Надо Знать

добавить знаний



Иоганн Готлиб Фихте


Johann Gottlieb Fichte.jpg

План:


Введение

Иоганн Готтлиб Фихте ( нем. Johann Gottlieb Fichte , 1762 - 1814) - немецкий философ, представитель немецкой классической философии.

Родился 1762 г. в семье ткача. С 1794 г. работал профессором Йенского университета. В 1799 был обвинен в атеизме и уволен из университета, после чего переехал в Берлин и занимался чтением публичных лекций. Добровольцем участвовал в антинаполеоновской войне и в 1814 умер от болезни в военном госпитале.


1. Наукоучения

В своих первых трактатах Фихте первоочередное внимание уделяет философско-нравственным проблемам. Так, в трудах "Опыт критики всякого откровения", "Заметки о правильности выводов общественности по отношению к французской революции" Фихте сводит понятие "практической философии" к деятельности лишь морального сознания. Он выводит нравственные принципы как требования абстрактного разума. Основу своей практической философии он видит в том, что принципы морали должны опираться на теоретическое обоснование, имея связь с четкой научной системой.

Главное произведение Фихте - "Науковчення" (1794) - является трактатом о науке. Научные положения, согласно его взглядам, должны опираться на основоположения, которые являются достоверными сами собой. Таким достоверным фактом является признание субъектом своего существования - "Я". "Я" охватывает собой все, что может быть мыслимым. Деятельность субъекта, который признает существование, рассматривается как деятельность "Я", происходящее в форме переходов от утверждения определенной тезисы к противоположному, а от последней - к третьей, которая должна быть единством первой и второй. Кроме тезиса о существовании "Я", мы можем выделить противоположный тезис - "не-Я".

Поскольку признание субъектом факта своего существования - единственная достоверность, с которой может начинаться мышления вообще, "Я" не является индивидуальным Я, или субстанцией. "Я" - это абсолютное условие для последовательного, научного мышления. Оно является основой морального мышления, которая действует как абсолютная сверхсознание. Индивидуальное "Я" является отражением абсолютного "Я", абсолютной нравственности. Именно индивидуальном, эмпирическом "Я" противостоит эмпирическая природа "не-Я".

Теоретическая философия, осознав место "Я" и "не-Я", противопоставляет их друг другу в пределах абсолютного "Я", как будто результат ограничения, раздела абсолютного. Руководствуясь таким методом противопоставления и синтеза, Фихте рассматривает систему теоретических и практических категорий бытия и мышления. Такой метод называют "антитетично": антитезы не выводят из первого тезиса путем перехода к противоположному, а ставят рядом с тезисом.

Цель деятельности человека заключается в исполнении закона морали, долга, которому противостоят природные свойства человека. Эти свойства происходят из физической природы человека, связанной со всем материальным миром, с "не-Я", которое противостоит "Я" и побуждает его к деятельности. Условием выполнения нравственного закона может быть только победа над чувственными наклонностями. При этом Фихте разъясняет, что его "не-Я" нельзя понимать как кантовскую "вещь в себе". "Вещь в себе" лежит за пределами сознания, а у Фихте "не-Я" не способно существовать как независимое от сознания реальность. Оно возникает как продукт деятельности сознания. Эта деятельность такова, что когда она осуществляется, то у нас нет ее осознания. Поэтому обыденное мышление вообще ее не фиксирует, а воспринимает ее продукты, как якобы сами собой, независимо от сознания и действуют на сознание.

Философское мышление, исследуя достоверные сами собой основоположения, преодолевает эту иллюзию повседневного мышления. На самом деле эта данность является лишь необходимым представлением, которое возникает из продуктивной деятельности "Я". Чтобы прийти к осознанию деятельности "Я", следует иметь способность ума к этому. Такое свойство, для которой не существует обычного противопоставления между деянием и его результатом, между субъектом и объектом, Фихте называет "интеллектуальной интуицией". Таким образом, теоретические положения делают возможными практические, а наоборот, практичность делает возможным теоретичность. Деятельность "Я" всегда ведет к осознанию противоположного. Сама деятельность "Я" приводится в движение чем-то противоположным. Необусловленная деятельность "Я" с необходимостью воспроизводит противоположности: между деятельностью и ее задачам, между предметом и методом, между знанием и незнанием.

При формировании положений своей философии Фихте систематически выводит, фиксирует логические категории. Руководствуясь "антитетично" методом, он движется от теоретических общих положений - через рассмотрение ощущений, созерцания, воображения, а также мышления (усмотрению, способности суждения, разума) - с положениями практического разума с его свойствами и устремлениями. Излагая порядок развития категорий, Фихте показывает, что субъект последовательно поднимается от низших ступеней теоретической деятельности к высшим. Таким образом, метод "наукоучения" воспроизводит историческое развитие человеческого духа, естественный процесс развития способности мышления.


2. Этика. Учение о свободе

Главной проблемой этики Фихте считал противоречие между необходимостью и свободой. Под влиянием Спинозы он признает, что свобода человека и вся его духовная деятельность вообще детерминированы таким же образом, как и физическая природа. Человек подчиняется закону причинно обусловленности не только как часть или явление природы, но и как субъект гражданского исторического процесса. Упомянутая детерминированность определяется настолько жесткой, что Фихте признает все понятия о случайности лишь кажущимися, такими, возникающих из недопонимания сути дела, с неосведомленности.

Как и Спиноза, Фихте видит в свободе не беспричинный акт, а действие, основанное на познании необходимости. Однако, в отличие от Спинозы, Фихте вводит понятие "степени" свободы, фиксирующий доступность свободы людям в зависимости от уровня исторического развития общества, в котором индивид находится, а не от индивидуальной мудрости. Свобода состоит не из удаленной природной или общественной необходимости, а по добровольному подчинению индивида законам и целям человеческого рода. Такое подчинение базируется на общественном познании необходимости. Постановка проблемы в историческом контексте помогает Фихте показать, что существуют различные степени свободы, обусловленные различиями исторических эпох.


3. Избранные труды

3.1. Наукоучения

  • Grundlage der gesammten Wissenschaftslehre (1794/1795)
  • Versuch einer neuen Darstellung der Wissenschaftslehre (1797/98)
  • Die Wissenschaftslehre (1804), а также издание (1812) и (1813).

3.2. Другие работы

  • Versuch einer Critik aller Offenbarung (1792) [1]
  • Beitrag zur Berichtigung der Urteile des Publikums ?ber die franz?sische Revolution (1793)
  • Einige Vorlesungen ?ber die Bestimmung des Gelehrten (1794)
  • Grundlage des Naturrechts (1796)
  • System der Sittenlehre (1798)
  • Appellation an das Publikum ?ber die durch Churf. S?chs. Confiscationsrescript ihm beigemessenen atheistischen Aeu?erungen. Eine Schrift, die man zu lesen bittet, ehe man sie confsicirt (1799)
  • Der geschlossne Handelsstaat. Ein philosophischer Entwurf als Anhang zur Rechtslehre und Probe einer k?nftig zu liefernden Politik (1800)
  • Die Bestimmung des Menschen (1800)
  • Friedrich Nicolais Leben und sonderbare Meinungen (1801)
  • Philosophie der Maurerei. Briefe an Konstant. (1802/03)
  • Die Grundz?ge des gegenw?rtigen Zeitalters (1806)
  • Die Anweisung zum seligen Leben oder auch die Religionslehre (1806)
  • Reden an die deutsche Nation (1807/1808)
  • Das System der Rechtslehre (1812)

4. Переводы на украинский язык

  • Фихте Иоганн Готлиб. О оживления и повышения чистого интереса к истине / Перевел с немецкого Владимир Абашник / / Культура в философии XX века. Материалы IV Харьковских международных Сковородиновских чтений (30 сентября - 1 октября 1997г.) - Харьков: Университет внутренних дел, 1997. - С. 414-421.
  • Фихте Иоганн Готлиб. О достоинстве человека / Перевел с немецкого Владимир Абашник / / Проблема рациональности в конце ХХ века. Материалы V Харьковских международных Сковородиновских чтений (29-30 сентября 1998г.) - Харьков: Университет внутренних дел, 1998. - С. 361-363.
  • Фiхте Иоганн Готлiб. Абсолютное обоснование права в действительности / Перевел с немецкого Владимир Абашник / / Практическая философия и правовой порядок. Сборник научных статей. - М.: Центр Образовательных Инициатива, 2000. - С. 331-334.

Примечания

  1. Online - www.hs-augsburg.de/ ~ harsch/germanica/Chronologie/19Jh/Fichte/fic_ve00.html, Faksimile - dlisv03.media.osaka-cu.ac.jp/infolib/user_contents/fukuda/0036.djvu, 2 . Auflage 1793: Versuch einer Kritik aller Offenbarung, bei Projekt Gutenberg - www.zeno.org / Philosophie / M / Fichte, Johann Gottlieb / Versuch einer Kritik aller Offenbarung zeno.org]; Faksimiles Bei Gallica - gallica.bnf.fr / ark :/ 12148/bpt6k64806f.image.f1, bei google books - books.google.com / books? id = acIFAAAAQAAJ, bei archive.org. - www.archive.org/search.php?query=versuch aller offenbarung creator: fichte

Источники

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Иоганн Готлиб Фихте

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам