Надо Знать

добавить знаний



Иоганн Генрих Песталоцци



Иоганн Генрих Песталоцци

Песталоцци Иоганн Генрих (Johann Heinrich Pestalozzi; 12 января 1746, Цюрих - 17 февраля 1827) - выдающийся швейцарский педагог -демократ

Родился в Цюрихе в семье врача. Высшее образование получил в Каролинском коллегиуме. Течение трети века руководил учебно-воспитательными заведениями, где на основе исследовательской работы осуществлял i развивал свои педагогические идеи. Сначала организовал в своей усадьбе "Нойгоф" "Учреждение для бедных" (1774-1780 гг) - один из первых в истории исследовательский учебно-воспитательное учреждение. С 1798 по 1799 создал и содержал приют для сирот в г. станций. В период 1800-1804 гг Песталоцци руководил институтом в Бургдорфе, представляющий собой комплекс средних школ - базу для подготовки учителей. Этот институт в 1804 г. переводит в г. Ивердон i там руководит им до 1825 г. Работа своего заведения поставил на высоком уровне, чем снискал мировую славу.

Свой богатый педагогический опыт Песталоцци теоретически обобщил в произведениях "Лингард i Гертруда" (1781-1787), "Как Гертруда учит своих детей" (1801), "Лебединая песня" (1826) и др.. В его трудах наблюдается большое влияние Руссо, особенно идея сосредоточения главного внимания на личности воспитанника как центральной точки всех воспитательных действий.

Образование и воспитание Песталоцци рассматривал как основное средство переустройства общества на разумных и справедливых началах. Он одним из первых среди педагогов обратился к вопросу всенародной общего образования, так как главную причину бедствий простых людей видел в их невежестве и неумении рационально вести хозяйство. Направив свои усилия на улучшение жизни крестьян, Песталоцци считал, что воспитание их детей должно заключаться в развитии всесторонней способности к труду и "деятельной любви друг к другу".

Народную школу Песталоцци видел, прежде всего, как трудовую. Подготовку детей к труду он мыслил себе в тесном сочетании с их физическим, моральным и умственным развитием. Песталоцци выдвинул идею объединения обучения с их производительным трудом, которую реализовал в "Нойгофи". Однако это сочетание у него носило механический характер.

Главным методологическим положением во взглядах Песталоцци выступает его утверждение, что нравственные, умственные и физические силы человеческой природы (по его терминологии силы сердца, ума и руки) имеют свойство к саморазвитию, к деятельности. Воспитание же призвано помочь саморазвития и направить его в нужном направлении.

Основным в воспитании Песталоцци называет принцип природовидповидности. Свойственные каждому ребенку от рождения задатки сил и способностей нужно развивать, упражняя их в той последовательности, которая соответствует естественному порядку и законам развития ребенка, то есть начинать с простого и постепенно подниматься к более сложному.

Целью воспитания должен быть разносторонний и гармоничное развитие всех природных сил и способностей ребенка.

В поисках общего метода воспитания Песталоцци разработал теорию "элементарного образования", которая составляет так называемый метод Песталоцци. Опираясь на принцип природовидповидности, он выделил три простейшие элементы, из которых должно начинаться любое обучение: число (единица), форма (прямая линия), слово (звук). Элементарное обучение у него сводится, прежде всего, к умению измерять, считать i владеть языком. Свой элементарный метод Песталоцци распространяет на все стороны воспитания ребенка.

Интеллектуальное воспитание Песталоцци основывает на идее развивающих целей и задач обучения. Он был первым из педагогов, кто дифференцировал содержательную и развивающую стороны учебного процесса и развил идею развивающего школьного обучения. Придавая большое значение овладению знаниями он считает, что оно должно подчиняться главное - развития способностей ребенка.

Песталоцци пытается осуществить обучение через разработанную им систему специальных упражнений. Процесс обучения должен строиться на принципе последовательного и полного перехода от части к целому, от простого и легкого к более сложному и трудному. Овладение знаниями необходимо сочетать с развитием у детей умения пользоваться ими.

Позже К.Д.Ушинский назвал идею развивающего обучения "великим открытием Песталоцци", который навсегда оставит за ним имя первого народного учителя. Хотя следует отметить, что Песталоцци несколько разграничивает i противопоставляет развитие мышления ребенка i накопления ней знаний.

Стремясь психологизуваты обучения, Песталоцци разработал теорию "естественного пути познания". Он считал, что у ребенка процесс познания начинается с чувственных восприятий, которые после этого перерабатываются сознанием. Итак, всякое обучение должно опираться на наблюдения и исследования. Поэтому важнейшей основой обучения Песталоцци считал наглядность, через которую ребенок путем наблюдения получает правильные представления о мире, развивает мышление и речь. В обосновании этого принципа Песталоцци пошел дальше Коменского. Он раскрыл роль наглядности в развитии логического мышления ребенка во время учебы и, опираясь на свою теорию познания, дал этому психологическое объяснение.

Исходя из своих общедидактических положений, Песталоцци основал методику начального обучения. Он отверг книжное начальное обучение, основанное на запоминании и пересказ, и требовал чтобы ребенок с ранних лет сама вела наблюдение и развивала свои способности. Песталоцци отстаивал звуковой метод обучения грамоте, что было чрезвычайно важно тогда, когда везде царил буквоскладальний метод. Для обучения детей счету, измерению, усвоению дробей, а также написание элементов букв, Песталоцци использовал квадрат. Эту идею развили его последователи, создав так называемый "арифметический ящик", который используется в некоторых западных школах i поныне.

Физическое воспитание Песталоцци называет первым видом разумного воздействия взрослых на ребенка. Его основой является естественное стремление ребенка к движению. Осуществлять физическое воспитание нужно через систему упражнений, опирающихся на простые движения, когда ребенок ходит, бегает, ест, пьет, поднимает т.д.. Песталоцци подчеркивает значение физического воспитания не только для развития физических сил и возможностей ребенка, но и для подготовки ее к работе.

В сфере трудового воспитания Песталоцци пришел к мысли о необходимости подчинения детского педагогическим требованиям и выдвинул принципиально новое положение: детский труд оказывает положительное влияние на ребенка только при условии, когда ставит перед собой воспитательные и нравственные задачи. Рассматривая трудовое воспитание одной из важнейших составляющих своего метода, Песталоцци имел целью создать "Азбуку умений", которая вмещала физические упражнения в сфере простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать и т.д..

Трудовая элементарное образование, как считает Песталоцци, должна помочь молодежи овладеть основными приемами и общей культурой труда. Эти его высказывания исторически подготовили возникновение теории политехнического образования.

Религиозно-нравственное воспитание по Песталоцци заключается воспитании гуманных чувств к людям, действующего любви к ним. Большая роль в этом принадлежит семье, особо важное значение придается материнскому воспитанию. Нравственное воспитание должно совершенствоваться и в школе. Песталоцци настаивал, чтобы нравственное поведение детей формировать не поучениями, а развитием у них через упражнения и упражнения нравственных чувств и наклонностей. Простым нравственным чувством Песталоцци называет инстинктивно возникающую у младенца любовь к матери. В дальнейшем это чувство осознается ребенком i переносится сначала на отца, сестер, братьев, потом на учителя i школьных товарищей i, наконец, на свой народ, на всех людей.

Песталоцци был одним из первых педагогов, которые обратились к разработке проблемы взаимосвязи семьи и школы в воспитании детей. Разрабатывая теорию "элементарного образования", Песталоцци предполагал, чтобы она была простой и доступной для овладения каждой матери. На основе этой теории он разработал задачи, содержание и методику первоочередного воспитания и обучения в семье, которое должно совершенствоваться в школе. Считал, что мать должна с раннего возраста развивать физические силы ребенка, прививать ей трудовые навыки, воспитывать любовь к окружающим людям, вести к познанию окружающего мира.

Предложенный Песталоцци подход к воспитанию и обучению детей имеет индивидуализирующую характер, что тогда было большой новостью. Он требует от педагога изучения и учета на практике индивидуальности ребенка, предоставление ей не только элементарных сведений, но и розбуджування и скрепления ее духовных сил, морального и общественного ушляхетнювання. Этим Песталоцци переосмыслил социальную роль учителя и дал понять, что для успешного воспитания молодежи нужны профессионально вышколенные учителя.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам