Надо Знать

добавить знаний



Иоганн Себастьян Бах


Bach.jpg

План:


Введение

Иоганн Себастьян Бах ( нем. Johann Sebastian Bach ; 21 (31) марта [1] 1685, Айзенах - 28 июля 1750, Лейпциг) - немецкий композитор, органист и скрипач, представитель стиля барокко, один из создателей мировой музыкальной классики, считается одним из величайших композиторов мира.

Его работы давали вдохновение почти каждому композитору Европейской традиции, от Моцарта в Шенберга. Он обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко до классицизма, а в мастерстве полифонии и контрапункта не имел себе равных среди современников.


1. Биография

Иоганн Себастьян Бах родился в маленьком городке Айзенах и был шестым ребенком скрипача Иоганна Амвросия Баха. Все Бахи жили в горной Тюрингии. С начала XVI века в семье Баха были флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи, капельмейстера. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять, отец подарил ему скрипку. Иоганн быстро выучился на ней играть, и музыка стала неотъемлемой частью и его жизни.

Малый скрипач, обладая очень красивым голосом, пел в хоре городской школы, но счастливое детство кончилось рано - когда будущему композитору только исполнилось 9 лет, умерла его мать, а через год - отец. Себастьяна и его брата - Иоганна Якоба, взял к себе их старший брат - Иоганн Христоф, который был органистом в городке Ордруф. Себастьян и Якоб вступили в гимназию, и параллельно брат учил их игре на органе и клавире. Но только исполнительства Себастьяну было мало - он хотел сам творить музыку. Однажды ему удалось получить из запертой шкафы нотную тетрадь, где у брата были записаны произведения знаменитых в ту пору композиторов: Фробергера, Керлля, Пахельбеля и других. Ночами тайком он переписывал эти ноты. Когда полугодовая работа уже близилась к завершению, брат застал его за этим занятием и отобрал все, что было сделано. Те бессонные часы при лунном свете дальнейшем пагубно скажутся на заре Баха.

Молодой Бах

В 1700 году, когда семья Иоганна Христофа существенно увеличивается, Себастьяна отделяется и переезжает в Люнебурга, где в 1700 - 1703 годах учится в школе церковных певчих при монастыре. После потери голоса (в связи с мутацией) Бах имеет возможность играть в оркестре на скрипке. Во время учебы Бах посещает Гамбург, чтобы познакомиться с музыкой органиста Райнкена и посетить оперный театр. Кроме того он был в Целле, где имел возможность слышать новую французскую музыку в исполнении самих же французов, там служили при дворе. К этим годам относятся и первые композиторские опыты Баха - произведения для органа и клавира.

По окончании обучения мечта Баха о поступлении в университет не осуществилась, поскольку нужно было зарабатывать деньги на жизнь. С 1703 по 1708 он некоторое время служит в Веймаре в капелле Эрнста Веймарской [2], однако через несколько месяцев переехал в Арнштадт, где ему предложили должность органиста в новой церкви, где только было реконструировано орган. Несмотря на, казалось бы, благоприятные для жизни и творчества условия, у Баха возникают различные конфликты с его арнштадтським окружением. На этот период приходится известное событие в биографии композитора: в 1705 году Бах шел пешком около 400 км с Арнштадте в Любек, чтобы послушать игру выдающегося органиста Дитриха Букстегуде. В Любеке Бах пробыл больше, чем ему было разрешено (вместо 4 недель отпуска Бах оставался в Любеке почти 2 месяца), из-за чего напряжение между ним и властями города, и так к тому времени уже существовала, еще больше усилилась. В начале 1707 года Бах переезжает в Мюльгаузен, где 15 июля его официально утвердили на посту органиста церкви св. Власия.

В октябре того же года Бах женится на своей троюродной сестре Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. К этому периоду относится, в частности, "Каприччио на отъезд возлюбленного брата".


1.1. Веймар ( 1708 - 1717)

После многих должностей в провинциальных городах Тюрингии (Арнштадт, Мюльхаузен), композитор получает место придворного музыканта у герцога Веймарского 1708. Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Параллельно работает также городским органистом.

Виртуоз-исполнитель на органе Бах создал для этого инструмента произведения, достигшие вершин органной музыки. Становление неповторимого органного стиля Баха сильно зависело от хоральных прелюдий, расценены композитором как своеобразный интимный, романтической дневник художника. В этих лирических поэмах зарождалась яркая многогранная музыкальный язык, что опережала свое время. В свободных фантазиях сплетались воедино народные и высокопрофессиональные течения. Хоральные фантазии отмечены художественной смелостью, широким диапазоном средств для выражения и форм.

В жанрах прелюдии и фуги, токкаты, фантазии Бах выступает как потомок немецкого органной школы, и особенно своих предшественников - Райнкена и Букстегуде. От Букстегуде, к которому Бах ездил в годы юношества, он перенял свободный поэтический характер органных импровизаций, ораторский пафос, блестящую концертную декоративность. Для органных произведений Баха характерны эмоциональное богатство, глубокое внутреннее сосредоточение, драматический размах при пышности звучания и свободы формы. Бах объединял в двухчастные циклы полярные по своей выразительности части: импровизационную токкаты, фантазии, или прелюдию и полифоническую фугу. Органные фуги отмечаются большим размахом, и свободой выражения, для них, по сравнению с клавирных, были характерны мощный драматическое развитие и грандиозные кульминации.

Эти произведения полной мере используют динамические и тембральные ресурсы инструмента. Масштабные фантазии, вариации и фуги построены на ярких колористических и динамических контрастах.

К произведениям веймарского периода принадлежит большинство зрелых органных прелюдий и фуг (c-moll, D-dur, e-moll, g-moll, G-dur, f-moll и др.)., Фантазия (C-dur), фуга (g -moll), фантазия и фуга (d-moll, C-dur), пассакалья до минор и другие. Также здесь родились его два сына, будущие известные композиторы - Вильгельм Фридеман (* 1710 - ? 1784) и Карл Филипп Эммануэль (* 1714 - ? 1788).

Творчество Баха ознаменовала вершину килькастолитнього развития органной музыки еще от эпохи Возрождения. Влияние органной творчества ощутим также в других произведениях композитора ( кантаты, сольные скрипичные сонаты, прелюдии и фуги).


1.2. Кетен ( 1717 - 1723)

В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Ангальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетени сначала было счастливым периодом композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки.

В Кетени Бах писал, в основном, клавирных и оркестровую музыку.

Бах первый написал концертные произведения для клавира (по образцу скрипичных), тем самым утвердив самостоятельность этого инструмента. Несмотря на несовершенство современных ему инструментов (клавесина, клавикорда и др..) И их ограниченные выразительные возможности, Бах создал для них ряд очень ярких произведений.

В жанре клавирной музыки Бах открыл новые пути. Расцвет его клавирной творчества приходится на период работы при дворе в Кетене, где был создан первый том "Хорошо темперированного клавира", "Хроматическая фантазия и фуга", блестящий виртуозный стиль, драматизм и патетика которой свидетельствуют о переносе в сферу клавирной музыки выразительных приемов, характерных для органных Токат и фантазий.

Особенно интересна сборник "Хорошо темперированный клавир" - 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывают преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том "Хорошо темперированного клавира", также с 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

В этот период были написаны Маленькие прелюдии, Английские и Французские сюиты, токкаты (fis-moll, c-moll) для клавира, а также известные Бранденбургские концерты, принадлежавших к жанру concerto grosso и продолжили традиции Вивальди. Быстрые части отмечены энергичным движением, часто танцевального характера, пластической уравновешенностью формы, использованием высокоразвитой зарубежной техники. Концерты характерные масштабностью, полифонизация фактуры, симфонической единством в соответствии сольных и акомпонувальних инструментов, яркой индивидуальностью, глубиной образов.

В каждом концерте играют соло инструменты и ансамбли. (Обычный состав оркестра Баха: струнные, гобое, блокфлейты, фаготы, валторны, трубы, ударные инструменты, иногда гобое-д'амур, гобой да качья и корн ода качья). Хотя Бах стремился (что было характерно для его эпохи) не столько к индивидуализации тембро-колоритных эффектов, как к выявлению и подчеркивания полифонической логики, его партитуры обозначены непрерывным поиском новых инструментальных комбинаций.

Произведения для скрипки соло (3 сонаты и 3 партиты) отличаются сложной многоголосной структурой, вольностью выражение, несмотря на рамки жанровых ограничений. Свободные прелюдии, фуги, вариации изменяются в них изящными танцами. В сонатах для скрипки ярко выразилась сила воображения композитора, способного превозноситься на всеми ограничениями традиционной формы, материалом и техническими возможностями инструмента.

Тогда же создано шесть сюит для виолончели соло.

Однако в Кетене Баха случилось несчастье. Во время, когда Баха с князем не было в городе (князь принимал музыкантов с собой, когда уезжал из города), умерла его жена Мария Барбара. Ее похоронили 7 июля 1720

В 1721 Бах женится второй раз - на Анне Магдалене Вилькен. А в 1723 состоялось исполнение его "пансионатов по Иоанну" в церкви св. Тома в Лейпциге и Бах получил должность кантора этой церкви - руководителя хора Певческой школы - с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).


1.3. Лейпциг ( 1723 - 1750)

Памятник И. С. Баху в Лейпциге

В Лейпциге Бах живет до конца своей жизни. Он становится "музыкальным директором" всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя много других обязанностей.

Не умея хитрить и маневрировать, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, захмарювалы его жизни и отвлекали от творчества.

До нашего времени дошли до пассионы Баха "пансионатов по Иоанну" ( 1723) и "пансионатов по Матфею" ( 1729), что связано со старинными традициями народных представлений о последних днях жизни Христа. Благодаря драматичности сюжета, конкретным действующим лицам, пассионы тяготеют к операм больше другие произведения Баха. В "пансионатов по Матфею" достигнуто исключительного единения многоплановой структуры. Речитативный изложение Евангельского текста по тонкости передачи выразительных деталей не имеет себе равных в итальянской опере, лирические арии и хоры, протестантские хоры а капелла и в сопровождении органа формируют три различные планы в раскрытии трагических идей оратории.

"Пансионатов за Иоанном" характерны меньшим размахом, вине более близкие к драме. Музыка обоих пансионатов относится к вершине Бахов музыки.

Композитор создал около 30 светских кантат (среди них - комические "Кофейная" и "Крестьянская"), что, как правило, мало отличаются от духовных по стилю. В "Крестьянской" введены номера народно-бытового, песенно-танцевального характера. Сатирическая кантата "Соревнования Феба и Пана" ставит проблему соотношения народной и профессиональной музыки.

Также написано произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних выделяют цикл "Ария с 30 вариациями", так называемые "Гольдберг-вариации", 1742). В 1747 году Бах создал цикл пьес "Музыкальные подарки", посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой композитора стало произведение под названием "Искусство фуги" ( 1749 - 50) - с 14 фуг и 4 канонов на одну тему.

Конце 1740 -х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели полную слепоту, но и тогда он продолжал творить, диктуя ноты для записи.

За десять дней до смерти Бах, якобы прозрел, однако через несколько часов с ним случился удар. Несмотря на старания врачей, Бах ушел 28 июля 1750. Возможной причиной смерти композитора называют осложнения после операции.

Торжественные похороны Иоганна Себастьяна Баха вызвало огромный наплыв народа из разных уголков немецких земель. Композитора похоронили вблизи церкви св. Тома (Thomaskirche), в которой он прослужил 27 лет. Однако территории кладбища впоследствии проложили дорогу и могила затерялась. Лишь в 1894 остатки его тела случайно нашли во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.


2. Творчество

Рукопись Баха
Gnome-speakernotes.svg
Music samples
Toccata and Fugue in D Minor
BWV 565


Opening to Cantata 140
Performed by the MIT Concert Choir


C Major Prelude
The C Major Prelude from the Well-Tempered Clavier Book 1


Concerto No. 1 in D Major
Concerto No. 1 in D Major for solo keyboard, BWV 972

При проблемах с прослушиванием посмотрите в справку.

Творческое наследие Иоганна Себастьяна Баха чрезвычайно велика, охватывает более 1000 композиций, из них 320 светских и духовных кантат, много мес, "Рождественская" и "Пасхи" оратории, многочисленные хоралы, мотеты, инструментальные произведения и другие.

В наше время произведения Баха принято обозначать номером BWV (сокращение от Bach Werke Verzeichnis - каталог произведений Баха). Эта классификация была предложена немецким музыковедом В. Шмидер в 1950 году, в ее основе лежит тематическая принцип: номера BWV 1-224 ассоциируются с кантатами, BWV 225-249 - с ораториальных произведений, BWV 250-524 - это хоралы и духовные песнопения, BWV 525-748 - органные произведения, BWV 772 - 994 - клавирные произведения, BWV 995-1000 - произведения для лютни, BWV 1001-40 - камерная музыка, BWV 1041-71 - оркестровые произведения и BWV 1072-1126 - каноны и фуги.

Большинство вокальных произведений Баха написаны на религиозные тексты (например, "пансионатов по Иоанну", 1723, "пансионатов по Матфею", 1729, "Месса си минор" 1733 - 1738). Музыка их проникнута глубоким религиозным чувством и, вместе с тем, философская углубленность. Из светских вокальных произведений композитора особо выделяют кантаты "Феб и Пан", "Крестьянская", "Кофейная", непосредственно связанные с тогдашним бытом.

Инструментальная музыка Баха написана для органа (прелюдии, токкаты, фантазии, фуги и др.), для клавесина ( "Хорошо темперированный клавир" - 48 прелюдий и фуг, "Искусство фуги", 6 партиты, 6 французских сюит, 6 английских сюит т.п.). Также он создал сонату для скрипки соло, сюиты для виолончели соло, а также музыку для оркестра (6 "Бранденбургских концертов", 4 сюиты), концерты для скрипки с оркестром, для клавесина с оркестром и другие.

Инструментальные произведения Баха стали источником транскрипций многих композиторов, в частности Ференца Листа, Феруччо Бузони, Сергея Рахманинова. Фортепианные транскрипции некоторых органных произведений Баха сделали и украинские композиторы - Левко Ревуцкий, Григорий Беклемишев. Своеобразным творческим экспериментом стал "ричеркара" Баха в пуантилистичному инструментовке Антона Веберна для октета.


2.1. Судьба творческого наследия Баха

Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Баха хорошо знали, однако после смерти композитора его имя и музыку начали забывать. Настоящий интерес к его творчеству возник лишь в 1820 -е годы. А начался он с выполнения 11 мая 1829 года в Берлине "пансионатов по Матфею", организуваного Феликсом Мендельсононом-Бартольди (* 1809 - ? 1847). Именно Феликсу принадлежит честь "Возвращение к жизни" (Wiederbelebung) музыки Баха, почти через 80 лет после смерти композитора и его полного забвения. Это дало сильный импульс к публикации произведений Баха и их выполнение.

Генерация композиторов-романтиков, родилась в 1810-е годы, приняла Баховские композиции как поэтическую музыку и взяла их себе за образец. Феликс Мендельсон-Бартольди, Роберт Шуман (* 1810 - ? 1856), Фредерик Шопен (* 1810 - ? 1849) и даже сам Ференц Лист (* 1811 - ? 1886) считали произведения Баха стимулом и примером для собственного творчества. Выдающиеся в то время музыканты-исполнители (кроме Мендельсона-Бартольди, Шопена и Листа также Клара Шуман, Сигизмунд Тальберг и многие другие) внесли произведения Баха в свои концертные программы.

В 1850 был создан "баховских сообщество", которая стремилась выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).

С 1950 года в Лейпциге проводится Международный конкурс имени Иоганна Себастьяна Баха.



3. Сыновья Баха

Иоганн Себастьян Бах стал отцом четырех композиторов, чьи произведения до сих звучат в концертных залах и записываются на компакт-диски. Это:


4. Аудиоприклады


Литература

  • Christoph Wolff: Johann Sebastian Bach, 2. Auflage. S. Fischer, Frankfurt am Main 2007, ISBN 978-3-596-16739-5.
  • Hans Heinrich Eggebrecht: Geheimnis Bach. N?tzel, Wilhelmshaven 2001, ISBN 3-7959-0790-X.
  • Klaus Eidam: Das wahre Leben des Johann Sebastian Bach. Piper Verlag, M?nchen 2005, ISBN 3-492-24435-1.
  • Hartmut Ellrich: Bach in Th?ringen. Sutton, Erfurt 2006, ISBN 3-89702-945-6.
  • Arno Forchert: Johann Sebastian Bach und seine Zeit. Neuauflage. Laaber Verlag, Laaber 2005, ISBN 3-89007-531-2.
  • Martin Geck: Johann Sebastian Bach. Rowohlt, Reinbek 2002, ISBN 3-499-50637-8.
  • Maarten 't Hart: Bach und ich. Piper Verlag, M?nchen 2003, ISBN 3-492-23296-5 (mit CD).
  • Friedrich von Hausegger: Johann Sebastian Bach - Im Kontext der Musikgeschichte. ABOD 2006, H?rbuch ISBN 3-8341-0171-0.
  • Michael Heinemann (Hrsg.) Das Bach-Lexikon. Laaber-Verlag, Laaber 2000, ISBN 3-89007-456-1 (Bach-Handbuch, Band 6).
  • Eckart Kle?mann (Hrsg.): ?ber Bach: Von Musikern, Dichtern und Liebhabern: Eine Anthologie. 2. Auflage. Reclam, Stuttgart 2000, ISBN 3-15-018065-1.
  • Malte Korff: Johann Sebastian Bach. Deutscher Taschenbuch-Verlag, M?nchen 2000, ISBN 3-423-31030-8.
  • Konrad K?ster (Hrsg.): Bach Handbuch. B?renreiter-Verlag, Kassel 1999, ISBN 3-7618-2000-3.
  • Reinmar Emans, Sven Hiemke, Klaus Hofmann: Das Bach-Handbuch. Laaber-Verlag, Laaber 2000, ISBN 3-89007-450-2.
  • Wolfgang Schmieder: Bach-Werke-Verzeichnis (BWV). Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von Johann Sebastian Bach. Breitkopf & H?rtel, Wiesbaden 1990, ISBN 3-7651-0255-5.
  • Hans-Josef Jakobs: Mit Johann Sebastian Bach unterwegs. Ein biografischer Reisef?hrer; SCM-H?nssler-Verlag, Holzgerlingen, 2010, ISBN 978-3-7751-5083-5
  • Хубов Г. Себастьян Бах. М., 1953;
  • Ливанова Т. Музикальная драматургия И.-С. Баха и ее исторические связи, ч. и. М.-Л., 1948.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам