Иоганн Готфрид Гердер


Примечания

Иоганн Готфрид Гердер

Иоганн Готфрид Гердер ( нем. Johann Gottfried Herder ; 25 августа 1744 - 18 декабря 1803) - немецкий писатель и мыслитель, один из выдающихся представителей немецкого Просвещения. Впоследствии становится одним из вдохновителей движения "штурмерив" и отказывается от рационалистической программы Просвещения, провозглашенной Лессингом и Мендельсоном, подчеркивая вместо важную роль чувственности в жизни человека.

Исследуя фольклор, Гердер был, собственно, первым немецким фольклористом и считал, что каждая нация имеет свою литературную традицию, которая связывается с мифологией. Он отстаивал диалектическую идею становления и развития мира, как органического целого. Историю человеческого общества понимал, как продолжение истории природы. Немалую научную ценность представляют языковедческие исследования Гердера "Исследование о происхождении языка", 1772 г. ("Abhandlund uber den Ursprung der Sprache") и историческая четырехтомная труд "Идеи к философии истории человечества", 1784-1791 гг ("Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit "). Труда Гердера произвели большое впечатление на автора ?Истории Русов? - Андриана Чепу, о чем свидетельствует его письмо к Василию Полетики: "Одно из лучших моих занятий есть мысли о безсмертиы души, о будущей жизни ... Некоторые сочинения в этот материи читаю и утверждаю себя в то надежды, что я не умру, но жил буду и повем дела Господня. Более всех мне по душе доказательства Гердерна, из натуры почерпнутыя. [1]. Маркович Яков Михайлович конспектировал Гердера готовясь к написанию второй части труда "Записки о Малороссии, ее жителях и произведениях " [2]

Оригинальное просветительская программа была очерчена им в "Дневнике моего путешествия в 1769 году" ("Journal meiner Reise im Jahre 1769"). Кстати, в этой работе Готфрид Гердер предсказывал Украины большое будущее:

Украина станет когда-то новой Грецией: прекрасное небо этого народа, веселый нрав, музыкальный дар, плодородная земля и др.., Когда проснутся: так из многих диких племен, которые также были когда-то греки, появится культурная нация и ее границы протянутся к Черному морю, а оттуда на весь мир.

- Herders. Werke: In 5 Bd. Berlin; Weimar, 1969. Bd.1.s.135

Исходный текст (Нем.)

Die Ukraine wird ein neues Griechenland werden: der sch?ne Himmel dieses Volks, ihr lustiges Wesen, ihre musikalische Natur, ihr fruchtbares Land usw. werden einmal aufwachen: aus so vielen kleinen wilden V?lkern, wie es die Griechen vormals auch waren, wird eine gesittete Nation werden: ihre Grenzen werden sich bis zum Schwarzen Meer hin erstrecken und von dahinaus durch die Welt.

Иоганн Готфрид Гердер (Herder) (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, - 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель-просветитель. По окончании теологического факультета Кенигсбергского университета в 1764-1769 годах был пастором в Риге. В 1770-1771 годах в Страсбурге сблизился с молодым Гете. С 1771 году придворный проповедник в Бюккебурге, с 1776 года - в Веймаре. Его "Идеи к философии истории человечества" (ч. 1-4, 1784-1791, сокращенный рус. Пер. 1829) проникнут идеей своеобразия различных эпох человеческой истории, стремлением понять их как нечто органически вырастает на определенной национальной почве и в специфическом переплетении природных условий и культурных традиций. Высшим принципом развития человечества Гердер считал осуществлению гуманности, т.е. разума и справедливости ("Письма о поощрении гуманности", 1794-1797). Видя в гуманности отличительный принцип человека, изначально присущий ему и характеризует его природу, Гердер рассматривает в этой связи положение человека в органическом мире как ?первого вольноотпущенника природы", имеет двоякое происхождение - естественное и духовное, с точки зрения этих идей Гердер рисует широкую картину развития человечества от древности (Китай, Индия и другие страны Древнего Востока) до 14 века.

В работах "О новейшей немецкой литературе. Фрагменты" (1766-1768), "Критические леса" (1769) Гердер рассматривает литературный процесс в зависимости от исторического и духовного развития каждого народа. В работах "Исследование о происхождении языка" (изд. 1772, рус. Пер. 1909), "Шекспир" и "Отрывок из переписки о Оссиану и песнях древних народов" (опубликовано в сборнике "О немецком характере и искусстве", 1773, изд . совместно с Гете) Гердер создает теорию народной поэзии, ставшая литературным манифестом "Бури и натиска". В сборнике "Народные песни" (1778-1779, 2 изд. "Голоса народов в песнях", 1807) Гердер включил песни всего мира, расположив их тематически, чтобы доказать равенство народов в их поэтическом самовыражении. В работе "О влиянии поэтического искусства на нравы народов в старые и новые времена" (1781) Гердер выдвинул теорию гения, творчество которого всегда самобытно. Подготовив своим учением движение романтизма, Гердер в 1790-е годы выступал, однако, против характерной для романтизма идеализации средневековья. В последние годы жизни Гердер с позиций эмпиризма резко полемизировал с теорией познания и эстетикой Иммануила Канта "критического периода" ("Метакритика критики чистого разума", 1799, "Каллигона", ч. 1-3, 1800).

В России творчеством Гердера увлекались в кружке Николая Михайловича Карамзина, частично это объясняется тем, что Гердер уделял большое внимание изучению культуры славянских стран, в частности фольклора славянских народов.

Философско-исторические идеи Гердера сыграли выдающуюся роль в становлении принципов историзма, оказав влияние на немецкий романтизм и философию истории Гегеля. Сенсуалистской-эмпирический характер антропологии Гердера получил развитие у Людвига Фейербаха.


Примечания

  1. Из истории Южно-русского общества начала XIX века. - Киевская старина. 1890, № 5.
  2. Лазаревский А. Прежние изыскателы малорусской старины. Яков Михайлович Маркович (1776-1804). Киевская старина. 1894. № 12. - С. 349-387.