Индийская музыка

Индийская музыка - включает разнообразие живых и исторических жанров народной, популярной, эстрадной и классической музыки. Индийская классическая музыка, представленная традициями Карнатака и хиндустани, восходит к Самаведы и описана как сложная и разнообразная система, влияет на внешний и внутренний мир, в ряде трактатов первых веков нашей эры и средневековья. В современности она связана с высокой традиции и особенно религиозной практикой. Народная музыка важна для сохранения идентичности народам Индии. В период мусульманского завоевания индийская музыка вобрала и упразднила ряд традиций и инструментов арабской музыки, а в период европейского колониального господства - элементы и инструменты музыки Европы. В XX веке индийская музыка за помощью ряда выдающихся европейских и американских музыкантов, а также кинематографа и движений хиппи, нью-эйдж, прозелитическом вайшнавизма и других стала одним из значительных компонентов музыкального разнообразия общемировой культуры.


1. Истоки

Индийская музыка является одной из самых древних и самобутниших музыкальных культур. Ее истоки к цивилизациям Хараппы и Мохенджо-Даро (третьего тыс. до н. э). Важный этап развития индийской музыки связан с древнейшими литературными памятниками - Ведами, представленный речитации священных текстов Ригведы и более развитыми мелодическими образцами гимнотворчости, зафиксированными в Самаведе (веда мелодий). Наряду с культово-ритуальной ведической традиции существовали развитые формы народного и светского искусства.


2. Фольклор

Видовое, жанровое, ладово-ритмическое богатство индийского фольклора объясняется тем, что Индия - страна полиэтническая, многоязычная. Часто:

Инструментарий включает:

  • ударные - дгол, дголак, дамару, удуккаи, даф, тамматаи, канджира, гуммати, нагара;
  • духовые - комбу, Сингх (разновидности рога), тиручиннам, уголовная (прямые трубы), бансура, Мурали, алгоза (флейты), Пунг, Махуда, гхонга, Мохор, нагасар, сурнай, наферы;
  • струнно-щипковые - ектар, ДОТАР, тунтуне, Джантар;
  • струнно-смычковые - камайча, банами, саринда.

3. Классическая музыка

Классическое музыкальное искусство, ранние формы которого сформировались в VII века, распространяется при дворах знати, в традиционном театре и рядом с культово-религиозными жанрами - в храмовом искусстве. Индийская классическая музыка существовала как монодийная традиция, ее основой стала рага. Философско-эстетические и теоретические принципы индийского классического искусства, в частности музыки, получили обоснование в трактатах "Натьяшастра" Бхарати (около 2 - 4 ст. н. н.э.), "Брихаддеши" Матанги (5 - 7 века), "Сангита-ратнакара" Шарнгадеви ( 13 в.), "Сварамелакаланидхи" Рамаматьи ( 16 века) ​​и другие. Звук (нада) рассматривался в виде энергии космоса, жизни, что дало начало, а ритм развития Вселенной, как считалось, воплощался за помощью определенного сочетания музыкальных звуков (ритична система талая). На основе космологических представлений в музыке возникают аналогии 7 основных звуков индийского порядка с 7 планетами Солнечной системы, а также звуковая градация октавы на 25 интервалов меньших полутон - шрути. Каждому музыкальном звуковые соответствовал определенный поэтически цветной символ, а порядок, составленный с учетом преобладания тех или иных тонов и опорных ступеней (вади и самвади), рассматривался как носитель конкретного образно эмоционального содержания. Североиндийском музыкальная система опирается на 10 ладов (тхат) южноиндийской - на 72 лады (мела).

Начиная с XIII века культура северной Индии, столкнулась с художественными традициями Передней и Средней Азии, переживала влияние мусульманского искусства. В русле индийской классической музыки развились два направления: северный (хиндустани), потерпевшего воздействий извне, и южный (Карнатака), сохранивший исконный национальный стиль. Различие их были глубинными и выражались в особенностях исполнительской практики и приверженности разных жанров. В отличие от музыки Южной Индии - главным образом вокальной традиции, на севере инструментальная музыка впоследствии выделяется в самостоятельный жанр. В южноиндийской музыке на основе раги рождаются религиозные песни киртан и падает, достигшие совершенства в композициях Пурандарадасы (конец 15 - первая половина 16 века) ​​и Кшетрайна ( 17 века), ведущий вокальный жанр карнатскои традиции - крытые, ознаменован творчеством крупнейших музыкантов 2-й половины 18 - 1-й половины 19 века Шьяма Шастри, Муттусвами Дикшитара, Тьягараджы. Появляются образцы т. н. легкой классической музыки (тесно связанной с фольклором) - тиллана ( 18 века), Джавали ( 19 века). Важнейшими жанрами североиндийском классической традиции стали торжественно гимнические дхрупад (расцвет связан с произведениями Свами Харидаса - 16 - нач. 17 века и Миана Тансен - 16 века) ​​и культивируемый в вокальной, а затем в инструментальных формах романтично виртуозный кхайял. Его основоположником ряд исследователей считают Амира Хосрова, 13 века; кульминационный период - в исполнительской практике музыкантов 18 века Ниямата Хана (Садаранга) и Фироуза Хана (Адаранга). Кхайял активизирует городскую музыкальную культуру - создаются локальные исполнительские школы (гхораны). Легкая классическая музыка на севере Индии представлена ​​вокальным искусством тхумри, Газали, Дадра, Тапп тарана. И южная и северная традиции представлены в творчестве Свати Тирунала ( 19 века).

Классический инструментарий включает:

  • струнно-щипковые - вина, ситар, сарод, тампура;
  • струнно-смычковые - саранги
  • духовые - флейты, шехнаи и нагасварам (разновидности гобоя), миниатюрные фисгармонии;
  • ударные - пакховадж, табла, мриданга, Гхат.

Характерной чертой индийской художественной культуры является синтез искусств. Органический сплав инструментального, вокального, хореографического искусства вызвал к жизни формы индийского традиционного музыкального театра - Джатра, якшагана, Тамаша и других. Образцы музыкального театра представляют собой и классические стили индийского танца - Бхарат Натьям, катхакали, катхак, Манипура.


4. Музыкальная культура Индии XIX-XX веков

Подъем национально-освободительного, антиколониального движения в Индии (первая пол. 19 - сер. 20 века) ознаменовал новый важный период в развитии национальной музыкальной культуры. Яркой страницей стало творчество просветителя, писателя, музыканта и художника Р. Тагора. В среде передовой интеллигенции усиливается интерес к изучению национального музыкального наследия (проводятся Всеиндийский музыкальные конференции, издаются сборники песен, антологии классической музыки, исторические и теоретические исследования), унифицируется система нотации, активизируются формы муз.-просветительной деятельности, открываются учебные заведения, создаются общественные организации (Музыкальная академия в Мадрасе, 1928; Центр искусства Керале, 1930; Бенгальский общество по сохранению народного искусства, 1932; Музыкальный институт Гандхарва Махавидьялайя в Лахоре, 1901-08; новый институт под тем же названием открыт в 1939 в Дели). Значительную роль в культурной подъеме сыграли Вишну Нарайяна Бхаткханде, Вишну Дигамбар Палускар, Чиннасвами Мудальяр и другие.

С завоеванием независимости Индии (1947) связан новый этап в развитии индийской музыки, он характеризуется возрождением традиционных форм на новом уровне. Наследуются и переосмысливаются разнообразные средства сценической выразительности. Важным стимулом развития композиторской творчества стала киномузыка, в которой определились тенденции к объединению принципов стилистики национальных и западноевропейских школ. В этом жанре работают А. Бисвас, X. Кумар, С. Чоудхури, Р. Барман, С. Бхаскар и другие. Среди музыковедов - П. Самбамурти, Р. Айянгар, С.В. Айяр, С. Праджнаиананда, Б. Ч. Дева, А. Госвами, В. Дешпанде, А. Ренеди. В области классических жанров широко известные музыканты-исполнители К.С. Нарайянасвамы, С. Балачандер, Р.К. Сурьянарайяна (вина), Вилайят Хан Рави Шанкар, Никхил Банерджи, Дебу Чоудхури (ситар), Али Акбар Хан, Амджат Али Хан, Бимсен Джоши (сарод) Бисмилля Хан (шехнаи) Харипрасад Чаурасьи, Рамана (флейта), Л. Субраманьи, Т.Н. Кришнан (скрипка), певцы братья Дагар, Кумар Гандхарва, Б. Чатурведи, Р. К. Шрикантан, М. М. Айяр, певицы Суббулакшми, Парвин Султана, Шобха группы и другие.

В стране действует множество музыкальных школ и колледжей, музыкальных факультетов при университетах, функционирует ряд учреждений, координирующих исследовательскую и исполнительскую деятельность в области музыкального искусства, организуют научные форумы и фестивали, среди них - Делийская академия музыки, танца и драмы (Сангит на такое Академи ), Национальный центр исполнительских искусств в Бомбее, Мадраська музыкальная академия. Всеиндийского радио принадлежит ведущая роль в пропаганде различных форм национальной музыкальной культуры. Выходят журналы "Journal of the Sangeet Natak Akademi" (New Delhi), "National Centre for the Performing Arts" (Bombay), "Journal of the Music Akademy" (Madras) и другие.


5. Индийская музыка в западной культуре

Индийской музыкой интересовались джазовые музыканты. Джон Колтрейн в ноябре 1961 записал под влиянием индийской музыки композицию Индия, вышедшей в альбоме Impressions (1963). Майлз Дэвис после 1968 года, перейдя к электронному звука, концертировал и писал альбомы с рядом индийских музыкантов, среди них Халил Балакришна, Бихаре Шарма и Бадал Рой. Джазовый гитарист Джон Маклафлин провел несколько лет в г. Мадурай, изучая музыку Карнатака, это отразилось на ряде его альбомов, в первую очередь "Shakti", который был записан с рядом известных индийских музыкантов.

Джордж Харрисон использовал ситар как гитару, сыграв на нем мелодию в песне Битлз "Norwegian Wood" ( 1965), после чего стал учеником Рави Шанкара. Вслед за Битлз элементы индийской музыки использовали Grateful Dead, Incredible String Band, the Rolling Stones, the Move, Traffic и другие группы.

С потерей популярности движения хиппи, психоделического рока и нью-эйдж, широкая популярность сочетание европейской и индийской музыки спала, однако продолжались эксперименты, а также произошли качественные изменения. В конце 1980-х появился ряд новых индийско-британских музыкантов, объединившей традиции в т.н. Asian Underground.


Литература

  • Синявер Л. Музыка Индии. М., 1958.-125 с., Нот. ил.
  • Killius, Rolf. Ritual Music and Hindu Rituals of Kerala. New Delhi: BR Rhythms, 2006.
  • Manuel, Peter. Thumri in Historical and Stylistic Perspectives. New Delhi: Motilal Banarsidass, 1989.
  • Manuel, Peter. Cassette Culture: Popular Music and Technology in North India. University of Chicago Press, 1993. ISBN 0-226-50401-8.
  • Maycock, Robert and Hunt, Ken. "How to Listen - a Routemap of India". 2000. In Broughton, Simon and Ellingham, Mark with McConnachie, James and Duane, Orla (Ed.), World Music, Vol. 2: Latin & North America, Caribbean, India, Asia and Pacific, pp 63-69. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
  • Hunt, Ken. "Ragas and Riches". 2000. In Broughton, Simon and Ellingham, Mark with McConnachie, James and Duane, Orla (Ed.), World Music, Vol. 2: Latin & North America, Caribbean, India, Asia and Pacific, pp 70-78. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0.
  • Raga-Rupanjali. Ratna Publications: Varanasi. 2007. A collection of Compositions of Sangeetendu Dr. Lalmani Misra by Dr. Pushpa Basu.