Надо Знать

добавить знаний



Искусство Испании



План:


Введение


Башня Геркулеса и современная скульптура (кельтский король Бреоган), г. Ла-Корунья. Галисия.

Искусство Испании - визуальное искусство народов, обитавших на территории Иберийского полуострова от каменного века до современности.


1. Иберийское схематическое искусство

Карта памятников иберийского схематического искусства

.

К этой группе памятников принадлежит значительное количество доисторических артефактов - главным образом рисунки в пещерах, идолы, археологические находки. Большинство ученых относят их к 4-1 тысячелетий до н. е. Главные черты памятников - схематизм в изображении фигур животных и людей. Доля памятников имеет почти абстракт характер, что не поддается толкованию. Но схематическое искусство этой эпохи было присуще как народам Иберийского полуострова, так и другим центрам средиземноморских культур.

  • Arte esquem?tico-C?prido.png
  • Arte esquematico-Pe?apascuala.png
  • ?dolo de Extremadura (M.A.N. Inv.20572) 01.jpg
  • Влияние схематического искусства на современную скульптуру


2. Колонизация Древним Римом

  • Картахена, римский амфитеатр

  • Байело Клаудия, руины римского города

  • Древнеримская арка в провинции Сория

  • Остатки храма Дианы, г. Мерида.


3. Испано-мавританская керамика

Первые керамические изделия, покрытые цветными глазурями, возникли в Древнем Египте. Технология закрепилась на Ближнем Востоке. В Персии возникли своеобразные образцы, покрытые золотистым зеркалом. По преданию, Коран запрещал мусульманам коритуватися золотым посудой. А золотистый люстр керамики напоминал золото, что позволяло обходить запрет.

Ваза с Альгамбры

Арабоязычные народы, завоевавшие Иберийский полуостров, принесли сюда и технологию изготовления цветного фаянса. Известным керамическим центром во времена мавров была Малага, где в 13-14 веках и изготовили так называемые альгамбрзьки вазы. Их декор еще вполне мусульманский за утечками. Позже лучшие мастерские были в Валенсии. Фаянсовая посуда из Валенсии был настолько популярным, что его вывозили также в тогдашние княжества Франции и Италии. Итальянские центры фаянсовых изделий возникли именно из-за мощных попытки итальянских ремесленников скопировать испано-мавританские образцы. Среди прославленных керамических центров Италии - города Дерут, Губбио, мастерские Сицилии. Даже само слово "майолика" происходит от названия испанского острова Майорка, центра перевалки посуды перед морским путем на Апеннинский полуостров. Хорошие ученики, итальянцы быстро вироболы свои образцы фаянса и майолики, как по форме, так и по сюжетам. Так испано-мавританская керамика стала истоком прославленного фаянса суток Возрождение в Италии. Арабо-мавританскую керамику 10-15 веков современные ученые считают высшим достижением в производстве керамических изделий после знаменитой керамики древне Греции.

Изготовление глазурованной керамики переняли и развили испанцы и после Реконкисты. Изменились только сюжеты. На новом этапе в 20 веке до создания керамических изделий обратился такой великан искусства как Пикассо.

    • Испано-мавританские образцы
  • Granada Alhambra gazelle Poterie 9019.JPG
  • Alhambra-p3-closeup.jpg
  • Alhambra - decorazioni2.JPG
  • Plat de cord? i mugr?, Manises segle XIV, Museu de Belles Arts de Val?ncia.JPG
    • Испанский керамика
  • C.sf., manises (valencia), anfore, fine xvii-inizio del xviii sec .. JPG
  • Nuestra Senora del Populo.jpg
  • SevillaJardinDeLosLeones04.JPG
  • Azulejossevillanos1137.JPG

4. Готика Испании

Кафедральный собор, Барселона

В XI-XII веках на территории Испании развивается романский стиль в архитектуре, лучшая память стиля - собор в городе Сантьяго-де-Компостела, перестройки в эпоху барокко. В XIII - первой половине XV в. в Испании, как и во всей Западной Европе, формируется готический стиль.

Конец 12 - начало 13 в. в Испании, как и во всей Европе, были обозначены важными изменениями: усилилась мощь великих монархов, объединялись мелкие государства, монастыри теряли свое влияние, возникли городские общины с их самоуправлением. Все это способствовало пробуждению народного сознания всех сфер жизни общества и прежде всего искусства, архитектуры, что отразилось в готике. Испанская готика нередко заимствует мавританские черты (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо).

Готический Кафедральный собор в Толедо - среди крупнейших в Европе. Его заложили в 1227 году или около того даты. Имеет пять нефов и напоминает французские образцы. Толедо был центром католицизма в Испании, поэтому собор постоянно достраивали (зал капитула, ризница, реликварий, даже гардеробная зал.) Вследствие этого он терял чистоту стиля готики, но обогащался чертами второго стиля и насыщался образцами искусств (резьба кресел Алонсо Берругете - шедевры прикладного искусства Испании в хоре кафедрального собора).

По плану должно быть две башни на западном фасаде по французскому образцу. Но построили только одну, и такую ​​высокую, стала доминанта исторического центра Толедо.

Особое художественное явление в Испании - так называемый стиль "Мудехар", сформировавшийся слиянием в архитектуре элементов готики (а позднее - Возрождение) с мавританским наследием.


5. Эпоха Возрождения (15 век)

Проект собора Успения, остался недостроенным, Вальядолид

Начало эпохи Возрождения связывают со 2-й половиной 15 века. Испания пришла к ней с запоздавшим по сравнению с наиболее развитыми странами Европы - Нидерландами и Италией. В отличие от Италии, остатки античных сооружений и античная скульптура, античные формы как таковые, не имели влияния на искусство страны. Показательным было, например, изображение Геракла не обнаженного, а как средневековых рыцаря в доспехах. С античным героем его связывало только имя. По сравнению с Нидерландами или Италией Испания не дала значительных фигур в живописи Возрождения вроде Мазаччо, Доменико Гирляндайо, Сандро Боттичелли, Джорджоне, Джованни Беллини, хотя региональные искусно центры Арагона, Каталонии, Валенсии тяготели к искусству Италии, а Кастилия - к искусству Нидерландов.

Худ. Педро Берругете, вроде живописи 1490

С задержанием приходили в Испанию и образцы ренессансной архитектуры. Для построения кафедрального собора в Севилье в 15 в. разрушили арабский мечеть. Новый собор планировали возвести на ее площади, сразу отметив о громадном масштаб сооружения. При строительстве, однако, обратились не к ренессансных образцов Рима, а в привычной для испанцев готики. Даже ренессансный купол над середхрестям собора, который обрушился в 1511 (еще живы Браманте, Рафаэль Санти, Бальдасссаре Перуцци) восстановили не куполом, а плоским готическим сводом, сохранившимся до наших дней. К лучшим образцам ренессансной архитектуры в Испании относят дворец Карла V в Альгамбре (архитектор Педро Мачука) и собор Успения в городе Вальядолид (архитектор Хуан де Эррера), которые на века остались недостроенными. К тому же, их архитектура имела уже черты маньеризма и утреннего барокко, значительно отходя от гармонических решений образцов Италии.

  • Дворец Карла V

  • План собора Успения, Вальядолид, черным показаны побудани части.

  • Эскиз, главный фасад собора Успения (недостроенный)

  • Собор Успения, Вальядолид




6. Маньеризм в Испании

Алтарный образ "Есполио", сакристия кафедрального собора в Толедо, 1579 г.
Филипп II

Важное место в искусстве Испании 16 века занял не Ренессанс (короткий по срокам, мало поддержан местной культурой и не перейдя в фазу Высокого Возрождения, как в Италии), а маньеризм. В Испании сформировалось несколько центров маньеризма, среди которых Бадахос, Толедо, Мадрид и Эскориал. Наибольшее влияние стиль имел испанский архитектуру и живопись и развивался под влиянием образцов маньеризма с папского Рима.

Значительный центр испанского маньеризма сложился в Эскориале, мощно поддержан испанским королем Филиппом II. Причудливая идея создать величественный храм и "дворец для Бога" и (при нем) хижину для короля стала воплощением суток деспотизма, религиозного фанатизма, эпохи "начала конца". Этот комплекс одновременно олицетворял -

  • Монастырь Сан Лоренцо
  • место уединения Филиппа II и свидетельство его благочестие
  • испанский аналог библейского храма Соломона в Иерусалиме
  • усыпальницу испанских монархов по завещанию отца (Карла V)
  • символ абсолютной власти короля
  • дворец - хижина для Филиппа II, ведь перед христианским Богом нет князя, а есть лишь смертные паломники.

Филипп II Габсбург, которого нанавидилы за жестокость и которого называли "демон южных стран", направил колоссальные усилия на построение Эскориал. Были приглашены испанские архитекторы, что стажировались в Риме (Хуан де Толедо, Хуан де Эррера). А для украшений - настоящий натовт второстепенных итальянских художников-маньеристов, среди которых -

  • Лука Камбьязо или Лукето
  • Пеллегрино Тибальди
  • Федерико Цуккаро
  • Ромуло Чинчинато
  • Бартоломео Кардуччи
  • Никколо Гранелло
  • Фабрицио Кастелло.

Но главными, наиболее талантливыми, ключевыми лицами испанского маньеризма были не они, а испанец Луис де Моралес с Бадахос и Эль Греко, поселившийся в городе Толедо. Оба не были привлечены к работам в Эскориале, хотя попытку иметь заказы от короля Эль Греко сделал, но без успеха. Отсутствие заказ от короля на творчество Эль Греко не сказалась плохо, а удаленность от королевского давления способствовала сохранению индивидуальности и яркой художественной манеры художника.


7. Произведения Моралеса

  • Мадонна с младенцем, Берлин

  • Оплакивание Христа

  • Скорбящая Богоматерь, Катедраль, Толедо

  • Франциска Ассизского, Киев


8. Произведения Эль Греко

  • Снятие пятой печати, Апокалипсис

  • Франциска Ассизского, Польша

  • Иоанн Креститель, 1605 г., Валенсия


9. Религиозное искусство

Особенностью монархической власти в Испании была тесная, почти нераздельный связь с католической церковью. Слабые короли искали поддержки и нашли ее в церкви. В Европе могут более страну, где власть светская была бы так прочно приковано к церкви, проросла в нее, опередив в цьму даже Италию, Португалию, Польшу, известные центры католицизма в Европе. Толерантность к верующим Испании других вероисповеданий в ранне средние теперь перешла в непоколебимую ненависть и жесточайшие формы католического гнета. Страну покрыла густая сеть соборов, монастырей, церквей. В конце 15 века в Испании заработала инквизиция, а церковь стала контролировать все формы общественной жизни. Постоянная цензура ждала и на все формы испанского искусства и жестоко искореняли все более-менее смелое веками, тормозя их развитие. Так, тема сожжения еретиков была довольно распространенной в испанском живописи. А последнее реальное сожжение еретика на костре в Испании произошло еще при жизни Гойи, Пушкина, Тараса Шевченко.

Сцены мученичества святых, страстей и видений святых, их экстазы и молитвы в живописи и скульптуре - распространенная доля всего искусства Испании.

  • Педро Берругете. Приготовление к сожжению еретиками, 1475

  • Педро Берругете. Испытание огнем книг еретиками, Прадо

  • Мученичество Сантьяго, 1571

  • Педро Мачука, Иисуса снимают с креста, начало 16 вв.

  • Хосе де Рибера, Мученичество Св. Филиппа

  • Деталь ретабло, церковь Санта-де-ла-Каридад, Севилья

  • Хуан де Вальдес Леаль, Оплакивание Христа

  • Гойя, Суд в инквизиции


10. Колонизация Америки

  • Теодор де Бри, травля конкистадорами американских индейцев собаками.

  • Теодор де Бри. Портрет Колумба

  • Теодор де Бри, наказание индейцев Америки, 1552

  • Сопротивление индейцев, гравюра 1631


11. Испанский портрет

Медальер Якопо да Треццо. Хуан де Эррера. 1578

Среди светских жанров, не связанных с религиозным искусством, главное место занял портрет. Именно в этом жанре больше отразились заинтересованность в лице человека, внимание к ее внутреннему миру, к индивидуализма, рожденному временем Возрождения. В отличие от Италии, испанским портретам не присущи ориентация на идеальный образец или героизация человека. Реалистичные установки и традиции, наоборот, побудили к трезвому, почти документального видтврення внешности портретируемых, не гнушаясь горбатых носов, злых глаз, отвратительной внешности, даже физических недостатков лица. Портретисты Испании не подвержены комплиментов даже чиновникам, оставаясь в пределах сословного, репрезентативного изображения. Особой сферой стал придворный, парадный портрет, к созданию которых привлекали как лучших художников иностранцев ( Тициан, Хуан де Фландес, Антонис Мор), так и местных мастеров (Алонсо Санчес Коэльо, Хуан Пантоха де ла Крус, Бартоломе Гонсалес, Велескес, Бартоломео Эстебан Мурильо, Хуан Кареньо де Миранда).

  • Коэльо. Инфанта Хуана Испанский

  • Дон Франсиско, 5-й маркиз де Санта Крус

  • Веласкес. Папа римский Иннокентий Х

Именно в Испании развилось релистично-документальное изображение старых или карликов, сначала как детали припалацового быта, а потом как явления строгой испанской реальности.


12. Испанский натюрморт 17 ст.

Педро де Кампробин, "Мемеnto mori", Госпиталь где Каридад, Севилья.

Испанских натюрмортов очень мало, а поцинюють их очень высоко. Испания долго удерживала Нидерланды в пределах своей колониальной империи. Отсюда вывозили все ценное. Кроме денег в перечень ценных вещей вошли ковры - гобелены или Аррас и картины. А именно в искусстве Нидерландов впервые появляется натюрморт масляными красками. Ганс Мемлинг (1433-1494) выполнил на дубовой доске портрет молодого заказчика. А на обороте нарисовал горшок с цветами на персидском ковре. Это чистый натюрморт (музей Тиссен-Борнемисса). Именно горшок с цветами нарисовал в своем "Натюрморте" испанец Хуан де Арельяно ( Смоленск, музей изящных искусств им. С.Коньонкова). Испанцы пойдут своим путем и выбросят вон мелочи нидерландских манер. Франсиско Сурбаран в своем "Натюрморте с лимонами и апельсинами в корзине" 1633 положит фрукты строго и просто. И не пожалеет никаких цветов своей палитры, чтобы все увидели красоту мира (Флоренция, сборник Контини-Бонакосси). Еще строже и проще разместил овощи в "Натюрморте с тыквой" Хуан Санчес Котани. Одно яблоко, один кочан капусты, один тыква и одна его кусок, один огурец - вот и весь сюжет. И все сокровища его души. (Г. Сан Диего, США, Музей изящных искусств).

Даже Антонио де Переда, накапливающий в натюрмортах вещи, остается их поклонником и певцом ("Натюрморт с часами", Москва).

  • Х.С.Котан, Натюрморт, Мадрид.

  • Сурбаран.Натюрморт с лимонами, апельсинами в корзине и розой. 1633. Фонд Саймона Нортона. Лос-Анджелес

  • Х.С.Котан, Натюрморт, музей в Гранаде

  • [[Антонио де Переда],. натюрморт "Суета сует"]]


13. 17 века

Клио (Рибера), Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Но искусствоведы Испании позже расширили границы "Золотого века". Отсчет начинают с 1492 г., Когда Небриха обнародовал учебник "Испанский грамматика", а завершают 1681 годом, когда умер Кальдерон. В "Золотой век", таким образом включают испанское Возрождения и маньеризм, испанское барокко и художников реальности.

Итак, "Золотой век" испанской культуры никак не совпадает с календарными пределами 17 века, хотя именно тогда произошел пик развития и испанской литературы, и испанского изобразительного искусства. А их художественные достижения получили мировое признание. Среди известных литературных имен Европы почетные места заняли -

Мировое признание получили и испанские художники 16-17 вв. -

Через руки испанских властей текла река золота и серебра, вывезенного из американских колоний. Этими средствами платили постоянные войны в Америке и в Европе, но и подпитывали национальную культуру. В Испании развернулось массовое строительство дворцов, монастырей и соборов, заказывались картины известным художникам, национальным и иностранным. Но консерватизм управления и отсутствие дальновидности в политике значительно затормозили экономическое и промышленное развитие страны почти на 200 лет. Дорогая река золота и серебра оседала не в Испании, а в развитых государствах Европы, где начал свой путь первоначальный капитализм - в Голландии и Фландрии, в Британии, Франции. Культурный пик испанского искусства не совпадал с экономическим развитием страны, слабела и постоянно сползала в политическую и экономическую кризис. Указателями кризиса стали и военные поражения Испании -

"Золотой век" в Испании завершилось без всякой значительной фигуры в политике, литературе, искусстве. В конце 18 века испанское искусство частично реабилитировал только Гойя.


14. 18 века (барокко, рококо, классицизм)

  • Гойя, "Продавец керамической посуды", картон для гобелена, 1779

  • Мануэль Байе, "Аллегория изящных искусств"

  • Карлос III, король Испании.

  • Гойя, "На охоте", картон для гобелена, 1775


15. Испанский натюрморт 18 в.


16. Офорты Гойи "Бедствия войны" 1810-1815 гг

  • Предчувствие невиданных катастроф

  • Лист № 36

  • Лист № 33. Преступления войны

  • Лист № 7. Которая мужество!

  • Лист № 11.Французы насилуют испанских женщин

  • Лист № 3

  • Лист № 5. Как дикие звери.

  • Лист № 70.Воны не знают пути


17. 19 века

После трагических событий наполеоновский авантюр в Европе и в Испании, искусство страны развивалось в рамках господствующих европейских стилей - поздний классицизм, эклектика, академизм, салонное искусство, сецессия ( модерн). Испанец Рамос, работавший во Франции, разрабатывал в живописи стилистику ампира. Сторонником ориентализму был Мариано Фортуне. Площади крупных городов покрыли пафосные буржуазные монументы историческим деятелям средней или сомнительного качества. На позициях академизма и салонного искусства в создании картин на исторические сюжеты стояли -

  • Ульпиан Чека
  • Алехандро Феррант
  • Франсиско Прадилья
  • Касто Пласенсия
  • Худ.Гойя. "Двое влюбленных"

  • Худ. Асенсио Гулиа, "Контрабандист"

  • Худ.Леонардо Аленца, "Сатира на самоубийц"

  • Ульпиан Чека, "Сумерки"

    • Салонное искусство Испании
  • Касто Пласенсия, "Провозглашение республики в Древнем Риме"

  • Луис Альварес Катала, "Модель модного художника"

  • Мариано Фортуни, "Воин из Марокко", 1860-е гг

  • Алехандро Феррант, "Кардинал Сиснерос основывает госпиталь Ильескас в Толедо"


18. Скульптура в Испании

    • Монументы художникам
  • Скульптору Хуану де Меса, Севилья

  • Художнику Игнасио Сулоага

  • Гойя, монумент в Сарагосе

  • Арно Брекер, бюст Сальвадора Дали

    • Пафосные буржуазные монументы
  • Мигел Блей. Монумент Альфонсо XII, Буэн Ретиро

  • Монумент Франсиско Писарро, Трухильо, Испания

  • Артуро Мелиде, монумент Колумбу, Мадрид

  • Монумент На острове Ибица

    • Сюрреализм в скульптуре
  • Сальвадор Дали. "Гала в окне", город Марбелла.

  • Хайме Пленса, Номад

  • Далее, Вклад Ньютона, Сингапур

  • Альберто Санчес, Быки Иберии


19. 20 века

Искусство 20 века в Испании сохранил разнообразие тем и стилей. Первые произведения Пикассо голубого и розового периодов сосуществуют с поздним академизмом художников вроде Франсиско Прадилья.

  • Франсиско Прадилья, Песня о любви, 1912 г.

  • Франсиско Прадилья, автопортрет, 1917г.

  • Пикассо, портрет Канвейлера, 1910 г.

Худ. Исидро Нонель, Две испанки, 1903 г.
Худ.Игнасио Сулоага. Анита Рамирес в черном. Бруклинский музей.


Но ситуация на начало века совершенно не похожа на его завершение через ускорение исторических темпов и преодоления страной периода длинной кризиса и вторичности своего искусства. Показательными были творчество архитектора Антонио Гауди и Пикассо. Гауди начинает как архитектор неоготики, а заканчивает стилем сецессия и исключительным вариантом модернизма. Художник и график Пикассо начинает как последователь академизма - (картины "Первое причастие", "Наука и милосердие"), быстро усваивает находки французского и испанского импрессионизма, а потом мужает и открывает новые пути испанского и европейского искусства. Среди его духовных учителей - испанские художники прошлого ( Веласкес, Эль Греко), а также современники - испанцы

  • Исидро Нонель
  • Сантьяго Русиньоль
  • Рамон Касас
  • Рикардо Канальс. Но ученический период стремительно заканчивается и Пикассо становится новатором, которого изучают другие.

С разных обстоятельств четыре известные испанские художники годами живут за пределами Испании, не порывая с нею художественных связей -

В конце века на уровень лучших образцов века выводит свои произведения архитектор Сантьяго Калатрава.


Источники

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал
  • Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, Т 2, М, 1969
  • Малицкая К. М. "Испанская живопись 16-17 веков", М, 1947, см.. Малицкая Ксения Михайловна
  • Малицкая К. М. "Франсиско Сурбаран", М, 1963
  • Малицкая К. М. "Толедо - старая столица Испании", М, 1968
  • Сборник "Ренессанс, барокко, классицизм", М, 1966, глава "Эпоха Возрождения в Испании"
  • Каптерева Т. П. "Искусство Испании. Очерки", М. 1989
  • "Сообщения Гос. Музея изобразительных искусств имени Пушкина", выпуск 5, М, "Советский художник", 1975
  • The Prado Guide, Museo National Del Prado, 2nd Edition, May, 2009.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам