Надо Знать

добавить знаний



Истребитель



План:


Введение

Истребитель Виккерс. Великобритания, 1915
Истребитель МиГ-3, СССР, 1941
Истребитель МиГ-29, СССР, 1977
Истребитель Мираж-2000, Франция, 1978

Истребитель - боевой самолет, предназначенный для уничтожения самолетов и беспилотных средств противника в воздухе. Может также выполнять задачи по поражению наземных (морских) целей и воздушной разведки. Основным видом боевых действий истребителя является воздушный бой.


1. История истребителей

Истребители начали применяться в годы первой мировой войны против самолетов, дирижаблей и аэростатов. По сравнению с разведчиками и бомбардировщиками того времени истребители имели значительно большее скорость и высокую маневренность, были вооружены одним-двумя пулеметами, а отдельные истребители - авиационными пушками. Это обеспечивало им огневую преимущество над летательными аппаратами другого назначения.


1.1. До Второй мировой войны

Первые воздушные бои произошли во время Первой мировой войны. Именно тогда впервые возникла потребность в специализированных самолетах, предназначенных для уничтожения воздушных целей.

На первых истребителях экипаж состоял из двух человек - пилота и стрелка. Пулемет, установленный на поворотной турели позади пилота, обстреливала заднюю полусферу, однако наиболее актуальна для истребителя фронтальная зона исключалась. Пулеметы тех времен были не столь надежными, чтобы устанавливать их на крыльях установлению курсового пулемета препятствовал воздушный винт вращается. Однако вскоре французский летчик Ролан Гаррос изобрел систему, которая позволяла стрелять через вращающийся винт. Устройством были металлические уголки, закрепленные в основе лопастей винта таким образом, что пуля рикошетила в безопасном для пилота и самолета направлении. Недостатком такого устройства была потеря 7 - 10 процентов пуль. Эту проблему устранил несколько позже Антон Фоккер создав синхронизатор стрельбы, позволявший стрелять через плоскость винта без риска повреждения последнего.

В межвоенный период авиация проеволюционувала от фанерных бипланов до цельнометаллических монопланов с закрытым кокпитом. Первым цельнометаллическим истребителем был немецкий Junkers DI. Истребители конца 1930-х развивали скорость около 450 км / ч и имели на вооружении несколько пулеметов.


1.2. Истребители Второй мировой

К началу Второй мировой войны истребительная авиация хорошо сформировалась как класс боевой техники. В основном основные мировые державы того времени имели несколько основных типов истребителей, которые отличались как летными характеристиками, так и тактикой применения. Так, Германия имела истребители Me-109 и Me-110 различных модификаций, Советский Союз располагал истребителями И-16 и И-153, Великобритания имела парк истребителей Spitfire и Харрикейн. Значительно продвинулись в создании истребительной авиации и некоторые другие страны, в частности, США, Япония, Франция. Были и более современные модификации и типы истребителей, которые еще не успели завоевать популярность, но в течение войны получили серьезное развитие. Так, до начала военных действий на Восточном фронте Советский Союз уже располагал новые истребители Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, а Германия в течение войны создала и развила линейку истребителей Фокке-Вульф FW-190.

В самом начале боевых действий на европейском театре еще не было четкой определенности, какой же именно из основных параметров истребителя - скорость или маневренность - является для него более важным. Этим было обусловлено серьезное отличие схем, по которым строились планеры предвоенных истребителей. Так, советский И-153 "Чайка" был бипланом, а И-16, появившийся раньше, был монопланом. Немецкие Me-109 и Me-110 отличались количеством двигателей - один против двух соответственно. Однако, опыт ведения активных боевых действий с применением истребительной авиации сравнительно быстро склонил чашу весов в сторону одномоторных монопланов. Так, на протяжении всей Второй мировой войны основными промышленными державами не было выпущено ни новой модификации истребителей-бипланов. А некоторое развитие получил только один истребитель с двумя двигателями - американский Лайтнинг, что было обусловлено спецификой действий на Тихоокеанском ТВД.

Высокую потребность в истребительной авиации в годы Второй мировой войны было обусловлено как массированным применением бомбардировочной и штурмовой авиации, так и собственно возможностями истребителей для уничтожения наземных целей и поддержки наземных подразделений. Именно в это время было отточены тактику штурмовых ударов по важным наземным объектам - аэродромах, мостах, складах, железнодорожных узлах, транспорта. При разработке новых модификаций истребителей конструкторам, зачастую, прямо ставилась задача максимально усилить ударную мощь самолета. Так, например, советскими конструкторами была создана модификация истребителя Як - Как 9Б, отличавшаяся возможностью нести бомбовое вооружение не на внешней подвеске, а в специализированных бомбовых отсеках. Таким образом, был сделан шаг к появлению нового класса самолетов, истребителей-бомбардировщиков, получило большое развитие в послевоенные годы. Однако основной обязанностью истребителей во время Второй мировой войны оставалось задачи прикрытия своих войск от авиации противника, уничтожения его самолетов, воздушной разведки и сопровождения бомбардировочной и штурмовой авиации.

Война вызвала взрывное развитие авиационной техники и практически доказала поршневой самолет до совершенства. Однако пропеллерный самолет с поршневыми двигателями имеет предел скорости, поскольку не в состоянии преодолеть звуковой барьер. Для увеличения скорости нужно было принципиально новый двигатель. В конце войны Германия первой начала выпуск истребителей с реактивным двигателем (Ме-262) и ракетных истребителей Me-163. Эти самолеты имели большую скорость, чем поршневые самолеты стран антигитлеровской коалиции, приемлемые показатели маневренности и считались весьма перспективными против бомбардировочной и истребительной авиации противника. Однако выпускались небольшими сериями, поэтому эти самолеты не смогли существенно повлиять на ход военных действий.


1.3. Послевоенное развитие

1960-е гг отличились поступлением на вооружение ВВС основных авиационных держав мира сверхзвуковых истребителей, имевших ряд общих признаков, несмотря на все различия в компоновке и полетной массе. Они имели скорость, вдвое превышала звуковую, и потолок около 18-20 км, оснащались бортовыми радиолокационными станциями и управляемыми ракетами класса "воздух-воздух". Такое совпадение не было случайным - развитие техники произошло именно в этом направлении из-за того, что основной угрозой безопасности по обе стороны железного занавеса считались бомбардировщики, которые несут ядерные бомбы. Соответственно формировались и требования к новым истребителям, основной задачей которых было перехват высотных скоростных неманевренних целей в любое время суток и в любых погодных условиях. Однако истребитель-паразит XF-85 Goblin было спроектированный специально для базирования на бомбардировщиках Convair B-36 как на воздушных авианосцах.

В результате в США, СССР и Западной Европе появился ряд самолетов, которые впоследствии по совокупности признаков и летно-технических характеристик отнесли ко второму поколению истребителей. Твердо растущая цена истребителей диктовала необходимость уменьшения численности парка с одновременным расширением функций самолетов. Кроме того, тактика воздушной войны менялась на глазах - широкое развитие зенитных управляемых ракет привело к отмиранию доктрины массированного вторжения бомбардировщиков на большой высоте. Основную ставку в ударных операциях все больше стали делать на тактические самолеты с ядерным оружием, способны прорывать границу ПВО на большой высоте.

Для противодействия им назначались истребители третьего поколения - МиГ-23, "Мираж" F-1, J-37 "Вигго". Поступление на вооружение этих машин, наряду с модернизированными вариантами МиГ-21 и F-4, планировалось на начало 1970-х. Одновременно по обе стороны океана начались проектные исследования по созданию истребителей четвертого поколения - перспективных боевых машин, которые составили бы основу военно-воздушных сил в следующем десятилетии.

Первыми к решению этой проблемы взялись в США, где еще в 1965 году был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C "Фантом". В марте 1966 была развернута программа FX (Fighter Experimental). Проектирование самолета по уточненным требованиям началось в 1969 году, когда самолет получил обозначение F-15 "Игл" ( англ. Eagle - Орел). Победителю конкурса по проекту, фирме "Макдоннел Дуглас", 23 декабря 1969 было выдано контракт на строительство опытных самолетов, а в 1974 году появились первые серийные истребители F-15A "Игл" и "спарки" TF-15A (F-15B).

1969 началась разработка советских истребителей четвертого поколения, к которым можно отнести Су-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификации.

Первый в мире истребитель пятого поколения F-22 Raptor разрабатывался в 1986-2001 гг, и поступил на вооружение ВВС США с начала 2003 года.

Разработка российского многофункционального истребителя пятого поколения здийснбвалася в ОКБ "Сухой" с конца 90-х годов, а летные испытания новой машины начались на аэродроме в Комсомольске-на-Амуре в декабре 2009 года. Характеристики новейшего истребителя не раскрываются. Предполагается, что самолет получит на вооружение высокоточное оружие и сможет поражать как воздушные, так и наземные цели вне зависимости от погоды и времени суток. Также в СМИ сообщалось, что максимальная скорость ПАК ФА составит свыше 2000 км / ч, а дальность полета - 5,5 тыс. км. Истребитель будет отличаться сверхманевренностью и будет малозаметным в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн.

Российский истребитель пятого поколения, известный также как Т-50 и изделие 701, совершил свой первый испытательный полет 29 января 2010. Полет, длившийся около 45 минут, завершился успешно.

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) поднялся в воздух утром в пятницу, 29 января. Сообщалось, что самолет выполнил короткий разбег, оторвался от взлетной полосы и начал набирать высоту. Какие маневры планировалось совершить на ПАК ФА в рамках первого полета, не уточнялось.


1.4. Воздушный бой

С эволюцией истребителей воздушный бой претерпел значительные изменения. В первых воздушных боях применялись револьверы для поражения самолета и пилота противника. Такие дуэли в воздухе напоминали рыцарские поединки. До появления парашюта последним средством спасения был прыжок с малой высоты, нередко приводил к смерти. Пилот, получивший пять и более воздушных побед, называли асом.

Очень скоро револьверы уступили место пулеметам, которые концентрировали огонь в определенной точке впереди истребителя, располагаясь в крыльях и / или носовой части фюзеляжа. Для уверенного поражения противника было необходимо путем маневрирования зайти в хвост самолета противника. Такой бой физически изматывал пилотов, которые выполняли сложные фигуры высшего пилотажа с высокими перегрузками. Пилот должен был быть не только хорошо физически развитым, но и обладать незаурядными знаниями о свой самолет и самолет противника. Важнейшими характеристиками стали максимальная скорость, скороподъемность, маневренность. Для подтверждения воздушной победы применяли кинокамеры, снимавшие при нажатии на курок.

Для победы в воздушном бою на современных истребителях прямая видимость самолета противника уже не нужно. Достаточно его обнаружение бортовыми и вспомогательными наземными системами. Пилот защищен специальным противоперегрузочный костюмом и он может выдерживать значительные перегрузки в воздушном бою. Двигатели с управляемым вектором тяги позволяют пилоту выполнять сложнейшие маневры в воздухе на высокой скорости, что было бы невозможно без помощи компьютеров в управлении современными истребителями.

Четыре фактора, которые, по мнению эксперта в области военной авиации Пьера Спрея, обеспечивающих победу в воздушном бою [ ]

  1. Первым увидеть противника. С Первой мировой войны и до Вьетнам от 65 до 95 процентов самолетов, сбитых в воздушных боях, погибли в результате внезапных атак.
  2. Превосходить противника количественно
  3. Мать лучшую маневренность и не только с технической точки зрения, но и по уровню мастерства пилотов.
  4. Возможность быстро поразить противника. Чем больше самолетов участвует в бою, тем больше появляется возможностей нанести удар, но и большая вероятность для пилота стать мишенью, пока он целится.

2. Классификация истребителей

См.. также

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам