Надо Знать

добавить знаний



Иоанн Креститель



План:


Введение

Иоанн Креститель, картина Тициана

Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча, Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель - ( ивр. יוחנן המטביל , Йоханан бар Зехарья - "сын Захарии"; Йоханан ѓа-Матбиль [Хаматвил [1] ] - "совершающий ритуальное очищння водой"; греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής , Иоаннес о Баптистес, Ιωάννης ο Πρόδρομος , Иоаннес о Продромос; лат. Io (h) annes Baptista ; араб. يحيى , Yaḥyā, يوحنا , Yūḥanna * ок. 6 г. до н. э-2 г. до н. е. - ок. 30 г. [2]) - по Евангелиями : предшественник Иисуса Христа игравшего его пришествия, жил в пустыне и затем проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем его обезглавил царь Ирод Антипа по наущению Иродиады. Пророк, мученик, после Девы Марии самый святой. О пророка Господь Иисус Христос говорил: "Среди рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя".


1. Рождение

Архангел Гавриил появляется Захарии (Франция, 15.ст.)

О рождении Иоанна Крестителя известно лишь из Евангелие от Луки. Из него известно, что Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Авии) и праведной Елизаветы (из рода Аарона) ( Лк. 1:5), родственницы Пресвятой Богородицы. Они были уже в преклонном возрасте и не надеялись на потомство. Во время очереди служения Захарии в Иерусалимском Храме ему выпала служба жертвовать курения на алтаре, что происходило два раза в день. (По жребию определялись различные задачи священников в святилище). Алтарь курения находился в "святилище", куда должны входить только священники. Архангел Гавриил был послан Богом сообщить ему о рождении сына. Архангел стал рядом кадильного жертвенника и сказал: "Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн". ( Лк. 1:13). Имя Иван тогда означало - Ягве был милостив. Захария не поверил ангелу и за это был предписан немотой, до того дня пока это не осуществилось. Евангелист Лука параллельно повествует и Благовещение Пресвятой Богородицы ( Лк. 1:26-38). Пресвятая Богородица узнала из уст ангела о беременности Елизаветы и пустилась в путь, чтобы посетить родственницу. Место жительства Захарии и Елисаветы достоверно неизвестно. Только из Евангелия знаем, что Мария ушла в ".. нагорную страну, в город Иуды" ( Лк. 1:39). Церковное предание говорит, что это современный город Эйн Карем (Аин-Карим), расположен ок. 7 км к юго-западу от Иерусалима [3]. Елизавета встретила Марию словами:

Когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее. И Елизавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что ко мне пришла мать моего Господа? ( Лк. 1:41-43)

Так Елизавета узнала что ее тайна открыта, но одновременно и узнала о секрете Марии и признала в ней мать Господа.

Мария находилась у Елизаветы три месяца, т.е. до рождения Иоанна Крестителя. Не известно, она осталась в доме при рождении. И вот у благочестивых супругов, до наклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах. На восьмой день, как предписывал закон, надо обрезать новорожденного и дать ему имя. Над именем вышел спор. Как правило давали имя деда, чтобы продолжить родовой признак. Однако учитывая преклонный возраст отца, хотели назвать новорожденного его именем - Захария. Только Елизавета не соглашалась. Хотела назвать Иван и знала почему. Постановление матери могла изменить только постановление отца. Немой Захария попросил восковую табличку: "Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога ( Лк. 1:63-64) ". Захария заговорил и благословил Бога и знак доказательства и очищения, данный ангелом, выполнил свою задачу. По милости Божией Иван избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. О дальнейшей жизни Иоанна Крестителя ничего достоверно не известно. Евангелист Лука пропустив юношеские годы Ивана делает шаг вперед, только говоря "Дитя же росло и скреплялось в духе и находилось в пустыню в свое откровение Израилю ( Лк. 1:80) ".
О смерти отца Иоанна - Захарии сообщает Евангелист Матфей, что он был казнен "между храмом и жертвенником" ( Мф. 23:35)

Иоанн Креститель проповедует на берегах Иордан (Adam Elsheimer)

2. Место и время служения Иоанна Крестителя

Место крещения в Вифании (Бетабара)

По Евангелистом Лукой начало деятельности Иоанна Крестителя приходится "В пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат властвовал над Иудеей, когда в Галилее тетрархом был Ирод, а Филипп, брат его, четвертовластником Итуреи и Трахонитской, Лисаний четвертовластником в Авилинее, за первосвященников Анны и Каиафе в пустыне Иоанну, сыну Захарии. ( Лк. 3:1) ". Эта цитата указывает на 27-28 годы, как годы его служения. Иван основном проповедовал вдоль Иордана в части русла реки, которая была ближе к Иерусалиму, то есть у ее истоков до Мертвого моря. Порой он переходил на другое место, когда берег реки становился скользкий от дождя, или течение становилась сильная. Он тогда выбирал два других места - Витания за Иорданом ( Ив. 1:28) или Айнон у Сами ( Ив. 3:23), который был известен на месте за 12 км. от Бейсан (Скитополя). За эти места также говорит тот факт, что Ирод Антипа имел право схватить Иоанна Крестителя только в восточной части Иордана в пере, где были его владения [4], ( Мр. 6:17-29).


3. Пророческое служение

Когда Ивану исполнилось 30 лет Бог призвал его покинуть пустыню - ".. было слово Божие в пустыне Иоанну, сыну Захарии.". Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа) и стать "голосом Того, что зовет". Его слова упали на вспаханную почву и сразу нашли широкий отклик. К реке в большом количестве сходился народ для обряда погружения в воды Иордана - реки издавна считалась границей Святой Земли. Когда язычник присоединялся к ветхозаветной церкви, над ним совершали обряд омовения - крещение. Иван требовал это и от иудеев, в знак того, что они родились для новой жизни. Поэтому его называли Хаматвилом - Крестителем. Многим иудеям не нравилось, что им предлагают пройти через обряд омовения, что они неофиты. Разве причастность к народу Божьему не освященный сама по себе? Иван произнес - не рождение делает сынами Завета, а верность заповедям Божиим. Здесь и обращался к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов Суд над миром. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны очиститься духовно, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Когда он увидел на берегу книжников и сказал им резко:

Род змеиный, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния. И не думайте говорить в себе: отец Авраама. Ибо говорю вам, что Бог может воздвигнуть детей Аврааму из камней. Уже он к корням деревьев и топор приложена: всякое дерево, не приносящее плода доброго, будет срублено и бросают в огонь. ( Лк. 3:7-9)
Крещение Андреа делла Роббиа ( Санта-Фьоре).

Иоанн Креститель требовал переоценки всей жизни и упрекал за легкомыслие тем, кто думал, что самого обряда крещения достаточно для прощения грехов. Перед крещением люди исповедовали свои грехи. Кроме этого пророк требовал и реальных результатов внутренней перемены: "сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам. Ибо говорю вам, что Бог может воздвигнуть детей Аврааму из камней" ( Мф. 3:8-10). По свидетельствам Иосифа Флавия, Иоанн учил людей вести "чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и почтительными к Предвечного" [4]. Он мало говорил о ритуалах, а прежде ставил моральный долг человека - "У кого две рубашки - пусть даст бедному, а кто пищу - пусть делает так же".

Вскоре вокруг Ивана забралась община, которой ВИЭ дал свои правила и молитвы. На имя известны лишь двое его учеников - Андрей из Вифсаиды и Иван сын Заведея. Оба были рыбаками и пришли с берегов Галилейского моря.Вплив Ивана постоянно рос .. Встревожился Ирод Антипа и в синедрионе. Были командированы священники с полномочиями к нему. "Сказали ему: кто же ты? Чтобы нам дать ответ пославшим нас. Что ты скажешь о себе самом? Сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия" ( Ив. 1:22-23). На вопрос "Почему ты крестишь?" они услышали ответ полную смирения и веры, которая четко определила призвание Иоанна как Предтечи Креста:

Я водой крещу, а между вами стоит, что вы не знаете. Он Тот, Кто за мной идет, Кто до меня был, развязать ремень обуви Его я недостоин. ( Ив. 1:26-27) ... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем В руке он виячку, и гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет в огнем неугасимым. ( Лк. 3:16-17)

Слушая Предтечу народ постоянно находился в ожидании. Многим было известно, что збавителя длительное время находится неузнанным, поэтому слова Иоанна: "Он стоит среди вас" заставили сердца учащенно биться. И в это время в толпе на берегу появился Человек из Назарета. Он вместе со всеми готовился принять крещение от Иоанна. Когда Иван подошел к воде, всех поразили странные слова обращены к Галилеянина: "Я должен креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?" Ответ Иисуса: "оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. ( Мф. 3:15) "ничего не объяснила окружению, но для Ивана был свой ​​смысл - и он согласился совершить обряд. В тот момент, когда Иисус стоял в реке и молился, произошло нечто таинственное, о чем позже Иоанн Богослов скажет - "И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего, как голубь, с неба, и пребывающего на Нем. Я не знал Его, но Тот, Кто крестить водой послал меня, сказал мне: на Кого Дух увидишь, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестить Духом Святым. И я видел, и свидетельствовал, что Он Сын Божий ( Ив. 1:32-34) "



4. Заключение

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. Пророк Божий открыто обличал царя Ирода Антипу за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа ( Лк. 3:19-20, Мф. 14:3-4). За это он скоро пострадал. Ирод Антипа, (правитель Галилеи, сын царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу. То есть это произошло в мае 28 года [5]. Согласно Евангелиям от Матфея и Марка, Иоанна арестовали во время пребывания Иисуса в пустыне ( Мф. 4:12-20, Мр. 1:14). Евангелист Марк даже говорит, что он был выдан ( Мр. 1:14), т.е. возможно Иван на тот момент в Айнон у Салима, значит не на территории тетрарха Антипы, а на территории вольного города Скитопиль, что относилось к Десятиградия, и поэтому его не могли там арестовать от имени тетрарха, а схватили и выдали Антипе. Он находился в тюрьме около 10 месяцев. Антипа охотно беседовал с Иваном и не хотел его смерти ( Мр. 6:20). Иоанн услышал в то время о делах Иисуса и послал к нему своих учеников с вопросом, что убедиться о делах Его "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" ( Мф. 11:2-3). Ирод Антипа удерживал Ивана в Махеронти - крепости которую построил Александр Янна на берегу Мертвого моря.

По другим свидетельствам Иосифа Флавия, основной причиной заключения Ивана была его деятельность, его влияние на массы ( Иосиф Флавий, Иудейские древности, гл. 18. 5.2), которые угрожали Антипе.

Саломея с головой Иоанна Крестителя, Микеланджело да Караваджо, 1607

5. Казнь

В день своего рождения Ирод Антипа устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей пляской во время пира до того угодила Ироду и гостям, царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства ( Мр. 6:23). Танцовщица, по наущению матери, немедленно попросила дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше уважал и слушался ( Мр. 6:20). Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Весьма огорчен от такой просьбы, он, однако, не смог нарушить данную им при гостях клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову, отдал Соломии, а та отнесла голову матери ( Мр. 6:25-28). Время смерти Иоанна Крестителя считается конец лета - 29 августа и отмечается как католической так и православной церквами как день усекновения главы Иоанна Крестителя.

Иродиада попроколювала язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя на Елеонской горе, где у Ирода был собственный участок земли. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где произошло злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод] продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся ( Лк. 23:7-12).

Суд Божий прошел над Иродом, Иродиадой и Саломеей еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, беспомощно дергалась в ледяной воде. Наконец острый лед перерезал шею. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери пошел войной против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы ( 37 - 41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение.

Иоанн Креститель, которого еще называют Предтечей, своим суровым образом жизни дал образцовый пример богопосвятного жизни. Он призывал людей к покаянию, говоря: "Вслед за мною сильнее меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви. Я вас крестил водою, а Он будет крестить Духом Святым" ( Мр. 1:7-8).


Иоанн Креститель, мозаика в Софийском соборе Константинополя

6. Первое и второе обретение главы Иоанна Крестителя

Фрагмент главы Иоанна Крестителя в церкви Сан Сильвестро др. Капи

За отважное проповеди и вразумления даже самого нечестивого царя Ирода Иоанну отсекли голову, которую христиане очень почитают. Часть его святых мощей похоронена в Севастии. Царь Ирод Антипа приказал на желание дочери Иродиады Саломии во время пира отрубить голову св. Ивану Крестителю. Только через 300 лет нашли ее в поле по Божьему откровению два монаха. Это было первым обретением главы св. Иоанна Крестителя.

Затем монахи передали ее на хранение скудном гончару. Наконец это сокровище один еретицький священник оставил в пещере в Эмес. Впоследствии в пещере поселились правоверные монахи. Их игумену Маркеллу во сне явился св. Иван сказал: " Бог дарует вам меня ", указав, где искать голову. Так состоялось второе обретение главы св. Иоанна Крестителя.

Фрагмент главы Иоанна Крестителя хранится в Риме в церкви Сан Сильвестро др. Капи.


7. Святая Иоанна Крестителя

Иоанн Креститель ( Андреа Мантенья, 1459)

Среди других святых Иоанн Креститель имеет наибольшее уважение - в течение церковного года в его честь отмечается аж шесть дат. Праздник зачатия, Рождество, усекновения головы, первое и второе обретение главы, третье обретение главы и собор после праздника Богоявления.


8. Фольклорные обычаи

Рождество святого Иоанна Крестителя, которое празднуем 7 июля, - больше всех праздников в его честь. Это христианский праздник совпал с праздником Ивана Купала, которое наш народ отмечал в дохристианские времена. Профессор Степан Килимник так писал о праздник, который в народе получил название Ивана Купала: "Высшее, найвибуялише праздник, которым заканчивается летний солнечный цикл годовых календарных дохристианских праздников, - это праздник молодежи, юношей и девушек - Купало или Купайло, что со временем, после принятия христианства, соединилось с праздником церковным - рождением Иоанна Крестителя. Поэтому и носит этот праздник двойное название - Ивана Купала. Купальская обрядность и песни принадлежат, как гаивки и коляды, к древнейшим временам, к первоначальным стихов и ритуалов в честь життеподателя - солнца ".

В разные времена Церковь пыталась побороть языческие традиции в праздновании Рождества Иоанна Крестителя. Ведь многие христианских праздников сумели соединить в себе христианские и языческие традиции. Вот только не надо забывать, что седьмого июля родился святой Иоанн - выдающаяся и героическая личность, последний из ветхозаветных пророков и первый из Апостолов Христовых. "Он будет велик в очах Господних", - сказал Ангел Господень Ивановом отцу Захарии еще до рождения долгожданного сына. И действительно, его жизнь стала непрерывной цепью героизма, жертвы и покаяния. Он прошел испытания в пустыне, он провозгласил миру о близости Царствия Божия, о появлении Мессии, он крестил Иисуса в Иордане, он не боялся укорять фарисеев и царский дом за грехи и положил свою голову за Христа.

11 сентября (29 августа) - усекновения главы Иоанна Предтечи (Усикновення. Головосек). Строгий пост. По народной традиции в этот день нельзя резать ножом, даже брать в руки что-то острое. Если резать капусту в этот день, может выступить кровь. Из села в село переходила легенда о том, как женщина, срезав капусту, увидела голову своего ребенка. Если хозяйка варила на Головосек борщ, то овощи чистила и крошила заблаговременно. Хлеб тоже нарезался заблаговременно.


9. Покровительство

Исцеление от головной боли. Устройство судьбы детей. Благословение урожая и всех, кто работает на земле. Освящение пасеки.

Считается, что Св. Иоанн Креститель (Сен Жан Батист) - небесный покровитель Квебеке и квебекцев (так же, как Св. Анна - покровительница акадийцив). Поэтому 24 июня объявлено в Квебеке Национальным праздником.

Он тоже покровитель города Турин.

10. Мощи

Смерти в Амьене

Много мест в мире претендуют на обладание реликвиями Иоанна Крестителя. Например фрагмент его головы хранится в Риме в церкви Сан Сильвестро др. Капи, еще один фрагмент у Амьенский собор куда принес в 1204 году тогдашний обладатель Пикиньи Валон где Сартон как добыча при Четвертого крестового похода из Константинополя [6]. Также мечеть Омаядив претендует на владение главы Иоанна Крестителя.
В 2010 году при раскопках монастыря на острове Святого Ивана вблизи берегов Болгарии найдено реликварий с подписью мощей Иоанна Крестителя. В коробке обнаружены зуб и кости руки, стопы и челюсти. Болгарские археологи приписывают появление этих реликвий Иоанна Крестителя на острове в 4 веке из Константинополя [7]. С 1673 года серебряная шкатулка с костью правой руки Иоанна Крестителя хранится в часовне бережанского замка ( Бережаны, Тернопольская область). Согласно легенде, туда они попали из Антиохии (ныне город Антакие в Турции), куда в свое время доставил апостол Лука.


11. Храмы

Среди известных храмов святого Иоанна Крестителя - кафедральные соборы в Варшаве и Перемышле, храмы в Львове и Изяславе.


12. Почитание Иоанна Крестителя в исламе

Место захоронения головы Яхьи в Омеядський мечети Дамаска

Мусульмане также почитают Иоанна Крестителя под именем Яхья. Их передачи рассказывают о жизни Яхьи. Он был первым, кто предсказал посланнической миссии Исы (Иисуса Христа), уверовал в него и помогал ему. Иудейский царь Ирод сначала хорошо относился к Яхьи. Потом он задумал жениться на дочери своего брата (или с дочерью жены от предыдущего брака) и потребовал, чтобы его брак скрепил Яхья. Однако тот отказался признать брак Ирода с девушкой, сказав, что это является запрещенным (харам). За это его ненавидела мать девушки, которая стала требовать казни Яхьи. Ирод приказал отрубить ему голову. Таким образом, Яхья, которому тогда было около тридцати пяти лет, принял мученическую смерть во имя веры.
Мусульманское предание особо подчеркивает мотиве кипящей крови Яхьи - она ​​кипела на блюде с его головой и на его могиле.
Пислякоранични передачи включают как христианские материалы, так и некоторые передачи мандеив, также особенно почитают Иоанна Крестителя.


Примечания

  1. А. Мень. Сын человеческий. Львов. Светильник 2006. с. 47
  2. Годы жизни определяются на основе Евангелий (Michael Grant, Jesus: An Historian's Review of the Gospels, Scribner's, 1977, p. 71; John P. Meier, A Marginal Jew, Doubleday, 1991 -, vol. 1:214; EP Sanders, The Historical Figure of Jesus, Penguin Books, 1993, pp. 10-11, and Ben Witherington III, "Primary Sources," Christian History 17 (1998) No. 3:12-20).
  3. Джузеппе Рицциотти. Жизнь Иисуса Христа. Издание Украинского католического университета им. св. Климента Папы. Том XLIX-L. Рим. 1979. ст. 234.
  4. а б Иосиф Флавий Иудейские древности 18, 5.2 - www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/18.html рус.
  5. Джузеппе Рицциотти. Жизнь Иисуса Христа. Издание Украинского католического университета им. св. Климента Папы. Том XLIX-L. Рим. 1979. ст. 379.
  6. Xavier Bailly: Die Kathedrale von Amiens. ISBN 978-2-7373-4639-2 (Нем.)
  7. Ср.: Teile von Johannes dem Tufer sollen aufgetaucht sein (Нем.) - Nr. 875Krperteile von Johannes dem Tufer (Нем.) - Www.n-tv.de/wissen/fundsache/Koerperteile-von-Johannes-dem-Taeufer-article1197636.html; Bulgaria Looks to John the Baptist to Resurrect Flagging Economy (Англ.) - Online.wsj.com/article/SB10001424052748704216804575423673016971944.html, The Wall Street Journal

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам