Надо Знать

добавить знаний



Календарь



План:


Введение

Календарь (от лат. calendarium - Долговая книга) - термин, который может использоваться, в зависимости от контекста, в разных значениях:

  • система отсчета дней и длинных отрезков времени, основанный на 2 периодических астрономических явлениях: цикле смены времен года, связанных с вращением Земли вокруг Солнца и смене фаз Луны.
  • cписок дней всего года с делением на недели и месяца и обозначением праздников.
  • периодическое справочное издание с последовательным перечнем дней, недель, месяцев данного года, а также другими сведениями различного характера.

Слово календарь происходит от лат. сalendae , Этим словом римляне называли первые и последние числа месяца. Соответственно, долговые списки со сроками уплаты долгов назывались лат. calendarium . [1] [2]

Календарь - ритм, который представляет собой выражение внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение к времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре. Однако календарь является не только ритмом времени, но и ритмической памятью человечества. Древнейшие из календарей, такие как Солнечные календарь Древнего Египта или солнечно-лунный календарь Вавилон с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали цель - быть надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур.

Календарь високосного 2008

1. Египетский календарь

Египетский календарь на плите с песчаника в храме Дендеры.

В долине Нила был создан календарь, просуществовавший вместе с египетского цивилизацией около 4-х тысячелетий. Происхождение этого календаря связано с Сириус - яркой звездой тропического небосвода, воспетой многими поэтами. Солнечный календарь древних египтян лежит в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени.

Промежуток времени между двумя гелиакичнимы восхождениями Сириуса (Сотис), совпадающих в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествовавших разлива Нила, составляет 365,25 суток. Однако в длину своего года египтянами было положено целое число дней - 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали календарь на 1 сутки. При отсутствии високосных лет, Новый год проходил по 1460 (365 4) лет всеми сезонами и возвращался в исходное число. Период в 1460 лет назывался сотичним периодом циклом, или Великим годом Сотиса.


2. Иудейский календарь

Мозаика еврейского календаря с зодиаком и елллинистичнимы мотивами в синагоге Бейт Альфа, VI века, Северный Израиль.

Иудейский календарь - одновременно религиозный и официальный светский календарь Израиль. Представляет собой комбинированный солнечно-лунный календарь. Годы исчисляются с момента создания Вселенной, которое, согласно иудаизмом, произошло в 3761 году до н.е. - первый год мира (Anno Mundi). Например, 2010 год по григорианскому календарю соответствует иудейскому 5771. Израильский народ вел отсчет времени за месяцем, и каждый молодой месяц был началом нового календарного месяца. Поэтому продолжительность одних месяцев была 29 дней, другие - 30 дней. Из-за того, что год за месяцем отставал от года за солнцем на 11 дней, евреи через каждые 3 года на 4-й после 12-го месяца Адара добавляли 13-й (в 29 дней) и называли его Ве-Адар, Адар-II или Адар-дополнительный.

В иудаизме календарь играет крайне важную роль, определяя временные границы постов и праздников. Каждый ритуальный период рассчитывается вплоть до минуты. Нарушение этих границ ведет к осквернению законов Торы, наказанием за несоблюдение которых во времена существования Иерусалимского Храма была смерть.


3. Китайский календарь

Восточный (китайский) календарь, действующий уже несколько тысяч лет в Вьетнаме, Камбодже, Китае, Кореи, Монголии, Японии и некоторых других странах Азии, был составлен в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему, которая образовалась в результате объединения:

  • двенадцатилетнего цикла ("земные ветви"), за каждым годом которого было закреплено название животного, и
  • десятилетнего цикла "стихий" ("небесные ветви") - дерево, огонь, земля, металл, вода.

Каждая из которых отвечала двум циклическим знакам "Инь и ян", которые олицетворяют мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).

Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет. Исторически года отсчитываются с начала вступления императора на престол. Эта традиция была отменена после революции 1911 года. Согласно китайской традиции, первый год правления полумифического Желтого императора Хуан-ди пришелся в 2698 год до н. е. Альтернативная система основана на том, что первый исторический запись о начале 60-летнего цикла был сделан 8 марта 2637 до н. э. Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются от этой даты.


4. Японский календарь

Японское летоисчисление - китайское изобретение. Каждый император Японии, восходя на престол, утверждал девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным. Начало действия девиза считался первым годом нового правления, начиналась новая эпоха. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления.

Во времена Реставрации Мэйдзи ( 1868 года) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало с 660 года до н. н.э. - легендарной даты основания императором Дзимму японского государства. Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны.


5. Индуистские календаре

Фабричный индуистский календарь 1871 - 1872 лет, Раджастан, Индия.

Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные.

Наиболее популярным в Индии является самватський календарь ( Викрам самват), в котором продолжительность солнечного года в известной степени связана с продолжительностью лунных месяцев. Джавахарлал Неру в своей книге Открытие Индии, написанной в 1944 году, указывает на большую распространенность самватського календаря. В апреле 1957 года по всей Индии широко отмечались торжества, посвященные 2000-летию со времени введения эры Викрам самват. Исчисление за эрой Викрам самват начинается с 57 года до н. э.

В южной части страны большое распространение имеет гражданский календарь Сака, в котором начало лет идет от 15 марта 78 года. Новый год по ним отмечают около 12 апреля с расхождением в два-три дня.

В Индии долгое время применялись и другие эры:

  • э Кали-юги, которая ведет свое начало с 18 февраля 3102 г. до н. е.
  • э Нирвана, которая ведет свой ​​счет с 543 года до н. н.э. - даты смерти будды Сакья-Муни
  • э Фазли - одна из последних исторических эр в Индии, которая была введена падишахом Акбаром ( 1542 - 1606) 10 сентября 1550 года, но ею пользовались только в официальных документах.

Широкое распространение имеет и григорианский календарь, который в Индии стали применять с 1757 года. В наше время [ Когда? ] почти все издания датируются григорианским календарем, но часто встречается двойная датировка также и по местному календарю.

Запутанность календарных систем оказалась столь значительной, что правительство Индии вынуждено было провести реформу и ввести Единый национальный календарь. Для этой цели в ноябре 1952 года под председательством профессора Мегхнада Саха был создан специальный комитет по реформе календаря. По решению правительства он был принят в Индии с 22 марта 1957 для гражданских и общественных целей. Для выполнения религиозных обрядов нет запрета пользоваться местными календарями.


6. Календарь майя

Календарь майя.

Календарь майя берет начало с мифической даты - 13 августа 3113 года до нашей эры. От нее индейцы-майя отсчитывали прошедшие годы и дни. Начальная точка играет у майя ту же роль, что в европейском летоисчислении дата Рождества Христова. Предположительно этот день, в памяти народа майя, был ознаменован катаклизмом типа всемирного потопа.

В календаре майя время разделено на циклы или "Солнца". Всего их шесть. Каждый цикл, утверждали жрецы майя, заканчивается якобы полным разрушением земной цивилизации. Прошедшие четыре "Солнца" полностью уничтожили четыре человеческие расы, и только некоторые люди выжили и рассказали о случившемся.

  • "Первое Солнце" длилось 4008 лет и завершилось землетрясениями.
  • "Второе Солнце" длилось 4010 лет и закончилось ураганами.
  • "Третье Солнце" насчитывало 4081 - земля была уничтожена "огненными дождями", пролившейся из кратеров огромных вулканов.
  • "Четвертое Солнце" увенчалось наводнениями.
  • В наше время [ Когда? ] земляне переживают Пятое Солнце, конец которого придется на 21 декабря 2012 года.
  • Шестой цикл в календаре пуст, ибо будущее жрецам было неизвестно.

7. Исламский календарь

Омар I ( 581 - 644), второй из "праведных" халифов Арабского халифата, ввел мусульманский календарь. До этого в арабских племен летоисчисление велось от "Эры слонов" - 570 года, связанного с нашествием эфиопской армии на Мекку. Начало современного исламского летоисчисление ведется от пятницы 16 июня 622 года, когда Мухаммед ( 570 - 632) переселился из Мекки в Медины. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарем Хиджры ( араб. التقويم الهجري , Ат-таквиму-ль-Хиджре).

Мусульманский год на 10 или 11 дней короче года по григорианскому календарю [3]. 2008 григорианский год начинался почти одновременно с 1429 мусульманским годом, а 20 840-й год станет общим для обоих календарных систем.


8. Древнегреческие календаре

Древнегреческие календари были лунно-солнечными с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Примерно с 500 года до н. е. получили распространение октатерии ( греч. octaeteris ) - 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцами сочетались с тремя годами по 13 месяцев. Позже эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря. Начало года приходилось на середину лета [4].

Во второй половине III век до н. е. древнегреческим историком Тимеем и математиком Эратосфеном было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестояния. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после молодого. Отсчет лет велся по порядковому номеру игр и номером года в четырехлетия. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н. е. по юлианскому календарю. В 394 году императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их "otium graecum" (греческим бездельем). Однако летоисчисления по олимпиадами еще некоторое время сохранялось.

Наиболее известными были афинский или аттический календарь, и македонский календарь. Первый из них широко использовали греческие астрономы, второй стал популярным после завоевания Александра Македонского.


9. Юлианский календарь

Первая попытка реформировать древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном "Канопському декрете" ( 238 года до н. н.э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 день, что набегает за 4 года. Таким образом, каждый четвертый год стал равен 366 суткам. Реформа эта не имела успеха, слишком сильны были древние традиции. Только в эпоху Римского владычества Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена заменил римский календарь реформированным египетским календарем "Канопського декрета". В 46 году до н. н.э. Рим со всеми владениями перешел на новый календарный отсчет, который получил с тех пор название юлианского летоисчисления. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры.

Юлианский календарь оказался недостаточно точен и давал ошибку в 1 день за 128 лет.

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведенных расчетов возникло около 200 различных вариантов эры "от сотворения мира", или "от Адама" , в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984. Наибольшее распространение получили три так называемые мировые эры:

  • Александрийская (исходная точка - 5501, фактически 5493 до н. н.э.),
  • Антиохийского (5969 до н. э);
  • византийская.

В VI веке в Византии стала использоваться мировая эра с началом от 1 марта 5508 года до н. е. Отсчет времени в ней велся от Адама, который, исходя из библейских писаний, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо

" у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет как один день (2 Петр. 3, 8). "

10. Григорианский календарь

Барельеф о введении григорианского календаря на могиле Григория XIII в базилике Святого Петра, Рим.

В 1582 году весеннее равноденствие по юлианскому календарю сместилось назад на (1582-325) / 128 = 10 дней. Ввиду важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы, которая прошла в 1582 году по Папы Григория XIII. Всем христианам Папа велел считать 5 октября 1582 15 октября. Календарь стал именоваться григорианским.

В григорианском календаре началом отсчета считается год рождения Иисуса Христа (в свое время его неправильно определили), дать исчисляются назад (до новой эры) и вперед (новой эры). Период между полными фазами Луны в природе составляет 29,5 суткам, но западный календарь использует календарный месяц с 30 или 31 дня (только в феврале 28), в целом - 365 дней. Поскольку год длится примерно на 6 часов больше, то раз в четыре года до февраля добавляется один дополнительный день ( високосный год).

На григорианский календарь Российская империя перешла только в 1918 году - почти через 350 лет позже Европы. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 сразу наступило 14 февраля. Но православная церковь до сих пор отмечает свои праздники по юлианскому календарю, поэтому Рождество празднуют не 25 декабря, а 7 января. В 2100 году, если церковь не перейдет на Григорианский календарь, разница возрастет до 14 дней и Рождество начнут праздновать 8 января.


11. Французский революционный календарь

Календарь Французской революции (или республиканский) был введен в Франции 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806 года. Он использовался короткое время вновь при Парижской коммуны в 1871 году. Отсчет лет по этому календарю начинался с установки первой Французской республики 22 сентября 1792 года. Этот день стал 1 вандемьера 1-го года Республики (хотя календарь был введен только в следующем году).

Каждый год делился на двенадцать месяцев по 30 дней. Месяц состоял из трех декад по десять дней, последний день декады - выходной для государственных служащих. В конце года оставались еще пять, в високосном году шесть дней, не входивших ни в месяц. Эти дни были особые названия и считались праздничными.


12. Календарь на Руси

Московский лубковый календарь XVII века.

До принятия христианства счет времени вели по четырем временам года. Год начинался с весны, важнейшим сезоном, вероятно, считалось лето. Поэтому до нас дошло слово "лето" как синоним года, например "летоисчисление". Древние славяне пользовались также бело-солнечным календарем, в котором каждый 19 год содержал семь дополнительных месяцев. Семидневную неделю называли "седмицей".

В конце X века Русь подпадает под влияние христианства. С этим событием связано и внедрение юлианского календаря. Однако на Руси по традиции началом года продолжали считать весну, и год начинали 1 марта а не 1 сентября как в Константинополе. Исчисление вели "от сотворения мира", приняв византийский вариант этой даты - 5508 до н. е. Только в 1492 году (7001 год от сотворения мира) Московским церковным собором начало года на Руси было перенесено на 1 сентября. Учитывая захватом турками в 1453 году Константинополя, столицы восточного христианства, в мире распространились суеверные слухи о конце Света в 7000 году.

2010 от Р.Х. по средневековым православному календарю является 7518 годом от сотворения мира.


12.1. Введение в России

С указом московского царя Петра I от 20 декабря 7208 года от сотворения мира:

" Сейчас от Рождества Христова доходит 1699, а с будущего генваря (января) с 1 числа станет новый 1700 совокупно и новый век. Впреть лета считать не с 1 сентября, а с 1 января и не от сотворения мира, а от Рождества Христова. "

Год 7208 от "сотворения мира" оказался короткий и длился всего четыре месяца, в то время как новый 1699 год встречался дважды - 31 августа и 31 декабря. В 1702 году в Амстердаме был напечатан первый русский печатный календарь с отсчетом года с 1 января и счетом лет от Рождества Христова.

Петр подробно расписал также, как украшать жилище и праздновать праздник:

" Из-за того, что в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года устраивать украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не делать - на то других дней хватает. "

См.. также

Примечания

  1. New Shorter Oxford English Dictionary
  2. Верзилин Николай Михайлович. По следам Робинзона, Сады и парки мира. - Ленинград, 1964, - 574 с.
  3. Или даже на 12 в случае високосного григорианского и високосном мусульманского
  4. Alan Edouard Samuel Greek AND Roman chronology: calendars and years in classical antiquity - books.google.com / books? id = W_gaUJ4wjicC & lpg = PA153 & dq = Greek and Roman Calendars & hl = ru & pg = PA19 # v = onepage & q & f = false. - CHBeck, 1972. - 307 с.

Литература

  • Брагинская Н. В. Календарь - ec-dejavu.ru/c/Calendar.html / / Мифы народов мира. Том 1. М., 1991, с. 612-615. (Рус.)
  • Birashk, Ahmad (1993), A comparative Calendar of the Iranian, Muslim Lunar, and Christian Eras for Three Thousand Years, Mazda Publishers, ISBN 0939214954
  • Dershowitz, Nachum; Reingold, Edward M (1997), Calendrical Calculations - emr.cs.iit.edu / home / reingold / calendar-book / second-edition /, Cambridge University Press, ISBN 0521564743 , http://emr.cs.iit.edu/home/reingold/calendar-book/second-edition/ - emr.cs.iit.edu / home / reingold / calendar-book / second-edition / With Online Calculator - emr.cs.iit.edu / home / reingold / calendar-book / Calendrica.html
  • Zerubavel, Eviatar (1985), The Seven Day Circle: The History and Meaning of the Week, University of Chicago Press, ISBN 0226981657
  • Doggett, LE (1992), "Calendars" - astro.nmsu.edu / ~ lhuber / leaphist.html, в Seidelmann, P. Kenneth, Explanatory Supplement to the Astronomical Almanac, University Science Books, ISBN 0935702687 , http://astro.nmsu.edu/ ~ lhuber / leaphist.html - astro.nmsu.edu / ~ lhuber / leaphist.html
  • rni Bjrnsson (1995) [1977], High Days and Holidays in Iceland, Reykjavk: Ml og menning, ISBN 9979308028, OCLC 186511596 - www.worldcat.org/oclc/186511596
  • Richards, EG (1998), Mapping Time, the calendar and its history, Oxford University Press, ISBN 0198504136
  • Rose, Lynn E (1999), Sun, Moon, and Sothis, Kronos Press, ISBN 0917994159
  • Spier, Arthur (1986), The Comprehensive Hebrew Calendar, Feldheim Publishers, ISBN 0873063988
  • Dieter Schuh (1973) (German), Untersuchungen zur Geschichte der Tibetischen Kalenderrechnung, Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, OCLC 1150484 - www.worldcat.org/oclc/1150484

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам