Ирония

Ирония ( греч. είρωνεία - Лукавство, насмешки, скрытый смех) - художественный троп, выражающий насмешливо-критическое отношение художника к предмету изображения.


1. Толкование

Иронию, как и любое сложное и древнее явление языкового выражения человека можно рассматривать на многих уровнях, включая тот, который сводит ее иронически невхопний содержание к какому-то одному из ее значений (чаще до значения не понятие иронии, а к слову " ирония "), которые часто можно" приписать "к какому-то историческому периоду. Таким образом, понимание иронии как процесса, как действия или энергии, зависит от опыта ее, а понимание иронии как результата или Эргон, от инструментального знания того, что приводит к иронии, - прежде иронии, выраженной через тропы.


В стилистике фигура, которую называют "антифразис", когда высказывание приобретает в контексте противоположного значения. Ирония - это насмешка, замаскированная внешней благопристойной форме.
Осмысление иронии как эстетической категории, как идейно-эмоциональной оценки явлений действительности достигает античности, в частности философии Сократа. Однако ирония Сократа отрицает реальную истину и субъективное представление ее: "Я знаю только то, что ничего не знаю".


2. Средневековая ирония

Оригинальное понимание иронии было в Украина. Теория иронии разрабатывалась преподавателями поэтики Киево-Могилянской академии (В. Новицкий, Тихон Александрович, Иоасаф Кроковский, Стефан Яворский, Лаврентий Горка, Конисский, Феофан Прокопович, Митрофан Довгалевский и др..). В произведениях 17 - 18 века развивается ее особая форма - самоирония, самонасмишка. В произведениях "Странствующих дьяков" авторы притворяются простаками, глупцами, говорят якобы чушь, но в действительности - о серьезных вещах, несовместимые с окружающим миром абсурда.
Ирония-вопрос - излюбленный прием Григория Сковороды. Она выражается буйством средством иносказания, но задача иронии и аллегории разные. Аллегория показывает сходство между отдельным, конкретным и чем-то другим, что есть какой-то общей идеей или принципом, и в иронии значение отличное от сказанного, противоположное ему.


3. Романтическая ирония

Романтическую иронию разработали немецкие романтики (Ф. Шлегель, А. Мюллер), направляя ее на литературную форму и используя как средство отрицания всего недвижимого и закостенелого. Г.-В.-Ф.Гегель считал иронию романтиков субъективной игрой сознания. В Украине развивалась концепция отрицательной иронии ( И. Котляревский, А. Метлинский, Н. Костомаров).


4. Ирония в украинской литературе 19 в.

Особая заслуга в осмыслении иронии в художественной практике относятся Тарасу Шевченко. У него она направлена ​​не к субъекту, а к объекту. Насмешка не заполняет окончательно ее содержание. Иронист - это грустный человек, ибо обстоятельства бытия Украине трагические. Т. Шевченко создал гениальные иронические строки, ставшие афоризмом :

"От молдаванина до финна
На всех языках все молчит,
Все благоденствуют! "

Его ирония превращается в средство обвинения антигуманных общественных явлений, колониальной политики царской России.
Франко иронию можно назвать холодной, ледяной. Однако иронический автор в произведениях И. Франко - не апатико, которому все безразлично. Писатель использует апатию как маску, средство розвинчення безобразного.


5. Ирония в украинской литературе 20 в.

Украинская литература 20 ст. ( Хвылевой, В. Эллан (Голубой), Остап Вишня, Кулиш, П. Загребельный, Е. Дударь, Олег Черногуз, Ю. Андрухович) развивает иронию характерную для литературы 19 в., так называемую "эпическую иронию" ( Т. Манн.). Ирония как "объективная субъективность" виявляется в романах "Львиное сердце", "Голая душа" П. Загребельного, "Заемный человек", "Парад планет" Е. Гуцало, "Аристократ с Вапнярки", "Перетендент на папаху" О. Аиста, в произведениях Ю. Андруховича, Е. Дударя.
Ирония является часто единственной формой свободного взгляда на мир и героя.


См.. также

Литература

  • Литературоведческий словарь-справочник под редакцией Р. Т. Громьяк, Ю. И. Кузнецова, В. И. Теремка. - М.: ВЦ "Академия", 2007
  • Ирония: Сборник статей [1] / Составители Елена Галета, Евгений Гулевич, Звездная Рыбчинская ( Центр гуманитарных исследований Львовского национального университета им. Ивана Франко). - Львов: Летопись; Киев: Факел, 2006. - 238 с. ("Соло продолжается ... новые голоса", № 3: Ростислав Семкив, "Парадоксы постмодернистской иронии и стилевая паранойя современной украинской литературы" / Лекция-2004 в честь Соломии Павлычко) [2]