Надо Знать

добавить знаний



Индуизм



План:


Введение

Индуизм (историческое название санскритом - Санатана-дхарма ( санскр. सनातन धर्म ) Что в переводе означает вечная религия, вечный путь или вечный закон " [1]) - древняя национальная религия [2], корни которой ведут к ведической цивилизации. [3] Индуизм - это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедует более 1 млрд. человек, из которых около 950 млн. проживают в Индии и Непале. [4] Среди стран, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения является Бангладеш, Бахрейн, Бутан, Гаяна, Индия, Катар, Кувейт, Малайзия, Маврикий, Непал, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Реюньон, Сингапур, Суринам, Тринидад и Тобаго, Фиджи и Шри Ланка. Страны в которых приверженцев индуизма более 1 миллиона также включают Индонезию и Пакистан. [5]

Главный гопурам Храм Аруначалешвара в Тируваннамалай - один из крупнейших индуистских храмов в мире.

Индуизм уходит своими корнями в ведическую цивилизацию, [6] из-за чего его называют древнейшей в мире религией [7] [8] [9] [10]. В отличие от авраамических религий, в индуизма не было своего основателя, в нем отсутствует единая система верований и общая доктрина [11] [12]. Индуизм является семейством различных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизми, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, мокша и йога [13]. Поскольку индуизм объединяет в себе различные верования и традиции, у него нет единого основателя. [14] [15]

В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории - шрути и смрити. Индуистские писания создавались на протяжении тысячелетий, и богословие и философия, которые в них излагаются дают возможность для духовного осознания и являются руководством в духовной жизни и практике дхармы. С ортодоксальной точки зрения, среди всех текстов индуизма, Веды и Упанишады пользуются наибольшим авторитетом и считаются наиболее значимыми и древними. К другим важным священным писаниям ставят Пураны и индийские эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна". Часто говорится, что в "Бхагавад-Гите", которая является отрывком из "Махабхараты", изложена основная суть духовного знания всех Вед. [16]


1. Этимология

На самом деле слова индус и индуизм не встречаются в ведической литературе. Название Индия возникла на Западе в более поздние, античные времена. Само слово было заимствовано греками в персов, которые из-за того, что им трудно произносить начальный звук с, называли великую реку Синдгу (современный Инд) - Хинду. Этим словом люди из других стран стали называть религию и культуру народа, жившего на земле, омываемый водами двух рек - Инда и Ганга, хотя местные жители никогда не пользовались этим словом.

Конечно, слова индус и индуизм получили значительное распространение, так что каждый словарь говорит о Вишну, как о боге индуистского пантеона. Однако, когда Писания говорят о действительно ведическое общество, они употребляют слово арйан. Для тех, кто придерживается Вед, прогресс человечества означает продвижение на пути духовного самоосознания. Общество, которое ставит перед собой духовные цели, называлось обществом ариев, то есть благородных.



2. Определение индуизма, его типология и направления

Закат над Гангой в Маяпур. На протяжении тысячелетий индуисты почитают реку Ганг и поклоняются ему в форме олицетворенной богини Ганги.

2.1. Определение

Дать определение индуизма трудно из-за широты спектра традиций и верований, которые он объединяет. Как правило, общим сроком "индуизм" называют семейство разнородных традиций, которые принимают авторитет Вед [11] [12]. В то же самое время принадлежность какой-либо традиции к индуизму не зависит от ее давности или от того, насколько ее вероучения и религиозные практики действительно основаны на Ведах [11]. Некоторые течения, относят к сфере индуизма, вообще не признают Веды откровением [17]. Они основаны на собственных писаниях и традициях, но при этом чествуют тех же богов и следуют основным морально-этическим постулатам индуизма. Таким образом, индуизм не может рассматриваться как "категория" в классическом понимании этого слова: когда объекты однозначно либо принадлежат к ней, или нет. Не будучи единственной религией, индуизм является семейством религий и традиций. В индуизме отсутствует унифицированная система верований и общая доктрина [11]. Нет в нем также централизованного органа управления. В истории индуизма, в отличие от других мировых религий, не было какого-то одного основателя [12]. Несмотря на это, индуизм имеет свою собственную уникальную форму и черты, которые выделяют его в отдельную религию [11]. Индуизм часто сравнивают с баньянов деревом, постоянно пускает новые корни, которые со временем превращаются в стволы, которые также пускают побеги [11]. Этот пример наглядно показывает не только разнообразие индуизма, но и взаимосвязь, существующая между его различными течениями [11].


2.2. Типология

Некоторые ученые рассматривают типологию из шести основных видов индуизма, и ряда менее значительных его разновидностей [18].

  • Древнейшей формой индуизма выступают народные верования, для которых характерно поклонение местным божествам и обожаемым формам.
  • ведический индуизм, основанный на священных текстах индуизма, особенно на ведических писаниях, важнейшим и самым древним из которых принято считать "Риг-веду".
  • ведантичний индуизм основывается на Упанишадах - религиозно-философских трактатах, примыкающих к четырем Ведам.
  • Направление йоги в индуизме представлен в "Йога-сутрах" Патанджали.
  • дгармичний индуизм проявляется в повседневной следовании определенным моральным устоям. Он широко распространен, и его отличает неопределенность относительно принадлежности к какой-либо конкретной философской школы или течения.
  • Бхакти, или путь любовного преданного служения Богу в одной из его форм или ипостасей [18]. Основной традицией бхакти в индуизме является вайшнавизм [18].

2.3. Направления индуизма

Одна из двенадцати гопурам храма Минакши Амман в городе Мадурай, посвященного Шиве и Парвати.

В индуизме не существует общей, центральной доктрины, авторитетной для всех направлений индуизма, а многие из последователей индуизма вообще не считают, что принадлежат к какому-либо определенному направлению. [19] Ученые, однако, выделяют в современном индуизме четыре основные традиции:

Основная разница между этими направлениями индуизма заключается в том, форме Бога принадлежит поклонения как богу, и в традиции, связанной с этим поклонения.

Главный гопурам храма Вишну в Шрирангам - крупнейшего Вайшнавская храма в мире.

Последователи монотеистической традиции вайшнавизм поклоняются Вишну и его основным аватарам, таким как Кришна и Рама, как Богу в различных Его ипостасях. Шиваиты поклоняются Шиве; Шакти поклоняются Шакти, олицетворенного в женском божестве или Богине-матери Дэви, тогда как смарт верят в единство пяти божеств Шанмата, которые выступают как персонификация Всевышнего.

Другие направления в индуизме, такие как ганапатья (культ поклонения Ганеши) и Саура (поклонение богу Солнца Сурья), не имеют много последователей и не распространены так широко.

Есть также движения, которые трудно отнести к одной из упомянутых выше категорий. Как, например, "Арья-самадж" Даянанды Сарасвати, отвергающий поклонение мурти и делает основной упор на Веды и ведические огненные жертвоприношения ( ягьи).

Также как последователи других религий, некоторые индусы считают свою традицию более значимой, чем другие. Однако, многие из индусов рассматривает другие традиции индуизма как приемлемые альтернативы своей собственной. Ереси, как таковой, не существует в индуизме. [20]


3. Верования

Индуизм - очень разнообразная религия. В современном индуизме существует четыре основных направления, к которым относится абсолютное большинство индусов - вайшнавизм, шиваизм, шактизм и смартизм.

Ученый-индолог выделяют шесть основных видов индуизма, и ряд менее значительных его разновидностей. [18] Согласно данной типологии, древнейшей формой индуизма выступают народные верования, для которых характерно поклонение местным божествам и обожаемым формам. Второй основной вид индуизма - это ведический индуизм, основанный на священных текстах индуизма, особенно в ведических писаниях, важнейшим и древнейшим из которых принято считать "Риг-Веду". Третья разновидность индуизма - ведантичний индуизм - базируется на Упанишадах - религиозно-философских трактатах, примыкающих к четырем Вед. Направление йоги в индуизме является его четвертым видом, представленным в "Йога-сутрах" Патанджали. Пятый вид индуизма - это дхармичний индуизм, который проявляется в повседневной следовании определенным моральным принципам. Он широко распространен и его отличает неопределенность относительно принадлежности к какой-либо конкретной философской школы или течения. Шестым типом индуизма выступает бхакти, или путь любовного преданного служения Богу в одной из его форм или ипостасей. [18]

Ученые не могут сформулировать общую доктрину, которую приняли бы все направления индуизма. [13] Однако, существуют основные верования, которые разделяют все индусы, к таким понятиям, общих для абсолютного большинства последователей индуизма, относятся:

  • Дхарма - нравственный долг, этические обязательства.
  • Самсара - круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.
  • Карма - вера в то, что порядок перерождений определяется совершенными при жизни поступками и их последствиями.
  • Мокша - освобождение из круговорота рождения и смерти самсары.
  • Йога в ее различных направлениях.

3.1. Понятие Бога в индуизме

Изображение чотирьохрукои формы Вишну. Последователи монотеистической традиции вайшнавизма, которые составляют около 70% от общего количества индусов, поклоняющихся Вишну и его аватарам, таким, как Кришна и Рама.

Индуизм является комбинацией самых философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, [21] панентеизми, пантеизме, монизме и атеизме. Иногда индуизм относят к генотеизму (поклонение одному Богу, и в то же время принятие существования других богов), однако, использование любого подобного термина является чрезмерным упрощением сложной и разнообразной системы верований индуизма. [22]

Индуистский автор Ситансу Чакраварти описывает понятие Бога в индуизме следующим образом:

" Индуизм - это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Бог проявляет Себя в различных ипостасях. Человек может поклоняться той из ипостасей Бога, которая ближе ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения. [23] Согласно школой адвайта-веданты, целью жизни является осознание своего единства, как атмана с Брахманом. [24] В некоторых Упанишадах утверждается, что тот, кто полностью осознает атман внутри себя и его единство с Брахманом, достигает мокши (освобождения). [25] "

Абсолютное большинство индусов верят в то, что дух или душа, называемая атманом, является вечной, изначальной, истинной сущностью каждого индивида. [26] Согласно монистическим / пантеистическим богословским школам в индуизме (таким, как адвайта-веданта), атман изначально неотличимый от верховного духа Брахмана. Они описывают Брахман как Единый и неделимый", поэтому эти школы называют "монистическими".

Другие направления в индуизме, называемые дуалистическими, рассматривают Брахман, как безличный аспект Верховной Личности Бога. Они поклоняются Богу в форме Вишну, Кришны, Шивы или Шакти зависимости от богословской школы, к которой принадлежат. Атман находится в постоянной зависимости от Бога, а достижение мокши становится возможным через любовь к Богу и по милости Бога. [27] Когда Бог рассматривается как Верховная Личность (а не, как бесконечный безличностный принцип) Бога называют Ишвара (Господь [28]), Бхагаван ("Всеблагой" [28]), или Парамешвара ("Всевышний"). [28] Некоторые философские школы, как санкгья, придерживаются атеистического мировоззрения. [29]


3.1.1. Мужские и женские аспекты Бога

Мурти Радхи и Кришны в Гаудио-Вайшнавская храме в Майяпури, Западная Бенгалия. В монотетеистичний традиции вайшнаизм распространенное поклонение Богу в его мужской и женской ипостасях, как Радхи-Кришне.

Различные направления в индуизме придерживаются разных взглядов относительно природы и половой принадлежности (если уместно использование этого понятия) Верховной Личности Бога или Верховного существа. [30] Одни традиции в индуизме поклоняются Богу в Его нейтральной, безличностный форме, как Брахману (сам термин "Брахман" на санскрите - слово среднего рода), тогда как другие направления индуизма представляют Бога, который имеет мужскую и женскую ипостась, и даже рассматривают женскую ипостась Бога как источник мужской. [30]

С точки зрения древнеиндийском философской школы "Санкгья", космическое твoрiння представляет собой результат взаимодействия чоловичoи и женской энергий Абсолюта, где материя или материальная энергия называется пракрити, и представляет собой женское начало, а духовная энергия, представляющая мужской дух или мужское начало, называется пуруша. Как пракрити, так и пуруша являются первичными, вечными энергиями, которые существуют до проявления материального космоса. Начальная природа пракрити характеризуется пассивностью и инертностью; пракрити приходит в движение лишь после контакта с кинетической пуруша, в результате которого выявляются различные формы материального космоса. Первиннy природy пракрити характеризует пассивность и инертность; пракрити приходит в движение только после контакта с кинетическим пуруша, в результате которого выявляются различные формы материального космоса. Идея пракрити и пуруши также соотносится с концепцией Божественного Супруги - практически все деви в индуистськомy пантеоне должны наpeчeнy или женскую половину, которая называется Дэви. [31] 3агалом можно прийти к выводу, что в индуизме Бог, будучи пepвинним источником мужской и женской початкiв, пociдaе как чоловичi, так и женские аспекты. В общем можно прийти к выводу, что в индуизм Бог, будучи изначально источником мужского и женского начала, имеет как мужским, так и женским аспектами. [30] [32]

Мурти Чайтаньи в Гаудио-вайшнавистському храме в Маянпури. Последователи Гаудио-вайшнавистськои традиции индуизма поклоняются Чайтани, в котором мужская и женская ипостаси Бога - Кришна и его возлюбленная Радха - зплелися в единое целое. [32]

В большинстве традиций вайшнавизма, Вишну считается Всевышним Богом и выступает в качестве мужского начала, одновременно оставаясь за пределами гендерных различий, которые применяются к Нему только ради живых существ, из-за своей материальнийу обусловленность не способны постичь Его вполне духовное состояние. Многие последователи вайшнавизма поклоняются Лакшми и Вишну, которые обладают равной мощью в мужской и женской ипостасях Бога. Последователи шиваизму применяют ту же философскую концепцию относительно Шивы и Парвати. В Гауди-вайшнавизм особо подчеркивается важность поклонения женской ипостаси Бога - Радси, которая ставится выше Кришны - ее возлюбленного, представляющего мужскую ипостась. [30] [32] [33] В этой традиции, Чайтанья Махапрабху рассматривается как совместная аватара Радхи и Кришны - мужская и женская ипостаси Бога, слившиеся в одно. [30] [32] [33]

В философии "адвайта" утверждается, что все существующие проявления Бога - как женские, так и мужские - являются различными формами безличностного абсолюта Брахмана, который нейтрален и не поддается описанию или определению. Брахман рассматривается как Бог, не обладающий личностью или атрибутами (ниргуна-брахман) или владеет атрибутами (Сагуна-брахман), и приравнивается к Ишвары. В адвайта-Веданта, Ишвара - это проявление формы брахмана в человеческом разуме.

Божество Дурги, основного объекта поклонения в традиции шактизму, в одном из храмов в Труваннамалай, Тамил Наду

В традициях шактизму, Богу поклоняются, как женскому началу, как начальной богини-матери Шакти или Деве в различных ее формах. [34] В отсутствии Шакти, мужское начало рассматривается как пассивное и праздное. В ортодоксальниму шактизма, Великой богини-матери, или Махадиви, поклоняются, как Всевышнему, как олицетворению Верховного брахмана, единой и неделимой, из которой выходят все остальные ипостаси Бога (как мужские так и женские) и который является начальный источником материального и духовного мира. [34] Ни в какой другой религиозной традиции мира не встречается доктрина, отличающаяся такой откровенно "женской" ориентацией. [34]


3.2. Девы и аватары

В священных писаниях индуизма описываются небесные существа, называемые девы ("что светящиеся", "что блестят), что можно перевести на украинский язык, как "Боги" или точнее "полубоги". [35] Девы являются неотъемлемой частью индуистской культуры - их изображают в искусстве, архитектуре, иконографии, они описываются в различных историях, особенно в индийской эпической поэзии и Пуранах. Девы, однако, являются слугами Ишвары, Верховного Личностного Бога, которому многие индусы поклоняются в одной из его ипостасей как своему ишта-Дева или избранному идеалу; [36] [37] причем этот выбор основывается на личных предпочтениях каждого индуса, а также на региональных и семейных традициях поклонения. [ 38]

В индуистских эпосах и Пуранах описывается много историй о том, как Бог сходит на Землю в человеческом облике, с целью восстановить дхарму в обществе и привести человечество к мокши (освобождению из круговорота рождения и смерти). Такие воплощения или ипостаси Бога называются " аватарами" . главными аватарами Вишну (которого большинство индусов рассматривают как изначальную ипостась Бога и источник всех аватар) является Кришна (главный герой " Махабхараты" ) и Рама (протагонист " Рамаяны" ). [32] В большинстве традиций индуизма Кришну считают полной аватарой Вишну, в которой оказались все трансцендентные качества личностного Абсолюта. [32] [32] [39] В таких течениях индуизма, как Гаудио-Вайшнавизм, Валлабхи-Сампрадая и Нимбарка-Сампрадая, Кришне поклоняются как сваям-Бхагавана - верховной ипостаси Бога, источнику, как всех аватар, так и самого Вишну.


3.3. Карма и сансара

Карма буквально переводится как "действие", "деятельность" или "работа" [40] и может быть описана как "закон действия и воздаяния". [41] Согласно Упанишадами, индивид, называемый термином джива или джива-атма, развивает определенные самскары (впечатления, отпечатки) от любых действий, которые он делает, как на физическом, так и на умственном уровне. Самскары откладываются в так называемом "линга-шарирешарите, шарик, шарниров" - тонком теле, которое тоньше физическое тело, но грубее за душу. В нем самскары переносятся в следующей жизни, формируя единственную в своем роде психо-физическую природу человека, определяя его наклонности и желания, определяя его карму. [42] Таким образом, концепция общего, нейтрального и безошибочного закона кармы непосредственно связана с реинкарнацией, а также с личностью индивида, его качествами и его семьей. Карма сплетает вместе понятия свободы воли и судьбы.

Круговорот действия, последствий воздействия, рождения, смерти и перерождения называется самсары. Понятие реинкарнации и кармы лежат в основе индуизма и различных направлений в его философии и верованиях. В " Бхагавад-Гите" утверждается:

" Как человек, снимая старые одежды, надевает новый, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные. [43] "

Мир самсары обеспечивает эфемерные наслаждения, которые поддерживают в человеке желание рождаться снова и снова ради удовольствия бренного материального тела. Освобождение из мира самсары через достижение мокши приносит вечное счастье и умиротворение. [44] [45]

Конечная цель жизни обозначается такими терминами как мокша, нирвана или самадхи, и различными направлениями индуизма понимается по разному:

  • Осознание своего единства с Богом
  • Осознание своих вечных взаимоотношений с Богом
  • Достижения чистой любви к Богу
  • Осознание единства всего бытия
  • Осознание своего истинного Я
  • Достижение идеального умиротворения
  • Полная свобода от материальных желаний

Достигнув конечной цели человеческого существования, индивид освобождается из самсары и прекращает цикл перевоплощений. [46] [47] Точное определение мокши дается различными философскими школами индуизма по-разному. Например, адвайта-веданта утверждает, что после достижения мокши, атман прекращает свое существование как личность и сливается с безличным Брахманом. Последователи дуалистических школ Дуайт отождествляют себя как частички Брахмана, вечно обладающие индивидуальностью. После достижения мокши они ожидают попадания в одной из лок (планет) духовного мира, и навечно остаться там, наслаждаясь вечными взаимоотношениями с одной из форм Бога (ишвариинвары). Духовный мир, называемый Вайкунтха (обитель Вишну) является ближайшим аналогом Царства Бога. Также говорится, что последователи Дуайт стремятся "отведать сладость сахара, тогда как последователи Адвайты стремятся "превратиться в сахар. [48]

Понятие ада и рая представлены в пураичний литературе индуизма. Там описываются бесчисленные райские и адские локи (планеты или планы бытия), где умерших вознаграждают или наказывают в зависимости от совершенных ими благих или греховных поступков. Индивид, который попал в адские тонкие сферы бытия, может быть освобожден оттуда с помощью жертвоприношений пищи и воды, которые должны проводиться его детьми и внуками. Проведя там некоторое время, он "снова умирает" (речь идет о непрерывном движении души через промежуточные состояния к следующей воплощения), проходит сквозь различные материальные элементы (землю, воду, воздух, огонь, эфир и другие, более тонкие элементы), и наконец, заново рождается в одном из 8400000 типов тел, заполняющих вселенную, получая таким образом новую возможность достичь самоосознания. [49]


3.4. Цель жизни

В классической философии индуизма описываются две основные жизненные дхармы : грихастга-дхарма и саньяси-дхарма.

В грихастга-дхармы присутствуют четыре основные цели, которые называются пурушартги:

  1. Кама - чувственное наслаждение [50] [51]
  2. Артга - материальное богатство и успех [50] [51]
  3. Дхарма - правильная деятельность, выполнение своего долга в согласии с установками священных писаний [50] [51]
  4. Мокша - освобождение из самсары [50] [51]

Среди четырех пурушартг, дхарма и мокша имеют особое значение [51] - на стадиях Камы и артги, человек должен действовать согласно принципам дхармы и рассматривать в качестве конечной цели мокшу.

Саньясы признает, но не использует Каму, артгу и дгарму, полностью сосредотачиваясь на мокши. Те, кто следует грихастга-дхармы, рано или поздно также достигают этой стадии. Некоторые, однако, приходит к саньяси-дхармы мгновенно, независимо от того, на каком этапе они находились перед этим.


3.5. Йога

Статуя, изображающая Шиву в медитации. Бангалор, Карнатака

Независимо от того, какова конечная цель жизни для индуса, существует несколько методов йоги, которые были даны мудрецами для достижения этой цели. Того, кто занимается йогой, называют йогом. К текстам, в которых описываются различные виды йоги, ставят " Бхагавад-Гита" , "Йога-сутра", " Хатга-йога-Прадипике" , а также Упанишады.

К разновидностям йоги, следуя которым возможно достичь высшего духовного совершенства (мокши, самадхи или нирваны), относятся:

Человек может следовать одному из этих путей или нескольким, в зависимости от него или его склонностей и понимание. Традиции бхакти учат тому, что для большинства людей бхакти является единственным практическим путем для достижения духовного совершенства в настоящую эпоху Кали Юга. Практика одного вида йоги не исключает возможность практиковать также и другие. Например, принято считать, что практика Гьяна-йоги непременно приводит к чистой любви к Богу, которая является основной целью бхакти-йоги, и наоборот. [53] Другие, практикующие глубокую медитацию (такую ​​как в раджа-йоге) должны также прямо или косвенно придерживаться основных принципов карма-йоги, Гьяна-йоги и бхакти-йоги. [52] [54]


4. История

Священная гора Кайлаш в Тибете считается духовным домом Шивы.

Само понятие "история индуизма является своего рода противоречиям в терминах [55]. Сами индуисты называют свою традицию Санатана-дхарма "вечной дхарма" , а все, что имеет какое-либо религиозное значение, считают анади - не имея начала [55]. В случае с индуизмом, его история не играет в изучении традиции ту же роль, что в христианстве или буддизме [55]. Возникновение индуизма и его развитие не связано с какой-либо центральной историческим событием или общим историческим движением [55]. Большинство индуистских верят в то, что ряд событий, которую принято называть историей, повторяется снова и снова в вечном цикле. Некоторые из основных школ индуистской философии отождествляют этот самоповторний мир самсары с Мае ( иллюзией) и неведение (невежеством) [55]. Таким образом, базой для "истории", которая документирует внешнюю сущность происходящего, описывает внешнюю сторону событий, служит своего рода "выше невежество" [55].

Многие индологов выделяют три ступени в развитии религиозного мышления древней Индии ведизм, брахманизм и собственно индуизм [11]. Согласно Клостермайеру, подобном наименованию этапов в историческом развитии индуизма трудно найти оправдание [11]. Если использование термина "индуизм" проблематично по Вед и Брахманов, где он не упоминается, равнозначно проблематично его применения в отношении древнеиндийского эпоса и Пуранам, где он также не используется [11]. Современные индуисты, в свою очередь, называют свои живые традиции "ведическим", а индуизм - "вайдика-дхарма" ("ведической религией") [11]. Принятие Вед как священного писания они считают критерием ортодоксальности [11].

Самые свидетельства о практике индуизма датируются периодом от позднего неолита до периода Хараппской цивилизации (5500-2600 лет до н. н.э.). [56] [57] [58] [59] Верования и практики классического периода (XVI-VI века до н. э) принято называть "исторической религией" Вед или "Ведизм". Современный индуизм происходит с Вед, древнейшей из которых считается "Ригведа", датируемый большинством ученых второй половиной II тысячелетия до н. е. [60] Веды, в основном, посвящены поклонению различным девам (полубогам), таким, как Индра, Варуна и Агни, в них также содержится описание ритуала Сома. Основной религиозной практикой ведической религии было совершение огненных жертвоприношений, называемых ягя, и повторение ведических мантр. Древние традиции вед имеют большое сходство с зороастризмом и другими индо-европейскими религиями. В эпический и пуранической периода (примерно в VI-II веках до н. Э) были записаны первые версии эпических поэм "Рамаяны" и "Махабхараты", [61], хотя устно они передавались в течении многих веков до и после этого периода. [62] В этих эпических произведениях описываются истории правителей и войн древней Индии, которые преподносятся в сочетании с религиозными и философскими трактатами. В Пуранах описываются истории различных аватар, а также девы, их взаимоотношения с людьми и битвы с демонами.

Кришна поднимает гору Говардгана. Барельеф VII столиння в Махабалипурам, Тамил Наду
Храм Акшардгам в Нью-Дели.

Начало новой эпохи в истории индуизма положил приход и распространение по всей Индии философии Упанишад, джайнизма, и буддистской религиозно-философской мысли. [63] Махавира и Будда учили тому, что для достижения мокши или нирваны нет необходимости принимать авторитет Вед или кастовую систему. Буддизм пошел дальше, заявив, что "Я", "душа" (как то, что не поддается изменениям), и Бог (фигура, аналогичная творцу) просто не существуют. [64] Буддизм вобрал множество элементов образной и понятийной системы индуизма, но присвоил им другие значения. Буддизм достиг своего апогея во время правления императора Ашоки и империи Маурьев, которые смогли объединить индийский субконтинент в одно государство в III веке до н. е. В конкуренции с буддизмом за влияние на царский престол (опора на царский престол с самого начала была характерна для буддизма, как и проведение публичных диспутов при дворе) индуизм стал систематизованишим, практика жертвоприношений животных, в Ашоки неотъемлемая часть государственной и общественной жизни индусов, перестала играть значительную роль в Индии в целом. До II века до н. е. в философии индуизма сформировались шесть основных школ: [65]

  1. Санкхья [65]
  2. Йога [65]
  3. Ньяя [65]
  4. Вайшешика [65]
  5. Пурва-мимамса [65]
  6. Веданта [65]

В VI веке до н. е. Чарвака основал в Северной Индии школу атеистического материализма. [66] В период между IV и X веком н. е. индуизм взял верх над буддизмом и распространился по всей Индии, вытеснив буддизм за ее пределы. [67]

Храм Шарангапани в Кумбаконам, посвященный Вишну

Хотя Ислам пришел в Индию уже в начале VIII века, вместе с арабскими купцами и завоеванием Синдх, он превратился в одну из основных религий в поздний период завоевания мусульманами индийского субконтинента. [66] Во время этого периода буддизм окончательно пришел в упадок, а многие индусы обратились в ислам. Много мусульманских правители, такие, как Аурангзеб разрушали индусские храмы и преследовали индусов, а некоторые, такие, как Акбар, наоборот отличались терпимостью. В средние века индуизм претерпел большие изменения, в основном благодаря известным Ачарья Рамануджи, Мадхвы, и Чайтанья. [66] Последователи движений бхакти заменили абстрактную концепцию Брахмана, которую философ Шанкара сформулировал за несколько веков до этого, эмоционально. и страстной преданностью Альваро до аватаров Бога, особенно в Кришны и Рамы. [68]


5. Священные писания и богословие

Рукопись "Ригведы" одного из древнейших религиозных текстов в мире.

По одному из определений, индуизм основывается на "на сокровищницу духовных законов, установленных разными людьми в разные времена". Протяжении многих веков священные тексты индуизма передавались устно в стихотворной форме, которая, по мнению ученых, использовалась для облегчения запоминания. [69] Только гораздо позднее они были записаны. [56] [69] На протяжении веков, мудрецы совершенствовали учение и расширяли канон писаний. В писляведичному и современном индуизми большинство священных писаний, как правило, не толкуются буквально. Большое внимание уделяется етичниму и метафорическом содержанию, содержащихся в них. [56] Большинство священных текстов написаны на санскрите. Они делятся на две категории Шрути и Смрити.

Термин "шрути", в буквальном переводе означает "услышанное" используется относительно четырех Вед, которые принято считать самыми древними писаниями. Большинство индусов считает Веды за несотворенного человеком, вечные богооткровенной писания, которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов ( риши). [70] Также существуют некоторые течения в индуизме, которые не связывают создание Вед с какой-либо личностью или Богом. Веды принимаются как законы духовного мира, которые существуют вечно, и существовали бы, даже если бы ведические мудрецы не поведали их.


Существуют четыре Веды:

  1. Ригведа
  2. Сама-веда
  3. Яджур-веда
  4. Атхарва-веда

"Ригведа" рассматривается как важнейшая из Вед. Она не только считается самым древним ведическим писаниям, но и, возможно, древнейшим индоевропейским текстом. Каждая Веда делится на четыре части. Основная часть каждой Веды называется " Самхите" и состоит из священных мантр. Остальные три части представляют собой сборники комментариев, обычно написаны прозой и, по мнению ученых, относятся к более позднему периоду, чем основные самхите.

Четыре части, на которые делится каждая Веда:

Самхите и Брахманы принято относить к категории Карма-канди ("обрядового раздела), а Араньяки и Упанишады - к категории Гьяна-канди ("раздела о знании") [71] [72] [73]. В то время как Веды сосредоточены на ритуальных практиках, основной темой Упанишад является духовное самоосознание и философия. У них, в частности, обсуждается природа Брахмана и реинкарнация. [56] [74] [75]

Иллюстрация, изображающая Битву на Курукшетре, которая описывается в "Махабхарате".

Другие священные писания индуизма, не имеющие отношения к категории шрути, называют смрити ("запомнены"). [76] Важнейшие из смрити считаются индийские эпические поэмы " Махабхарата" и " Рамаяна" . " Бхагавад-Гита" является частью "Махабхараты" и считается широко известным из исследуемых священных текстов индуизма. В ней изложены философские наставления Кришны воину-принцу Арджуне перед началом великой Битвы на Курукшетре. Как сами индусы, так много западных ученых и философов, считают, что в "Бхагавад-Гите" изложена основная суть всех Вед. К категории смрити также относятся Пураны, которые преподносят индусские верования и философию в легкой и доступной форме, и содержат в себе много разных историй. Также существуют отдельные письма, которыми руководствуются только определенные направления в индуизме, к ним относятся "Девы-махатмья" Тантры, " Йога-Сутра" , "Тирумантирам", "Шива-сутры" и Агамы. Также важным текстом является " Ману-смрити" , в котором описываются законы и общественные нормы варнашрамы.


6. Религиозные практики

Брахмана - шакти осуществляет пуджу в Таптапани, Орисса.

Индуистские религиозные практики в основном направлены на осознание Бога, а иногда и на получение благословений от дэвов (полубогов). Поэтому, в индуизме существуют различные обряды, которые помогают человеку думать о Боге в повседневной жизни. Например, индусы регулярно совершают пуджу. [28] Она проводится, как в храме, так и дома. В индусских семьях, как правило, есть свой алтарь с мурти определенной формы Бога или Девы.


6.1. Храмы и мурти

Поклонение в индуизме осуществляется посредством мурти, которые в определенной степени можно сравнить с иконами в христианстве. [23] Мурти служит для связи между объектом, поклоняющийся индусом и его поклонения. [23] Мурти рассматривается как проявление Бога, как нечто непременно от Него. [77] Поскольку одним из качеств Бога является кругомсутнисть, Бог также проявляет себя через посредство мурти с целью облегчить для людей поклонение Себе. [77] В "Падма-Пуранебурани" Паране , Пузанов, Пурини, Уране ", в частности, утверждается, что мурти не следует воспринимать обычный камень или кусок дерева - мурти является прямой манифестацией Бога. [77] Некоторые течения в индуизме, такие как Арья-Самадж, не одобряют поклонения Богу с помощью мурти. Каждый индуистский храм, обычно, посвященный какому-то одному основному богу, или форме Бога, представленном в виде мурти на главном алтаре, а также нескольким другим богам или аватарам. [77] В некоторых храмах существует по несколько основных мурти. [77] Посещение храмов не является обязательным. [23] Многие индусов приходят в храм только во время религиозных праздников.


6.2. Символика

Мурти Радхи - Кришны и восемь гопи перед обрядом установления в новом храме в Тирупати, Андхра-Прадеш

Индуизм имеет хорошо развитую систему символики и иконографии, которая находит свое проявление в искусстве, архитектуре, литературе и поклонении. Символы берут свое значение писаний и культурных традиций. Состав "Ом" (символизирующий Парабрахманом) и знак свастики (который олицетворяет благополучие) в какой-то мере являются символами индуизма, тогда как другие знаки, такие, как Тилак, указывают на последователя определенной традиции в индуизме. Также существует много символов, которые отождествляются с теми или иными девами, формами или аватарами Бога к ним относят лотос, чакра и вина.


6.3. Обряды

Индуистский обряд Пушпа-абгишека (омовение цветочными лепестками) в храме Международного Общества Сознания Кришны в Тирупати

Большинство индусов принимают участие в религиозных обрядах ежедневно. [78] Многие индусов также проводят религиозные обряды у себя дома. [79] Индусы совершают такие ежедневные ритуалы

  • Пуджа на восходе солнца после принятия омовения, или в конце дня. Этот обряд обычно происходит в семейном храме или домашнем алтаре и состоит из подъема мурти зажженной лампы, благовоний и продовольствия, которые после подъема считаются прасадом.
  • Чтение различных священных писаний.
  • Бгаджана или киртан - обряд воспевания молитв, мантр и религиозных песен.
  • Различные виды медитации, такие как чтение мантр на четках " джапа-мала" , - ритуал, который называется " джапа ". [79]

Мантры и молитвы, своим содержанием, звуком и образом повторения помогают сосредоточить ум на духовном уровне или выразить свою преданность Богу или девам. Большую роль в индуистском религиозной жизни играет ритуальное повторение или воспевание мантр. Оно может осуществляться индивидуально как джапа (повторение мантр на четках), или проводится в группе - практика, которая называется киртан или бгаджана. Для многих индусов эти практики являются основой духовной жизни.

Отличительной особенностью религиозных ритуалов является разграничение между чистотой и осквернением. Религиозные обряды заранее предполагают некоторую степень осквернения что делает их, который должен очистится в процессе обряда или к осуществлению его. Очистка обычно осуществляется с помощью воды и является неотъемлемой частью большинства религиозных обрядов. [79]

Лампы, возвышенные индуистским святым во время вечерней пуджи в храме Шри Кокарнешварар "в городке Тирукокарнам, Тамил Наду.

Индусы верят в особую действенность жертвования и в понятие "хорошей кармы" или Пуньи, которая приобретается через благотворительность, совершение добрых дел и накапливается в течение жизни, обеспечивая защиту и благосостояние в следующем перевоплощении. [79] Ведические ритуалы огненных жертвоприношений, которые называются "Ягья", также является важным элементом в обрядовой практике индуизма. Они выступают как неотъемлемая часть таких церемоний, как свадьба, похороны, посвящения в ученики и т.д.. [80]

Индуистский обряд кремации на погребальном костре в одном из основных священных мест паломничества - Варанаси.

По случаю таких событий, как рождение ребенка, свадьба или похороны, проводятся целый ряд сложных религиозных ритуалов. К ним относятся такие обряды, как аннапрашан (когда ребенку впервые дают твердую пищу), упанаянам (формальное начало получения образования), шраддга (проводится с умершими родственниками). [81] [82] В большинстве индийских семей, точное время проведения различных церемоний, в особенности таких как помолвка молодой пары, свадьбы и др., определяется после консультации с ведическим астрологом. [81] Обязательным обрядом для всех, за исключением саннйяси и детей до пяти лет, является кремация тела после смерти. Во время традиционного индуистского обряда кремации тело заворачивают в ткань и сжигают на погребальных кострах.


7. Паломничество и праздники

Аллахабад в 2001 году во время проведения крупнейшего фестиваля в мире - Кумбха-мели. В 2007 году в нем приняло участие около 70 млн. индусов, что стало крупнейшим собранием людей в истории.

Паломничество является одной из религиозных практик, характерных для индуизма. Святое место паломничества называют "тиртха" или "дхамадама, драма, хама". Основные тиртха в индуизме:

Также важными местами паломничества являются такие города, особенно знамениты своими древними храмами:

  • Пури - там находится один из крупнейших вайшнавских храмов в мире, где ежегодно проходит самый вайшнавский фестиваль Ратга-Ятра.
  • Тирупати - там расположен вайшнавский храм Тирумала Венкатешвара - богатый и самый индусский храм в мире, который называют "индуистским Ватиканом ".
  • Катра - там находится храм Вайшно Дэви.
Киртан во время Навадвипа Мандала парикрамы - международной Гаудио-Вайшнавская парикрамы по празники местах, связанных с жизнью и деятельностью Шри Чайтанья. В этом ежегодном паломничестве в Западной Бенгалии, принимают участие индусы -вайшнавы из более чем 50-ти стран мира.

Четыре найсвьятиши дхармы в индуизме, формирующих маршрут Чаар-дхамму:

Также существует четыре основных города паломничества в Гималаях под названием Чета-Чаар-дхамму :

Кумбха-Мела - это крупнейший фестиваль в индуизме. Он проводится раз в четыре года поочередно в четырех городах: Аллахабаде, Харидваре, Нашик, и Удджайне.

Вайшнавский фестиваль в храме Варадараджа в празники месте паломничества в юго-индийском городе Канчипурам.

Дать праздников в индуизме, как правило определяются индуистским календарем. Праздники в индуизме, обычно, проводятся в честь различных аватар Бога, и событий, связанных с ними. Многие индуистских фестивалей соотносятся со сменой времен года. Некоторые праздники отмечают только последователи определенного направления в индуизме или жители определенного региона индийского субконтинента. Самые индуистские фестивали, которые проводятся повсеместно:


8. Варнашрама

Традиционно в индуизме жизнь делится на четыре ашрама (периоды или стадии).

  • Брахмачарья - Первый период жизни, стадия обучения, которую ученик проводит как монах, практикуя половое воздержание и занимаясь служением гуру, получая от него духовное знание.
  • Грихастга - семейная жизнь, работа. В этом ашраме осуществляются пурушартги ками и артги. Долг семьянина-индуса заключается в поддержке своих родителей, детей, гостей и святых личностей.
  • Ванапрастга - уход от дел и подготовка к полному отречению от материального мира. На этой стадии, все материальные обязанности постепенно передаются уже взрослым детям и больше времени посвящается духовным практикам и паломничеству в святые места.
  • Санньяса - последний этап жизни, стадия полного отречения от материального мира, которая характеризуется аскетизмом и полным посвящением самоосознанию и духовным практикам. В этом ашраме осуществляется необходимая подготовка к моменту смерти и достижению мокши. [83]

8.1. Монашество

Некоторые индусы выбирают монашеский образ жизни " санньяса" с целью сосредоточиться на достижении освобождения или другой формы духовного совершенства. Монахи посвящают себя простой и аскетическом жизни, составляют обет целибата и прекращая всякую материальную деятельность, полностью сосредотачиваются на духовных практиках, целью которых является осознание Бога. [84] Монахов в индуизме обычно называют санньяса, садгу или свами. [85] Женщин-монахинь называют саннйасини. Монахи пользуются огромным уважением в индийском обществе. Они либо живут в монастырях, или путешествуют, полагаясь только на Бога в обеспечении телесных потребностей. [86] Накормить странствующего садгу, или придать ему любую другую помощь, считается очень благочестивым поступком, а для семейных людей к тому же является обязанностью. Садгу стремятся относиться ко всем с уважением и сочувствием, независимо от того, является ли человек богатым или бедным, злодеем или благодетелем. Отличительной чертой садгу также относительная свобода от двойственности материального мира: они как правило безразличны к похвале или критике, страдания или наслаждения. [84]


8.2. Варны и кастовая система

Брахмана проводит пуджу быку Нанди в храме Брихадишвара в Танджавур. Эта статуя быка Нанди имеет длину 6 метров и была виризблена из одного блока гранита в 10 веке.

В индуизме общество традиционно делится на четыре крупы, так называемые варны, что в переводе с санскрита означает "цвет, форма, облик" [28]. Четырьмя варнами являются:

  • Брахманы - учителя и священники
  • Кшатрии - воины, правители, землевладельцы
  • Вайшьев - крестьяне, торговцы и предприниматели
  • Шудры - слуги и рабочие черных профессий

Как среди самих индусов, так и среди исследователей Индии, существует много споров о том, является ли кастовая система неотъемлемой частью индуизма, основанной на Священных Писаниях, или устаревший социальный обычай. [87] [88] Веды, древнейшие из писаний, подробно описывают и поддерживают деление общества на четыре сословия и указывают на то, что каждый индивид должен реализовать себя в жизни согласно своему характеру и склонностям (отраженных, в частности, в ведическом гороскопе), и выполнять свои обязанности предписан для своего собственного блага, так и для блага всего общества. Некоторые тексты "Ригведы" [89] и других писаний, относящихся к более позднему периоду, указывают на то, что изначально принадлежность к одной из варн не обязательно определялась рождением человека в той или иной семье, а скорее зависела от рода занятий индивида, его личных качеств, природы и наклона:

Я - певец, отец - врач, моя мать работает на мельнице, мелячи зерно. [90]

Однако, со временем, система варн претерпела изменения и превратилась в жесткую кастовую систему, в которой принадлежность к определенной варны стала передаваться исключительно по наследству и представители высших каст не давали возможности "подняться" тем, кто принадлежал к низшим кастам. Такая деградация оригинальной концепции системы варн положила начало дискриминации, основанной на принадлежности по рождению к той или иной варне.

Индуистский брахмана осуществляет огневое жертвоприношения ( ягью).

Категоризация каст также дается в " Ману-смрити" . [91] В " Бхагавад-Гите" Кришна утверждает, что разделение общества на четыре варны было создано лично им, Богом, но ничего не говорит о кастовое разделение общества по рождению. Принадлежность к той или иной варне, согласно "Бхагавад-Гите", определяется в зависимости от качеств индивида и деятельности, которой он занимается:

Согласно трем гуннами (качествами) материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай же, что, хотя Я и является создателем этой системы, Сам Я, вечный и неизменный, непричастен к какой-либо деятельности. [92]

Это также поддерживается различными историями ведических мудрецов ( риши), которые не были рождены в Брахманических семьях, но стали брахманами позднее. Например, риши Вишвамитра родился в семье кшатрия, и только позднее прославился как великий брахмана-мудрец, что явно указывает на то, что каста не определялась рождением. Другой мудрец, Валмики, вообще был разбойником и находился на уровне ниже шудры, но позже "превратился" в святого мудреца, и написал " Рамаяну" . А составитель всей ведической литературы риши Вьяса был сыном дочери шудры-рыбака. [93]

Также, в ведические времена, для шудр не существовало запрета на изучение Вед и на участие в религиозных ритуалах. Такой запрет появилась гораздо позже. [94]

На протяжении истории, многие из общественных деятелей и социальных реформаторов, таких как Махатма Ганди, подвергали критике кастовую дискриминацию. [95] Религиозный учитель Рамакришна ( 1836 - 1886) говорил:

Любимые Бога не принадлежат к какой-либо касте. Брахмана, который не имеет любви к Богу - это уже не брахмана, а пария, что полюбили Бога - уже не пария. С помощью бхакти (любви и преданности Богу) даже неприкасаемый очищается и поднимается до возвышенные уровня. [96]

Многие социологов показывают, что в современном контексте система варн обладает существенной гибкостью и не заслуживает всей критики о социальной дискриминации, которой ее подвергают. [97] [98]

Коровы испокон почитаются индусами как иметь и их убийство карается законом почти во всех штатах современной Индии.

9. Ахимса и вегетaрианство

Индусы идут принципу ахимсы (ненасилия) и уважают жизнь во всех ее проявлениях, так как верят в то, что все живые существа по своей природе духовные и являются частицами или искрами Бога, который в одной из Своих ипостасей как Параматма, постоянно присутствует во всех живых существах - животных, растениях, рыбах, насекомых и даже микроорганизмах. [99] Термин "ахимса" упоминается в Упанишадах, [100] в эпосе " Махабхарата" , [101] ахимса - это также первая из ям (обетов самоограничения) в " Йога-Сутра" Патанджали. [102]

Из уважения к другим живым существам, многие индусы придерживается вегетарианской диеты. Вегетарианство является одним из важных аспектов индуизма - оно рассматривается как одно из средств достижения саттвичным (чистого, благостной) образа жизни. Общее количество лакто-вегетарианцев в Индии по разным подсчетам составляет от 20% до 42% от числа всех жителей. [103] Результаты исследований также свидетельствует о том, что большинство индийцев, которые не являются вегетарианцами, употребляют невегетарианську пищу крайне редко, и только менее 30% делают это регулярно . [103] Следование вегетарианству также сильно зависит от социального положения и от регионов проживания. Например, среди индийцев проживающих на морском побережье, процент вегетарианцев гораздо меньше по причине большой зависимости от морских продуктов. [104] [105] ортодоксальным индусы также не употребляют в пищу лук и чеснок, которые рассматриваются как продукты, относящиеся к низшим качествам или гуннам материальной природы - раджаса и тамаса. [106]

Абсолютное большинство индусов-мясоедов воздерживаются от употребления в пищу говядины. Население Индии во времена ведической цивилизации и в последующие поколения, вплоть до наших дней, использовали и используют корову как источник протеина в форме молока и молочных продуктов, а также как поставщика удобрений и топлива в форме коровьего навоза. Корова всегда олицетворяла в индийском обществе образ матери. Индусы почитают корову как олицетворение бескористного жертвования. Убийство коров запрещено или ограничено законом практически во всех штатах Индии. [107]


10. Обращение в индуизм

Джордж Харрисон, обращенный в индуизм еще в 1960-е годы, повторяет мантру Харе Кришна на четки в Вриндаване.

Широко распространенная тезис о том, что индийцы категорически не согласны признавать индуисты людей другого этнического происхождения. Однако, как в нормах самого индуизма как религиозной системы, так и в светском индийском законодательстве нет устоявшейся, согласовать принадлежность к индуизму с этническими критериями. Юридическое определение индуизма было дано Верховным Судом Индии 1966 года. С уточнениями, внесенными 2 июля 1995 года, оно включает 7 основных признаков:

  1. "Уважительное отношение к Вед как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах ;
  2. Наличие духа терпимости относительно другой точки зрения, что следует из признания того, что истина многогранна;
  3. Признание космического "великого мирового ритма - огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной, следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о которой разделяют все шесть основных систем индуистской философии;
  4. Вера в перерождение ( реинкарнацию) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности);
  5. Признание того, что увольнение (с " колеса перевоплощений" ) является достижимым разными путями;
  6. Осознание как "равноправных" возможностей "идолопоклонства и отрицания почитания зримо оскорбление";
  7. Понимание того, что, в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием определенного набора философских постулатов.

Ни в признаки самого индуизма, ни в перечень критериев, которым должен соответствовать последователь индуизма, Верховный Суд Индии не включил никаких национально-этнических критериев. 2 июля 1995 Верховный Суд Индии признал, что:

Тот, кто с поклонением принимает Веды, принимает то, что увольнение можно достичь разными способами, признает ту истину, что нельзя поклоняться разным богам, что является отличительной особенностью индуистской религии, может быть назван индусом.

Понятие прозелитизм и обращение в индуизм исторически никогда не играли большой роли, но в современном контексте обращение в индуизм является обычным явлением. В раннем периоде развития индуизма не существовало других религий, которые составляли бы конкуренцию, [108] и индусы принимали всех за последователей Санатана-дхармы. [108] [109] Поэтому необходимости обращать кого-то в индуизм просто не существовало .. [108] С приходом наследственного кастового деления индийского общества в писляведичний период обращения в индуизм стало очень проблематичным. В наследственной кастовой системе положение человека в обществе в основном было отмечено рождением, поэтому обращение кого-то в индуизм как Санатана-дгарму было возможно только по праву рождения. Хотя, надо заметить, что кастовая система все же допускала ассимиляции в индуизм мигрирующих групп после смены нескольких поколений. [108]

Современный взгляд на обращение в индуизм сформировался в результате разрушения кастовой системы в сочетании с влиянием древних идей Санатана-дхармы. Многие индусов считают, что индусом можно только родиться, в то время как другие продолжают верить в то, что любой, кто следует индуистским верованиям и практикам, является индусом. Также существует третья группа последователей индуизма, в той или иной мере разделяют обе точки зрения. [110]

Альфред Форд, правнук легендарного основателя автомобильного концерна "Ford" Генри Форда, выполняет пуджу божествам Радхи - Кришны и восьми гопи в храме ИСККОН в Тирупати. Альфред Форд обратился в индуизм в 1975 году получив духовное посвящение "Дикшу" от Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Индусы, которые проживают за пределами Индии, как правило легко принимают желающих обратиться в индуизм. В самой Индии обращение в индуизм также становится все более и более обыденным. Переход в индуизм стал набирать темпы также учитывая усиление индуистских реформаторских движений. [111] В частности, переход индийцев обратно в индуизм не вызывает особых проблем, так как многие из индусов верят в то, что перейти из индуизма в иную религию невозможно. Также считается вполне приемлемым обращение в индуизм одного из партнеров в супружеской паре, которому таким образом дается полная возможность участвовать в индуистском религиозной и культурной жизни.

Формального обряда обращения в индуизм не существует, хотя во многих традициях ритуал, называемый " дикша" ("духовное посвящение", "инициация"), знаменует начало духовной жизни после обращения в индуизм, а ритуал, который называется "шуддхи" ("очистка") проводится при возвращении индийцев обратно в индуизм из другой религии. Многие течений в индуизме не является проповедническими и не стремятся обращать кого-либо, так как верят в то, что достичь совершенства в духовной жизни можно практикуя любую религию, при условии, что эта практика осуществляется искренне. [23] Однако, некоторые направления в индуизме, такие как Гаудио-вайшнавизм, к которому относится Международное общество сознания Кришны, откровенно проповедническим.

В общем, понятие религиозной свободы в индуизме не основывается на воле обращать кого-либо в другую религию, но прежде всего основывается на праве сохранить свою. [110]


11. Роль женщин в индуизме

Девушки-индуски в одном из сел в Западной Бенгалии

Роль женщин в индуизмi часто является предметом дискуссий - их положение рассматривается одними как благополучное, а другими как нетерпимость. Позиция женщин в индуизмi в основном базируется на различных религиозных писаниях, которые имеют разный авторитет и тематику. Положительным отношением к женщине характеризуются такие писания индуизма, как " Рамаяна" и " Махабхарата" , в которых превозносится образ идеальной женщины, в то время как другие тексты, такие как " Ману-смрити" устанавливают ограничения в правах женщин. В индуизмi считается, что женщины должны обязательно состоять замужем и оставаться умеренными и чистыми любой ценой. [112] Однако существуют исторические свидетельства того, что, например, во времена великих индийских царств , профессиональные проститутки (такие как Амрапали с Вайшали) занимали высокое и уважаемое положение в обществе, также как и священные храмовые танцовщицы девадаси, женщины-маги басави, тантрические кулики. [113]

B Упанишадах упоминаются несколько женщин-мудрецов и провидцев, наиболее заметными из которых являются Гарг и Майтрейи. В "Харiтa-Дгармa-сутрi" части "Яджур-веды) говорится, что существует два вида женщин:

  • Садгьявадгу - женщины, которые выходят замуж.
  • Брахмавадини - женщины, которые имеют склонность практиковать духовную жизнь. Они могут носить Брахманических шнур, осуществлять ведичнe огненное жертвоприношение Агнiхотру и изучать Веды.

B "Уттар-рама-Чаре" 2.3 Бгавабгути говорится, что Атрейи изучала философию и Веды в Южной Индии. В "Шанкара-дигвиджаi" 9.63 Мадгвачарьи описывается как Шанкара дискутировали с женщиной-философом Убгая Бхарата, которая владела обширными знаниями в Ведах. В некоторых школах ведических священников также учатся женщины. [114]


11.1. Свадьба, приданое и развод

Индуистськe свадьбы раджпутов

Согласно древней индуистской традиции, после свадьбы муж должен быть как бог для своей жены. По сегодня многие женщины-индусoк придерживаются предложенных ритуалов в общении со своим мужем, прикасаясь к его стопам, омыв их и получая от него благословение. В " Ману-смрити" описывается восемь видов свадьбы: в двух из которых родители невесты перед свадьбой одевают ее в дорогие одежды и покрывают драгоценностями, в двух других - семья жениха преподносит различные дары семье невесты, a в остальных четырех не происходит никакого обмена подарками. Из гимнов "Ригведы" можно сделать вывод о том, что в ведической культуре женщины выходили замуж во взрослом возрасте и, возможно, имели право избирать своего мужа. [115] В свадебном гимне "Ригведы" [116] говорится о "мужчин" (во множественном числе) для одной жены. [117]

Молодожены после обряда индуистськoгo свадьбу в Непалi.

Практика давать приданое не поощряется в ортодоксальнoмy индуизмi и по мнению некоторых исследователей является збoченням санскритских свадебных предписаний в истории". [118] Приданое тесно связано с кастовым статусом - в высших кастах приданое обычно должна давать семья девушки, а в низших - наоборот дается семьей мужчины .. [119] В современном индуизмi наблюдается тенденция к все ширшогo использования обряда давать приданое, в том числе из-за влияния таких процессов как санскритизация и урбанизация. [118]

Как в "Ману-смрити", так и в "Артга-шастрi" говорится, что когда человек iмпотент, совершил акт супружеской неверности, стал аскетом, был изгнан из общества или пропал без вести и не появился в течение определенного периода времени, тогда жена имеет право оставить его и снова выйти замуж. В "артха-шастрi" также утверждается, что при других обстоятельствах, развод можливe только по обоюдному согласию обеих сторон.


11.2. Вдовство и повторное замужество

В традиционных индуистских семьях, вдовы должны были, а во многих семьях имеют и поныне, носить белое сари и отказаться от использования украшений, включая бинди. Присутствие вдов на религиозных ритуалах рассматривалось как дурной знак, и они были обречены проводить остаток своих дней, практикуя духовные аскезы .. [120] Подобные ограничения в правах для вдов были особенно сильны в высших каста индийского общества, где женщины даже должны были брить голову, и где была строго ограничена возможность повторного замужества. [121] В настоящее время, подобным ограничениям слидyе только невеликa количество вдов, хотя ореол несприятливocти вокруг вдовства продолжает оставаться. [120] Хотя во многих текстах описывается возможность повторного замужества для вдов, это всегда рассматривается как неблагоприятная ситуация. Вдовы не обладали одинаковыми правами с женщинами, которые были замужем только один раз, а дети вдов ограничивались в некоторых правах. Согласно данным на 2007, вдовы составляют 3% населения Индии. [122] Для многих yдовиць единственной возможностью выжить является попрошайничество на улицах. Социологические исследования показывают, что многие вдов из-за боязни нарушить устоявшиеся обычаи, не хотят повторно выходить замуж.

Индуистськa вдова сжигает себя на погребальном костре вместе с телом мужа. Гравюра 1820 года.

11.3. Сати

Сначала сати происходило только добровольно как акт бессмертной любви жены к мужу и рассматривалось как благоприятный ритуал, который освобождал супружескую пару от всех грехов. Во многих пуранах сати упоминается как очень похвальный обряд. Несколько примеров сати также описываются в индуистских епосaх. Некоторые примеры из " Махабхараты" :

  • Несколько женщин Васудевы - Рохини, Деваки, Бгадра и Мадира - совершили обряд сати. [123]
  • Мадри, вторая жена Панды, которая чувствовала себя виновной в его смерти, совершила обряд сати. Тогда как его первая жена Кунти не сделала этого. [124]

Уже в период Гупта ( IV век), появляются свидетельства того, что ритуал сати стал носить принудительный характер: вдов принуждали к самосожжению после смерти мужа. Наряду с кастовой системой, обряд сати был одним из аспектов индуизма, подвергавшихся найсуворишiй критике, которая исходила как от самих индуистов, так и от представителей других религий, особенно христианства и ислама. Внутри индуизма, критика обряда сати была характерна для деятелей реформаторских движений.


12. Индуизм и другие религии

Индуизм часто называют национальной, а не мировой религией. Вместе с тем, учеными ставится вопрос о признании индуизма одной из мировых религий. Хотя большинство индуистов живет в Индии, индуистские общины разбросаны почти по всем континентах, предоставляющая индуизма глобальный статус. К концу XX века индуизм перешагнул национальные границы и стал популярным в ряде стран Европы и Америки, а также и в Украине, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий. В пользу признания индуизма как мировой религии свидетельствует тот факт, что по численности последователей он занимает третье место после христианства и ислама, значительно опережая по количеству верующих буддизм - одна из религий, безоговорочно признанную в числе мировых.


13. Социальный строй

Социальное устройство ариев создан не человеком, а самим Бхагаваном. Он создал четыре класса человеческого общества. Считается, что такая система существует от начала возникновения цивилизации. Четыре социальные группы ( варны) включают:

  1. брахманов - учителей и духовных наставников,
  2. кшатриев - администраторов и воинов,
  3. вайшьев - фермеров и торговцев,
  4. шудр - рабочих и ремесленников.

Эти варны являются естественными категориями людей, их можно обнаружить в любой человеческой цивилизации. Сторонники такой системы утверждают, что хотя она в наши времена и выродилась в систему наследственных каст (и потому была справедливо отвергнута), ее начальная структура была дана Верховным Бхагавана и является логичным и естественным, поскольку основана на разделении людей по их свойствам, а не кастовыми признакам.


14. Индуизм сегодня

Сегодняшние индусы - это, по сути дела, те, кто следует принципам ведической культуры, а религия Вед (индуизм) по числу последователей занимает третье место в мире (после ислама и христианства).

Первоисточником индийской дхармы (религии) признаются Веды. Согласно дгармасутры Гаутамы (1, 1-2), "источником дхармы является Веда, а традиция и обычай присущи знающим ее". Другие дгармасутры и смрити придерживаются той же мысли (Апастамба, 1,1,1-2, Васиштга, 1,4-5). Внимательное изучение Вед приводит нас к тому же выводу.

Учитывая все вышесказанное, можно сказать, что Веды сохранились в Индии в первичной чистоте как наука о Боге ( философия и религия). А в Украине они остались в виде сказок и мифов. Памятники древней ведической культуры до сих пор сохранились в Индии и является живым свидетельством былого величия этой культуры.

В Украине по государственной статистике [1] насчитывается 37 религиозных общин Общества Сознания Кришны (ответвление вайшнавизма, одного из направлений индуизма). Существует интернет-портал Мир Харе Кришна.


Примечания

  1. "Полный Оксфордский словарь мировых религий". Джон Боукер. Oxford University Press, 2000;
  2. "Religion: Hinduism" - java.nationalgeographic.com / studentatlas / clickup / hinduism.html. MapMachine Student Edition. National Geographic Society . http://java.nationalgeographic.com/studentatlas/clickup/hinduism.html - java.nationalgeographic.com / studentatlas / clickup / hinduism.html . Проверено 2007-04-10 .
  3. Kenoyer 1998, pp. 180-183
  4. "Major Religions of the World Ranked by Number of Adherents" - www.adherents.com / Religions_By_Adherents.html. Adherents.com . http://www.adherents.com/Religions_By_Adherents.html - www.adherents.com / Religions_By_Adherents.html . Проверено 2007-07-10 .
  5. en: Hinduism by country
  6. Kenoyer 1998, pp. 180-183
  7. Merriam-Webster's Collegiate Encyclopedia. - Merriam-Webster, 2000.
  8. Laderman, Gary Religion and American Cultures: An Encyclopedia of Traditions, Diversity, and Popular Expressions. - С. 119. - Santa Barbara, Calif: ABC-CLIO, 2003. ISBN 1-57607-238-X "world's oldest living civilization and religion".
  9. Turner, Jeffrey S. Encyclopedia of relationships across the lifespan. - С. 359. - Westport, Conn: Greenwood Press, 1996. ISBN 0-313-29576-X "It is also recognized as the oldest major religion in the world".
  10. Klostermaier 1994, p. 1
  11. а б в г д е ж и к л м н Klostermaier 2000, p. 6
  12. а б в Flood 1996, p. 6
  13. а б Weightman 1998, pp. 262-263
  14. Osborne 2005, p. 9
  15. Klostermaier 1994, p. 1
  16. Chidbhavananda 1997, pp. 67-74
  17. Например, южноиндийских брахманы, поклоняющихся Вишну, могут считаться типичными индусами. Тогда как последователей движения Радгасвами в Пенджабе, которые поклоняются лишенном атрибутов Бога и не признают Веды как откровение, нельзя считать, хотя это движение также относится к сфере индуизма.
  18. а б в г д Corrigan 2007, pp. 52-53
  19. Werner 1994, p. 73
  20. "India and Hinduism" - library.thinkquest.org/28038/page1_3.html. Religion of World. ThinkQuest Library . http://library.thinkquest.org/28038/page1_3.html - library.thinkquest.org/28038/page1_3.html . Проверено 2007-07-17 .
  21. "Polytheism" - www.britannica.com/eb/article-38143/polytheism. Encyclopdia Britannica. Encyclopdia Britannica Online. 2007 . http://www.britannica.com/eb/article-38143/polytheism - www.britannica.com/eb/article-38143/polytheism . Проверено 2007-07-05 .
  22. See Michaels 2004, p. xiv and Gill, NS "" Henotheism "" - ancienthistory.about.com / cs / egyptmyth / g / henotheism.htm. About, Inc . http://ancienthistory.about.com/cs/egyptmyth/g/henotheism.htm - ancienthistory.about.com / cs / egyptmyth / g / henotheism.htm . Проверено 2007-07-05 .
  23. а б в г д & Bhaskarananda 1994
  24. Vivekananda 1987
  25. Chakravarti 1991 Hinduism is a monotheistic religion which believes that God manifests Himself or Herself in several forms. One is supposed to worship the form that is most appealing to the individual without being disrespectful to other forms of worship.
  26. Monier-Williams 1974, pp. 20-37
  27. Werner 1994, p. 7
  28. а б в г д Monier-Williams 2001
  29. Sen Gupta 1986, p. viii
  30. а б в г д Beck 2005
  31. Концепция Шакти: Индуизм как освободительная сила для женщин - www.adishakti.org / forum
  32. а б в г д е ж Gupta 2007
  33. а б Delmonico 2004
  34. а б в Bhattacharyya 1996
  35. Monier-Williams 2001, p. 495.
  36. Werner 1994, p. 80
  37. Renou 1964, p. 55
  38. Harman 2004, pp. 104-106
  39. Заключение экспертной комиссии под руководством А. А. Куценкова - www.newjaipur.narod.ru / expert.htm "Бхагавана, личностный Бог, проявляет Себя в бесконечном многообразии форм и воплощений, которые представляют собой различные аспекты Его личности. Различные формы и проявления Господа носят разные имена, главными из которых для вишнуитов является Вишну ("Вездесущий"), и Кришна ("Всеприваблюючий") ". Состав экспертной комиссии: Куценков Анатолий Акимович - доктор исторических наук, заместитель директора Института востоковедения, руководитель Центра индийских исследований Российской академии наук; Ткачева Анна Александровна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, автор монографий "индуистского мистические организации и диалог культур" (М. 1989) и "Новые религии Востока" (М, 1991); Иваненко Сергей Игоревич - религиовед, доктор философских наук, руководитель авторского коллектива справочника "Религиозные организации Российской Федерации" (М, 1996)
  40. Apte 1997
  41. Smith 1991, p. 64
  42. Radhakrishnan 1996, p. 254
  43. "Бхагавад-Гита" Глава 2. Краткое изложение "Бхагавад-Гиты", текст 22 - vyasa.ru / books /? id = 93
  44. См. "Бхагавад-гита" Глава 16. Божественный и демонические натуры. Тексты 8-20 - vyasa.ru / books /? id = 107
  45. Vivekananda 2005, pp. 301-02
  46. Rinehart 2004, pp. 19-21
  47. Bhaskarananda 1994, pp. 79-86
  48. Nikhilananda 1992
  49. Rosen 1997
  50. а б в г Werner 1994
  51. а б в г д Bhaskarananda 1994, p. 7
  52. а б в г д Bhaskarananda 1994
  53. "Тот, кто знает, что цель санкгьи можно достичь с помощью бхакти, и понимает, что аналитическое изучение мира и бхакти равнозначны, видит истинное положение вещей." (Bhaktivedanta 1997, ch. 5.5 - bhagavadgitaasitis.com/5/5/en1)
  54. Monier-Williams 1974, p. 116
  55. а б в г д е Klostermaier 2000, p. 5
  56. а б в г Nikhilananda 1990, pp. 3-8
  57. Coulson 1992
  58. "Rigveda" - www.hindunet.org/vedas/rigveda/. The Hindu Universe. HinduNet Inc . http://www.hindunet.org/vedas/rigveda/ - www.hindunet.org/vedas/rigveda/ . Проверено 2007-06-25 .
  59. "Hindu History" - www.bbc.co.uk/religion/religions/hinduism/history/history_1.shtml BBC называет фаллические символы хараппской цивилизации элементами "доисторической религии (3000-1000 до н. э)".
  60. Oberlies 1998, p. 158
  61. Goldman 2007, p. 23.
  62. Rinehart 2004, p. 28.
  63. Olivelle, Patrick, "The renouncer tradition", In Flood 2003, pp. 273-274
  64. Eliot 2003
  65. а б в г д е ж Radhakrishnan & Moore 1967, p. xviii-xxi.
  66. а б в Basham 1999
  67. "The rise of Jainism and Buddhism" - www.bbc.co.uk/religion/religions/hinduism/history/history_2.shtml. Religion and Ethics-Hinduism: Other religious influences. BBC. 26 July 2004 . http://www.bbc.co.uk/religion/religions/hinduism/history/history_2.shtml - www.bbc.co.uk/religion/religions/hinduism/history/history_2.shtml . Проверено 2007-04-21 .
  68. JTF Jordens, "Medieval Hindu Devotionalism" in & Basham 1999
  69. а б Sargeant & Chapple 1984, p. 3
  70. "Hindu Wisdom - Women in Hinduism" - hinduwisdom.info / Women_in_Hinduism.htm . http://hinduwisdom.info/Women_in_Hinduism.htm - hinduwisdom.info / Women_in_Hinduism.htm . Проверено 2006-01-02 .
  71. "Hinduwebsite.com explaining the yajnas" - www.hinduwebsite.com / vedicsection / yajna.asp . http://www.hinduwebsite.com/vedicsection/yajna.asp - www.hinduwebsite.com / vedicsection / yajna.asp . Проверено 2007-06-25 .
  72. "Swami Shivananda's mission" - www.dlshq.org / religions / vedas.htm . http://www.dlshq.org/religions/vedas.htm - www.dlshq.org / religions / vedas.htm . Проверено 2007-06-25 .
  73. What is Veda? - www.vedah.com/org2/literature/essence/what_is_veda.html, Vedah.com
  74. Werner 1994, p. 166
  75. Monier-Williams 1974, pp. 25-41
  76. "Смрити" - www.hinduism.8k.com/smritis.html # sruti Свами Шивананда
  77. а б в г д Valpey 2006
  78. "Religious Life" - www.religionsofindia.org / loc / india_religious_life.html. Religions of India. Global Peace Works . http://www.religionsofindia.org/loc/india_religious_life.html - www.religionsofindia.org / loc / india_religious_life.html . Проверено 2007-04-19 .
  79. а б в г "Domestic Worship" - lcweb2.loc.gov/cgi-bin/query/r? frd / cstdy: @ field (DOCID in0055). Country Studies. The Library of Congress. September 1995 . http://lcweb2.loc.gov/cgi-bin/query/r?frd/cstdy: @ field (DOCID + in0055) - lcweb2.loc.gov/cgi-bin/query/r? frd / cstdy: @ field (DOCID in0055) . Проверено 2007-04-19 .
  80. "Hindu Marriage Act, 1955" - www.sudhirlaw.com/HMA55.htm . http://www.sudhirlaw.com/HMA55.htm - www.sudhirlaw.com/HMA55.htm . Проверено 2007-06-25 .
  81. а б "Life-Cycle Rituals" - lcweb2.loc.gov/cgi-bin/query/r? frd / cstdy: @ field (DOCID in0056). Country Studies: India. The Library of Congress. September 1995 . http://lcweb2.loc.gov/cgi-bin/query/r?frd/cstdy: @ field (DOCID + in0056) - lcweb2.loc.gov/cgi-bin/query/r? frd / cstdy: @ field (DOCID in0056) . Проверено 2007-04-19 .
  82. Banerjee, Suresh Chandra. "Shraddha" - banglapedia.search.com.bd/HT/S_0516.htm. Banglapedia. Asiatic Society of Bangladesh . http://banglapedia.search.com.bd/HT/S_0516.htm - banglapedia.search.com.bd/HT/S_0516.htm . Проверено 2007-04-20 .
  83. SS Rama Rao Pappu, "Hindu Ethics", In Rinehart 2004, pp. 165-168
  84. а б Bhaskarananda 1994, p. 112
  85. McGregor 1999
  86. Michaels 2004, p. 316
  87. Michaels 2004, pp. 188-197
  88. "The Caste System" - www.hinduwisdom.info / Caste_System.htm. Hindu Wisdom. 15 августа, 2006 . http://www.hinduwisdom.info/Caste_System.htm - www.hinduwisdom.info / Caste_System.htm . Проверено 2007-07-17 .
  89. Мандала 10.90
  90. "Ригведа" Мандала 9.112.3
  91. Manu Smriti Laws of Manu 1.87-1.91 - www.bergen.edu/phr/121/ManuGC.pdf
  92. "Бхагавад-Гита" Глава 4. Божественное знание 4.13 - vyasa.ru / books /? id = 95
  93. Sabhlok, Prem "Glimpses of Vedic Metaphysics" Page 21 - www.sabhlokcity.com / metaphysics / metaphysics.pdf
  94. "Шукла Яджур-веда" 26.2
  95. Elenanor Zelliot, "Caste in Contemporary India," In Rinehart 2004
  96. Nikhilananda 1992, p. 155
  97. Silverberg 1969, pp. 442-443
  98. Smelser & Lipset 2005
  99. Monier-Williams, Religious Thought and Life in India (New Delhi, 1974 edition)
  100. Radhakrishnan, S Indian Philosophy, Volume 1 2nd edition. - С. 148. - London: George Allen and Unwin Ltd., 1929.
  101. Ахимса как один из "этических и религиозных предметов обсуждения" в "Махабхарате" смотрите: Brockington, John, "The Sanskrit Epics" Flood 2003, p. 125
  102. Текст "Йога Сутра" 2.29 и перевод яма как "обет самоограничения", смотрите в Taimni 1961, p. 206
  103. а б К исследованиям питания индейцев относятся следующие: "Diary and poultry sector growth in India" - www.fao.org/WAIRDOCS/LEAD/X6170E/x6170e09.htm # TopOfPage, "Indian consumer patterns" - www.fas.usda.gov / htp / highlights/2001/india.pdf и "Agri reform in India" - www.ers.usda.gov/amberwaves/February04/Features/ElephantJogs.htm.
  104. Fox 1999
  105. Yadav, Y.; Kumar, S. " The food habits of a nation - www.hindu.com/2006/08/14/stories/2006081403771200.htm "The Hindu, 14 августа 2006. Проверено 2006-11-17.
  106. Смотрите, Basak, R., "Индуистская концепция естественного мира" в Morgan 1987, pp. 111-112; и Doshi 2002, p. 2
  107. Krishnakumar, R., " Beef without borders - www.hinduonnet.com/fline/fl2018/stories/20030912004703100.htm ", Frontline, Narasimhan Ram, August 30 September 12, 2003. Проверено 2006-10-07.
  108. а б в г Davis 2005
  109. Ketkar, Shridhar The History Of Caste In India - books.google.com / books? id = _c9OAAAAMAAJ & pg = PA89 & lr = # PPA89, M1. - С. 87-89. - Taylor & Carpenter, 1909.
  110. а б Omar 2006
  111. Reuter, Thomas Java 's Hinduism Revivial - www.hinduismtoday.com/archives/2004/10-12/52-53_revivial.shtml. - Hinduism Today, 2004.
  112. Tanika 2001
  113. Abbe Jean Antoine Dubois, Hindu Manners, Customs, and Ceremonies, translated from the French by Henry King Beauchamp, (Oxford: Clarendon Press, 1897)
  114. Vasuda Narayanan, "Women of Power in the Hindu tradition"
  115. RC Majumdar and AD Pusalker (editors): The history and culture of the Indian people. Volume I, The Vedic age. Bombay: Bharatiya Vidya Bhavan 1951, p.394.
  116. RV 10.85.37-38
  117. RC Majumdar and AD Pusalker (editors): The history and culture of the Indian people. Volume I, The Vedic age. Bombay: Bharatiya Vidya Bhavan 1951, p.394
  118. а б Miller 1993
  119. Jeaneane Fowler Hinduism: Beliefs and Practices (The Sussex Library of Religious Beliefs and Practices). - С. 54. - Brighton: Sussex Academic Press. ISBN 1-898723-60-5.
  120. а б Bowker, John H.; Holm, Jean Women in religion. - С. 79. - London: Continuum, 1994. ISBN 0-8264-5304-X.
  121. Fuller 2004
  122. Aid plan for India's 33m widows - news.bbc.co.uk/1/hi/world/south_asia/7157979.stm
  123. "Махабхарата" Маусала-Парва 7.18
  124. "Махабхарата" Ади-Парва 95.65

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам