Надо Знать

добавить знаний



Исповедь



План:


Введение

Яркое отражение покаяния: Возвращение блудного сына. Картина Рембрандта.
Исповедь. Картина итальянского художника Пьетро Лонги
Исповедальне в кафедральном соборе Непорочного Зачатия Девы Марии в г. Гонг-Конг в Китае.

Исповедь - это открытие своих грехов перед Богом в присутствии священника а раскаяние - это ощущение собственной никчемности и вины перед Господом. Исповедь и покаяние - это две составляющие примирения с Богом. Господь сам дал власть Своим ученикам отпускать грехи, говоря: "Что свяжете на земле, будет связано на небе. А разреши на земле, будет розришеним на небе". Как вера исповедуется, и грехи тоже исповедуются. То есть, чтобы исповедаться и получить отпущение грехов, надо их знать, назвать и желать исправиться. Если йдется к первой исповеди, уместно взять на помощь духовную литературу (например, "Опыт построения исповеди" святителя Игнатия Брянчанинова). Исповедь можно построить и за десятью заповедями. Можно готовиться к исповеди, записывающие грехи, которые вы вспомните. Эту запись можно показать или прочитать священнику. Не рассказывайте лишних подробностей и не оправдывайтесь, просто называйте грехи. Подходя к исповеди впервые, обязательно сказать об этом. Действительно, невозможно вспомнить все с 7-летнего возраста. Но если вы вспомните впоследствии, об этом можно будет сказать на исповеди. С другой стороны, главным является чувство вины перед Богом. Господь милостив и простит даже забытое или поможет вспомнить, если вы будете внимательны к собственному духовной жизни.

Таинство Исповеди, как и любое другое Таинство Церкви, требует непосредственного участия в нем человека. В Таинстве происходит непосредственное реальная встреча с Богом, где Господь - знаток нашего сердца, через священника прощает искренне раскаявшегося грехи. Исповедь не является формальным перечислением своих грехов с последующим их прощением. Исповедь - это акт доброй воли, результат осознания собственного несовершенства, нежелание жить с грехом, желание получить от Бога поддержку, и только затем - прощения. А возможно это лишь при условии искреннего и свободного намерения каждого человека. Поэтому исповедание грехов за кого-то, хотя бы оно и мало благие намерения, не будет иметь силы.


1. Перед исповедью

Тот, кто решил идти на исповедь, прежде всего должен отбросить лишний стыд, прийти к церкви или монастыря и спросить священника о свою духовную потребность. По совету можно обратиться к постоянных прихожан или к духовной литературы, которую можно найти в храмах и специализированных церковных книжных магазинах. Но есть главное, что должен знать каждый, кто хочет примириться с Богом и совестью в таинстве покаяния. Прежде всего надо понять зрением собственную жизнь, розмислиты над тем, чем вы провинились перед Богом и перед людьми. Понять это можно внимательно прочитать десять заповедей и порозмислиты над ними. Накануне первой исповеди за благочестивой традиции нужно несколько дней провести в посте, молитве и чтении Священного Писания. Помня слова Молитвы Господней "прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим", надо примириться со всеми, попросив прощения у тех, кому вы провинились, и простить того, кто провинился вам. И тогда, очистив совести, можно идти к Богу, который говорит: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11, 28).

С помощью Интернета или телефона возможна духовная беседа, которая будет подготовкой к исповеди. И такую ​​возможность пообщаться со священником с помощью современных технологий современный верующий человек должен иметь. К тому же Интернет и телефон удобным и быстрым средством общения, чем переписка. Таким образом можно оперативно посоветоваться с духовником, даже если он по ту сторону океана. Но Таинства совершаются Церковью и в Церкви, в присутствии священнослужителя, который завершает Таинства властью, данной Самим Христом и святыми апостолами, а также того, кто принимает благодать Таинства. Видимая часть Таинства является отражением невидимой действия благодати. Как во Христе две природы - божественная и человеческая, - так и в Таинствах Церкви невидимо и неразрывно сочетаются видимая часть - обряд, и невидимая - действие благодати Божией. Таким образом, исповедь как Таинство через Интернет или телефон невозможна, но возможна духовная беседа, продолжением которой может стать Таинство в присутствии священника.

Для того, щоб правильно підготуватися до сповіді, потрібен постійний іспит совісті, а також перебування на самоті для міркування про свої гріхи. Сповідь повинна бути повною, точною, без самовиправдання. Треба спочатку пригадати найбільші гріхи, пристрасті і пороки, з якими треба боротися в першу чергу (наприклад, гордість, марнославство), а також гріхи проти любові, якими є осуд, злість, ворожнеча. Якщо такі гріхи присутні, вони повинні бути предметом постійного покаяння і боротьби. З цієї ж причині перед сповіддю треба примиритися з усіма, прощаючи і просячи пробачення. Господь сказав: "Якщо не будете прощати людям гріха їхнього, то й Отець ваш не простить вам гріхів ваших" (Мф. 6:15). Требуются молитва, читання духовних книг і піст. Якщо не постуєте у середу, п'ятницю та встановлені Церквою багатоденні пости, а також нерегулярно відвідуєте храм, необхідно перед сповіддю декілька днів (не менше трьох) попостувати. Якщо ви вперше йдете до сповіді, то обов'язково скажіть про це священику, а краще прийдіть на сповідь звечора, коли звершується вечірнє богослужіння. Тоді священик зможе приділити вам більше уваги і часу, а також розповість, як гідно приготуватися до Таїнства Святого Причастя.


2. Смертні гріхи

Кожен гріх, як вчить Святе Письмо, своїм наслідком має смерть. Саме через порушення даної Богом заповіді, що є гріхом, до світу увійшли хвороби, страждання і смерть. Але страшнішою за фізичну смерть є смерть душі, що передбачає вічні страждання без можливості спасіння. В цьому сенсі смертними називають ті гріхи, що, за відсутності справжнього каяття та виправлення, ведуть людську душу до вічної загибелі. Найстрашніші з них - це ті, які унеможливлюють каяття або роблять людську душу несприйнятливою до дії Божественної благодаті. Смертними гріхами, перш за все, є самогубство і відкрите богоборство. Доречно згадати також слова Апостола: "Невже не знаєте, що неправедники Царства Божого не успадкують? Не обманюйте себе: ні блудники, ні ідолослужителі, ні прелюбодії? ні мужеложники,? ні злодії, ні п'яниці, ні лихословці? - Царства Божого не успадкують" (1 Кор. 6:9-10). Серед гріхів, що гублять людську душу, слід назвати богохульство, святотатство, крадіжку, вбивство, блуд, пияцтво, наркоманію. А також віровідступництво, єресь та розкол, особливо для розколовчителів, які свідомо вводять у оману довірливі душі. Хотілося б наголосити і на тому, що Церква, відповідно до Святого Письма, вважає смертним гріхом невиплату працівникові заробленої ним плати. Особливо якщо це веде до збагачення одних і одночасно до знедолення, зневірства та озлоблення інших.


3. Примирення

Примиритися з тими, кого ми образили, або з тими, хто завдав шкоди нам, нас зобов'язує Святе Письмо, і, насамперед, Молитва Господня. Але дійсно, що робити, коли той, хто має дещо проти нас, і чути не бажає про примирення? По-перше, ми повинні наголосити на своєму бажанні примиритися. По-друге, треба безумовно примиритися зі своїм боржником у власному серці, простити йому всі образи та не бажати зла. По-третє, необхідно помолитися за людину, чиє серце перебуває у полоні ненависті, зі словами: "Спаси, Господи, і помилуй раба Твого, і прости мені мої гріхи". Можливо саме ваші необачні дії, слова або поведінка, ввели цю людину у спокусу. Шукати примирення, можливо, на деякий час треба припинити, щоб не розлютити ображену людину. При цьому необхідно знайти спосіб робити вашому боржнику таємно добро. Можливо, коли він випадково дізнається про це, його серце пом'якшиться. Але цього може і не відбутися. Головне, щиро бажати спасіння душі кожної людини, незалежно від ставлення її особисто до вас. І це буде означати, що ви дійсно простили "винуватця вашого".


4. Під час сповіді

Під час сповіді важливо уникнути двох крайнощів. Перша - це коли ми буваємо настільки небагатослівними, що за нашою стислістю ховається суть скоєного. Коли узагальнюємо конкретні гріхи, та намагаємося лише формально викласти їх за допомогою широких понять. Тобто коли людина говорить, що согрішила, наприклад, неуважністю, а сказати, що ця неуважність призвела до серйозних проблем інших людей, не вважає потрібним.

З іншого боку, важливо уникати і такої багатослівності, коли людина занадто поглиблюється у незначні подробиці. Господь, Який бачить наше серце, знає наскільки щиро ми каємося. Тому хвилюватися про те, що Йому залишаться невідомі деякі деталі нашого гріха, не потрібно. Сповідь не повинна стати переказом події. Справжнє каяття - це не наші слова. Перш за все - це почуття жалю про скоєне та прагнення до зміни на краще свого духовного стану та зовнішньої поведінки. Чи можна на сповіді користуватися записами своїх гріхів?

Як і в багатьох обставинах, що трапляються у житті людини, тут потрібно дотримуватися так званої "золотої середини". З одного боку, треба бути уважним до себе, щоб читання з паперу не формалізувало Таїнства Сповіді. Переписування з книжки і потім перелік гріхів, без жалю та глибокого осмислення їх, не принесе духовного пожитку людині. Часто буває також, що людина, не розмірковуючи, переписує з книжки назви гріхів, а сутності їх не розуміє. І робиться це лише для того, щоб, так би мовити, "про всяк випадок" не залишити гріх не сповіданим. Господь бачить нашу неправду та лукавство і навряд чи таке Покаяння буде заслугою перед Ним та користю для нас. З іншого боку, цілком зрозуміло бажання не забути на сповіді про свої гріхи через хвилювання або погану пам'ять, що буває у похилому віці. У такому випадку припустимо, щоб людина користувалася нотатками своїх гріхів. В обох згаданих ситуаціях не можна забувати про те, що до сповіді потрібно добросовісно готуватися, згадувати гріхи, жити їх подоланням. Коли людина усвідомить гріховність того чи іншого свого вчинку, буде прислуховуватися до своєї совісті, вона завжди пригадає гріх та попросить пробачення за нього перед Богом у Таїнстві Покаяння.

Православная Церковь учит о том, что осознанный и раскаявшийся грех, через священника прощается человеку Самим Господом Иисусом Христом. Для того, чтобы получить отпущение того или иного греха, независимо от его тяжести, нужны две составляющие: обличение совести и осознанное упоминания греха на исповеди. Поэтому, если человек действительно пришла к исповеди по зову совести и получила отпущение от священника, она не должна напоминать прегрешения в Таинстве Покаяния. Оно прощен Богом. Но это не значит, что о грехе вообще можно забыть. Воспоминание о совершении тяжелых грехов рождает в душе человека спасительное переживания о собственном несовершенстве и чувства христианского смирения. Что касается практики исповедание даже тяжелых грехов от исповеди к исповеди, то ее надо признать неправильной. Для ее опровержения следует сослаться на слова великого духовного подвижника Игнатия (Брянчанинова), который говорит, что "когда человек несколько раз раскаивается в одном и том же грехе, это искушением и неверием в великое Таинство Исповеди".


5. Первая исповедь ребенка

Найкращою підготовкою до першої сповіді повинна бути сімейна традиція регулярно відвідувати храм разом з дитиною, де батьки самі регулярно сповідаються та причащаються Святих Христових Тайн. Іноді батьки занадто хвилюються перед першою сповіддю дитини, намагаються розповісти все за дитину або, навіть, давати поради священику. Цього робити не треба. Можна сказати, що сповідь - це засіб виховання дитини, але вихователем під час сповіді є Сам Господь. Сповідь - це Таїнство, тому і звершується воно благодаттю Божою. В це треба вірити і не хвилюватися. Перед першою сповіддю з дитиною можна спокійно і довірливо поговорити, але ні в якому разі не лякати її пекельними муками або покаранням для грішників. Традиційно, до першої сповіді діти підходять в 7 років. Саме в цьому віці дитина починає ходити і до школи. В неї з'являється відповідальність, її дії та поведінка оцінюються вчителями. Можна сказати, що перша сповідь - це як 1 вересня для першокласників. В сім років і до Церкви дитина приходить як до школи справжнього життя, де Учитель - Христос, і де треба навчитися бути справжнім християнином. Священик і батьки - лише помічники на цьому шляху.

"Позвольте детям приходить ко Мне", - говорит Господь (Мк. 10:14). По церковным канонам, ребенок с семи лет уже должен приступать к Таинству Покаяния. Но в исповеди, как и в любом другом Таинстве Церкви, благодатное преображение человека Божьей милостью будет наибольшим, если тот, кто приступает к нему, делать это сознательно и искренне. Когда ребенок или подросток не желает исповедаться или даже реагирует на такое предложение с боязнью, агрессивностью, заставлять его не следует. Надо постепенно, с любовью и терпением воспитывать в ребенке уважительное отношение к христианским традициям, объяснять ей важность церковной жизни, которое не мыслится без участия в Таинствах, важнейшими из которых являются Исповедь и Причастия. Залогом благоговейного отношения к церковным правилам и стремление их исполнение должно быть систематическое духовное воспитание ребенка от самых ранних лет, а также, что не менее важно и действенное, - личный пример родных и крестных родителей.


6. Духовный отец и исповедник

Духовником можно считать опытного в духовной жизни священнослужителя, которого избирают (с его согласия) как руководителя в деле спасения. В духовника просят благословения и советы в важных жизненных ситуациях. Традиция духовенства зародилась в монастырях, но и благочестивые христиане всегда старались иметь опытного духовного руководителя. Особым типом духовенства можно считать старчество, когда к известному старцу за советом ехали за множество километров.

Духовником епархии или монастыря называется священнослужитель, у которого исповедуются клирики епархии или насельники монастыря. Духовник епархии назначается правящим архиереем, а духовник монастыря - архиереем, или наместником с благословения архиерея, или избирается духовным собором монастыря с последующим благословением в архиерея. Исповедальной священником называют священнослужителя, совершающего Таинство Исповеди в храме. Он не обязательно должен быть духовником человеку. Но при этом совершаемое им Таинство такое же благодатную силу. Разница между духовником и исповедальной священником в степени подчинения человеком собственной свободы воли священнослужителя. Не стоит спешить называть священнослужителя своим духовником, для этого нужно времени и обоюдного духовного смирения, чтобы избежать распространенного в последнее время "младостарчества".

Каждый священник в Таинстве Священства получает благодатный дар отпускать грехи. Всякий пастырь, который находится в общении с Церковью, может принимать исповедь и Богом данной властью прощать грехи человеку, который в них раскаивается. Поэтому исповедь в разных священников никак не влияет на действительность этого Таинства. Но если человек постоянно посещает один и тот же храм и имеет возможность исповедоваться у одного священника, это может быть благотворным для его духовного бытия. Духовник, который хорошо знает проблемы конкретного человека, осведомленный в ее религиозном, повседневной жизни всегда, кроме исповедания, даст еще полезную духовный совет и направит к нравственному совершенствованию.


7. Исповедь перед Церковью

Бог есть любовь, поэтому любой грех - это преступление против любви, он ведет к разрыву с Богом и другими людьми, следовательно, является грехом против Церкви. Поэтому тот, кто грешит, отпадает от Церкви и должен каяться перед ней. В древние времена грешник вообще каялся перед всей церковной общиной. Сейчас исповедь принимает один священник, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет человека с Церковью. Бороться с грехом - значит открыть свою душу перед Богом и Церковью, потому что корень греха есть самолюбивое отчуждения. Исповедь помогает избавиться от болезненной субъективности, она требует самопожертвования (нужно пожертвовать, например, своим самолюбием). Кроме того, рассказ о совершенном грехе, нередко сопровождается жгучим стыдом, помогает отсечению греха как гнойного нароста от здорового организма, ведь подобной болезни не вылечишь без хирургического вмешательства или прижигание. Исповеданные грех, становится далеким человеку, а скрытый приводит к нагноению всей души.

Мы исповедуемся не для того, чтобы избежать наказания, а для того, чтобы излечиться от грехов, не допустить их повторения. Принимая кающегося, священник обращается к нему: "Будь внимателен, ты пришел в больницу, не удались отсюда неисцеленным". Грех разделяет душу и вернуть ее целостность, т.е. исцелить, может только Божественная любовь. По ней мы и приходим к Церкви. А власть отпускать грехи Господь Своей Церкви, когда сказал Апостолам после Своего Воскресения: "... кому простите грехи, тем простятся, на ком сохраните, останутся" (Ин. 20:23).


8. Таинство Покаяния - второе Крещение

В Крещении, если к нему приходит человек в сознательном возрасте, ей, кроме первородного, прощаются все грехи, совершенные до этого Таинства. Перед Крещением человек говорит о своем покаяния и желание изменить жизнь, жить по заповедям Божиим. Осмысленное Крещения является залогом нашего спасения. Но, к сожалению, через поврежденность своей природы, человек более склонен к греху, чем к добродетели. И после Крещения она не перестает грешить. Для того, чтобы тот, кто осознает свое несовершенство, мог избавиться прегрешений и получить Божью помощь в их преодолении, Сам Господь установил Таинство Покаяния. В нем так же, как и в Крещении, верующий человек после осмысления, исповедание грехов и свидетельством перед Богом своего желания измениться к лучшему, становится очищенной и получает необходимые духовные силы на пути к спасению. Поэтому мы и называем Таинство Покаяния вторым Крещением.


9. Плоды покаяния

Плоды покаяния большие и бесчисленны. Покаяние - это залог райских благ - и небесных, земных. Грешника ждет страдания, наказание за грехи, праведника - награда от Бога на небе и на земле. Благодаря Таинству Покаяния человек может чувствовать и чувствует духовные радости и реальную Божье присутствие. Прежде всего - это Царство Божие, что творится в души человека, которая приносит раскаяние, уже здесь, в земной жизни (Лк. 17:21). Плоды покаяния - это также добродетели, потому что грехи - это страдание для нас, а добродетели, по Слову Божьему, это блаженство (Мф. 5:3-11), приобщения к другой, новой и чистой жизни. Страсти включают в себя страдания. Через них человек связан с дьяволом, а задача дьявола - мучить нас. Сребролюбие, уныние, гнев, блуд, другие грехи - все это для христианина мучения. Исповедуя свои грехи, мы освобождаемся от дьявольского влияния, а стремление изменения, приобретения добродетелей приближает нас к Богу. Добродетели наполняет сердце человека совсем другим внутренним бытием, и даже окружающая ее жизнь, отношения с ближними превращаются и становятся лучше.


10. Случаи исповеди вне церкви

По своей сути Таинство Покаяния является самостоятельным Таинством. Оно может осуществляться как во время богослужений, так и отдельно от них. Если человек готов к исповеди, имеет желание и необходимость каяться, она может в любое время прийти в церковь и получить от священника отпущение грехов. Но исповедь при этом не должна быть поспешной, вызванной временным порывом. Признак истинного покаяния - осмысленность и искренность.

В определенных случаях священник может принимать исповедь не только в храме. Это касается исповедания больных, когда духовник, по просьбе самого больного или его близких, может совершить Таинство дома или в больнице. В некоторых обстоятельствах (например, перед лицом смертельной опасности) священник имеет право исповедовать желающего в любом месте. Если же нет поводов к проведению исповеди вне церкви, конечно, следует приступать к этому великому Таинству в доме Божием, где сама атмосфера благотворительности настраивает на духовное умиротворение и покой - непременные составляющие истинного покаяния. Насколько подробно на исповеди нужно выражать свои грехи?


11. Епитимия

В отдельных случаях священнослужитель может не сразу отпустить грехи человеку, исповедуется. Если грехи постоянно повторяющихся или наиболее тяжелыми, они, по решению духовника, могут быть прощены только после выполнения особого послушания - епитимии. В переводе с греческого языка это слово означает "запрет". Но по духу оно не наказанием, а церковно-воспитательным средством, имеет не угнетать человека, возлагая непосильные тяготы, а утвердить в ней покаянное настроение. Епитимия - это своеобразная достопримечательность, урок, упражнение, приучает к духовному самосовершенствованию. По своему усмотрению и в зависимости от ситуации, священник может наложить на человека некоторые виды епитимий, определив срок их здийснювання. Это могут быть поклоны во время богослужений или домашнего молитвенного правила, дополнительные молитвы, пост, милостыня, духовное чтение и т.д.. После того, как пройдет срок предписанного послушания над человеком, добросовестно его выполнит, священник традиционно читает особую "разрешительной молитву".

Традиционно епитимии, то есть духовный послушание после покаяния для преодоления греха, на человека возлагает священник. Он видит, какая именно по содержанию должен быть епитимия. Если человек духовно зрелый, она получает один послушание, если новоначальных в вере - другой. Все зависит от ее готовности выполнять нравственный подвиг, личных качеств и способностей. Относительно возложения на себя епитимьи на свой выбор, то действительно такое может быть. Евангелие рассказывает нам о мытаря Закхея, который после того как услышал, что Христос хочет прийти к нему в дом, раскаялся, пожелал исправить свою жизнь и дал обещание: обиженным возместить четверица, а нищим отдать половину своего имения. Спасительное желание изменить свое внутреннее состояние и исправить поведение вызывает лишь одобрение. Но надо помнить, что во всем должна быть умеренность и мира. Лучше не давать Богу обещаний вообще, чем дать, а потом не осуществить их. Поэтому для того, чтобы не возложить на себя слишком тяжелую ношу, желательно посоветоваться со священником, который, имея духовный опыт, обязательно посоветует такую ​​епитимии, которая принесет наибольшую духовную пользу.


12. Храмовое и повседневная домашняя исповедание грехов

По мере надобности церковные люди обращаются к Таинству Покаяния. Происходит это в храме в присутствии священника, который после того, как выслушает исповедь верующего, читает над ним разрешительной молитве и Богом данной властью отпускает грехи. Такое покаяние можно назвать храмовым. Но христианину так же необходимо приносить Богу и повседневную исповедь. Она является неотъемлемой частью нашей духовной жизни и должно происходить во время личного вечернего молитвенного правила. После прочтения молитв верующий вспоминает грехи дня проходит и сердечно кается перед Богом. Между человеком и его грехом возникают совесть и Сам Господь, подкрепляя решимость и стремление к самосовершенствованию. Уединенная домашняя исповедь - это покаянное разговор с Богом. Она помогает человеку подготовиться к Исповеди в храме, приучает его к самоконтролю и позволяет своевременно искоренять в себе греховные помыслы и страсти.

По материалам ответов Предстоятеля Украинской Православной Церкви (МП) Блаженнейшего Митрополита Владимира


Литература


п ? в ? р Христианство
Иисус Христос Icon 03032 Raspyatie s predstoyaschimi.jpg
Основы
Библия
Богословие
Таинства
История и Традиция
Важные фигуры
Разнообразные темы

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам