Надо Знать

добавить знаний



Иоганн Винкельман


Johann Joachim Winckelmann (Raphael Mengs after 1755). Jpg

План:


Введение

Иоганн Иоахим Винкельман ( нем. Johann Joachim Winckelmann * 9 декабря 1717, Штендаль, Саксония-Анхальт - 8 июня 1768, Триест) - немецкий искусствовед и антиквар, основоположник современных представлений о античное искусство и археологию.


1. Биографические сведения

1.1. Семья

Винкельман родился в очень бедной семье. Его отец Мартин Винкельман был сапожником, а мать, Анна Мария Майер, была дочерью ткача.

1.2. Образование

Несмотря на свои крайне скудные доходы, в 1735 году он получил возможность посещать гимназию в Берлине и закончил ее в 1736 году. Через два года ему была присуждена стипедия на изучение теологии в университете в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью.

После окончания университета в 1740 году он довольно долго работал домашним учителем в разных семьях, затем с 1741 он изучал медицину в Йенском университете; в 1743 - 1748 годах он работал в училище под Берлином где преподавал древнееврейский и греческий языки, а также геометрию, логику и латынь, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетници. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они пробудили в нем горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо, господствующего в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.


1.3. Работа в Италии

Желание попасть в Рим и познакомиться с его достопримечательностями побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала пассионы, но непременным условием для того ему был поставлен переход из лютеранства в католичество. После пятилетних колебаний в 1754 г. Винкельман решился на этот важный шаг и на следующий год оказался в Риме, где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгс, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело отдался изучению антиков. Также он был представлен кардиналу Альбани, крупнейшему коллекционеру того времени, который назначил ему пенсию и пригласил его посетить виллу Альбано и посмотреть на произведения древнего искусства.

Обогатив свои познания и расширив свои взгляды поездкой в Неаполь которую он совершил в 1758 году (он ее повторит в 1762, 1764, 1767) и посещением Геркуланума и Помпей, незадолго перед тем выступили из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм барона Стоша в Флоренции и после второй поездки в Неаполь приступил к изданию Истории античного искусства" - главного своего труда, вышедшей в свет в 1764 году, вскоре (в 1767 году) дополненной "Заметками об истории искусства" и впоследствии переведенной на французский и другие языки. С 1763 года он работает главный антиквария и "президентом древностей" Ватикана, а в 1765 году он отклонил предложение стать директором библиотеки, собрания монет и древностей в Берлине.


1.4. Гибель

Побывав еще раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию. Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджело. Сделав любителя искусства, Арканджело вошел к нему в доверие с целью воспользоваться того медалями и деньгами. В Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Винкельман провел ночь с Арканджело, а на утро тот заколол великого ученого в постели и похитил его пожитки.


2. Идеи

Ангелика Кауфман. Портрет Винкельмана, 1764

Как показал биограф Винкельмана Юсти, в области искусства его предшественником был французский знаток предмета граф Келюса.

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и красоты классического искусства, оживил интерес к нему в просвещенном обществе и был основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система.

Открытие последовательности стилей в древнем искусстве, было тесно связано с неприятием, которое вызвало у него искусство барокко и рококо в сравнении с искусством Высокого Возрождения. Аналогия с этим изменением вкуса стояла у него перед глазами повсюду, в том числе и при исследовании произведений античного искусства, и помогала ему расчленить их на исторические ступени.

По Винкельманом, главной задачей искусства должно быть "Прекрасное", которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой, а в ее основе лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Существует, учил Винкельман, только одна красота, имеющая вневременное значение, так как она заложена в самой природе и реализуется ею там, где счастливо совпадают милость небес, благотворное влияние политической свободы и национального характера, например, у греков времен Фидий и Праксителя. Вся история искусства других народов была для него только фоном, который служил лишь потому, чтобы эта истина ярче блеск.


3. Библиография

Из многочисленных произведений, с помощью которых он распространял свои выводы и идеи, особенно интересны, кроме вышеупомянутых, еще следующие: "Gedanken ber die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst" (1753), "Sendschreiben ber die Gedanken von der Nachahmung" и относятся к этой работе "Дополнения" (1756), "Anmerkungen ber die Baukunst der Alten" (1761), "Abhandlungen von der Empfindung der Schnen" (1763), "Versuch einer Allegorie" (1766) и "Monumenti antichi inediti" ( 1767, 1768 и 1821).

Полное собрание сочинений Винкельмана издано Ферновим, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808-1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и последующих годах). В богатой литературе о Винкельмана и его работы, можно указать на очерк Гете "Winckelmann und sein Jahrhundert" (1805) и Justi, "Leben W." (1866-1872). Русский язык является этюд Н. М. Благовещенского (СПб., 1891).


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам