Надо Знать

добавить знаний



Искусство



План:


Введение

Атрибуты живописи, скульптуры и архитектуры, Эн Вале-Костер, 1769 год Лувр

Искусство - одна из форм общественного сознания, вид человеческой деятельности, отражающая действительность в конкретно-чувственных образах, согласно определенных эстетических идеалов [1]. В широком смысле искусством называют совершенное умение в каком-либо деле, отрасли; мастерство [2]. Развитие искусства как элемента духовной культуры определяется как общими закономерностями бытия человека и человечества, так и эстетически-художественными закономерностями, эстетично художественными взглядами, идеалами и традициями.


1. Этимология термина

Украинское слово "искусство" происходит от немецкого Meister (мастер), которое в свою очередь происходит от латинского Magister (учитель, начальник), в свою очередь, вероятно, образовано путем сочетания слов magis ("большой") и histor знаток, умелец, впоследствии - актер (histrion) [3]. Этимологически этот термин созвучен бел. мастацтво , А также старопольских misterstwo, и в Украинский язык был заимствован относительно недавно. Создание этого слова приписывают также редакторам журнала "Основа" [4], или Елене Пчилци [5].

Во многих славянских языках термин связан со словом "умелец", "умение", в частности чешск. и словаци. umeni , серб. и словен. umetnost , Босна. umjetnost . Российская название искусство происходит от заимствованного во времена христианизации с болгарской изкуство-то (корень - искус (= искушение), есть искушение) и является историческим свидетельством настороженного отношения православной церкви к художественному творчеству [3]. Во многих европейских языках используются слова латинского происхождения - фр. и англ. art или исп. и ит. arte. Соответствием латинского ars в греческом языке есть слово τέχνη, что первоначально означало искусства, науки, умения или ремесла. Последнее слово было заимствовано многими языками, в том числе и украинская для таких слов, как техника.


2. Определение

В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: "Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, ситуации или действия, которые могут быть разделены с окружающими. Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. Произведения искусства начали создавать еще в доисторические времена, однако некоторые авторы склонны считать искусством только профессиональную деятельность людей искусства в современных странах Запада [6]. Литература о собственно концепции искусства чрезвычайно обширна. Как говорил Теодор Адорно : "В наше время считается общепризнанным, что из всего, что так или иначе касается искусства, ничто больше не может считаться общепризнанным" [7].


3. Зарождение искусства

Ритуальный танец. Скальный рисунок эпохи бронзы, Швеция

Искусство зародилось в первобытном обществе суток позднего палеолита и было представлено рисунками в пещерах, резьбой на кости и камни, ритуальными танцами и т.п.. Благодаря особенностям своего воздействия на человека (чувственная непосредственность, эмоциональная насыщенность, идейная направленность) искусство стало одной из важнейших составных частей духовной культуры общества.

Художественная обработка вещей и орудий труда, строительство жилья начали развитие архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Среди основных визуальных искусств Западной Европы в течение многих веков оставались живопись, скульптура и графика. В искусстве ислама основным был орнамент, поскольку было запрещено изображать живых существ. В некоторых культурах маски, татуировки, керамика и металлические изделия были основными формами изобразительного искусства.

Бытие человека и окружающий мир отразились в танцах, музыке, пении, театрализованных действиях. Искусство слова, существующие сначала в устной форме рассказов, мифов, эпоса, с возникновением письма развилось в художественную литературу. Научно-технический прогресс сделал возможным появление таких форм искусства, как фотография и кино, а с появлением компьютерных технологий - так называемых медиаискусства.


4. История искусства

5. Развитие взглядов на искусство

Определение и оценка искусства как явления была и остается предметом дискуссий. Природу искусства нередко считают "наиболее неуловимой из всех загадок человеческой культуры" [8], а по мнению Теодора Адорно : "В наше время считается общепризнанным, что из всего, так или иначе касающийся искусства, ничто больше не может считаться общепризнанным" [9] [10]. На протяжении своей долгой истории понятие искусства с очень широкой, но точно очерченного значения сузило свой объем, но и его границы размылись.


5.1. Античные времена

В античные времена искусство (соответственно греч. τέχνη и лат. ars ) Означало то же, что ловкость, овладение четко очерченными правилами i следования им, то же, что ремесло. К искусствам кроме живописи, скульптуры и ряда ремесел, таких как гончарство или портниха, засчитывалось также риторика и стратегия. Тогда как создание чего-то без правил противопоставлялось искусству, например в ранний период греки считали, что поэзия появляется под вдохновением муз и поэтому не относили его к искусствам.

В философии Древней Греции можно выделить два основных взгляда на искусство. Согласно первому из них, идущий от Аристида, искусство имеет дело с μίμησης - имитацией, представлением образов, и мы получаем удовольствие, наблюдая точно и аккуратно выполнены картины реального мира. Во втором, который берет начало во взглядах Платона, искусство вдохновляется Музами (или богами или внутренними импульсами, или подсознанием) для выражения того, что находится выше окружающего мира, есть внутренние чувства, проявления или возрастные ощущения. Центральной категорией искусства становится прекрасное, которое древнегреческие философы соотносили с совершенством, чувственным удовольствием, благом (философские взгляды Платона, Аристотеля).

При этом среди искусств выделяла семь Свободных искусств (artes liberales) - грамматику, риторику, диалектику (тривиум), а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку (квадривиум). Другие искусства называли общими (artes vulgares), или позже, механическими и считали ниже свободные искусства.


5.2. От средневековья до современности

В Средние века термин "искусство" использовался для обозначения области обучения, рассматривается как инструмент познания. Византийское искусство и готика западного средневековья были сосредоточены на религиозных сюжетах, в лоне церкви развивались духовные жанры.

В эпоху Возрождение происходит постепенная секуляризация искусства. Вместе с тем художники стремятся к отделению своего статуса от ремесленного и приближения к научного. В ранг науки возвышаются скульптура, архитектура и живопись, художники эпохи стремятся придать своим творениям математической совершенства. В XVIII веке французский эстетик Шарль Батье объединил эти виды искусств термином "Изящные искусства" ( фр. les beaux arts , нем. feine Knste или schne Knste ), Что противопоставлялись "механическим" искусствам - ремеслам.

В XIX веке искусство окончательно отделилось от ремесел и связывалось с понятиями творчества, оригинальности, индивидуализма i новаторства. Материей искусства становятся произведения искусства, а их авторы (по идеальной модели) рассматриваются как создатели, движущиеся внутренним стремлением к творчеству, или потребностью выражения чувств, решения личных или общечеловеческих проблем, не позволяющих ограничить искусство лишь функцией принесения эстетических впечатлений.

Появление модернизма в конце XIX века привело к радикальному перелому во взглядах на роль искусства [11]. Возникшие в западной культуре авангардные направления искусства поставили под сомнение категорию прекрасного, она перестала быть не только определяющей, но даже необходимым для искусства. В противовес ей коммунистическая идеология, не отказываясь от категории прекрасного, выдвинула на передний план принцип партийности искусства, связывал искусство с борьбой рабочего класса и требовал от художника "правдивого исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии" [12].

В эпоху постмодерна искусство нередко рассматривают как открытое понятие, что в свободный образ объединяет предметы, не имеющие внятных общих черт, а лишь имеют нечто, названное Людвиг Витгенштейн "родовой сходством", что нельзя определить исчерпывающими критериями. Определяющими для произведений искусства при этом могут считаться или цель, с которой они были созданы, (по выражению Дональда Юдда - искусством является то, что считает себя искусством) или признания того или иного произведения художественными кругами ( англ. artworld [13]) или определенными институтами. В последнем случае важным становится современное состояние теории искусства, место и время, в контексте которого появляется то или иное произведение. Во всех случаях открытого определения отсутствие формальных критериев отрывает искусства от эстетического оценивания.


6. Функции искусства

Проблема функций принадлежит к фундаментальным теоретическим вопросам эстетики, ее основу предопределяет исторический фактор, ведь функции искусства возникают и складываются на протяжении всего развития цивилизации в связи с формированием новых потребностей и особенностей поведения человека.

Вопросам функций искусства уделено значительное внимание еще в теоретических разработках Аристотеля, который выделял следующие три функции - познавательную, воспитательную и эмоционального воздействия, последняя трактовалась философом в гедонистической смысле. Современная эстетическая наука выделяет значительно большее количество функций.


6.1. Гносеологическая функция

Гносеологическая (эпистемологические, когнитивная, эвристические) - одна из основных функций искусства. Без сомнения, относится к искусству первобытного человека, создавала наскальные рисунки или статуи для того, чтобы познать внешний мир или для тренировки своих навыков. Дикари повторяют обряды (в них закрепляется важная информация, которая передается из поколения в поколение) и учатся таким образом. Но со временем (с возникновением цивилизации) происходит разграничение науки и искусства. Наука - специфический способ получения знаний, которые опираются на логику и проверяются с помощью опыта.

Но искусство познает мир через систему художественных образов, используя специфические средства и приемы. В отличие от науки, художественный образ цельный, невосполнимы. Специфику познания в искусстве определяют субъективный характер отражения, метафорическое отношение к действительности, активное использование эмоционально-чувственного начала, что способствует созданию художественной картины мира.

Искусство оперирует идеальными образами в воображаемых пространстве и времени, при этом время в искусстве может "сжиматься" - например события, которые продолжаются в реальной жизни годы могут быть изложены в рамках короткометражного фильма. При этом зритель словно перевоплощается в участника или свидетеля тех событий и, испытывая чувство героя, приобретает его опыта как собственного.

Гносеологическую функцию также называют кассандривською (пророческой) - художники обобщают информацию об окружающем мире, комплексно передают ее и могут выступать "пророками" - предвидеть те или иные события. Аристотель, сравнивая историка и поэта, оказывал предпочтение последнему: историк описывает события, которые произошли, а поэт говорит о том, что могло бы произойти (для этого должен знать закономерности мира).


6.2. Аксиологическая функция

Аксиологическая (ценностная) функция - каждая культура создает свои идеалы, основанные на ценностях общества. Ценность - явление, материальный или духовный предмет осознается отдельным человеком, обществом или человечеством как чрезвычайно важный. В основе культуры лежит традиция, в первую очередь другим поколениям передается важная информация, что и фиксируется в идеалах.

6.3. Суггестивная функция

Суггестия - внушение. Суггестивная функция - внушение человека определенного рода мыслей, чувств, влияющих на психику человека, функция связана с определенным гипнотическим действием, влиянием на человеческую психику. Значительное внимание этой функции уделяло психоделического искусства. Суггестивная функция близка к воспитательной, однако, не отличие от первого, здесь речь идет об обращении искусства к бессознательного.

Суггестия была присуща уже искусству первобытного человека - австралийские племена в ночь перед битвой поднимали свой дух, вызвали прилив мужества с помощью песен и танцев. Сохранилось греческое ведения о том, как спартанцы обратились за военной поддержкой к афинянам, а те ради насмешки прислали к ним хромой музыканта Тиртея. Однако эта помощь афинян оказалась чрезвычайно эффективной, поскольку Тиртей своим творчеством поднял дух спартанцев и те победили врагов.


6.4. Воспитательная функция искусства

Способность искусства к воспитания связывают с активизацией эмоционально-чувственного начала, эмоциональным воздействием искусства на человека. В свою очередь эмоциональные процессы находятся в тесной связи с мышлением и интеллектом, а по мнению советского психолога Сергея Рубинштейн мышления, как психический процесс, само по себе представляет единство эмоционального и интеллектуального. Соответственно, сказка действует эффективно на ребенка, чем логические опыты (Сказка конкретная, а логика абстрактная. Человек воспринимает модели поведения сказочного персонажа как свой собственный опыт).

Другие формы общественного сознания дискретно влияет на человека (мораль формирует нравственные нормы, политика - политические взгляды), искусство комплексно воздействует на человека, формирует целостную личность.

На роль искусства в воспитании человека обращали внимание уже древнегреческие мыслители, понимая воспитание, как совершенствование души человека. Центральной концепцией в учении Аристотеля стала теория катарсиса - духовного очищения человека в процессе восприятия произведения искусства, важнейшая роль при этом отводилась музыке, театра и литературе. Древнегреческий писатель Лукиан писал:

"Душу мы, прежде всего, совершенствуем ... обучая юношей музыке, счету и грамоте ... затем они учат высказывания мудрецов и рассказы о древних подвигах, и полезные мысли ...".

Средневековые философы считали художника посредником между "божественным логосом" и человеком, на искусство была возложена задача духовно-эстетического воспитания, которое должны были выполнить два главнейших виды искусства эпохи средневековья: архитектура и поэзия.

В эпоху Ренессанса эстетическое воспитание получает гуманистическую направленность, особую значимость приобретает живопись и скульптура, стремящихся раскрыть образ человека. Проблема комплексного эстетического воспитания освещена в научном наследии испанского философа Xуана Вивеса.

Эпоха Просвещения зориентовуе эстетическое воспитание на широкую аудиторию. Проблемы эстетического вкуса исследуются в работах Иоганна Готшеда, Дэвида Юма, Клода-Адриана Гельвеция. Само же понятие эстетического воспитания был введен Шиллером в работе "Письма об эстетическом воспитании человека", который утверждал, что искусство должно сформировать всесторонне развитую гармоническую личность. Вера в воспитательную, преобразующую силу искусства была присуща многим художникам того времени, например мечтой Александра Скрябина было создание "Мистерии", в которой бы сочетались все виды искусства - музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет, и которая перевела мир в новую эпоху бытия и сознания.

Социальные потрясения и стремительный научно-техническое развитие в начале XX века породили ряд противоречивых идей о возможности эстетического воспитания. С одной стороны иррационалистична философия Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и 3.Фрейда подготовила процесс елитаризации искусства и нивелирование идей эстетического воспитания. С другой стороны искусство все больше рассматривается как средство социально-политического воспитания, что отражается в творчестве таких художников как Б. Брехт, Д. Хартфилд, Г. Эйслер в Германии, или Маяковский, В. Мейерхольд, С. Эйзенштейн и были осмыслены в работах Адорно, Ж. П. Сартра, В. Беньямина. В 1930-е годы в СССР и нацистской Германии искусство становится с одной стороны становится на службу социально-политической пропаганды, а с другой становится объектом жесткой идеологической цензуры.


6.5. Компенсаторная функция

Развитие человека ограничено многими факторами - обществом, месту жительства и т.д. Искусство разрушает эти ограничения, восстанавливает целостность, полноту личности. Опыт, эмоциональные переживания персонажа читатель, зритель воспринимает как собственный. Например, режиссер Андрей Жолдак считает успех "шокового" театра следствием, того, что современный зритель "существует в пластиковом, комфортном мире ... как под лампой, которая их согревает"

Компенсаторная функция имеет три аспекта:

1). Отвлечение (гедонистическо-игровой, развлекательный аспект);
2). Утешение;
3). Собственно компенсаторный аспект (способствует духовной гармонии человека).

К объяснению компенсаторной функции искусства обращались французский эстетик М. Дюфрен (считал, что искусство призвано восстановить гармонию, которая была утрачена в реальности), социолог Э. Морен (писал о том, что человек воспринимает художественное произведение и этим розряджуе внутреннее давление, которое порождается реальным жизнью, компенсирует монотонность будней).


6.6. Коммуникативная функция

Анализируя феномен искусства, ученые разных исторических периодов подчеркивали его коммуникативное преимущество над другими формами общественного сознания. При этом, если коммуникативные функции таких искусств, как театр, кино, литература ограничены языковым барьером, то музыка, балет, скульптура, живопись свободны от этого ограничения.

6.7. Гедонистическая функция

Искусство доставляет человеку удовольствие, учит наслаждаться знаками красоты, которые создает искусство. Вместе с эстетической относится к сущностным функций искусства, пронизывает остальные. Гедонистическая функция опирается на самоценность личности.

Источники наслаждения при помощи художественного произведения:

1). Искусство - сфера свободы, художник свободно владеет творческим материалом, из которого создает собственное произведение. Это и вызывает восхищение у зрителей, слушателей и т.д. Искусство - игра, которая не ограничивается никакими критериями;
2). Все явления художник соотносит с человечеством, раскрывает их эстетическую ценность;
3). Художественное произведение - гармоничное сочетание формы и содержания;
4). Художественная реальность упорядоченная, построенная по замыслу автора;
5). Реципиент чувствует себя соучастником творческой деятельности художника.

6.8. Эстетическая функция

Эстетическая функция - главная функция искусства, составляет сущность художественного творчества, хотя и не перечеркивает все предыдущие. Искусство формирует художественные вкусы, способности и потребности человека, придает значимость мира в целом и всем его проявлениям. Искусство пробуждает творческий дух личности, желание изменять мир по законам красоты и гармонии.

6.9. Другие функции искусства

Также выделяют идеологическую, релаксационную, фасцинуючу (увлекательную) функцию, функцию общественного формирования.

7. Искусство и наука

Ганс Вредеман де Врис - Лаборатория алхимика (1595).

Искусство и отдельные его аспекты являются предметом научного исследования. Наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним явления - искусствоведение. Отрасль философии, которая занимается изучением искусства - эстетика. Феноменами, связанными с искусством, занимаются и другие общественные и гуманитарные науки, такие как культурология, социология, психология, поэтика и семиотика.

Впервые к системному изучению искусства обратился Аристотель (384-322 до н. э) В своем труде " Поэтика ". В других работах Аристотель также положил начало систематизации научного знания и научного метода.

В наши дни особую роль в изучении искусства играет семиотика. Эта наука, появившаяся в конце XIX века, рассматривает широкий спектр проблем с точки зрения коммуникации и знаковых систем. Юрий Лотман (1922-1993), советский культуролог и семиотик, в своих работах предложил семиотический подход к культуре и описал коммуникационную модель для изучения художественного текста. При таком подходе искусство рассматривается как язык, то коммуникационная система, которая пользуется знаками, упорядоченными особым образом [14].

Существует гипотеза, что искусство возникло раньше науки, и долгое время вобрал ее в себя. И искусство и наука есть знаковыми системами [15] познания человеком природы и самого себя и для этого используют эксперименты, анализ и синтез.

Отличия искусства от науки:

  • Наука и техника имеет большее влияние на вещи, а искусство - на психологию;
  • Наука добивается объективности, авторы же творений искусства вкладывают в них себя, свои чувства;
  • Научный метод строго рациональный, в искусстве же всегда есть место интуитивности и непоследовательности;
  • Каждое произведение искусства является единственным и законченным, каждый научный труд - лишь звено в цепи предшественников и последователей;

Данные различия верны лишь при поверхностном рассмотрении их сущности. Каждый пункт является собой отдельной темой для дискуссии.


8. Искусство и религия

9. Классификация искусств

Гiтаристка Ян Вермера 1670

Традиционно виды искусства делятся по способу воплощения художественного образа и по форме чувственного восприятия.

По способу воплощения художественного образа различают:

По форме чувственного восприятия различают

Эта классификация не является универсальной, поскольку с появлением письменности и нотной грамоты искусство слова и музыка получили графических изображений. Также в искусстве слов изображения букв приобрело самостоятельное эстетическое значение - искусство каллиграфии в Восточных цивилизациях. В каждой из этих трех групп художественно-творческая деятельность может пользоваться:

  1. знаками изобразительного типа, предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью ( живопись, скульптура, графика; литература, актерское искусство);
  2. знаками незображувального типа, которые не допускают узнавания в образах реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные искусства, музыка и танец);
  3. знаками смешанного типа, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусства с искусствами изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актерсько-танцевальному - пантомимического синтеза.

Также искусства можно классифицировать по используемым материалам

  • традиционные и современные материалы (краски, холст, глина, дерево, металл, гранит, мрамор, гипс, химические материалы, продукты серийной индустрии и т.д.) - архитектура, скульптура, живопись и т. д.
  • современные способы хранения информации (современная электротехника, цифровые вычислительные машины) - медиаискусства
  • звук (слышны колебания воздуха) - музыка
  • слово (единица языка) - литература
  • человека-посредника - (актер, клоун и т.д.).

Одним из первых в классификации искусств обратился поэт Гораций: писал, что поэзия - это живопись, говорит, а живопись - немая поэзия. Более 2000 лет такое определение считалось исчерпывающим. В XVIII в. Лессинг в трактате "Лаокоон" обратил внимание читателя на то, что один и тот же образ не может быть одинаково изображен в разных видах искусства. Ужасное, страшное в слове воздействует на читателя, но скульптор не может передать всю послидованисть событий, поэтому должен выбирать момент, сочетающий в себе предшествующие и последующие события. Скульптурная статуя "Лаокоон" изображает разные стадии борьбы людей с чудовищем, последний из которых демонстрирует сам древнегреческий жрец. Скульптор всегда оставляет надежду на розьязку драматической ситуации, потому что это составляет динамизм композиции.

Словесное искусство изображает все события по очереди, в отдельных деталях, и это не создает впечатление красоты. Для преодоления этих сложностей талантливый автор оставляет место фантазии читателя. В литературном произведении не сказано, пропущенное может весить больше, чем подробное описание состояния главного героя.

Один из вариантов классификации видов искусств представил немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Критерием выступает соотношение идеи и формы произведения:

  • 1). Символическая форма - идея выступает в абстрактной односторонней форме. Характерно для искусства народов Древнего Востока. Наиболее развитой на этой стадии выступает архитектура (ее материал - неорганическая природа):
  • 2). Классическая форма - идея достигает должного конкретности, находится в гармонии с формой. Искусство античной Греции, воплощается в скульптуре;
  • 3). Романтическая форма - мир души празднует победу над внешним миром. Дух освобождается от чувственной оболочки, переходит в новые формы самопознания - религию, философию. Это характеристика современного Гегелю европейского искусства, на этой стадии, по мнению философа, происходит распад искусства. Лидирующим выступают живопись, музыка, поэзия (их материал: краски, игра света - для живописи, звук - для музыки, звук как смысл - для поэзии). [16]

Роды, виды, жанры - это формально-содержательные категории, классификация видов искусства подобная живого организма, постоянно развивается и меняется. Развитие мистетва происходит путем преодоления жанровых границ, поэтому при анализе конкретного художественного произведения надо обращать внимание на историческую эпоху, в которую оно было создано.


10. Эстетические принципы и возможности видов искусства

10.1. Изобразительное искусство

Изобразительное искусство - вид творческой деятельности, отражает действительность с помощью образов, воспринимаемых с помощью зрения. Объединяет живопись, графику, скульптуру, каллиграфию.

Живопись - изображение на плоскости внешнего мира, преобразовано творческим воображением художника. Делится на станковую живопись и монументальный. К монументальной живописи относятся фреска, мозаика, витраж, в основном, создаются на историческую, религиозную или мифологическую тематику. Станковая живопись делится на портрет, пейзаж, натюрморт, картины на бытовую тематику. Панорама относится к монументальной живописи, но влючает в себя и элементы станковой живописи. Надо помнить, что любая классификация на абстрактном уровне недостаточна, некоторые явления выходят за ее пределы. Например, мозаики и фрески могут носить и камерный характер.

Выделяют различные техники живописи - масляная живопись, темпера, эмаль, пастель, тушь, энкаустика, акварельный живопись и др..

Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна, которые наносятся на бумагу, картон. Цвет может применяться, и играет в графике дополнительную роль. Выделяют станковый рисунок, книжная миниатюра, журнальную, газетную графику, прикладную (плакат, реклама), а также компьютерную графику. Выделяют уникальные рисунки (существуют в едином экземпляре) и печатную.

Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения имеют объемный вид, в качестве материала используют мрамор, бронзу, глину, лед и т.д. В круглой скульптуре выделяют статуэтку, бюст, статуя, скульптурная группа. Рельеф - скульптурное изображение, расположенное на плоскости (выделяют горельеф и барельеф). Главные жанры скульптуры - портрет, исторические, мифологические, религиозные изображения, анималистический жанр. Монументальность - одна из возможностей скульптуры, что обеспечивает ее синтез с архитектурой (например гробница Медичи во Флоренции Микеланджело, в котором расположен портретные изображения, аллегорические статуи "Утро", "Ночь"). Выразительные и изобразительные средства скульптуры - свет и тень.


10.2. Музыка

Музыка - вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов является отдельным образом организованные музыкальные звуки; реальность, увлеченно в эмоциональных переживаниях и передано через музыкальные звуки, в основе которых заложены обобщенные интонации человеческой речи. Основными элементами являются лад, ритм, темп, громкость, тембр, мелодия, гармония, полифония. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе выполнения. Музыку делят на светскую и духовную, на инструментальную и вокальную. Музыка делится на роды и виды: опера, симфония и др.., на жанры - песня, хорал, марш, сюита, соната и др.. [17] В отличие от живописи, склонен к абстрактному выражению. Музыка непосредственно влияет на чувства человека. Соотношение звуков - мелодия - пидкоруеться математическим закономерностям.


10.3. Искусство слова

Слово активирует все чувственные реации, может имитировать ощущения и т.д., и в это же время слово имеет абстрактное значение. Живопись, скульптура используют неконвенциональных знаки, а искусство слова - конвенционные (поэтому Кант, Г.В.Ф.Гегеля размешивают его на верхушку своей классификации искусств). Когда слово говорят, оно приобретает и звуковой образности, звукопись может служить и описания визуальных образов. Поэт, писатель может создать художественный образ несколькими деталями.

Роды и жанры художественной литературы: эпос (поэма, эпопея, легенда, сказка, дума), лирика (гимн, ода, элегия, Мадригал, эпиграмма, эпитафия) и драма (философская, историческая, любовная и т.д.). Некоторые жанры сложно отнести к одному из родов литературы (баллада, басня - в них главное действие, однако важную роль играет и настроение). В эпоху классицизма литературные жанры делились на "высокие" (эпопея, ода, трагедия) и "низкие" (бурлеск, драма, комедия). В советский период "высшим" жанром считался роман-эпопея.


10.4. Театр

Театр - форма исполнительского искусства, в котором главным средством выразительности является актерская игра (актер воплощает замысел постановления). Театр - вид коллективного творчества, объединяющий усилия режиссера, драматурга, актеров, художников, костюмеров и т.д. Произведение театрального искусства - это спектакль. Театр делится на комедию (любовная, социальная, сатирическая, comedia del 'arte), трагедию и драму (историческая, любовная, психологическая, документальная, политическая, философская).

10.5. Кино

Киноискусство - синтетический вид искусства. Появление киноискусства обусловлена ​​достижениями науки и техники в области оптики, химии, электро-и фототехники, физиологии зрения (открытие возможности сетчатки на 1/10 секунды сохранять изображения). Также появление и развитие кино стимулировали социальные особенности новейшего периода истории: потребность в художественном осмыслении действительности, общий рост динамики жизни и т.д. Предпосылкой кино стал также роман Нового времени (совмещал видение мельчайших подробностей с эпическим охватом действительности, выделение общего и крупного плана - в творчестве Оноре де Бальзака, Стендаля, Достоевского) актерская игра - открытие Станиславский связи между внутренним состоянием человека и физическим действием строение внутренней композиции в живописи.

Кино захватывает жизнь во всем ее эстетическом смысле. Время является средством выразительности для кино. Основы художественного языка кино - монтаж, ракурс (изменение угла зрения на событие, которое фиксируется кинокамерой), план (общий, средний, крупный). [18]

Кино подразделяют на документальные и художественные. Жанры художественного кино - кинокомедия, драма, мелодрама, эпопея и др..


См.. также

Источники

(Рус.)

  1. Определение Краткого энциклопедического словаря по культуре, К.2003
  2. толковый словарь
  3. а б Безклубенко С.Д. Очерки общей теории искусства
  4. сообщество ua_etymology в Живом журнале
  5. "Новообразования" в украинском языке
  6. Elkins, James "Art History and Images That Are Not Art", The Art Bulletin, Vol. 47, No. 4 (Dec. 1995)
  7. Adorno, Theodor W. Aesthetic Theory. (1970)
  8. Rиchard Wollheиm, Art and иts objects, p.1, 2nd edn, 1980, Cambrиdge Unиversиty Press, ИSBN 0521 29 706 0
  9. Adorno, Theodor W. Aesthetic Theory. (1970)
  10. Danto, 2003
  11. Griselda Pollock, Differencing the Canon. Routledge, London & NY, 1999. ISBN 0-415-06700-6
  12. Согласно постановлению I съезда писателей СССР
  13. Срок Артура К. Данто
  14. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 19.
  15. Ч. В. Моррис. Основания теории знаков. / / Семиотика. / Под ред. Ю. С. Степанова. М.: 1983, с. 37-89.
  16. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. Учеб. пособие., М., "Высшая школа", 1978, 352 с. (С. 267-271)
  17. Современная украинская энциклопедия, Харьков, 2006, т.9 (рус.)
  18. Борев Ю.Б. "Эстетика" (с. 200) (рус.)



Искусство Это незавершенная статья по искусству.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.



Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам