Надо Знать

добавить знаний



Искусство войны



План:


Введение

Сунь Цзы, Искусство войны, современное издание

Искусство войны ( кит. традиц. : 孙子兵 法 ; кит. упро. : 孙子兵 法 ; пиньинь : Sūn Zǐ bīngfǎ, дословно: "Законы войны учителя Суня"; англ. The Art of War , "Искусство войны") - древний китайский трактат, авторство которого приписывается генералу и стратегу Сунь Цзы, живший в конце периода Чуньцю или в начале или в начале периода Чжаньго. Другие названия - Искусство Войны, Трактат Сунь Цзы, Суньцзы бинфа.

Трактат использовали в своих действиях полководцы Такэда Сингэн [1], Во Нгуен Зиап [2] [3], он используется во время военного обучения в армии США [4], в том числе в военно-морских силах [5].


1. Лейтмотив

Сунь Цзы считал войну необходимым злом, которое следует избегать как только возможно. Он отмечает, что "война - это как огонь, люди не сложат оружия погибнут от собственной же оружия" [6]. Войну следует вести быстро во избежание экономических потерь: "Ни долгая война не принесла прибыли стране: 100 побед в 100 сражениях - это просто смешно. Каждый, кто отличился уничтожением врагов, получал победу еще до того, как вражеская угроза становилась реальной." Согласно книги следует избегать резни и зверств том, что это может спровоцировать сопротивление и может дать противнику возможность обратить войну в свою пользу. [6]. For the victor, "the best policy is to capture the state intact; it should be destroyed only if no other options are available" " [6].

Сунь Цзы отмечал позиционировании в военной стратегии. Решение о выборе определенной позиции для армии должно базироваться на двух объективных условиях - физическая обстановка и субъективные убеждения других оппозиционных противоборствующих игроков в этой обстановке. Он считал, что стратегия - это не планирование в смысле работы по разработанному список задач, но скорее, это требует быстрой и адекватной реакции на условия, которые изменяются. Планирование работает в контролируемых обстоятельствах, но в меняющихся обстоятельствах планы оппонентов входят в соприкосновение, что создает неожиданные ситуации.


2. Описание

Трактат состоит из 13 частей, в каждой из которых рассматривается один аспект ведения войны. Считается, что трактат был ведущим учебником по военной стратегии и тактики своего времени. Описанные в трактате принципы и идеи збегирають свою актуальность не только для военного дела, но и для других видов человеческой деятельности, в которых существует протибортство и необходимо стратегическое планирование, в частности в бизнесе и менеджменте.

"Искусство войны" - самый древний трактат по военной стратегии в истории, самый знаменитый и влиятельный из "Семи классических военных произведений". Сунь Цзы подчеркивал важность правильного выбора позиции в военной стратегии. Выбор позиции обусловлен как объективными физическими условиями на местности, так и знанием субъективные особенности противников. Умелое планирование предполагает быстрое реагирование на изменение положения, при этом в результате столкновения планов противников создаются сложные и неожиданные ситуации.

1772 "Искусство войны" был переведен на французский язык иезуитом Жаном Жозефом Мари Амио.


3. Концепции

Общая идеология Сунь Цзы совмещает в себе конфуцианские принципы поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизм школы инь-ян, легистского "политологией" и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, который подает войну (бин), с одной стороны как "большое государственное дело", "основа жизни и смерти, путь (дао) существования и погибели", а с другой - как "путь обмана", обобщенно в 5 принципах :

  • "Пути" (единодушие народа и верхов),
  • "Неба" (соответствие времени),
  • "Земли" (соответствие месту),
  • "Полководца" (правильного руководства, в частности характеризуется благонадежностью - синь и гуманностью - жэнь),
  • "Закона" (организованности и дисциплинированности).

Данные принципы должны быть реализованы путем 7 "предпосылок":

  • наличие у правителя дао,
  • наличие у полководца способностей,
  • постижение особенностей неба и земли,
  • осуществимость законов и приказов,
  • силы войска,
  • обученности командиров и солдат,
  • ясности наград и наказаний.

В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологам традиционной китайской культуры, искусства стратагем.

Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны - сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.

Идеальная победа - подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.

Сунь Цзы постоянно подчеркивает, что военные действия это дорогое занятие, которое приносит ущерб государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.

В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности легкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходим неравномерное распределение сил, стратегическая концентрация.

Необходимо собрать информацию о местности и действиях противника и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдется дешевле содержания армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.

Сунь Цзы неоднократно подчеркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.


4. Содержание

"Искусство войны" состоит из 13 разделов:

  1. Предварительные расчеты. В разделе рассматриваются 5 фундаментальных факторов (Путь, Небо, Земля, Полководец, Закон) и 9 элементов, которые предопределяют исход военных действий. Оценивая и обдумывая эти факторы командующий войска может рассчитать шансы на победу. Нехнування этими факторами может привести к неудаче, обусловленной неправильно выбранным планом действий. Подчеркивается, что для государства война является серьезным делом, и ее можно начинать, не взвесив все за и против. В понимании автора Путь - это когда правитель имеет поддержку народа, что готов воевать за него, Небо - совокупность временных и погодных факторов, Земля - ​​совокупность географических факторов, Полководец - личные характеристики лидера, Закон - военный лад, командование и снабжение.
  2. Проведение войны. В разделе объясняется экономика войны и отмечается необходимость скорости достижения успеха, поскольку длинная война никогда не выгодна государству. Война любит победу и не любит продолжительности.
  3. Стратегический нападение. Рассматриваются общие принципы ведения наступления, отмечается, что лучше покорить войско противника, не сражаясь, сохранив, а не розтрощивщы его. Прежде всего надо думать о том, чтобы разбить замыслы противника, оставить его без союзников, и только далее по значимости задача разбить его войска. Хуже - это длительная осада или штурм крепостей. Первое ведет к значительному затягиванию войны, а второе - к большим потерям при негарантированной успеху. В этом же разделе рассматривается стратегия при благоприятном и неблагоприятном соотношении сил, подчеркивается значение знание своих сил и сил противника и объясняется важность полководца, которого правитель должен опираться, и каким не должен командовать, не зная законов ведения войны.
  4. Форма. Главное сделать себя непобедимым, а затем выждать к случаю нанести поражение противнику. Подчеркивается также ясное понимание ситуция, измерения ее весомым, а не мелочами. Благодаря правильному расчету войско побеждает уже побежденного.
  5. Мощь. В разделе объясняется природы и истоки силы войска, и подчеркивается, что мощь определяется правильным естественным использованием людей, согласно их возможностей.
  6. Полнота и пустота. Раздел объясняет, где искать слабостей противника, и как стоворюваты их. Подчеркивается важность концентрированного удара, достижения локальной превосходства в силах, распыление сил противника умелым маневром. Там, где численное превосходство у противника, нужно не давать ему возможности вступать в бой. Желаемую форму своего войска трактат сравнивает с водой, которая не имеет никакой формы.
  7. Борьба на войне. Раздел посвящен анализу ведения боевых действий, соотношению между прямым боем и обходным маневром, умению превратить неудачу в победу. Подчеркивается опасность прямого боя. Трактат советует нападать на противника, когда он утомлен, а не тогда, когда у него высокий боевой дух, не ловится на приманку, не нападать на войско, идет домой и не атаковать противника, находящегося в безвыходном положении, а оставить для него путь к отступлению.
  8. Девять изменений. Раздел дает рекомендации относительно общих правил ведения войны в разных местностях и обстоятельствах, включая тем, что бывают приказы хозяина, которые не выполняются. Нельзя полагаться на то, что враг не придет, надо думать о том, как его встретить и таким образом совершить нападение врага невозможно. Другая тема раздела - 5 опасностей для полководца: чрезмерная храбрость, чрезмерная боязливость, быстрый гнев, чрезмерная педантичность и чрезмерное милосердие.
  9. Поход. Раздел посвящен принципам тактики войска в различных конкретных ситуациях: в горах, вблизи рек, на болоте. Особое внимание уделяется признакам, по которым можно распознать намерения противника, распознать засады подобное. В конце раздела даются рекомендации по поддержанию дисциплины в армии, применению наказаний, высказывается мнение о том, что законы должны быть понятны народу и вызвать его доверие.
  10. Формы местности. В разделе рассматриваются формы рельефа: ровный, наклонный, пересеченный, долинный, гористый, удаленный и даются тактические рекомендации по ведению в них боевых действий. Подчеркивается необходимость для полководца знать и понимать эти рекомендации и учитывать их в своих решениях. Снова трактат рекомендует опираться в первую очередь на знание войны, своих сил и сил противника, даже вопреки тому, что приказывает хозяин.
  11. Девять местностей. В этом разделе трактат категоризирует геополитическую ситуацию во время войны, выделяя 9 типов, в зависимости от того война ведется на своей территории или на территории врага, или рейд на территорию противника глубокий, или мелкий, и тому подобное. Полководец должен уметь воевать во всех ситуациях. В частности, при глубоком проникновении на территорию врага, трактат советует сжечь мосты, сделать невозможным отступление или бегство для своих людей. Подчеркивается быстрота действий и скрытность планов.
  12. Огневой нападение. В этом разделе даются рекомендации по использованию пожаров и воды для преодоления противника и по организации защиты от аналогичных действий противника. Другой темой раздела является совет не позволять, чтобы на решение полководца влияние гнев или пыл.
  13. Использование шпионов. Подчеркивается необходимость обеспечения получения информации о противнике, чего можно достичь только через людей. Трактат выделяет пять видов шпионов: местные (из своих), внутренних (из чиновников противника), обратных (с шпионов противника), шпионов смерти (используются для дезинформации), шпионов жизни (тех, которые возвращаются из разведки).

5. Создание

Традиционно авторство приписывается полулегендарного военачальнику и стратегу Сунь Цзы (VI-V вв. до н. н.э.). Трактат, соответственно долгое время датировался концом VI - началом V вв. до н. н.э. (514-495, возможно, 510). Найденный 1972 года в захоронении начала эпохи Хань (206 год до н. н.э. - VIII вв н. э) новый расширенный вариант Сунь-цзы дает основания датировать его создание второй половиной V ст. до н. н.э. (453-403). Однако результаты ряда исследований, проведено за последние 30 лет китайскими так и западными учеными показывают, что трактат скорее всего было создано реальным историческим лицом, полководцем Сунь Бинэм, который жил в царстве Ци в IV в. до н. (приблизительно 380-325 годы до н. э) в период Воюющих царств. [7]

Современный канонический текст был сформирован на рубеже II-III ст. н. е., базовым является его официальное издание XI ст. со сводным комментарием 10 авторов II-XI веков, что связано с введением военного семикнижжя в систему государственных экзаменов.


6. Исторические комментарии

Искусство войны, которое записано тангутский письмом

Перед археологами в апреле 1972 года были найдены версию, которая была написана на бамбуковом свертке, общеупотребительной версии Искусства войны был Комментарий к стратегии Сунь Цзы написан Цао Цао, основателем королевства Вэй. [8] В предисловии он написал, что предыдущие комментарии не были сфокусированы на идеях, которые являются самой сутью книги.

После изобретения печатного станка Искусство войны (с комментариями Цао Цао) было напечатано в военном учебнике вместе с шестью другими книгах по стратегии, которые вместе известны как Семь классических военных произведений (武经七书/武经七书). Сегодня существует более 30 версий книги с разными комментариями поскольку она была обязательным материалом в военных учебниках времен династии Сун.

Книга Суй перечисляет семь книг, в которых автором указан Сунь Цзы. Комментарий Ду Му также включает в себя коментак Цао Цао. Искусство войны Ли Джинга позиционируется как просмотр стратегий учителя Суня. Комментарии Цао Цао, Ду Му и Ли Квана были переведены на тангутский язык еще до 1040 года. Другими комментариями, которые упоминаются официйнмы летописям является Военные стратегии Сунь Цзы автора Шен Ю (176 - 204), копии военных стратегий Сунь Цзы автора долин Ксу и Военные стратегии Сунь Цзы авторов Цао Цао и Ван Линя.


7. Цитирование

7.1. Китайские

Строки из книги встречаются в современных китайских ежедневных идиомах и фразах, как последнюю строку Главы 3:

Так вот, было сказано, что если ты знаешь своих врагов и знаешь себя, ты можешь победить в сотнях сражений без единого поражения.
Если ты только знаешь себя, но своего оппонента, ты можешь как победить, так и получить поражение.
Если ты не знаешь ни себя ни своего врага, ты всегда будешь создавать для себя опасности.

Это кратко отражены и сконцентрировано в современной китайской поговорке:

知己知彼, 百战不殆.
Если ты знаешь как себя так и врага, ты можешь победить в многочисленных (дословно "сотню") битвах без опасности поражения.

7.2. Английские

Общие примеры можно в употреблении английском языке, как строка 18 в Главе 1:

兵 者, 诡 道 也. 故 能 而 示 之 不能, 用 而 示 之 不用, 近 而 示 之 远, 远 而 示 之 近
Все приемы ведения войны основаны на хитрости и обмане. Отсюда, когда мы способны атаковать, мы должны выглядеть так, будто не способны, а когда мы задействуем силы, мы должны выглядеть неактивными; когда мы рядом, мы должны заставить врага поверить, что мы далеко, когда мы далеко, то должны заставить его поверить, что мы близко.

Это и было сокращено до наиболее основной формы и отразилось в современной английской поговорке:

Все приемы ведения войны основаны на хитрости.

8. Военное применение и применение разведчиками

Во многих восточноазиатских странах "Искусство войны" было частью экзаменационной программы для потенциальных кандидатов на военную службу. Существует много переводов.

В течение периода Сэнгоку в Японии дайме по имени Такэда Сингэн (1521-1573) говорят стал почти непобедимым во всех битвах не полагаясь на огнестрельное оружие поскольку он изучал "Искусство войны". [9] Книга также вдохновила его на его известный боевой штандарт (флаг, хоругвь) "Фюринказан" (Ветер, лес, огонь и гора), что означает быстрый как ветер, тихий как лес, безжалостный как огонь и неподвижный как гора.

Переводчик Самюэль Гриффит продает главу книги "Сунь Цзы и Мао Цзэдун ", где упоминается, что" Искусство войны "повлияло на произведения Мао" На партизанскую войну "," На затяжную войну "и" Стратегические проблемы китайской революционной войны "и включает цитату Мао:" Мы не должны недооценивать высказывания в книге Сунь Ву Цзы, великого военного эксперта древнего Китая, "Знай своего врага и знай себя и ты сможешь провести тысячу битв без поражений" ". [9]

В течение Вьетнамской войны некоторые офицеры Вьетконга изучали "Искусство войны", и, говорят, могли цитировать наизусть целые разделы книги.

Генерал Во Нгуен Зиап успешно применял тактику, которая описана в "Искусстве войны", во время битве при Дьенбьенфу, которая закончила французское господство в Индокитае и привела к договору, который разделил Вьетнам на северный и южный. Генерал Во Нгуен Зиап, в дальнейшем военный организатор, который стоял за победами над американской армией во Вьетнаме, горячо изучал и применял идеи Сунь Цзы. Американская поражение в той войне более чем что-либо другое привлекло внимание лидеров американской военной теории к Сунь Цзы. [10] [11]

Финский полевой маршал Маннергейм и генерал Аксель Аиро были страстным читателями "Искусства войны". Они оба читали эту книгу на французском языке, Аиро держал французский перевод книги на ночном столике в своем штабе.

Министерство армии США через свой ​​колледж командного и генеральского состава указывало всем подразделениям содержать библиотеки при соответствующих штабах для продолжения изучения личным составом "Искусства войны". "Искусство войны" отмечается как пример работ, которые должны быть в каждой отдельной части, а офицеры-особисты по результатам прочтения обязаны готовить краткие справки для презентаций для других офицеров. [12]



9. Невоенное применение

Искусство войны применяется во многих сферах совершенно не связанных с армией. Большинство текста есть о том, как вести войну без собственно боевых действий: книга дает советы как перехитрить своего противника так, что физическая битва будет ненужным. В связи с этим книга нашла применение как тренировочный пособие для многих соревновательных поприщ, которые не привлекают собственно бой.

Существуют бизнес книги о применение уроков к офисной политики и корпоративной стратегии. [13] [14] [15] Многие японские компании требуют, чтобы эту книгу читали их ключевые должностные лица. [16] Эта книга также популярна среди западных бизнес менеджеров, обращаются к ней за вдохновением и советом о том как побеждать в соревновательных бизнес ситуациях. Она также применяется к сфере образования. [17]

Искусство войны является предметом юридических учебников [18] и статей по судебному процессу, включая тактикой переговоров и судебной стратегии. [19] [20] [21] [22]

Искусство войны также применяется в сфере спорта. Известно, что тренер по Национальной футбольной лиги США Билл Беличик читал эту книгу и применял ее уроки для получения идей в подготовке к играм. [23] Известно, что тренеры из австралийского крикету так и Бразильской футбольной ассоциации Луис Фелипе Сколари и Карлос Альберто Парейра читали текст. Сколари заставил бразильскую сборную на Чемпионате мира по футболу 2002 изучать старинный произведение во время их успешной кампании. [24]


10. Источники и литература

Wikisource
В Википедия является следующий текст:



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам