Надо Знать

добавить знаний



Искусство Австралии



План:


Введение

Карта Австралии

Искусство Австралии - искусство народов, населяющих территорию австралийского материка. До недавнего времени они стояли на разных ступенях развития доклассового общества. К моменту появления европейцев XVII - XVIII веках аборигены Австралии занимались охотой и собирательством, сохранив архаичные особенности первобытно-общинного строя и мировоззрения ( тотемизм, магия).

Произведения искусства аборигенов Австралии и связанные с первобытной магией и создаются как неотъемлемая составная часть сложной системы колдовских обрядов.

Художественная деятельность народов Австралии протекала в условиях начальной стадии разделения общественного труда, выделение ремесел, земледелия. Искусство, религия, наука были еще синкретично слиты. Поскольку разделение на умственный и физический труд в Австралии отсутствовал. Однако выполнение с помощью произведений искусства этих магических, колдовских функций в действительности основывалось на чувственно-образном, есть художественном, характере искусства, на том факте, что оно чувственно-наглядное, т.е., по сути, эстетически, воспринималось членами племени.


1. Искусство племен

Искусство племен австралийского континента можно разделить на ряд, обладающих своими специфическими особенностями направлений или школ, сложившихся в ходе многовековой истории первоначального заселения континента. Основные типы художественного творчества австралийцев делятся на две большие группы: искусство, которому присущи черты реалистической изобразительности, и искусство условно геометрическое. Образцы искусства первого типа создавались главным образом племенами, населяющими окрестности континента: на востоке (самые известные - в районе Сидней), северо-западе и севере (в Арнгем-ленд). Это прежде всего многочисленные изображения на скалах и в пещерах. Петроглифы, есть наскальные изображения, Южной и Восточной Австралии имеют, как предполагают, большую древность.


2. 1770-1900

Хотя Австралия стала британской колонией после открытия ее восточной части Джеймсом Куком (1728-1779) еще в 1770 году, она начала систематически заселяться только с начала XIX века, когда перестала быть исключительно местом высылки. Продажа дешевой земли был одним из средств приманки для эмигрантов. Вскоре быстро развилось земледелие и особенно овцеводство, причем характерно, что они сразу получили для своего развития капиталистической основе. Открытие золота в Виктории в 1851 году дало сильный толчок для притока переселенцев. Быстрому развитию капиталистических отношений способствовало росту золотопромышленности. Уже во второй половине XIX века почти во всех австралийских штатах были созданы свои парламенты. Впрочем образования единого Австралийского союза относится к самому концу XIX века.

Художественная жизнь европейских переселенцев в Австралию развивается только с середины XIX века, но чрезвычайно медленно и ограниченно. Конрад Мартенс (1801-1878) считается одним из первых художников Австралии, которые имели действительно самостоятельное значение. Мартенс сначала работал как мастер видовых акварелей-ландшафтов в стиле тщательного документализма. Этот жанр пейзажной живописи в то время был широко распространен в Австралии. Постепенно Мартенс перешел к романтического трактовки природы. Лучшие акварельные пейзажи Мартенса обычно посвящены видам красивой сиднейской бухты. Самюэл Томас Хилл (1818-1880) был другим художником, достиг большой популярности в Австралии и Англии. С.Т. Хилл - первый мастер бытового жанра и особенно сатиры, который работал главным образом в области журнальной графики и литографии.

Следующий важный этап развития изобразительного искусства Австралии связано с именем Луиса Бювелота (1814-1888), швейцарского живописца, который переселился в Мельбурн уже пятидесятилетним мастером. Бювелот работал в манере, родственной барбизонской школы, и первый заложил прочные основы реалистической пейзажной живописи в Австралии. Он достиг больших успехов, чем усердные "документалисты" середины XIX века, находя тонкие тональные отношения и мастерски передавая обобщенное золотистое освещение предвечернего солнца (например, "Летний вечер в Темплстоу", 1866; Мельбурн, Национальный музей Виктории).

В конце XIX века в Австралии своего расцвета достигал жанровый и пейзажная живопись. Этот период в развитии национальной живописи связан в первую очередь с именами Томаса Уильяма Робертса (1856-1931), Фредерик Мак-Каббин (1855-1917) и Артур Стритон (1867-1943).

Morning by ST Gill.jpg
Down on his luck.jpg
Golden Summer Eaglemont Arthur Streeton.jpg
Tom Roberts - Shearing the Rams.jpg
Самюэл Томас Хилл
Утро, 1870 г.
Фредерик Мак-Каббин
Счастье изменило, 1889 г. Перт,
Художественная галерея Западной Австралии.
Артур Стритон
Золотое лето, Игльмонт, 1889 г. Канберра,
Национальная галерея Австралии.
Томас Уильям Робертс
Стрижка баранов, 1890 г. Мельбурн,
Национальный музей Виктории.

Томас Робертс, который учился у Луиса Бювелота? уже в одной из первых своих жанровых картин "Те, плывущих на юг" (1886; частное собрание) проявил себя внимательным наблюдателем действительности, избегает хотя бы малейшего нарушения правдоподобия изображаемого. Показывая палубу корабля, полную эмигрантов, которые переселяются в Австралию из Европы в поисках новой жизни, что было так типично для той эпохи, Робертс основывался на многочисленных предыдущих рисунках, сделанных с натуры.

Зрелой является картина "Стрижка баранов" (1889-1890; Мельбурн, Национальный музей Виктории). Она привлекает выразительностью остро схваченного момента, оставаясь в то же время почти документальным изображением сцены труда. Картина была создана в результате конкретных наблюдений после поездки в Броклесби, в штате Новый Южный Уэльс, где художником было сделано большое количество эскизов и набросков с натуры. Романтично поднята по своему характеру работа Робертса "Вперед" (1891; Аделаида, Национальная галерея Южной Австралии), передает пространства выжженных бурых саван с всадником-пастухом, стремительно мчится и тщетно пытаются остановить поток овечьего стада, которое стремится к водопою. По словам самого Робертса, он в своих работах стремился передать "совершенное выражение одного места и времени, чтобы превратить это в искусство для всех времен и всех мест". Однако больше социальных проблем изображен в картине его товарища Фредерик Мак-Каббин "Счастье изменило" (1889; Перт, Художественная галерея Западной Австралии). На фоне пейзажа, поэтического своей мягкостью, на первом плане сидит у костра сгорбившийся пожилой человек фермерского вида. Его безнадежное, почти трагическая фигура резко контрастирует с остальной частью картины. Эта работа отражает большую серьезность, человечность и сдержанную печаль. К той же группе художников принадлежал и пейзажист Артур Стритон.


3. XX века

После первого расцвета национальной живописи, которое не получило признания в Австралии, многие художники стали покидать свою родину. Этому способствовали ограниченность рынка для сбыта картин и отсутствие государственной поддержки при полном равнодушии со стороны господствующих классов. В результате почти катастрофической "реэмиграции" австралийских художников в Европу весь период до Первой мировой войны чрезвычайно беден любыми художественными достижениями. Среди художников, типичных для этого периода, можно отнести Джона Питера Расселла (1858-1931), работавший в это время в Франции. Он писал главным образом портреты, в которых некоторые элементы пуантилизма в живописной технике соединялись с тонкой психологической характеристикой образа. Интересен его портрет Винсента Ван Гога, который последний считал своим лучшим изображением (1886; Амстердам, Стеделик-музей).

Другим известным художником этого времени был Джон Лонгстафф (1862-1941), учившийся в Париже в мастерской Кормона, был модным портретистом, но заслуживает внимания своими картинами, посвященным первой экспедиции, исследовали Австралию. В картине "Прибытие Берка, Виллса и Кинга в бухту Купер" (1902-1907; Мельбурн, Национальный музей Виктории) отчетливо показаны трагические фигуры до предела истощенных путешественников на фоне пустынного пейзажа, написанного по тщательными этюдами с натуры.

Крупнейшим представителем академизма, который начал развиваться в XX веке в австралийском живописи был Джордж Вашингтон Ламберт (1873-1930), родившийся в России. Работая в Париже в 1921 года (куда он уехал из Австралии в 1900 году), он не испытал модернистских влияний и интересовался старыми мастерами, в частности Эдуар Мане. Несмотря на виртуозное мастерство (он был блестящим рисовальщиком), в его живописи иногда чувствуется налет салонности. Типичным для его творчества является эффектный светский портрет "Белая перчатка" ( Сидней, Художественная галерея Нового Южного Уэльса).

Накануне Первой мировой войны в Австралию стали проникать первые проявления модернизма, однако его сторонники были немногочисленны и до 1930-х годов их искусство не имело особого значения. После войны получили признание реалисты 1890-х годов, у них появились последователи, которые не обладали той же остротой восприятия жизни и в большей степени были склонны к академическим тенденций. Среди них выделяются портретист Макс Мелдрам (1875-1955). Прогрессивного значение имела школа пейзажистов, возглавляемую Стритон, среди представителей которой выделяются Ганс Гейзен (1877-1968), Расселл Драйсдейл (1912-1981). Эти художники сумели в своих пейзажах передать своеобразие австралийской природы.

John Peter Russell, Vincent van Gogh, 1886.jpg
Gippsland, Sunday night, February 20th, 1898.jpg
Anzac, the landing 1915.jpg
Джон Питер Расселл
Винсент Ван Гог, 1886
Амстердам, Стеделик-музей
Джон Лонгстафф
Гиппсленд, воскресную ночь, 1898
Мельбурн, Национальный музей Виктории
Джордж Вашингтон Ламберт
АНЗАК, высадка 1915 года 1920 - 1922

Новый этап в австралийском изобразительном искусстве почився в 1930-х годах, когда в нем активизировались модернистских течения и резко отразились две основные тенденции - реализма и формализма (главным образом сюрреализм). У ряда художников современности наблюдается иногда противоречивое сочетание, по сути, противоборствующих между собой традиций. Отдельные реалистические достижения могут сочетаться с чисто формальными экспериментами. Показательно в этом отношении творчество Уильяма Добелла (1899-1970) - одного из видных живописцев Австралии, учился в Сиднее и Лондоне. Хотя его ранние пейзажи и жанровые сцены имели несколько бесстрастный и объективно констатирующий характер, то в 30-х годах в его живописи проявилось активнее и острее восприятие действительности, манера письма стала энергичной. Впрочем, заметна и склонность Добелла к экспрессионизма. Посвятив свое творчество преимущественно портрета, он достиг иногда большой остроты и выразительности характеристики, особенно в серии портретов представителей австралийской армии и народа, написанной в 40-х годах. Среди лучших портретов Добелла - "Маргарет Олле" ( Сидней, Художественная галерея Нового Южного Уэльса), портрет киприота (1940; Брисбен, Куинслендська художественная галерея). Иногда выразительность передачи портретируемого граничит с сатирическим шаржем, как, например, в "Женщине с Южного Кенсингтона" (1937; Сидней, Художественная галерея Нового Южного Уэльса). Указанные экспрессионистические тенденции иногда ведут и к деформации ("Портрет Марии Гилмор", 1955-1957, там же).

Другим крупнейшим художником Австралии XX века был Расселл Драйсдейл (1912-1981). Увлекаясь в начале своего творчества (конец 30-х - начало 40-х годов) примитивизмом, он постепенно перешел на позиции реалистического воспроизведения действительности, его работы стали убедительно материальным, правдивее передавался пространство. Лучшим работам Драйсдейл присущи характерна сдержанная строгость и внутренний драматизм, которые не выражаются, впрочем, в изображении любой внешней сильного действия. Среди лучших его произведений - портрет двух детей (1946; Мельбурн, Национальный музей Виктории) - парное изображение мальчика и девочки, образы которых полны внутренней настороженности и какой-то скрытой печали. Ощущение трагизма полна картина "Белая гора" с фигурой туземной женщины, которая держит на коленях свою ребенка, на фоне строгого и пустынного желто-рыжего пейзажа с горой, смутно белеет вдали. Драйсдейл любил изображать дикие пейзажи горных районов своей страны, иногда склонялся к причудливых, почти сюрреалистическим эффектов, не впадая в крайности этого направления, как, например, Джеймс Глисон (1915-2008), который откровенно подражал Сальвадора Дали.

Во время Второй мировой войны политическая активность австралийского народа перед лицом угрозы фашизма и агрессии японских захватчиков способствовала усилению роли Коммунистической партии, а в искусстве - реалистических тенденций. В работах художников Герберта Мак-Клинтока (1906-1985), Виктора О'Коннора (1918-2010), йосле Бергнера (р. 1920) проявились социальные мотивы, причем последний своеобразно использовал традиции Оноре Домье и раннего Пабло Пикассо ("Едоки тыкв", 1940; Мельбурн, Музей современного искусства Австралии). Но найсильнимишим художником этого направления считается Ноэл Куниган (1913-1986) - график, который тесно связал свое творчество с коммунистическим движением в Австралии. Он делал рисунки для коммунистических газет, плакаты, ему принадлежат серии гравюр на линолеуме "Шахтере" (1946), "Мир или война" (1950). Начиная с 1941 года он проявил себя и как талантливый живописец, которому присущ смелый реализм, о чем свидетельствуют его портреты и особенно жанровые картины, как, например, "На собрании" (1944-1948; частное собрание), где отчетливо переданы образы простого рабочего люда.

После Второй мировой войны усилилось расслоение основных художественных направлений, с одной стороны, от символических и религиозных до чисто абстрактных - "отмеченных исключительно живописным процессом и выбором материалов", и, с другой стороны, к разного рода попыток найти выход из беспредметного искусства, тем, однако, довольно наивных и неумелых. Если центром "Абстрактного экспрессионизма" стал Сидней, где, по сути, культивировалось подражание американскому авангардизма, то в Мельбурне наблюдалась попытка противопоставить ему фигуративное искусство. Инициатива принадлежала группе художников, образовавшейся в конце 1950-х годов, в которую входили Роберт Дикерсон (р. 1924), Клифтон Пьюх (1924-1990), братья Артур Бойд (1920-1999) и Дэвид Бойд (р. 1924). Однако их искусство искало новые средства выражения в сочетании примитивизма и элементов сюрреализма и экспрессионизма.

Борьба противоположных тенденций, хотя и в меньшей степени, наблюдалась и в австралийской скульптуре. В начале века величайшим скульптором считался Бертрам Мак-Кеннал (1863-1931), который работал в академическом плане и делал мифологические статуи ("Цирцея"; Мельбурн, Национальный музей Виктории). Другой крупнейший скульптор Австралии XX века Линдон Дадсуелл (1908-1986) отдал известную дань академическим темам ("Рождение Венеры", Мельбурн, Национальный музей Виктории), делал "экскурсы" в область абстрактных форм, все же самостоятельнее и интереснее своими напряженными реалистичными портретными работами - "Голова австралийца" ( 1940-е годы), "Том Чаллен".

Mackennal - Circ - photo.jpg
Sir William John Clarke 0560.jpg
King Edward VII 0918.jpg
Бертрам Мак-Кеннал
Цирцея, 1893
Мельбурн,
Национальный музей Виктории
Бертрам Мак-Кеннал
Сэр Уильям Джон Кларк, 1901
Мельбурн
Бертрам Мак-Кеннал
Король Эдуард VII, 1920
Мельбурн

В середине 30-х годов возникло своеобразное искусство коренных жителей Австралии, так называемых аборигенов. Почти в самом центре страны, когда его основатель, талантливый живописец-самоучка из племени аранда, Альберт Наматьира (1902-1959), начал писать акварелью пейзажи своего родного края. В подобном стиле начали писать и сыновья, а также принимать Парерултья и другие семейства этого племени, в результате чего родилась самобытная школа пейзажной живописи. Ее представители, каждый по-своему, в технике акварели, развивал особенности этого красочного и реалистического в своей основе стиля. Для работ такого рода характерна свежесть цветовой гаммы с яркими локальными тонами, которые не нарушают, однако, общей гармонии и сочетаются с тщательной и любовной передачей деталей. Пейзажи отличаются своей непосредственностью и полны какой-то праздничности настроения; чаще всего это крутые склоны гор, усеянные кустарником, перемежающимися причудливыми скалами, или пространные эвкалипты с толстыми стволами, окруженные пышной травой. В пейзажах тонко передана воздушная перспектива, иногда они немного приближаются к декоративному панно. В творчестве А. Наматьиры сильнее и органичнее проявились черты живописи аборигенов.

Оборот Клиппел прославился как мастер современной скульптуры, связанной с представлением металлических конструкций. В недавние годы проявился интерес к архитектурной скульптуре, заслуживают внимания работы Клемента Мидмора, Марджела Гиндер и Лентона Парра. Меррік Бойд (1889-1959) ефектно використовував зображення австралійських тварин і рослин у керамічних виробах.


Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам