Надо Знать

добавить знаний



Ислам в Украине



План:


Введение

Ислама на землях Украина сотни лет, он имеет свою долгую и сложную историю. Она тесно связана со многими драматическими страницами истории украинского народа. Ведь ислам на украинских землях исповедовали представители народов, с которыми украинские долгое время были в напряженных отношениях.


1. Ислам и общественную жизнь Украины

Появление сторонников ислама на украинских землях, прежде всего на южных - это процесс, обусловленный размещением Украине на рубеже двух великих цивилизаций - христианской и мусульманской. Украина находится на водоразделе двух миров, который пролегает от Синьцзяна, Средней Азии и Казахстана - на востоке, затем через Закавказья, Северный Кавказ, Крым и Турцию до южной Болгарии, Боснии и Албании - на западе. Поэтому именно уже географическое положение Украины заранее определяло активную ее взаимодействие с мусульманскими странами и народами. Наличие мусульман в современной Украине обусловлена ​​прежде всего этническим составом ее населения, которому, в частности, относятся представители 26 тюркских народов, которые в основном исповедуют ислам.

История контактов Украины с мусульманским миром насчитывает более тысячелетия. Вместе с тем трудно определить начальный момент ознакомления Украине с исламом. Исламизация относительно небольшой части населения Украины в общеисторической перспективе выглядит как очень постепенно растущий процесс, внешне чем-то напоминает диффузию - постепенное проникновение.

Ислам в пределах современной Украины сыграл значительную этноформирующих роль в жизни одного из двух автохтонных народов Украины - крымских татар. В XIX - XX вв. он стал фактором этнического самосохранения татар волжских (нижегородских).

Исторически было два главных пути получения информации об исламе в Украину: восточный ( Булгарстан, Северный Кавказ) и южный ( Крым и Турция).

В исторической памяти украинского народа ислам веками воспринимался вполне естественно как религия чужаков, враждебных нападавших. Поэтому ислам вплоть до XIX в. - Это гонимая религия в Украине. Поскольку Украина - страна христианская, а также через острые военные коллизии с южными соседями, исповедовавших ислам, религия мусульман в глазах украинских воспринималась как нечто глубоко враждебно. Это отразилось в мировоззрении и менталитете (социальный характер) украинского народа. Однако по мере установления мирных отношений с мусульманскими народами взгляды украинских на ислам постепенно менялись. Ведь украинская всегда отличались толерантностью в отношении религиозных предпочтений других народов. Нетерпимость к исламу была характерна для официальной идеологии Российская империя, в состав которой долго входила Украина.

Знакомство украинских с мусульманами, с их образом жизни, с духовными принципами ислама не было постоянным и непрерывным. Это был дискретный (непрерывный) процесс. Ознакомление населения материковой Украине с элементами знаний об исламе и мусульман происходило только в мирные периоды. Например, во время мирных контактов запорожцев с ногайскими и крымскими татарами в Северном Причерноморье к установлению протектората Турции над Крымским ханством. Во время военных конфликтов на ознакомление с исламом не приходится.

Мусульмане, которые жили южнее Украине, никогда не имели целью обращения в ислам украинских, обитавших в материковой Украины. Факты свидетельствуют о том, что мусульманские общины там, где они действовали на украинских землях, существовали изолированно от украинских социокультурной среды.

Ислам в Украине не имеет какой-то особой специфики, он не привел здесь к появлению новых течений, направлений, групп и т.п.. Мусульмане на территории Украины всегда исповедовали суннизм, хотя здесь и жили отдельные дервиши, суфии. Джидадизм, у истоков которого в Крыму стоял Исмаил-бей Гаспралы, был не религиозным течением, а культурно-гуманистическим явлением.


2. Периоды существования ислама на украинских землях

2.1. Ознакомительный

В этот период во время путешествий, торговых операций, военных экспедиций русов, а также арабских и булгарских купцов и географов происходит первое знакомство восточных славян с исламом, его учением и обрядами. К этому этапу относится также так называемый выбор верь киевским князем Владимиром.

Первые сведения о мусульманском мире, о мусульманах, первые знания об исламе предки современных украинских получили во время торговых операций, путешествий и военных походов. Русичи путешествовали в Итиль чаще через Десну, Сейм и Оскол. Так возникал прямой контакт со страной, которая испытывала огромное влияние арабо-мусульманской культуры. Историки соглашаются, что первоначальные знания об исламе русичи получили именно в Болгарии.

Своеобразная кульминация ознакомительного периода - "выбор вер" Великим князем Киевским Владимиром (X в.), в результате которого Русь стала христианской, а путь исламу на ее земле было перекрыто на века. В дальнейшем волны мусульманства, что накатывались на страну, наткнулись уже на христианизованных Русь с ее по сути государственной религией.

Первые мусульмане на землях Руси-Украины

Первыми мусульманами, которые систематически жили или путешествовали Украины, были степняки, они кочевали от Приазовья до Дона. В современной популярной литературе часто ошибочно пишут, что татары, входившие в монголо-татарского войска, которое разрушило Киевскую Русь 1240 г., были мусульманами. Это досадное недоразумение. Ханы Золотой Орды и их подданные в то время еще не исповедовали ислама. Государственной религией в Золотой Орде ислам стал на сто лет позже.


2.2. Военно-колонизационный

Второй период определяется как военно-колонизационный. Речь идет о оседания на постоянном месте народов, исповедующих ислам, а также колонизационной политике Оттоманской империи в Северном Причерноморье и Поднестровье. Под этим понимается закрепление в Крыму части татарской Орды, признала официально ислам за хана Узбека, а также турецкие колонии в Азове, Очакове, Белгороде-Днестровском, Каменце-Подольском и т.д..

Мусульманская цивилизация Крыма. Период Крымского ханства

Самые яркие страницы истории ислама на землях Украины связаны с Крымом. Именно Крымский полуостров стал главным ареалом распространения ислама на землях, входящих в состав нынешней Украины. Именно здесь зародилась и окрепла уникальная мусульманская цивилизация, самая северная из всех после разрушения Московией Казанского ханства 1552 Именно здесь ислам превратился в государственную религию Крымского ханства, сохранявшегося полную или ограниченную независимость в течение более 300 лет.

Ислам практически с первых лет своего бытования на Крымском полуострове произвел чрезвычайно глубокое влияние на формирование крымско-татарского народа - одного из двух автохтонных народов Украины. Ведь на землях Крыма в период с XIII по XVI в. произошло формирование крымских татар как отдельного этноса со своей религией - исламом. Время Крымский полуостров на долгое время оставался главным каналом, по которому население Поднепровья узнавало об исламе и мусульман.

Предпосылки закрепления ислама в Крыму связаны с приходом сюда части монголо-татар в 1223 г., когда в Крыму был создан отдельный улус (область, наместничество) Золото й Орды. Вот именно эта доля тюркского этноса, осевшей здесь, и приняла несколько позже ислам. На момент прихода в Крым татары дотривалися шаманизма, многобожие ( ширк).

Старый Крым Мечеть хана Узбека, начало 14 вв.

Однако, контактируя с мусульманским миром, ханы увидели в исламе мощный духовный средство для консолидации молодого народа и построения в государстве прочной системы политической власти на основе шариата (юридической системы ислама). Окончательное утвержденных ислама в Крыму произошло за хана Узбека (1313-1342), который официально ввел ислам как государственную религию на полуострове. Сам хан некоторое время жил в Крыму, считаясь образцом соблюдения требований ислама. Завершил исламизацию тюркоязычного населения легендарный Тамерлан (1336-1405). Устранив хана Тохтамыша, он включил полуостров в состав своей огромной империи. В своей политике Тамерлан опирался на мусульманских духовных лиц и всячески способствовал укреплению позиций ислама.

Впоследствии, после завершения золотоордынского периода истории, Крымский улус выделился в самостоятельное государственное образование, на почве которого и возникла независимая крымскотатарская государство. Из 1427 г. она находилась под властью династии ханов из рода Гиреев ( Гераев).

В 1475 г. начался новый период в истории ханства. В этом году турки-османы, ворвавшись на полуостров, подчинили себе крымско-татарский государство. Правители Крыму стали вассалами Стамбул. Делами в государстве начали вершить турецкие чиновники, которых назначал султан. Религиозная жизнь мусульман полуострова также попало под контроль Османской империи. Все высшие духовные лица назначались с участием представителя султана, имя которого считалось священным и ежедневно вихвалялося в крымских мечетях.

Произошло сращивание светской государственной и религиозной власти. Муфтием (руководителем) мусульман стали считать хана. Духовные лица стали влиятельной политической силой в государстве. Муфтий Крыма входил в состав Государственного совета империи - Дивана. Далее места на иерархической лестнице занимали казы (судьи по шариату), мударисы (ответственные за обучение в мусульманских школах - мекиебе), имамы, шейхи (главы мусульманских братств), суфу (члены братств или отшельники). Они заботились о просвещении крымчан в духе ислама, учили соблюдения его предписаний, воспитывали правоверных мусульман и добросовестных подданных. Ислам стал основой духовной жизни крымскотатарского народа. Практически во всех крупных поселениях действовали мечети, которых насчитывалось не менее 1,5 тысячи. Мусульмане Крыма были последовательными суннитами, хотя иногда с Северного Кавказа сюда заносили суфизм, а в Евпатории (Гезлев) жили дервиши. Ведущим авторитетом по вопросам мусульманского права, председателем улемов (богословов) был шейх-уль-ислам, титул которого введен в Османской империи в 1424

Долгое время в Крыму царила атмосфера веротерпимости. На территории свободно действовали православные, католические, греческие, армянские церкви и монастыре, еврейские и караимские синагоги.

Мечеть Биюк Хан Джами, Бахчисарай

Под влиянием идей и норм ислама сформировалась национальная культура крымско-татарского народа, его бытовые традиции, язык, образ жизни, система образования и воспитания детей; расцвели литература, книжное дело, музыка, резьба по камню и дереву, орнаментальное искусство и особенно архитектура. Ценными памятниками мусульманской архитектуры богатое г. Старый Крым с мечетями Узбека и Бейбарса, Куршун-Джами и Тахталы-Джами, с медресе, караван-сараями и фонтанами. Немало памятников мусульманской культуры является в г. Бахчисарай - в бывшем административном центре ханства: дворец, мечети, богатая в прошлом сборник мусульманской литературы средневековья. Центрами мусульманской цивилизации Крыма также были Карасу-базар ( Белогорск), Кафа ( Феодосия), Гезлев ( Евпатория) с его уникальной мечетью Джума-Джами (1552).

Расцвела целая плеяда блестящих деятелей мусульманской культуры. К ним прежде всего принадлежали хан Ходжа-Девлет-Гирей, Ремаль-ходжа, Сеид-Мухаммад-Риза и многие другие.

С древних времен (вероятно, с доисламских) в Крыму бытовало местная традиция посещения особо почитаемых мест. Хотя Коран и осуждает такие формы поклонения, все же эта традиция сохранилась в Крыму на протяжении веков вплоть до трагических для крымских татар дней мая 1944 Слишком почитались такие поисламизовани святыни: Азиз (памятный знак) Инкерманский в рамках современного Севастополя, Азиз Саглик-су вблизи этого города; неподалеку от Бахчисарая и Чуфут-Кале объектами поклонения были тюрбе ( мавзолей) Мелек-Хайдер и Гази-Мансур. Местная традиция чтит первых мусульман - Сахаб - сподвижников пророка Мухаммеда, которые приходили в Крым с миссионерской целью. Неподалеку Симферополя находится Кырк-Азиз, где в большой пещере почиталось захоронения сорока шахидов-мучеников, погибших за ислам. Паломничество также осуществляли в другой Азизу вблизи Симферополя - Салгир-баба, а также в настоящее время безымянного Азизу вблизи лимана Мойнаки в Евпатории. Вблизи Азиз конечно селились шейхи, иногда и дервиши, которые исполняли обряды для паломников. Впрочем, официальное учение ислама отрицает наслоения местных культов.

Крым как форпост мусульманской цивилизации сыграл заметную роль в распространении ислама среди ногайских татар на южно-украинских землях. С ним связаны едва ли не все самые яркие страницы истории ислама на землях нынешней Украины. Однако с Крымом связаны и кровавые века татарской агрессии против Украины и героического сопротивления украинских посягательством мусульманских народов юга.

Мусульманские народы Причерноморья и Украина в XVI - XVIII вв

С вхождением земель Киевской Руси в состав Великого княжества Литовского (XIV в.), а затем в Речи Посполитой восточный канал получения сведений об исламе практически утратил свое значение. Определяющим стал южное направление. Однако, к сожалению, дальнейшие контакты украинских с мусульманами происходили в эпоху острых военных конфликтов. На долгое время судьба ислама на юго-украинских землях стала полностью зависеть от политических отношений и последствий военных действий между ханским Крымом, гетманской Украины, царской Россией и султанской Турцией.

Отношения Украины с южными соседями, исповедовавших ислам, имеют давнюю историю, полную как светлых, так и драматических страниц. Они доносят до нас блики почти трехсотлетней кровавой трагедии - нападений крымских и ногайских татар на земли Украины и героической противодействия украинского казачества.

Однако эти войны не носили сугубо религиозного характера, ведь они велись не ради обращения противника в свою веру. Прежде всего это проявление борьбы между земледельческой и кочевой цивилизациями, не было диковинкой в ​​средневековом мире. Заметная причина набегов на Украину - ограниченность территории Крыма для полноценного кочевой жизни. Примитивное животноводство не могло прокормить население Крымского ханства, которые постоянно увеличивалось. Его обладатели видели выход в получении материальных ресурсов с севера. Религиозные соображения в этой ситуации мало учитывались. К тому же идеи джихада в период самостоятельного существования Крымского ханства здесь не были распространены.

Положение меняется с началом османского периода Крымского ханства. Клерикализация этого государства предоставила яркого религиозную окраску всем военно-политнчним действиям ханства. Крымская власть берет на вооружение идею распределения географических территорий на "дар уль-ислам? (состояние, мир ислама) и "дар уль-харб" (состояние неверных, гяуров). Оправдание экспансии на земли украинской начали отыскивать не в сфере экономических интересов, а в религиозным соображениям. При этом у "неверных" не видели то, которых необходимо привлечь к исламу. Понятие гяур служило своеобразной меткой отличием, символом чужого, не своего, того, кого допустим превратить в раба.

Татары не выдвигали перед собой иной цели, кроме военно-экономической. Они не стремились культурно или религиозно закрепиться где-то к северу от мест своего проживания, основать украинский какие-то просветительские центры. Ислам остался внутренним делом южных соседей Украины, практически, на деле не стремились к его внедрению здесь. Средства мирного обращения к исламу в этом регионе не применялись.

Сложные исторические коллизии приводили к тому, что часть украинских, попавшие в плен, принимали ислам. Турецкие архивные источники свидетельствуют массовое осадки украинские из числа пленных в Турции. Они, приняв ислам, даже оставаясь в статусе рабов, становились домоправителя, кузнецами, конюхами, садовниками и т.д.. Часть невольников оставалась в Крыму. Рабство здесь было пожизненным. Со временем эти рабы становились свободными (только с запретом выезда), заводили хозяйство. Женщина, родившая ребенка, также становилась свободной, приняв ислам. В летописи Самуила Величко упоминается о нескольких тысячах уволенных казаками бывших невольников, которые не захотели вместе с освободителями вернуться на Украину, изменить свою новую веру. Вплоть до начала XX в. в Крыму вспоминали о четырех больших поселения Ак-Чора (крымско-татарском языке "белый раб"), в которых жили потомки украинских невольников, которые полностью ассимилировались, приняв культуру, язык и религию своих хозяев. Употреблялись в мусульманскую среду и те работники, которые приходили сюда из Украины самостоятельно - "аргат" и "ренчперы". По распространенной у нас мысли о яничарство (стало синонимом предательства и манкуртства), то служение этнических украинских в янычарском корпусе очень маловероятным, потому что из славян туда охотно подбирали боснийцев. Они составляли основу этого корпуса.

Примерно с конца XV ​​в. возникают очаги мусульманской цивилизации на южных землях Украины, которые просуществовали до захвата их русскими войсками, а также на Подолье. Мусульманские общины в разное время были в Хаджибее ( Одесса), азан ( Азов), Аккермане ( Белгород-Днестровский), Кара-Кермене или Ачи-Кале ( Очаков), а также в Каменец-Подольском, где сохранились минарет и минбар, привезенные из Турции. В г. Шаргороде сохранился минарет, пристроенный к синагоги. Остатки турецкой мечети найдено в Меджибоже. В сфере мусульманского влияния оказались и районы Южной Бессарабии, входящих ныне в состав Украины.

Однако существование этих ячеек мало быстротекущее и недолгий характер. Они находились в самоизоляции от местного населения, отгораживались от чужого для себя этно-конфессионального среды. Мусульмане держались отчужденно от украинской культуры. Поэтому речь идет лишь о проживания мусульман на юге Украины, а не о мусульманской колонизацию края.


2.3. Этническое, национальное самовыражение и самосохранения

В условиях Российской империи начался период, когда ислам действовал как фактор этнического, национального самовыражения и самосохранения мусульманских народов, что помогало их представителям осознавать свое отличие от немусульманских этносов. Для волжских и крымских татар, чеченцев и дагестанцев, представителей тюркоязычных народов Средней Азии, которые жили в Украине, ислам стал силой, которая способствовала сохранению их как нации, охране их национальной культуры от ассимиляции в этническом и этноконфессиональной среде. Такая способность ислама наблюдается и в XX в.

С включением гетманской Украины и ханского Крыма в состав Российской империи мусульмане Крыма, а также отдельные мусульмане, которые поселялись на наших землях в течение XIX в., Были поставлены на грань этнического выживания. Перед ними встала угроза национальной ассимиляции и принудительной христианизации. Испытывая поражений в борьбе с Российской империей, Турция по Кучук-Канарджийським договору от 10 июня 1774 признала независимость (от себя) Крымского ханства. Россия признала же только духовную власть султана над крымскими татарами как халифа всех мусульман. Однако и этот религиозный связь оборвана 8 апреля 1783, когда фиктивной самостоятельностью ханства было покончено и присоединен его в Россию. Крымскую государство, старую от Московской, также ликвидировали. С этого момента начались систематические притеснения ислама и мусульман, постепенно ослабило позиции " религии Пророка "в Крыму. С падением ханства было уничтожено государственную структуру с ее теократической властью. Мусульмане Крыма начали вынужденно покидать свою историческую Родину и ехать в Турции и других стран мира. Пик эмиграции в Турцию пришелся на 1860-1862 годы. С 1783 до 1917 г. из Крыма эмигрировало почти 4 млн. мусульманского населения.

С начала XIX в. из Крыма выселили вглубь России многих мулл и имамов, которых забирали именно за то, что они имели авторитет среди верующих. Тем, кто был выслан навсегда запрещалось возвращаться - вдоль границы Крыму расставили специальные часовые посты. По всем хаджи в Крыму установили открытый надзор. Паспорт на выезд в хадж можно было получить только с разрешения новороссийского генерал-губернатора или губернатора таврийского.

С 1836 г. занять духовную должность мог только тот мулла, который отмечался "надежностью, верностью и добрым поведением". Тем, кто бывал в Турции, вообще запрещалось занимать любую духовную должность. Татарин, который учился за границей, не мог стать муллой. И даже обучение в прогрессивных, европейски ориентированных медресе - Гелеевському и Хусаинивському так же перекрывало путь к духовной деятельности. Муфтия выбирали все татары, но только из трех кандидатов, утвержденных губернатором. В 1876 г. министр внутренних дел окончательно запретил выдавать паспорта для совершения хаджа. В 1890 г. проведено окончательное отчуждение вакуфных земель, давали средства на религиозные потребности мусульманских общин (вакф - имущество, предоставленное государством для материального обеспечения мусульманской общины).

К началу господства Российской империи здесь в каждом селе, где действовала мечеть, функционировали и приходские школы - мектебе. Практически их насчитывалось более полутора тысяч. В каждой школе обучалось 600 - 700 учеников. В 1890 г. осталось лишь 275 мектебе, при том, что новых, светских школ открыто не было, а деньги, собранные среди верующих на обустройство мусульманской гимназии, - изъяты. К концу XIX в. действующими осталось 23 медресе - мусульманские школы среднего типа. Так воплощалась в жизнь линия правительства России на то, что ислам является терпимой, но второстепенной, нежелательной религией.

Во времена господства Российской империи проводилась последовательная политика уничтожения основ мусульманской цивилизации Крыма. Разрушены или превращены в казармы более 900 мечетей. Вскоре после событий в г. Карасу-Базар принудительно собрали и вырезали немало мусульманских ученых. В 1883 г. произошло первое крупное сожжение старинных крымскотатарских книг (второе - в 1929 г.).

Несмотря на систематические притеснения, мусульманская культура Крыма жила дальше и даже обновлялась. Образцом мусульманской культуры XX в. стало творчество Исмаил-бея Гаспралы (Исмаила Гаспринского). Его усилиями в Крыму создавалась религиозно-культурная реформа, следствием которой должно стать то, что теперь называют европейским исламом. В 1881 г. Гагринський издает книгу "Русское мусульманство", а с 1883 г. - еженедельник "Тарджиман" ("Переводчик"), в которых отстаивает идеи сочетания ислама со светским жизнью на европейский манер.

Гаспринскому принадлежит утопия о создании где-то в Европе высокоразвитой мусульманской страны, которая бы соединила духовные ценности ислама с европейским гуманизмом. Его учениками и последователями сделана попытка интегрировать идеи Исмаил-бея Гаспралы в целостное культурологическое учение - джидадизм. Последователи его были рассеяны вынужденной эмиграцией или преследованиями. Деятельность Исмаил-бея Гаспралы значительной мере способствовала сохранению национального достоинства крымско-татарского народа, ослабляла исторически обусловленную недоверие между этим народом и украинской.

Вследствие экономической миграции протяжении XIX в. начинается расселение в Украину представителей народов, традиционно исповедующих ислам. На украинских землях поселяются выходцы из волжских ("казанских") татар. Численность переселенцев измеряется десятками тысяч. В промышленном поясе Украины - на востоке и юге формируется своеобразная диаспора тюркоязычных народов в Украине.

После побед "русского воинства" на Кавказе появляются на украинских землях репатрианты из Кавказа. Самым известным среди них является, безусловно, знаменитый имам Шамиль. Герой национального сопротивления чеченского и дагестанского народов, он был суфийским учителем, принадлежал к тариката (братства) "Накшбандийя". В государстве, которое он создал и которая короткое время существовала, Шамиль стремился соединить требования шариата и местных традиций.

Царское правительство позволял мусульманам иметь свои мечети (но в ограниченном количестве). Поэтому чаще мусульмане, кроме мечетей, имели еще и молитвенные дома. Так, например, в Донецкой области на начало XX в. функционировало две мечети - в г. Луганске и Макеевке, а в поселениях - еще несколько молитвенных домов. В г. Киеве татары жили на Подоле, Лукьяновке, в Святошино. На ул. Мирной стоял молитвенный дом. В 1910 г. заложили фундамент мечети, которой так и не построили. В Киеве было разрешено иметь 2 мусульманских кладбища. Мусульманские общины действовали во многих городах Украины - Екатеринославе, Харькове, Запорожье, Николаеве и других, за пределами Российской империи - в Львове и в др..


2.4. Мусульманское жизни в условиях тоталитаризма

С установлением коммунистической власти в Крыму начался массированное наступление на религию, в том числе на ислам. Вследствие этого упадок религиозной жизни мусульман. В массовом порядке закрывались много мечетей, мусульманских школ - мектебе и медресе, репресувалося духовенства, еще были. Большевистская пропаганда прямо связывала преданность исламу с "социалистической бессознательностью" и "буржуазными предрассудками". Верующих заставляли на отступничество от веры отцов, они жили в ожидании репрессий. Было созданы искусственные условия для прекращения организованной деятельности мусульманских общин. На протяжении 30-х годов весь мусульманский актив репрессировано, расстреляно или выслано почти все мусульманское духовенство, причем под фарисейским предлогом, что они возглавили националистические движения после ?обезвреживания? их политических руководителей.

Насильственно закрывались мечети, разрушались или приспосабливались под склады, мастерские, гаражи и т.п.. К середине 80-х годов не сохранилось ни одной. Большинство из них либо совсем разрушены, или они не подлежат восстановлению.

В 30-е годы безжалостно уничтожалась самобытная мусульманская цивилизация Крыма: ликвидировано письменность, запрещено к употреблению арабскую графику, собирались и уничтожались книги, отменено систему мусульманского образования, запрещено суд по шариату.

После одной из самых трагических событий XX в. - Насильственной депортации крымских татар в 1944 г. - началась такая же насильственная ассимиляция их. Обрусения и атеизации проводились параллельно. Поэтому ислам в среде спецпереселенцев оставался не только средством удовлетворения религиозных потребностей, он стал мощным стимулом поддержки памяти народа о своем прошлом, о своей Родине. Советская власть стремилась уничтожить даже саму память о жизни мусульман здесь когда-то. Из всех справочников, энциклопедий, учебников изъяты материалы о мусульманское государство в Крыму, о ее религиозно-культурную жизнь. В массовом порядке сносились кладбища, а надгробные камни закладывали в фундамент новых домов. В материковой Украины также были закрыты все мечети и молитвенные помещения мусульман.

Трудно полностью оценить масштабы антиисламского террора за годы советской власти. Теперь очень трудно воспроизвести положение мусульманских общин, их точное расположение.

За годы советской власти религиозная жизнь мусульман в Украине полностью подавлены. Согласно отчетам уполномоченных по делам религиозных культов с конца 40-х годов и вплоть до конца 80-х годов в Украине не было ни мусульманской общины или зарегистрированной группы мусульман. И это в то время, когда в соседней Белоруссии, где несравненно меньше мусульман, чем в Украине, общины мусульман действовали в трех областях и были зарегистрированы еще в 60-е годы. То же было сделано в Литве, где общину мусульман зарегистрировали в советское время в Каунасе. Но этого не делалось в течение более 40 лет в Украине, где, как считала советская власть, будто и не было потребности в организации верующих мусульман.


2.5. Нормализация религиозной жизни мусульман в независимой Украине

Верующие мусульмане получили возможность свободно исповедовать свою религию лишь в Украине, стала независимой. Первые общины мусульман возобновили деятельность в начале 90-х годов, существуя сначала самостоятельно, опираясь на помощь ДУМЕСу - организации мусульман, которая действовала на территории России.

Однако уже в 1991 г. создана Кадиат (Духовное управление мусульман Крыма) с предоставлением ему статуса мухтасибату, т.е. самостоятельной в каноническом плане административной единицы, возглавляемой имамом-мухтасибом. Первым на должность муфтия Крыма избран Сеиджалиль-эфенди. Кадиат мусульман Крыма объединяет преимущественно верующих из числа крымских татар. Возглавляющий ныне ДУМК муфтий Нури Мустафаев.

Мечеть Ахать Джами в Донецке

В Украине действуют еще два центра духовной жизни мусульман. Прежде всего это ДУМУ - Духовное управление мусульман Украины (существует с 1993 г.), которое возглавляет шейх Тамим Ахмед (г. Киев). Большинство общин, которые не вошли в состав ДУМУ, объединились вокруг Ассоциации независимых общин мусульман, председателем которой является Р. Брагин (г. Донецк). Однако есть общины, которые не входят ни из названных организационных центров. Всего в Украине сейчас действует более 280 мусульманских общин в различных ее областях.

Все полнее становится ныне религиозная жизнь мусульман Украины: действует Исламский университет (Киев), выходят газеты "Минарет" и "Аль Баян", открыто Исламский общественный культурный центр (Киев), Донецкий центр ислама и др.. Мусульмане Украины стремятся к выполнению гуманистических предписаний своей религии, к гармоничных отношений а другими конфессиями, действующими в нашем государстве.

Сейчас начался качественно новый этап исторического бытия ислама на территории Украины - постепенного проникновения ислама в среду восточнославянских народов - этнических украинских и русских. Для них ислам не является фактором, поддерживающим их национальное самосознание. Для украинских и русских, которые обратились в ислам, он является итогом их мировоззренческих поисков. Поэтому сейчас ислам в Украине становится для отдельных людей фактором мировоззренческого самоопределения личности. Обращение славян к исламу видим только в городах преимущественно юга и востока нашей страны.

Итак, за века статус ислама в Украине претерпел определенную эволюцию: из религии нападавших он постепенно превратился в систему убеждений и на образ жизни полноправных граждан Украины, которые живут и работают здесь уже не одно поколение.


Источники

  • История религии в Украине / Под ред. А. М. Колодного, П. Л. Яроцкого. - М.: Знание, 1999. - 735 с. - (Высшее образование XXI века)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам