Искусство химер

Искусством химер называется сфера художественной деятельности, связанной с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов, которые позволяют получить организмы с эстетическими свойствами, заданные художником вперед. Свое название это искусство получило от Химеры чудовища с древнегреческой мифологии, что представляло собой чудовище с головой льва, телом козы и хвостом дракону. С тех пор химерами называют разнообразных монстров и мутантов, а также несбыточные мечты и фантазии.

Одна из самых известных причудливых работ - GFP Bunny, которая была реализована Эдуардо Кацем в 2000 году, в сотрудничестве с группой других ученых. Ее смысл заключался в получении трансгенного млекопитающего - кролика, к геному которого были встроены фрагмент нуклеотидных последовательности ДНК медузы Aequorea Victoria, которая отвечает за генерацию флюоресцуючого белка (GFP). В результате на свет появилась крольчиха -альбинос по имени Альба, что сама генерировала свет в зеленом спектре в ответ на ее освещение в синем или ультрафиолетовом диапазоне. На первом рисунке сверху приведены аналогичный произведение искусства - флюоресцуючу мышь.

Одной из стратегий художников ars chimaera является поиск не того, что искусство также может сделать, но того, что может сделать только оно. В результате акцент творческой деятельности смещается с производства художественного продукта на исследование условий создания произведений искусства: продукт творческого акта должен обязательно потерпеть неудачу, чтобы потом быть эстетизированной, должен сначала потерять технологическую ценность, чтобы в дальнейшем получить ценность художественную.

Или не лучшей иллюстрацией этой художественной парадигмы является проект австралийских художников Йонат Цурри (Ionat Zurr) и Орона Каттса (Oron Catts) "Крылья свиньи" (The Pig Wings), который был реализован в 2002 году. Используя технологию тканевой инженерии, художники вырастили крылья на основе стволовых клеток свиньи. И хотя проблемы технологического характера, возникших при попытке трансплантации этих крыльев животному- донору, наконец и были решены, но авторы приняли решение не порождать реальную химеру. Сознательная незакинченнисть, незавершенность работы говорит о том, что именно запрограммирована нефункциональность свиных крыльев, которые только по форме является крыльями, но по сути и внутренней конструкции не предназначены для полета, и является тем, что делает их произведением искусства.

Несмотря на то, что первыми впечатлениями от искусства химер могут быть и отвращение, и страх, на самом деле ars chimaera имеет ярко выраженный предупредительный характер, поскольку, фиксируя ситуацию возможного поражения современной науки и техники, оно тем самым переходит к гуманистического измерения, порождая у нас размышления об ответственности за свои действия как перед нашими потомками, так и перед другими живыми видами, существующими на планете.


Источники