Надо Знать

добавить знаний



Кавабата Ясунари


Ясунари Кавабата.gif

План:


Введение

Nobel prize medal.svg

Кавабата Ясунари ( яп. 川端 康 成 , 14 июня 1899 - 16 апреля 1972) - японский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1968 года. Проза Кавабаты мягкая, лиричная, полная тонких нюансов, получила широкое признание и популярность во всем мире. Кавабата получил Нобелевскую премию первым из японских писателей.


1. Биография

Кавабата родился в городе Осака 14 июня 1899 и стал сиротой в возрасте четырех лет. После смерти родителей он жил у дедушки и бабушки. Его старшую сестру забрала к себе тетка, и он встретился с ней только раз в жизни в возрасте 10 лет. Бабушка Кавабаты умерла, когда ему было 7, а дед - когда ему исполнилось 15.

Потеряв близких родственников, он поселился в родные с маминой стороны (семье Курода). Однако в январе 1916 года Ясунари стал жить в интернате при школе, к которой ранее доиздив поездом. Окончив школу в марте 1917 года, он уехал в Токио, надеясь поступить в Дай-ичи Кото-Гакко, школу при Токийском имперском университете. В том же году он сдал вступительные экзамены в университет и стал учиться на гуманитарном факультете по основной специальности "английский язык".

Обучение в университете Кавабата окончил в 1924 году, и к тому времени уже попал в поле зрения Кана Кикучи и других известных писателей и редакторов благодаря своему сотрудничеству в литературном журнале Кикучи "Бунгэй Синдзи".

Кавабата занимался не только художественной литературой. Он также работал репортером в газетах, в том числе и в известной Майничи Симбун. Хотя писатель отказывался участвовать в милитаристской лихорадке течение Второй мировой войны, он не особенно заботился также послевоенными реформами. Однако, К. отмечал, что как и ранняя смерть родственников, так и война сильно повлияли на его творчество. Он говорил, что после войны сможет писать только элегии. Все же критики не замечают особых тематических различий в Кавабаты довоенного и Кавабаты послевоенного.

Видимо, причиной смерти Кавабаты было самоубийство. Писатель умер в 1972 году от газа, но его близкие, включая вдовой, считают, что смерть произошла вследствие несчастного случая. Существует много теорий относительно причин возможного самоубийства, среди которых называют неурядицы со здоровьем (Кавабата узнал, что болен болезнь Паркинсона), возможной тайной любовной неудаче или шок от смерти друга - Миcимы Юкио. Кавабата в отличие от Мисимы не оставил записки. Кроме того, он не акцентировал тему самоубийства в своих произведениях, поэтому его мотивы остаются неясными. Однако, Окуно Такео, японский биограф писателя, отмечает, что ему в течение двух-трех сотен ночей после смерти Мисимы, снились кошмары, в которых к нему приходил дух умершего. Кавабата был постоянно подавленным и часто говорил друзьям в том году мрачные вещи. Например, о том, что он надеется, что его самолет разобьется.


2. Творчество

Украинское издание произведений Кавабаты

Еще в университете Кавабата возобновил издание университетского литературного журнала Син-сичо ("Новые волна мыслей"), который к тому протяжении четырех лет уже не работал. В этом журнале Кавабата опубликовал свой первый рассказ ("Сцена из сеанса"). Обучаясь сначала на факультете английской литературы, он впоследствии перешел на японский. Его дипломная работа называлась "Краткая история японского романа".

В октябре 1924 года Кавабата с несколькими друзьями основали новый литературный журнал "Бунгэй дзидай" ("Художественная эпоха"). Этот журнал был реакцией молодежи на старую школу японской литературы, особенно в движении, который основан под влиянием натурализма. Вместе журнал стал в оппозицию к рабочему или пролетарского движения в литературе - социалистической / коммунистической школы. Молодые писатели придерживали идеи искусства для искусства и находились под влиянием европейских течений кубизма, экспрессионизма, дадаизма и других моденистських стилей. Кавабата и Йокомицу Риичи называли свой стиль "синканкакуха" - стиль новых впечатлений.

Признание начало приходить к Кавабаты вскоре после окончания университета и публикации ряда рассказов. После выхода в свет "Танцовщица из Идзу" в 1926 году, К. получил известность. В повести рассказывается о меланхолического студента, который, путешествуя пешком на полуострове Идзу, встретил юную танцовщицу и вернулся в Токио в гораздо лучшем настроении. Повесть, посвященная зарождению полового влечения и молодого любовь, стала знаменитой потому, что писатель викориристав мазки грусти и даже горечи как противовес тому, что могло быть слишком сладким. Большинство поздних произведений Кавабаты обращались к подобным темам.

В 20-х годах Кавабата жил в плебейском районе Токио Асакуса. В течение этого периода он экспериментировал с различными стилями письма. В романе "Асакуса куренайдан" (Красная банда Асакуса), который выходил отдельными выпусками в 1929-1930 годах, писатель обращается к жизни полусвета куртизанок и других персонажей за границей добропорядочного общества. В этом стиле угадывается эхо литературы эпохи позднего Эдо. С другой стороны, "Сюйсо Генс" (Хрустальная фантазия) - чистый поток сознания.

В 1934 году Кавабата переехал в Камакуры, что в префектуре Канагава, и, хотя сначала активно участвовал в общественной жизни в среде многочисленных писателей и литераторов, проживающих в городе на протяжении войны, под конец жизни он стал сторониться других.

Один из самых знаменитых романов Кавабаты - "Страна снегов". Книга стала издаваться в 1934 году и выходила отдельными выпусками в 1947-м. "Страна снегов" - откровенный рассказ о любви между токийским дилетантом и провинциальной гейшей. Действие романа происходит на термальном курорте где-то на севере Японии. Роман сразу же завоевал репутацию классики. После его публикации Кавабата стал считаться одним из величайших писателей Японии.

После Второй мировой войны Кавабата продолжал с успехом публиковаться. Среди его произведений "Тысяча журавлей", "Звук гор", "Дом спящих красавиц", "Красота и печаль" и "Старая столица".

Сам автор считал лучшим своим произведением книгу "Мейдзин" ("Мастер го"). По стилю эта повесть сильно отличается от его других работ. Это полудокументальная рассказ о выдающейся партию с го, состоявшейся в 1938 году. Кавабата сам освещал ход игры для сети газет Майничи. Это была последняя партия Хоньимбо Сюсая, которую он проиграл молодому претенденту. Через год старый Мейдзин умер. Хотя на первый взгляд повесть рассказывает о напряженной спортивной борьбе, кое-кто из читателей видит в ней символическую параллель с поражением Японии во Второй мировой войне.

Две значительные послевоенные книги писателя суть "Сембазуру" (Тысяча журавлей), написанная в период с 1949 по 1951 годы, и "Яма но вот" (Звук гор, 1949-1954). Центральными темами "Сембазуру" является японская чайная церемония и безнадежная любовь. Главный герой испытывает влечение к любовнице своего умершего отца, а после ее смерти, к ее дочери, которая от него убегает. Чайная церемония использована как красивый фон отвратительных человеческих отношений, но намерение Кавабаты, скорее, рассказать о чувствах, которые вызывает смерть. Посуда для чайной церемонии длительный и вечный, в то время как люди слабые и неустойчивые. Темы неявного инцеста, невозможного любви, неизбежной смерти вновь встречаются в "Яма но вот", действие которой происходит в городе Кавабаты Камакура. Главный герой, пожилой человек, не имеет любви к своим детям и потерял какие чувства к жене. Он испытывает сильное влечение к запретному - невестки, и мысли о ней переплетаются с воспоминаниями о другой запретной любви - к братской. Книга заканчивается, оставляя ситуацию нерешенной.

Кавабата оставлял неопределенными истечении многих своих книг, иногда раздражало читателей и критиков. Но это был сознательный ход, поскольку автор считал нюансы описанных событий важнее чем выводы. Он сравнивал свой стиль письма с традиционной японской форме поэзии - хайку.

Как президент японского ПЕН-клуба с 1948 по 1965 год Кавабата способствовал многочисленным переводам с японского языка на языки Запада. В 1968 году Кавабата первым из японских писателей получил Нобелевскую премию по литературе "за мастерство рассказа, который с чрезвычайной чувствительностью выражает сущность японской души". Вручая премию, Нобеливский комитет отметил три повести: "Страну снегов", "Тысячу журавлей" и "Старую столицу".


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам