Надо Знать

добавить знаний



Искупление



План:


Введение

Рембрандт, Распятие Христа, картина 1633

Искупление (греческое литросис) - славянский перевод греческого слова lytrosis, что означает "выкуп", то есть сумму денег, вплачення которой дает рабу освобождение, а приговоренному к смерти жизнь. В христианском богословии понятие искупления людей от греха посядае центральную роль. Можно сказать что само христианство невозможно без "Евангелия (т.е." благой новости ") об искуплении от греха "- она лежит в основе целой христианской веры. Понятие" искупление от греха цене крови Сына Божия "совсем не характерно и чуждо ислама, индуизма, буддизма или иных малочисленных религий.

В Новом Завете Христос называется "искупление" за грехи людей (Мф. 20:28, 1 Кор. 1:30). Человек через грехопадение попала в рабство греха (Ин. 8:24 и др.) и требует выкуп, чтобы освободиться от этого рабства.


1. Отцы церкви о вопросах получателя выкупа

Древнецерковного писатели ставили вопрос: кому Христос заплатил выкуп за людей?

1.1. Версия заплати выкупа дьяволу

Некоторые считали, что выкуп был заплачен дьяволу, в рабстве которого находился человек. Так, например Ориген утверждал, что Сын Божий отдал Свой дух в руки Отца, а душу отдал диаволу в качестве выкупа за людей: "Кому Искупитель дал душу Свою в выкуп за многих? Не Богу, а ... дьяволу... Как выкуп дана за нас душа Сына Божия, а не дух Его, ибо перед тем отдал его Отцу со словами: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой", также и не тело, потому что об этом мы ничего не находим в Писании . "За такое понимание искупления Ориген упрекал святитель Григорий Богослов : "Если большая и преславная кровь Бога, архиерея и жертвы дана как цена искупления лукавому, то как это обидно! Разбойник получает не только цену выкупа от Бога, но и самого Бога!"

Освобождая нас от рабства греха и смерти, Христос не торговался с дьяволом и ничего ему не платил. Бог, как Справедливый Судья, вынес приговор: "Возмездие за грех - смерть". Мы знаем, что Бог что сказал, то выполняет, Его слово не может отменяться или перефразовуватись, в Него так - да и нет - нет. Наименьший грех должен быть наказан смертью, другого выхода нет, иначе Бог стал лжи. Но, мы знаем, что Бог есть любовь и в любви Своей Он, в лице Сына Своего Иисуса Христа, пришедшего на землю, отдал Себя как выкуп за грехи всего человечества и, таким образом, Бог не нарушая свое же Закона, удовлетворил справедливость. Приговор был приведен в исполнение, человечество было спасение.


1.2. Версия выкупа как "оиск" и "соглашения с дьяволом"

Святитель Григорий Нисский трактует искупление как "обмана" и "соглашение дьяволом ": Христос, чтобы выкупить людей, предлагает ему Свою собственную плоть, "пряча" под ней Божество; дьявол бросается на нее, как на приманку, но глотает вместе с приманкой "крючок", т.е. Божество и погибает. На вопрос о том не "обмана" безнравственность, несвойственной Божеству, святой Григорий отвечает, что так как дьявол сам обманщик, то достаточно справедливо было со стороны Бога тоже обмануть его: "(Дьявол) принял заблуждение к растлению естества, а справедливый, благ и премудрый (Бог) вимисленням заблуждения воспользовался к спасению разлагающего, благодетельствуя не только погибли (человеку), но и самому причиннику нашей погибели (дьяволу) ... Поэтому и самому противнику, если бы он почувствовал благодеяния, не показалось бы совершенно несправедливым " .


1.3. Версия "высмеивание" ада

Некоторые другие Отцы тоже говорят о том, что дьявол "ошукався", но не идут так далеко, чтобы утверждать, что Бог его обманул. Так, в Оголошувальному слове, приписываемый святому Иоанна Златоуста (оно читается на Пасхальной утрени), говорится, что ад был "осмеянным" Воскресением Христа и "попался" на том, что не заметил под видимой человеком невидимого Бога: " Ад засмутилося, встретив тебя вниз: засмутилося, потому что отменилось, засмутилося том, что было осмеянным ... Приняло тело - а коснулось Бога, приняло землю - а встретил небо, приняло, что видел - и попался на том чего не видел ". В одной из трех колиноприклонних молитв, читаемых в праздник Пятидесятницей, говорится, что Христос" начало злобного и глубинного змея богомудросною льстивость (т.е. обманом) уловил ".


1.4. Латинская версия "удовлетворение" (компенсации) - заплати выкупа Богу Отцу

По другой трактовкой, вмкуп был заплачен не дьявол, поскольку он не имеет власти над человеком, а Богу Отцу. Западный богослов Ансельм Кентерберийский в 11 веке писал, что грехопадением человек был прогнивана Божественная правда, которая требовала удовлетворения (лат.: satisfactio), но, поскольку никаких человеческих жертв не было достаточно, чтобы ее удовлетворить, Сын Божий Сам приносит ей выкуп. Смерть Христа удовлетворила Божий гнев, и человеку была возвращена благодать, для усвоения которой ему необходимо иметь некоторые заслуги - веру и добрые дела. Но поскольку, опять же, человек не имеет этих заслуг, то он может черпать их в Христа, сидящего более нужными заслугами, а также в святых, совершивших в своей жизни больше добрых дел, чем это было необходимо для их личного спасения, а поэтому имеют будто избыток, которым могут делиться. Эта теория, родившаяся в недрах латинского схоластического богословия, носит юридический характер и отражает средневековые представления об оскорблении чести, что требует компенсации. Смерть Христа при таком понимании не отменяет грех, а только лишает человека ответственности за него.

Теория компенсации проникла и в московское академическое богословие, которое находилось в 18-19 веках под влиянием латинской схоластики. Так, например, в "пространстве христианском Катехизис" написано: "Его Христа вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи бесконечной стоимости и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, и является совершенным удовлетворения правосудия Божия, осудил нас за грех на смерть и бессмертная заслуга, что дала ему право без оскорбления правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом ".


1.5. Жертва Христа всей Святой Троицы - реакция Восточной церкви на учение о компенсации

В Восточной церкви реакцией на западное учение об искуплении как сатисфакции был Константинопольский Собор 1157, участники которого, отвергая ересь "латиномудруючого" Сотириха Пантивгена, согласились, что Христос принес жертву всей Святой Троицы, а не одному Отцу: Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе с Отцом и Духом ... Богочеловек Слово ... принес спасительную жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, Которыми человек призван из небытия в бытие, которое она и оскорбила, переступив заповедь, и с Которыми произошло примирение страданиями Христа ". В одной из проповедей святителя Кирилла Иерусалимского говорится: "Младенца вижу, что приносит законную жертву на земле, но Его же вижу принимающим жертвы от всех на небесах ... Сам Он - Дары, Сам - Архиерей, Сам - жертвенник, Сам - очистилище, Сам - приносящая, Сам и приносимого как жертва за мир. Сам - огонь сущий, Сам - всесожжение, Сам - древо жизни и познания, Сам - меч Духа, Сам - Пастырь, Сам - жрец, Сам - Закон, Сам же и виповняючий этот закон ".


1.6. Избежания языка об искуплении в буквальном смысле

Многие древнецерковних авторов совсем избегают речи о "выкупе" в буквальном смысле, понимая под искупление примирения человечества с Богом и усыновление Ему. Они говорят об искуплении как проявление Божьей любви к человеку. Этот взгляд находит подтверждение в словах апостола Иоанна Богослова : "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную." (Ин. 3:16). Не гнев Бога Отца, а Его любовь является причиной крестной жертвы Сына. По мнению преподобного Симеона Нового Богослова, Христос приносит выкуплено Им человечество в дар Богу, окончательно освобождая его от власти дьявола. Поскольку человек порабощен дьяволом с самого рождения на протяжении всей жизни, Господь проходит через все возрасты, чтобы на каждом этапе развития человека дьявол стал побежденным.


2. Круг распространения действия искупительной жертвы Христа

На кого распространяется действие искупительной жертвы Христа? Евангельское слово отвечает: на всех, кто уверовал в Христа ("кто уверует и крестится, спасен будет"; Марка 16:16). Вера в Христа делает нас детьми Божьими, родившихся от Бога (Ин. 16:12-13). Через веру, Крещение и жизнь в Церкви человек становится спивнаслидником Царства Божьего, освобождается от всех последствий грехопадения, воскресает вместе с Христом и приспильнюеться к жизни вечной.


3. Последствия и значение искупления Христа

В Христе получает оправдание, завершение и абсолютный смысл вся история человека, включая его грехопадения и изгнания из рая. Царство Небесное, даруемое Христом том верующий в Него, есть нечто большее чем першосотворений рай, это "нетленное, нескверне и неувядающее наследие", по словам апостола Петра (1 Пет 1:4), это "третье небо", о котором апостол Павел не смог ничего сказать, потому что "неописуемые звуки", звучавшие там, превышают всякое человеческое слово (2 Кор. 12:2-4). Воплощение Христа и Его искупительной подвиг имеют для человека большее значение, чем даже создание человека. С момента боговоплощении человеческая история будто начинается заново: человек вновь оказывается лицом к лицу с Богом, столько же близким, а, возможно, - еще больше близкой, чем в первые минуты существования людей. Христос внедряет человека в "новый рай" - Церковь, где Он царствует, и человек царствует вместе с ним.

Во Христе достигается цель существования человека - приспильнення к Богу, соединения с Богом, обожения. "Сын Божий становится Сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим", - говорит священномученик Ириней Лионский. Еще лаконичнее выразил ту же мысль святитель Афанасий Великий : "Он учоловичився, чтобы мы обожилися". Преподобный Максим Исповедник говорит: "Твердая и верная основа надежды на обожение для человеческого существа есть учоловичення Бога, в такой же мере делая человека богом, в которой сам Бог стал человеком. Потому очевидно, что тот, кто стал человеком без греха может обожествить и существо (человеческое ) без преобразования в Божество, в такой степени возвишившы ее к Себе, в которой Сам смирил Себя ради дюдины. " Преподобный Максим называет Бога "желающим спасения и жаждет обожествления" людей. По Своей безмерной любви к человеку Христос взошел на Голгофу и претерпел крестную смерть, которая примирила и соединила человека с Богом.


4. Источник

  • Епископ Иларион (Алфеев). Таинство Веры. Вступление в Православное Догматическое Богосливя. Клин: Фонд Христианское Жизнь, 2004. (Книга издана на русском и английском)

5. Смотри также:


Крест Это незавершенная статья о христианство.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам