Надо Знать

добавить знаний



Истина



План:


Введение

Образ Истины в эпоху Нового Времени. Истина в образе женщины. Полотно Жюля Жозефа Лефевра.

Истина - одна из центральных категорий гносеологии [1], правильное отражение объективной действительности в сознании человека [2], ее представлениях, понятиях, суждениях, умозаключениях, теориях объективной действительности [3].

В толковом словаре украинского языка истина трактуется также как правда, как положение, утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом [4]. В языках программирования "истина" - одно из двух значений, которые могут принимать логические переменные [4]. В формальной логике истиной считают одно из двух логических значений, приписываемое суждением (высказыванием).


1. Вида истины

  • Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание.
  • Объективная истина - такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме).
  • Относительная истина - форма выражения объективной истины, которая отражает определенную полноту знаний, определенную степень четкости и точности, достигнута на определенном этапе развития науки.

2. Этимология

  • Заимствования церковнославянского языка (ость - настоящий, истний) [5]. Церковнословянське "истина" связано с "истъ" "настоящий, истинный", которому соответствует украинским "истний" [5].

В украинском языке слово "истина", как и его соответствия в ряде других славянских языках (напр. рус. , болг. истина ), Связано с старославянским истъ, истовъ "истинный, сущий" [6].

Аналогичное происхождение имеют также слова "существо" и "существовать" (также пол. istota , Istnieć) [7], что позволило В. Далю говорить о тождественности понятий существование и истины. [8]

В польском и чешском языках существительное "истина" был вытеснен существительным "правда" ( пол. prawda , чешск. pravda ). Однако разное этимологическое происхождение слов "истина" и "правда" дает основания говорить о разном их первоначальное значение - если правда характеризует определенную модель действия, то истина - модель существующего. [7].

В западно-европейских языках на уровне этимологии понятия правды и истины также взаимосвязаны. Частности имеют общее происхождение англ. truth и true [9], в романских языках соответствующие слова (напр. итал. verita ) Происходят от латинского Veritas - имени богини правды в римской мифологии.


3. Философия истины

Вопрос определения истины является одним из важнейших в философии с древних времен. В Древней Греции понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Позже учение об истине разрабатывалось Платоном и Аристотелем. Гаутама Будда призвал "хранить истину в себе, как единственный светоч" [1] [10], а "четыре благородных истины" были положены в основу буддистского мировоззрения.

В современной "натуралистической философии" (О.М.Костенко) понятие истины определяется следующим образом: истина - это такое произведение воли и сознания человека, который соответствует законам Матери-Природы. В частности, социальная истина - это идея, которая соответствует "законам социальной природы", т.е. естественным законам общественной жизни людей. Именно соответствие социальной идеи законам социальной природы является критерием социальных истин. Иными словами, все естественное является истинным, а неестественное - неистинным.


3.1. Классическая философия

В классической философии, оформляются две альтернативные парадигмы трактовки истины - одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира ( Аристотель, Ф. Бэкон, Спиноза, Дидро, Гельвеция, Гольбах, Фейербах и др.), другая - на принципе когеренции как соответствия знания имманентным характеристикам идеальной сферы: содержание Абсолюта ( Платон, Гегель и др.), врожденных когнитивным структурам ( Августин, Декарт), самоочевидность рационалистической интуиции (Теофраст), чувственным ощущениям субъекта (Юм), априорным формам мышления ( Кант), целевым установкам личности (прагматизм), интерсубъективной конвенций (Пуанкаре) и др..

Так, Аристотель в трактате ?Метафизика? писал:

" "Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущее, что оно есть, - значит говорить неправильно, а говорить, что сущее есть и не-сущего нет, - значит говорить истинно". [11]. "

Подобное противопоставление существующего несуществующем, как истинного ложном встречается и в диалоге "Кратилус" Платона [11], где Гермоген дает утвердительный ответ на вопрос Сократа

" "В таком случае тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, какие они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, лжет?" - "Да." [12]. "

Корреспондентская теория легла в основу диалектического материализма, в которой истинными признаются представление, верно отражают объективную действительность [2]. В. И. Ленин называл истинными представление, что "... не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества ..." [13]


3.2. Неклассическая философия

В неклассической философии истина лишена объективного статуса и мыслится как форма психического состояния личности ( Кьеркегор), как ценность, что "не существует, но значит" (Риккерт и в целом баденской школы неокантианства), феномен метаязыка формализованных систем ( Тарский), спекулятивный идеальный конструкт (Н.Гартман) и т.д.. В контексте философии жизни и философской герменевтики, что дистанцируют объяснения и понимания как взаимоисключающие когнитивные стратегии, феномен истины оказывается принципиально несовместимым с научным номотетическим методом ( Гадамер) и реализует себя сугубо в контексте языковой реальности, что практически трансформирует проблему истинности в проблему интерпретации. Параллельным вектором неклассического трактовка истины выступает позитивизм, в контексте которого истина также трактуется как феномен сугубо языкового ряда, конституюючись в контексте проблемы верификовуваности.

Постмодернистская философия избегает формулировка проблемы истины вообще, поскольку в качестве единой и предельной предметности в постмодернизме выступает текст, который рассматривается как самодостаточная реальность, соотношение которой к реальности объективной не является актуальным [14]. Мишель Фуко обозначает статус истины как род "эффекта", возникающего в результате когнитивного волевого усилия (через процедуру фальсификации): "воля к истине ... имеет тенденцию делать на другие дискурсы своего рода давление и что-то вроде принудительного действия".

Постмодернизм видит свою программу в отказе от "зеркальной теории познания": если для классической философии "главными ценностными категориями ... являются адекватность, правильность и сама Истина" (Джеймисон), то в постмодернистской философии процесс познания испытывает решающего "сдвиг", заключающийся в переориентации с фигуры "бесстрастной точки зрения индифферентного наблюдателя" к фигуре "взаимодействия участника" (Тулмин). Истина рассматривается как "совокупность правил, согласно которым истинное отделяют от ложного и связывают с истинным специфические эффекты власти" (Фуко).

Важнейшим аспектом рассмотрения истины выступает аспект социально-политический: в основе любых постмодернистских аналитик истины всегда лежит и презумпция, что, по словам Фуко, "истина принадлежит этому миру, в нем она производится при помощи многочисленных принуждений, и в нем она имеет в располагает регулярные эффекты власти " [15].


4. Религиозные понимание истины

Образ Истины в старосветские время, с точки зрения христианства. Истина в образе Иисуса Христа, икона VI века.

Вопросами связанными с поиском истины, пониманием бытия так или иначе занимаются все известные вероучения (христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, тенгрианство, диалектический материализм, язычество и т. д.).

Христианство отождествляет истину с лицом Сына Божьего - Иисуса Христа, которому приписываются слова: "Я - путь и истина (ἀλήθεια), и жизнь" ([[| Пр.]] 14:6). В свою очередь учение о Св. Троицы может трактоваться как утверждение о единстве Истины, Правды с Сущим, с Жизнью и значит лжи, неправды - со смертью. Противопоставление истины лжи, как божественного дьявольски прослеживается и в других эпизодах Евангелия. Показателен вопрос Понтия Пилата к Христу - "что есть истина", которое в евангельской повествования остается без ответа ([[| Пр.]] 18:37). В других словах Христа "Ваш отец диавол, и похоти отца вашего вы хотите исполнять. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. " ([[| Пр.]] 8:44). Этим подчеркивается, что направленность воли ум них существ определяет их причастность или к истине и к вечной жизни (вечного бытия), или ко лжи - вечной смерти и небытия. После грехопадения первых людей все люди подвержены влиянию дьявола, потому пророк Давид в спешке говорил: "Каждый человек ложь" ( Пс. 115:1 -2). Воскресение Христово рождает надежду на исправление человеческой природы. Таким образом, в христианстве истина - это спасительная Личность [16].

В большинстве восточных религий, в частности в индуизме и буддизме при всем их разнообразии истина понимается как слово Учителя, которая указывает верный путь к спасению. Если наличие души отрицается (буддизм) или ставится под вопрос ( древнекитайская традиция), то истина - это преодоление иллюзии в пользу истинного образа действительности, или путь восстановления мировой гармонии, например, через почитание традиций в ( конфуцианстве), законов Империи (легизма) и др.. Таким образом, в учениях Дальнего Востока истина понимается как спасительное знание [3].

В иудаизме истина - понимается как верность заповедям, которые были переданы "от Бога" и изложены в Талмуде. В ряде книг истинным называется также сам и Бог, что есть "человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный" ( Исх. 34:6, также Иер. 10:10). Подобной позиции придерживаются и мусульмане, для которых истиной является слова пророка Мухаммедеда, изложенные в сурах и Коране, ведущие к блаженному существованию. Таким образом, в иудаизме и исламе истина - это спасительный Закон [17].

Несмотря на различный подход к научному и религиозного понимания истины, по мнению Фомы Аквинского эти подходы не являются взаимоисключающими. Фома Аквинский рассматривает научные истины как "истины разума", а христианские истины как "истинами одкоровення", однако обе они по мнению философа происходят от Бога, а значит и не могут противоречить друг другу. Ставя истину откровения выше истины разума, именно Аквинский однако сформулировал понятие истины как "соответствие вещи и интеллекта" (Veritas est adaequatio rei et intellectus [18]) и считал задачей философии логическое объяснение божественных истин.


5. Наука и истина

Есть три стадии признания научной истины: первая - это абсурд, вторая - в ​​этом что-то есть, третья - это общеизвестно ...

Эрнест Резерфорд

В общественно-гуманитарных, естественных, технических и науках под истиной понимают соответствие его положений возможности эмпирической или теоретической проверки. С одной стороны, истина предстает как цель научного познания, а с другой - самостоятельная ценность, обеспечивает принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью. Сама наука представляет при этом безграничный процесс их достижения, движение от знания ограниченного, приблизительного ко все общего, глубокого и точного. [2] Несколько ограниченное применение понятия истины в литературоведении, где срок истины может касаться только позаестетичнои реальности, однако теряет свой ​​научный статус при рассмотрении "художественной правды", в которой происходит синтез объективного и субъективного [19].

Говоря о научное познание, различают абсолютную и относительную истины, которые являются составными объективной истины. Абсолютным считается такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Зато относительная истина отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Развитие науки таким образом представляет собой постоянное движение к овладению абсолютной истиной. В то же время абсолютизация относительной истины может ввести ученого в заблуждение [2].


См.. также

Источники

  1. а б Философский словарь. К., "А. С. К.", 2006 ISBN 966-539-429-0
  2. а б в г Большая советская энциклопедия, 3-е издание. Статья " Истина "
  3. а б В. А. Буслинський, В. Ю. Алексеев, П.И Скрипка, Л. М. Кусок. Философия. учебное пособие. - К., КСУ 2002, 16 др.аркушив. Тема 6
  4. а б Большой толковый словарь современного украинского языка. ? Издательство "Перун", 2005. 250 тыс. слов и словосочетаний,
  5. а б Этимологический словарь украинского языка: В 7 т. / Ред-кол.: О.С.Мельничук (голов.ред.) И др.. - М.: Нак.думка, 1983. - (Словари Украины) ISBN 966-00-0785-Х
  6. Fasmer M. Russisches etymologisches Worterbuch. Heidelberg, 1950-1958; перевод на русский: Фасмер М. этимологическим словарь русского языка. - 1-е изд. - Т. 1-4. - М., 1964-1973.
  7. а б Бобылева Е. Ю. Этимологическое основание философских категорий "правда" и "истина", как архитипичных
  8. "Все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?". - Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка Т.2 М. 1955. - C.60.
  9. Merriam-Webster dictionary
  10. Цитата по книге "Эрих Фромм: Человек для себя"
  11. а б David, Marion (2005). "Correspondence Theory of Truth" in Stanford Encyclopedia of Philosophy
  12. Платон. Кратилус. 385b, перевод на английский, перевод на русский
  13. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 123
  14. Энциклопедия постмодернизма. Минск, 2001
  15. Статья в энциклопедии "История философии", Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002
  16. Мень А. Сын Человеческий
  17. Армстронг К. История Бога: Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе
  18. Kraml H. Wahrheitstheorien. Manuskript der Vorlesungen am Institut f?r Christliche Philosophie der Katholisch-Theologischen Fakult?t der Leopold-Franzens-Universit?t Innsbruck. / Hans Kraml. - Innsbruck, 2005.
  19. Словарь литературоведческих терминов

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам