Информационная культура

Информационная культура ( англ. Information culture ) -

  1. в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивные взаимодействия этнических и национальных культур, а также сопряженность в общем опыте человечества.
  2. в узком - совокупность знаний и умений по эффективной информационной деятельности, то есть такой ИД, которая достигает поставленной цели.

Также ее следует рассматривать как алгоритмы человеческого поведения и символических структур в инфосферы, которые предоставляют этому поведению смысла и значимости с точки зрения человека.

Информационная культура может рассматриваться как составная часть общей культуры, ориентированная на информационное обеспечение человеческой деятельности. Информационная культура отражает достигнутые уровни организации информационных процессов и эффективности создания, сбора, хранения, обработки, представления и использования информации, обеспечивающих целостное видение мира, его моделирования, предсказания результатов принимаемых решений человеком [1].


1. Понятие информационной культуры

Понятие "информационная культура" подчеркивает связь информационного мира с духовной культурой личности, целостность понимание культуры, отдельные аспекты которой привлекают внимание исследователей в разные периоды развития человеческого общества.

Основная тенденция в динамике формирования понятия "информационная культура" связана с фундаментальностью и многоаспектностью ее рассмотрения не только как феномена, определенного условиями научно-технического прогресса, электронными средствами переработки, хранения и передачи социальной информации, а прежде всего как деятельностной инфраструктуры, пронизывает все эпохи и цивилизации, все сферы человеческой деятельности и все ступени развития человека как социального существа [2].

Информационная культура формируется как интегральное понятие, которое включает следующие компоненты:

  • аудиовизуальная культура,
  • логическая культура,
  • семиотическая культура,
  • понятийно-терминологическая культура,
  • технологическая культура,
  • коммуникационная культура,
  • сетевая культура.

2. История

Впервые понятие "информационная грамотность" было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе высшего образования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, которая способна развивать, размещать, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать.

Информационная культура насчитывает тысячелетия [3]. Началом ее истории логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, присущего животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами стал основой развития речи. До появления письменности становление языка вызвало к жизни гамму вербальных методик, породило культуру обращения с смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, который содержал в себе все разнообразие устной информационной культуры.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Одна из самых значительных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знаний не обеспечивали полной целостности объемов информации, поэтому фиксация информации на материальном носителе породила новый период информационной культуры - документальный. В ее состав вошла культура общения с документами: культура извлечения фиксированного знания, культура кодирования и фиксации информации; культура документографичного поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Очередную информационную кризис вызвали к жизни компьютерные технологии, модифицировали носители информации и автоматизировали некоторые информационные процессы.

Современная информационная культура собрала в себе все свои предыдущие формы и соединила их в единственное средство.


3. Проекты по развитию ИК

3.1. Украина

Для эффективного и безопасного использования информации в Украине действует ряд проектов, как государственных (введение новых учебных предметов и др.)., так и не государственных (например ресурс mediaosvita.com.ua). Издан учебник "Воспитание культуры пользователя Интернета. Безопасность во всемирной сети" [4], который имеет целью формирование у детей навыков грамотного и безопасного использования Интернет-ресурсов.

3.2. Международные инициативы

3.2.1. Программа ЮНЕСКО "Медиа и информационная грамотность"

По данным веб-сайта ЮНЕСКО, это "действия, чтобы дать людям навыки и умения для критического восприятия, оценки и использования информации и медиа в своей профессиональной деятельности и личной жизни ". [5] Цель инициативы заключается в создании информационно грамотных обществ путем создания и поддержания образовательной политики информационной грамотности. Участники проекта работают с преподавателями по всему миру, обучая их информационной грамотности и предоставляя ресурсы для ее использования в их классах.

ЮНЕСКО публикует исследования по информационной грамотности во многих странах, несмотря на то, как информационная грамотность в настоящее время преподается, как она отличается в разных сообществах и как повысить осведомленность. Они также выдают педагогических средства и программы для школьных советов и учителей для использования использования [6].


3.2.2. Международная федерация библиотечных ассоциаций и институтов

По данным веб-сайта IFLA, IFLA ( англ. The International Federation of Library Associations and Institutions ), "Основная цель Секции информационной грамотности является содействие международному сотрудничеству в развитии информационной грамотности для всех типов библиотек и информационных учреждений."

См.. также

Примечания

  1. Морзе Н.В. Информационная культура и ее составляющие - ped.sumy.ua / index.php? option = com_content & view = article & id = 627: ss-is & catid = 13: s & Itemid = 180 / / Украинская педагогика (образовательный портал). - (04.03.2009).
  2. Информационная культура общества - km-school.ru - wiki.km-school.ru/wiki/index.php/Информационная_культура_общества
  3. Оленев С. М. Информационная культура на рубеже тысячелетий: преемственность и новации. / / Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция. Краснодар - Новороссийск - 11-16 сентября, - 1996. - С. 52-53.
  4. А. Б. Когарян, Н.И. Гущина Воспитание культуры пользователя Интернета. Безопасность во всемирной сети - ua.partnersinlearningnetwork.com / Pages / ResourceViewerAnon.aspx? resid = 351. - М.: 2011. - 100 с. .
  5. UNESCO. (Nd). Media and information literacy. Retrieved From http://portal.unesco.org/ci/en/ev.php-URL_ID=15886&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html - portal.unesco.org / ci / en / ev.php-URL_ID = 15886 & URL_DO = DO_TOPIC & URL_SECTION = 201.html
  6. UNESCO. (Nd). Media and Information Literacy: Documents. Retrieved From http://portal.unesco.org/ci/en/ev.php-URL_ID=22445&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=-465.html - portal.unesco.org / ci / en / ev.php-URL_ID = 22445 & URL_DO = DO_TOPIC & URL_SECTION =-465.html