Надо Знать

добавить знаний



Информационная война



План:


Введение


Информационная война ( англ. Information War ) - Использование и управление информации с целью получения конкурентоспособной превосходства над противником.
Информационная война может включать в себя

Часто ИС ведется в комплексе с кибер-и психологической войны с целью более широкого охвата целей, с привлечением радиоэлектронной борьбы и сетевых технологий.


Основным средством ведения ИС является информационное оружие.
ИС ведется путем информационных операций.

Сегодня информация набирает материальной формы и владения ею становится очень желанным. Любые, вполне "материальные", решение в их реализации апробируются в информационной области. И результаты апробации становятся решающими.


1. Возникновение термина "информационная война"

Исходя из содержания и роли информации в современном мире, американский исследователь М. Маклуен выводит интересную тезис, который звучит так: "Истинно тотальная война - это война посредством информации". Именно Маклуен первым провозгласил, что в наше время экономические связи и отношения все больше принимают форму обмена знаниями, а не обмена товарами. А средства массовой коммуникации сами являются новыми "природными ресурсами", которые увеличивают богатства общества. То есть борьба за капитал, пространства сбыта и т.д. отходят на второй план, а главным выступает доступ к информационным ресурсам, знаний, что приводит к тому, что войны ведутся уже больше в информационном пространстве и с помощью информационных видов вооружений.

Впервые это понятие было закреплено в директиве Министерства обороны США DOD S 3600.1 (от 21 декабря 1992 года), где оно употреблялось в узком смысле и рассматривался как разновидность радиоэлектронной борьбы. В дальнейшем, в отчете американской корпорации "Рэнд" MR-661-0SD "Strategic Information Warfare. А new face of War" (1996 p) впервые появился термин - "стратегическая информационная война (информационное противоборство)". Она определялась как война с использованием государственного глобального информационного пространства и инфраструктуры для проведения стратегических военных операций и укрепления влияния на собственный информационный ресурс [1].

Разница в переводе слова "warfare", что может быть переведено и как война, и как борьба, вызвала параллельное употребление понятий "информационная война" и "информационная борьба (противоборство)". Второе понятие является широкоупотребляемыми в России, где оно означает "соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их теряют " [2].

Поэтому представляется уместным тождественно использования обоих терминов, "в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации в" [3].

В отчете американской корпорации "Рэнд" MR-661-0SD говорится о том, что изменения в общественно-политической жизни ряда государств, вызванные быстрыми темпами информатизации и компьютеризации общества приводят к пересмотру геополитических взглядов руководства, к возникновению новых стратегических интересов (среди прочего и в информационной сфере), следствием чего является изменение политики, проводимой этими странами. Авторы подчеркивают, что, учитывая определение войны, данное Клаузевицем ("война - это продолжение политики другими средствами"), глобальные противоречия требуют новых средств и методов их решения - стратегического информационного противоборства [4].


2. Стратегическое информационное противоборство

Суть понимания процессов ведения стратегической информационной войны отражена в отчетах РЭНД, подготовленных в 1998 году: MR-963-OSD (The Day After ... in the American Strategic Infrastructure) и MR-964-OSD (Strategic Information Warfare Rising). На основе выполненных исследований о роли и месте информационной войны, а также анализа современного состояния в этой области была совершена попытка прогноза (с использованием методики "The Day After ...) динамики формирования ситуации в мире. Рассматривается ряд возможных путей развития, среди прочего получения США владычества в области ИС, создание элитарного клуба государств-обладателей средств ИС и ряда других. Было также обосновано набор мер, необходимых для осуществления в ближайшее время для того, чтобы достичь желаемого результата в этой сфере в будущем [4].


3. История развития технологии ведения информационной войны (поколения)

Известно, что крупномасштабные информационные технологии, которые получили название "информационных войн", имеют тысячелетнюю историю.

Уже в Библии упомянуто Гедеона, который во время войн регулярно прибегал к запугиванию врага. Однажды он так запугал противника, что тот растерялся и ударил по своим войскам.

Примеров информационного воздействия на моральную, духовную стойкость противника можно найти немало и в древнем Риме, и в эпоху феодализма (борьба с "ересью", за "истинную веру" и т.д.), и в позднейшие времена.

Особое значение информационные войны получили в ХХ веке, когда газеты, радио, а затем и телевидение стали действительно средствами массовой информации, а распространяемая через них информация - действительно массовой. Уже в 20-х годах США вели радиопередачи на регионы своих "традиционных интересов" - страны Латинской Америки, Великобритания - на свои колонии. Германия, которая добивалась пересмотра условий Версальского мира - на немцев Померании и Верхней Силезии в Польше, Судет - в Чехии. Тогда же, в 30-х годах, информационные войны перестают быть дополнением к вооруженным и превращаются в самостоятельное явление - как: немецко-австрийская радиовийна 1933-34 гг по поводу присоединения Австрии к рейху. Именно тогда появилось и получило распространение понятие "информационный агрессор".


3.1. Поколение современных информационных войн

Ключевым понятием, введенным в отчете MR-964-OSD, является классификация стратегического информационной войны на первое и второе поколение.

Стратегическая информационная война первого поколения включает основные методы информационной войны, которые США реализуют в настоящее время [ Когда? ] на государственном и военном уровнях и от которых не намерены отказываться в обозримом будущем [1].

Вместе с тем введено понятие стратегическая ИС второго поколения. Развитие и ведения стратегической информационной войны второго поколения, ее скоординированные информационные операции в перспективе могут привести к полному отказу от использования военной силы.


4. Формы современных информационных войн

При трансформации информационной войны будут меняться также ее формы [4]. Так, для информационной борьбы первого поколения это:

  • огневое подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления;
  • ведение радиоэлектронной борьбы;
  • получения разведывательной информации путем перехвата и расшифровки информационных потоков;
  • осуществления несанкционированного доступа к информационным ресурсам с последующей фальсификацией или похищением;
  • массовое представление в информационных каналах противника или глобальным сетям дезинформации для воздействия на лиц, принимающих решения;
  • получение информации от перехвата открытых источников информации.

Информационная борьба второго поколения предусматривает:

  • создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника;
  • манипулирования общественным сознанием социальных групп населения страны с целью создания политической напряженности и хаоса;
  • дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации конфликтов, разжигания недоверия, подозрительности, обострения политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции и даже гражданской войны;
  • снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;
  • дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;
  • подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;
  • нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

5. Виды ИС

  • Психологическая война;
  • Кибервойна;
  • Сетевая война;
  • Идеологическая диверсия;
  • Радиоэлектронная борьба, которая может проявляться следующими способами:
    • Телевидение и радиовещание могут быть подавлены.
    • Ресурсы телевидения и радиовещания могут быть захвачены / покорены для кампании дезинформации.
    • Сети коммуникаций могут быть заблокированы или недоступны.
    • Операции фондовой биржи могут саботироваться электронным вмешательством, давая утечки чувствительной информации или распространяя дезинформацию.

Примером акта ИС может быть случай, когда в 1991 во время Войны в Заливе, Голландские хакеры похитили информацию о передвижениях американских войск из Министерства обороны США и пробовали продавать ее иракцам, которые подумали, что это мистификация и отказались от нее.


6. Методы и способы ИС

Американская Военная Авиация имеет Эскадроны Информационной войны начиная с 1980-х. Фактически, официальная миссия Американской Военной Авиации являются: [нужна цитата] "Обеспечить суверенный выбор для защиты Соединенных Штатов и его глобальных интересов. Лететь и бороться в воздухе, Космосе, и Киберпространстве" , с последующей ссылкой на его роль в информационной войне.

Поскольку Военная Авиация часто рискует самолетами и экипажами самолетов, при нападении на стратегические цели вражеских коммуникаций, отдаленно блокируя такие цели, используя программное обеспечение и другие средства можно обеспечить безопасную альтернативу борьбы. Кроме того, блокирование таких сетей электронным способом также позволяет им быть повторно быстро введены в действие после того, как вражеская территория занята. Так же можно действовать с военными информационными единицами противника с целью дальнейшего использования. Впервые подобные методы использовались против Ирака сетей коммуникаций во время первой Войны в Заливе.


7. ИС на современном этапе

Для борьбы между корпорациями, которые являются конкурентами на разных рынках используется промышленный шпионаж, которое состоит в сборе информации относительно своего "противника" (будущие планы, текущие дела, финансовое положение). Примером ИС на современном этапе может быть российско-грузинский конфликт 2008 года.

8. Задача и цель ИС

Цель информационной войны - ослабить моральные и материальные силы противника или конкурента и усилить собственные. Она предусматривает мероприятия пропагандистского воздействия на сознание человека в идеологической и эмоциональной сферах. Очевидно, что информационная война - составная часть идеологической борьбы .. Они не приводят непосредственно к кровопролитию, разрушениям, при их ведении нет жертв, никто не лишается пищи, крыши над головой. И это порождает опасную безопасность в отношении них. Между тем, разрушение, которые наносят информационные войны в общественной психологии, психологии личности, по масштабам и по значению вполне соизмеримы, а иногда и превышают последствия вооруженных войн.

Главная задача информационных войн заключается в манипулировании массами. Цель такой манипуляции чаще всего заключается в

  • внесении в общественное и индивидуальное сознание враждебных, вредных идей и взглядов;
  • дезориентации и дезинформации масс;
  • ослаблении определенных убеждений, устоев;
  • запугивании своего народа образом врага
  • запугивании противника своим могуществом. Наконец, последнее, но не менее важная задача: обеспечение рынка сбыта для своей экономики. В этом случае информационная война является составной частью конкурентной борьбы.

Система - объект информационной операции, может включать любой элемент в эпистемологии противника. Эпистемология включает в себя организацию, структуру, методы и вероятность знаний. На стратегическом уровне цель кампании информационной войны - повлиять на решение противника или конкурента, и как следствие, на его поведение таким образом, чтобы он не знал, что на него воздействовали. Даже тогда, когда этой цели трудно достичь, она все-таки остается конечной целью кампании на стратегическом уровне. Успешная, хотя и неполное информационная кампания, проведенная на стратегическом уровне, приведет к решениям противника (а следовательно и его действий), которые будут противоречить его намерениям или мешать их выполнению.

Успешная информационная кампания, проведенная на оперативном уровне, будет поддерживать стратегические цели, влияя на возможность врага принимать решения оперативно и эффективно. Другими словами, целью информационных атак на операционном уровне является создание таких помех процессу принятия решения врагом, чтобы противник не мог действовать или вести войну координировано и эффективно. В информационной войне целью является гармонизация действий на оперативном уровне с действиями на стратегическом уровне, чтобы объединенные, они заставляли противника принимать решения, которые приводили бы к действиям, которые помогали достигать субъекту собственных целей и мешали бы противнику добиваться выполнения своих.

Относительно целей атак в информационной войне, то чем более зависим противник от информационных систем при принятии решения, тем более он уязвим к вражескому манипулированию этими системами. Программные вирусы воздействуют только на те системы, в которых есть программы.

Чем современнее общество, тем больше оно полагается на информацию и средства его доставки. Сюда относится также Интернет - но это лишь вершина этой информационной конструкции. Любая развитая страна телефонную, банковскую и множество других сетей, управляемых компьютерами, следовательно имеют свойственные для них слабые места.

Информационная война - это уже не туманная область футурологии, а реальная дисциплина, которую изучают и разрабатывают. В наиболее широком смысле информационная война включает средства пропаганды.

Генеральная цель информационной войны, таким образом, - нарушить обмен информацией в лагере конкурента. Нетрудно понять, что этот вид оружия, как правило, вообще не направлен на задание потерь живой силе. В этом смысле кривая технологии вывела, наконец, к бескровной и в то же время исключительно эффективного оружия. Она уничтожает не население, а государственный механизм.

Информационно-компьютерная революция открывает широкие возможности для влияния на народы и власть, манипулирования сознанием и поведением людей даже на отдаленных пространствах. Учитывая процесс глобализации телекоммуникационных сетей, что происходит в мире, возможно предположить, что именно информационным видам агрессии будет предоставлен приоритет в будущем. Нужна серьезное внимание специалистов разного профиля к этому вопросу, чтобы избежать наиболее негативных последствий этой войны для всего человечества.


9. Информационная война и будущее Украины

10. Защита гражданского общества от информационного оружия в XXI веке

Мировое сообщество встретилось с новой глобальной угрозой безопасности стран - информационным оружием. Проблемы разработки, использования и защиты от информационного оружия на сегодня стали выше приоритетами политики национальной безопасности США и других западных стран, ориентированной на XXI век.
Информационное оружие принципиальная отличается от других средств ведения войны тем, что с ее помощью ведутся необъявленные и зачастую невидимые войны, и что объектами воздействия являются, прежде всего, общественные институты общества и государства - экономические, политические, социальные и др.. Кроме того, военная стратегия использования информационного оружия оказалась тесно связанной с гражданским сектором и стала во многом от него зависеть.
Нынешнее информационное общество - это новая реальность, которая объединяет средства существования локальных цивилизаций и мировые информационные универсалии. Это такое общество, которое может выжить лишь в том случае, если превратит толерантность из индивидуальной установки человека на образ жизни социума [5].


См.. также

11. Сноски

  1. а б Присяжнюк М., Жарков Я.. Анализ средств ведения информационной борьбы с использованием информационных технологий, форм и способов их применения / / Центр военной политики и политики безопасности: http://defpol.org.ua. - (10 августа 2009).
  2. Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - Монография, с ил .. - М.: Горячая линия - Телеком, 2003. - 541 с.
  3. Манойло А.В.. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта / / Портал: http://psyfactor.org/. - (2005 год).
  4. а б в Гриняев С. Взгляды военных экспертов США на ведение информационного противоборства // Зарубежное военное обозрение (Портал: http://psyfactor.org/). - (№ 8, 2001).
  5. Інформаційна війна та майбутнє України

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам