвистом Ч. Лоукоткою. Эта классификация содержит 113 языковых семей. Затем большую работу по классификации языков Амазонит совершил бразильский лингвист А. Родригес. Одна из самых современных и самых консервативных классификаций принадлежит Т. Кауфману.


3. Языковое разнообразие и лингвогеографични особенности Америки

По наблюдениям американского лингвиста Р. Аустрелица, для Америки характерна значительно большая генетическая плотность, чем для Евразии. Генетическая плотность территории - это количество генетических объединений [2] определенной местности разделена на ее площадь. Площадь Северной Америки значительно меньше площадь Евразии, а вот языковых семей в ней гораздо больше. Эту идею тщательно разработала Дж. Николс (1990, 1992). Согласно ее данным, генетическая плотность Евразии составляет около 1,3, в то время как в Северной Америке 6,6, в Мезоамерике - 28,0, Южной Америке - 13,6. Кроме того, отдельные территории должны еще выше генетическую плотность например Калифорнията северо-западное побережье США. Этот регион является примером "замкнутой речевой зоны" с очень высоким языковым разнообразием. Такие зоны обычно возникают в специфических географических условиях, когда совмещают естественные преграды (побережье, горы и т.д.) и различные, желательно богатые экосистемы. В таких условиях люди живут относительно небольшими социумами не имея возможности и потребности в контактах с соседями и расселении. Калифорния и северо-западное побережье между горами и океаном с множеством разнообразных экосистем идеально соответствуют этим условиям, что и стало причиной уникальной генетической плотности, которая достигает в Калифорнии 34,1. Наоборот центр Северной Америки Великие равнины это "протяженная зона" там распространено лишь несколько языковых семей каждая из которых однако занимает довольно большую территорию и генетическая плотность равна 2,5.


4. Заселение Америки и предыстория индейских языков

Сейчас общепринятой теорией является заселения Америки через Берингии. Однако время заселения остается дискуссионным сейчас доминирует археологически обоснованная теория о том, что Америка была стремительно заселена людьми примерно 12-14 тысяч лет назад. Однако ряд косвенных данных свидетельствует о значительной старшую историю. Одним из них является огромное языковое разнообразие Америки. Согласно современным взглядам, для того чтобы достичь такого многообразия с одного языка должно пройти около 50 тысяч лет. Другим объяснением, если принять теорию об относительно недавнее заселение Америки, может быть только целая серия отдельных миграций разноязычных народов.


5. Основные семьи индейских языков

Ниже приведен список крупнейших языковых семей Америки в географическом порядке с севера на юг. В списке не различаются живые и вымершие языки.

5.1. Языки Северной Америки


5.2. Языки Мезоамерики

5.3. Южная Америка


6. Социолингвистический состояние индейских языков

Индейские языки имеют очень разнообразные социолингвистические характеристики. Современный их состояние обусловлено как доколумбовой историей так и европейской колонизацией и существованием в статусе языков меньшинств. Хотя судьба каждого языка уникальна, но есть черты общие для целых ареалов, поэтому удобно рассмотреть Северную, Южную и Мезоамерики как отдельные регионы.

6.1. Северная Америка

Несмотря на огромное количество языков в Северной Америке ее населения в доколумбовые времена было весьма незначительным. Оценки колеблются от 1 до 8 миллионов причем большинство тяготеет к нижней границе. Обычно индейские народы насчитывали только по несколько тысяч человек. Это положение сохранилось и сейчас, когда индейцы невелика меньшинством в США и Канаде. Лишь немногие народы насчитывают десятки тысяч человек - навахо, дакота, кри, оджибве, чероки. Многие племена полностью исчезли, или же сохранились как народы, но потеряли язык. Согласно данным А. Годдарса, что, в свою очередь, основываются на данных М. Круассе, Б. Играем и других, в Северной Америке сохранилось 46 индейских и эскимосов-алеутских языков, достаточное количество детей усваивают как родные. Кроме того, есть 91 язык, которым владеет достаточное количество взрослых и 72 языка, которым владеют лишь отдельные люди. Еще около 120 известных языков исчезли. Практически все индейцы Северной Америки владеют английским или испанским или французским. В последние десятилетия в некоторых племенах США и Канады индейцы и лингвисты пытаются возродить коренные языки.


6.2. Мезоамерика

Густонаселенные государства этого региона были уничтожены конкистадорами, но до сих пор индейцы потомки древних народов насчитываются сотнями тысяч. Например языке масауа отомангейнськои семьи у говорящего 250-400 тысяч человек (Мексика), восточно-уастекським науатль юто-ацтецькои семьи около 400 тысяч (Мексика), майянского языках кекчи 280 000 (Гватемала), заодно-центральным кичку более 350 тысяч (Гватемала) , юкатекською около полумиллиона (Мексика). Вообще среднее количество носителей местных языков на порядок больше, чем в Северной Америке.


6.3. Южная Америка

В Южной Америке ситуация очень неоднородна. С одной стороны, большинство языков имеют крайне мало говорящих - несколько тысяч, сотен или даже десятков. Постоянно идет процесс исчезновения языков. Но одновременно целом людей, говорящих индейскими языками, насчитывается от 11 до 15 миллионов. Это произошло благодаря тому, что некоторые индейские языки стали сначала языками межнационального общения для целых регионов, а затем способом самосознания индейцев независимо от конкретной национальной принадлежности. Некоторые индейские языки даже получили официальный статус - кучуа, аймара, гуарани.


Примечания

  1. В данном случае под консерватизмом понимается избежание необоснованного объединения языков в семьи и группы семей.
  2. Речь идет о генетических объединения языков - языковые семьи, группы, надсемейство т.д..

Источники