Исторический менталитет

Ментальность для истории - это сложное понятие, которому трудно дать строгое определение. Историки более или менее единодушны в том, что речь идет о так называемых "привычки сознания", то есть комплекс представлений об окружающем мире, присущи людям определенной эпохи или определенной социальной группы, словно автоматически, неосознанно определяет их поведение. Знание ментальности определенного сообщества, опирающееся на изучении массовых и повторяющихся феноменов, позволяет историку моделировать "коллективный портрет" этого сообщества, а значит - объяснять специфику протекания ее истории, верования, коллективные фобии и т.п..

"Судьба человека - это его характер". Эта древнегреческая мудрость, которая в значительной степени доказывает, что историческая судьба народа заранее предусмотрена его этническими характеристиками, его ментальностью.


1. История возникновения и развития

Основоположниками психологии народа (ментальности) вважуються немецкие философы XIX, начале XX в.: Хейман Штейнталь [1], Морид Лацарус (журнал "Психология народов и языкознание") и Вильгем Вунт [2] (десятитомное "Психология народов"), которые собственно занимались поиском "общего духа" для каждого отдельного народа.

Концепция ментальности в истории, сформировалась под влиянием основателя социологии Эмиля Дюркгейма и его понятие "коллективного сознания". Однако впервые на практике использовала концепцию mentalite школа Анналов, точнее говоря это - монография Марка Блока "Короли-чудотворцы. Разведка о сверхъестественном характер приписываемый королевской власти, в частности во Франции и Англии" (1924 г.) - один из ранних примеров реконструкции ментальностей (королей, духовенства и крестьян) с помощью данных этнологии и психологии.

Впоследствии "исторический менталитет" превратился в самостоятельный исследовательский направление социальной истории, или сейчас, так называемая историческая антропология, которая включает в себя несколько составляющих понятий-проблем:

  • Социорелигийна история (религиозная организация и религиозное дисциплинирования общества)
  • Политическая антропология (идентификация человеком себя в системе определенной властной модели)
  • История идентичностей (формы социальной, религиозной или национальной тождественности индивида или определенных групп)
  • История телесности (эмоции, болезни, сексуальное поведение)
  • История повседневности (частную жизнь, бытовая практика)
  • "Женская история"

См.. также

Примечания

  1. Гуманитарные науки: Экономика - www.krugosvet.ru / enc / gumanitarnye_nauki / lingvistika / SHTENTAL_HEMAN.html
  2. Вильгельм Вундт - psylist.net / persona / vundt.htm

Литература

  • Н. Яковенко. Всупить к истории. - К., 2007.
  • Козловский С. Ментальность средневекового купечества: купец и общество / Сергей Козловский / / Вестник Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств: Научный журнал. - Киев: Миллениум, 2009. - № 3 - С.118-122
  • Козловский С. Ментальность средневекового купечества: купец и религия / Сергей Козловский / / Вестник Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств: Научный журнал. - Киев: Миллениум, 2009. - № 4 - С.122-126
  • Козловский С. Влияние монашества на формирование категории "государство" в коллективной ментальности населения Киевской Руси (XI-XIII вв.) / Сергей Козловский / / "Выдубицкий Михайловский монастырь - взгляд сквозь века". Сборник материалов научной конференции посвященной 940-летию Свято-Михайловского Выдубицкого монастыря. - М.: Издательство Выдубицкого Свято-Михайловский монастырь 2010. - С. 372-383.