Надо Знать

добавить знаний



Календарь майя


Bonampak painting2.jpg

План:


Введение

Bonampak painting2.jpg
Цивилизация майя
Общество майя
Религия и мифология майя
Календарь майя
Письменность майя
Литература майя
Архитектура майя
Города майя
Народ майя
Языка майя
Испанское завоевание Юкатана

Календарь майя - система календарей и таблиц, которые использовались цивилизацией майя, одной из цивилизаций доколумбовской Месоамерики, и некоторыми представителями современного майя в горных районах Гватемалы.

Эти календари представляли собой циклы, синхронизированы с помощью многих путей, а их комбинации образовывали новые, более длинные циклы. Календарная система майя основывалась на месоамериканський календарной системе, которая была распространена во всем регионе, начиная как минимум с 6-го века до н. е., и поэтому имеет много общих черт с календарями как ранних цивилизаций Месоамерики, таких как ольмеки и сапотеки, так и более поздних, таких как миштеков и ацтеки. Из-за постоянного культурный обмен все эти календари развивались параллельно и влияли друг на друга, поэтому календарь майя и календарь ацтеков, в наибольшей степени известны нам среди всех месоамериканських календарей, имеют так много общего.

По мифологией майя, согласно показаниям, дошедших до нас от Юкатанского майя колониального периода и надписей позднего классического и пислякласичного периодов, календарь, вместе с письменностью и другими научными достижениями майя, был создан и передан майя богом Ицамна, верховным богом пантеона майя [1].


1. Обзор

Главный из календарей майя имеет период в 260 дней. 260-дневный календарный цикл был распространен во всех месоамериканських обществах и имеет древнее происхождение (возможно, он был самым старым из календарей). Он все еще используется в некоторых районах штата Оахака и в обществах майя в горных районах Гватемалы. Версия календаря, существовавшей у майя, обычно известная как тцолкин (Tzolkin или Tzolk'in в исправленной орфографии гватемальской академии языков майя [2]).

Другая форма календаря использовалась для отслеживания длинных периодов времени и для записи календарных дат (т.е., отмечая, когда одно событие происходило относительно других). Эта форма календаря известна как длинный календарный счет, она основывалась на числе пройденных дней начиная с мифического начального пункта и мог быть расширенной для ссылки на любую дату в будущем. Этот календарь использовал систему позиционного записи, в которой каждая позиция означала многократное увеличение числа дней. Этот календарь был двадцятковим (т.е. базировался на двадцятковий системе счисления), и каждая единица в позиции означала число в 20 раз больше, чем на предыдущей позиции. Важное исключение было сделано для второго числа, "месяца", которое вместо 20 равно 18, создавая цикл в 18 ? 20 = 360 дней, ближе к длине солнечного года, чем 20 ? 20 = 400 дней. Следует отметить однако, что циклы длинного счета не зависели от солнечных лет.

Многие надписи длинным счетом дополнялись датой так называемой лунной серии, другой формы календаря, которая указывала информацию о фазе луны и позицию Месяца в полугодовом цикле.

Также часто использовался 584-дневный цикл Венеры, который отслеживал появление и сообщения Венеры как утренней и вечерней звезды. Много событий в этом цикле виделись как зловещие и пагубные, а войны часто начинались на определенных стадиях этого цикла.

Также использовались и другие циклы, многие из которых плохо известны современным исследователям. В некоторых записях упоминается 819-дневный цикл, частые повторения наборов 9 и 13-дневных интервалов, связанных с различными богами майя, животными и другими понятиями.


2. Представления о время в культуре майя

С развитием календаря длинного счета, который позволял указывать даты (считается, что этот календарь был унаследован от других культур Месоамерики), майя получили удобную систему расстановки событий в линейном взаимоотношении друг к другу, а также непосредственно по "линейного времени" календаря. Теоретически эта система могла быть расширена для ссылки на интервал времени любой длины, просто добавляя число используемых разрядов, по аналогии с современных математических систем. На практике надписи длинным счетом почти всегда ограничивались первым 5 разрядами этой системы, так называемым бактун-счету (b'ak'tun). Этого было достаточно для выражения любой исторической или текущей даты (в диапазоне примерно 5125 солнечных лет). Тем не менее, некоторые надписи ссылаются и на длинные последовательности, что указывает на то, что майя понимали линейную (прошлое-настоящее-будущее) концепцию времени.

Однако, как и в других месоамериканських обществах, повторение многочисленных календарных циклов и циклов природных явлений мало для майя важное религиозное значение и постоянно отражалось в мифологической традиции. Эта концепция цикличности времени подчеркивалась многочисленными ритуалами, проведение которых зависело от этих циклов. Когда определенная комбинация циклов повторялась, считалось, повторяющиеся и сверхъестественные явления, с которыми они были связаны. Поэтому считалось, что каждая такая комбинация имеет особый "характер", позволявший предвидеть будущие события в зависимости от комбинации таких циклов. Важные события и церемонии четко синхронизированными с календарем, чтобы совпасть с благоприятными датами и избегать зловещих (Coe 1992, Miller and Taube 1993).

Завершение существенных календарных циклов ("периодов"), таких как цикл катун (k'atun), часто отмечались сооружением посвященных этим событиям памятников вроде комплексов пирамид-близнецов в городах Тикаль и Яшха и стелы в других городах, сооружение которых супроподжувалося праздничными церемониями.

Циклическая природа проявляется и в мифах о создании мира, по которым мировые и современным людям предшествовали другие миры (иногда указывалась число таких миров, от одного до пяти, в зависимости от традиции), которые были впоследствии уничтожены. Настоящий мир также не вечен и тоже должен приблизиться к концу своего существования. Подобное мировоззрение встречается и среди других обществ Месоамерики (Miller and Taube, 1993:68-71).


3. Тцолкин

3.1. Описание

Среди майянист принять называть майянского версию месоамериканського 260-дневного календаря сроком тцолкин (tzolk'in согласно современной орфографии, ранее писалось tzolkin). Этот срок неологизмом, происходящим из юкатецькои языка 16 века, на котором говорили майя полуострова Юкатан на время прибытия европейцев, что означает "счет дней" (Coe 1992). Название этого календаря языках майя классического периода неизвестна. Ацтекский эквивалент этого календаря называется Tonalpohualli языке нуатль.

Календарь тцолкин комбинирует двадцать названий дней с тринадцатью номерами в цикле, таким образом давая возможность записать 260 уникальных дней. Это основной календарь, который использовался для определения времени религиозных и церемониальных событий и для предсказания будущности. Каждый последовательный день был пронумерован от 1 до 13 а потом счет снова начинался с 1. Кроме того, каждый день последовательно получал одну из названий из списка 20 названий дней:

Календарь тцолкин: названия дней и соответствующие глифы
Номер
в цикл 1
Название
дня 2
Пример
Глифы 3
16 в.
юкатецька 4
Реконструированный
классический срок 5
Номер
в цикл 1
Название
дня 2
Пример
Глифы 3
16 в.
юкатецька 4
Реконструированный
классический срок 5
01 Imix " MAYA-g-log-cal-D01-Imix.png Imix Imix (?) / Ha "(?) 11 Chuwen MAYA-g-log-cal-D11-Chuwen.png Chuen (Неизвестно)
02 Ik ' MAYA-g-log-cal-D02-Ik.png Ik Ik ' 12 Eb ' MAYA-g-log-cal-D12-Eb.png Eb (Неизвестно)
03 Ak'b'al MAYA-g-log-cal-D03-Akbal.png Akbal Ak'b'al (?) 13 B'en MAYA-g-log-cal-D13-Ben.png Ben (Неизвестно)
04 K'an MAYA-g-log-cal-D04-Kan.png Kan K'an (?) 14 Ix MAYA-g-log-cal-D14-Ix.png Ix Hix (?)
05 Chikchan MAYA-g-log-cal-D05-Chikchan.png Chicchan (Неизвестно) 15 Men MAYA-g-log-cal-D15-Men.png Men (Неизвестно)
06 Kimi MAYA-g-log-cal-D06-Kimi.png Cimi Cham (?) 16 K'ib " MAYA-g-log-cal-D16-Kib.png Cib (Неизвестно)
07 Manik " MAYA-g-log-cal-D07-Manik.png Manik Manich "(?) 17 Kab'an MAYA-g-log-cal-D17-Kaban.png Caban Chab "(?)
08 Lamat MAYA-g-log-cal-D08-Lamat.png Lamat Ek '(?) 18 Etz'nab " MAYA-g-log-cal-D18-Etznab.png Etznab (Неизвестно)
09 Muluk MAYA-g-log-cal-D09-Muluk.png Muluc (Неизвестно) 19 Kawak MAYA-g-log-cal-D19-Kawak.png Cauac (Неизвестно)
10 Ok MAYA-g-log-cal-D10-Ok.png Oc (Неизвестно) 20 Ajaw MAYA-g-log-cal-D20-Ajaw.png Ahau Ajaw
ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Номер в цикле календаря тцолкин
  2. Название дня согласно пересмотренной орфографии гватемальской академии языков майя [2]
  3. Пример глифов (логограма) дня. Для большинства дней найдены несколько форм этого глифа, формы в этой таблице - так называемые "картушные" версии, типичные для надписей на монументальных сооружениях майя
  4. Название дня сохранилась из записей 16 века юкатецькою языке, чаще всего из записей Диего де Ланда; до недавнего времени эта орфография была основной
  5. В большинстве случаев действительно название дня, как она произносилась классической языке майя течение классического периода (ок. 200-900) когда была сделана большинство надписей, не известна. Когда реконструкция возможна, эти названия приведены, в случае сомнений она обозначена символом '?' [3]
.

Счет начинался с 1 Imix ", за ним следил 2 Ik, 3 Ak'b'al, и т.д. до 13 B'en. После того номера тринадцатилетнего цикла снова начинались с 1, а последовательность названий дней продолжалась, поэтому когда номера снова начинались с единицы, дни были 1 Ix, 2 Men, 3 K'ib ', 4 Kab'an, 5 Etz'nab', 6 Kawak, 7 Ajaw. Когда все двадцать названий заканчивались, цикл названий начинался снова, а номерной цикл продолжался, так следующим днем ​​после 7 Ajaw был 8 Imix ". Повторение этих взаимосвязанных тринадцатый 20-дневных циклов создавало цикл в 260 дней (в котором каждая возможная комбинация названия и номера встречалась ровно один раз).


3.2. Религиозное значение

Майя вважалалы, что каждый день календаря тцолкин имеет определенный харакер, который влияет на события, в некоторых регионах эта вера все еще существует. Жрецы майя, которые назывались "хранителями дня", читали тцолкин для предсказания будущего. Когда рождался ребенок, жрец интерпретировал тцолкин, предвидя судьбу ребенка. Например, считалось, что ребенок, рожденный в день Ak'b'al, женственная, богатая и умел в языке. Также считалось, что рождение в день Ak'b'al (вместе с некоторыми другими днями) предоставляет ребенку возможность получать сообщения с сверхъестественного мира через телесные подергивания, "молнии крови", поэтому он или она могли стать жрецом (жрицей) или регистратором браков.


3.3. Происхождение

Точное происхождение тцолкин неизвестно, но существует несколько теорий. Одна теория предлагает, что календарь произошло от математических операций, основанных на числах тринадцать и двадцать которые были важными числами в культуре майя и других месоамериканських народов. Число двадцать было основой математики майя (вместо наших десяти), и вероятно происходит от числа пальцев на руках и ногах (см. Числа майя). Число тринадцать символизировало число уровней в небесном мире, где жили боги, и число "главных соединений" на человеческом теле (три на каждую руку и ногу плюс шея). Числа умножили, что дало число 260. Другая теория предлагает, что 260-дневный период происходит от длины беременности человека, то есть примерно равно числу дней между первым пропущенным менструальным периодом и рождением ребенка, в отличие от правила Негелеса, которое составляет 40 недель (280 дней) между последним менструальным периодом и рождением. Согласно этой теории, календарь был первоначально разработан для передбачання даты рождения малышей.


4. Хааб

Месяца хааб
Название Значение ?
Pop циновка
Wo черное соединения
Sip красное соединения
Sotz " летучая мышь
Sek ?
Xul собака
Yaxk'in новое солнце
Mol вода
Ch'en черная буря
Yax зеленая буря
Sac белая буря
Keh красная буря
Mak закрыт
K'ank'in желтое солнце
Muwan сова
Pax время посевной
K'ayab " черепаха
Wayeb " пять несчастливых дней
? Jones 1984

Хааб (Haab ') - солнечный календарь майя, состоящий из восемнадцати месяцев, каждый по двадцать дней, плюс период с пяти дней ("безымянные дни") в конце года, известный как Ваеб (Wayeb или Uayeb за орфоргафиею 16-го века). Bricker (1982) оценивает, что хааб начал использоваться около 550 года до н. е. начиная с зимнего солнцестояния.

Названия месяцев хааб известны сегодня по их названиями юкатецькою языке 16-го века, по таким источникам как Диего де Ланда и книгами майя, например Чилам-Балам. Фонетический анализ названий месяцев хааб показывает, что их названия значительно менялись со временем и от места к месту, отражая различия в языке [4]. Эти названия приведены в таблице слева (в современной исправленной орфографии их юкатецьких форм) [5].

Каждый день в календаре хааб обозначался номером дня в пределах месяца и названием месяца. Номера дня начались с начального глифа, который обычно рассматривается как нулевой день этого месяца, некоторые исследователи рассматривают его как 20 день предыдущего месяца. В этом случае, начало месяца Pop - 5 й день Wayeb. Обычно первым днем ​​года считался 0 Pop (начало Pop). За ним следовали 1 Pop, 2 Pop, ... 19 Pop, 0 Wo, и так далее.

Как календарь для слежения за сменой сезонов, хааб был неточным, потому что в нем год имел 365 дней, и пренебрегал дополнительным днем ​​(каждого четвертого года). Это означает, что начало сезонов двигался по календарного года не четверть дня каждый год, таким образом календарных месяца не отвечали сезонам. Хааб эквивалентный 365-дневном года древних египтян. Некоторые утверждают, что майя знали и компенсировали ошибки високосных годов, хотя их календарь и не включал формального метода как это делать, такого, как тот, что был осуществлен римлянами.

Пять безымянных дней в конце календаря назывались Ваеб (Wayeb ') и считались опасным временем. Foster (2002) указывает "В течение Ваеб исчезают ворота между миром смертных и подземным царством. Никакие границы не препятствуют богам подземного царства творить зло." Чтобы защититься от этой нечисти, майя проводили специально предназначенные ритуалы, которые практиковались в течение Ваеб. Например, люди избегали оставления своих домов и мытья и расчесывания волос.


5. Календарный цикл

Ни тцолкин, ни хааб не имели нумерации лет. Комбинации дат тцолкин и хааб было достаточно для идентификации дать в обычной жизни, поскольку каждая такая комбинация встречалась только один раз за 52 года, что почти достигало обычной продолжительности жизни. Поскольку два календаря засновувлися на циклах в 260 и 365 дней соответственно, полный цикл повторялся каждые 52 года хааб (точно). Этот период назывался календарным циклом или календарным кругом. Конец календарного цикла считался несчастливым периодом среди майя, поскольку они не были уверены в согласовании богов предоставить им следующий 52-летний цикл.


6. Длинный счет

Фрагмент стелы (Стела 1 в Ла Мохари), что показывает три колонки глифов 2-го века н. е. Левая колонка содержит дату календаря долгого счета 8.5.16.9.9, или 156 год н. е. Две другие колонки содержат глифы эпи-ольмекской письменности.

Тогда как календарный цикл может описать дать только в пределах 18 980 дней, или около 52 солнечных лет, цикл повторяется примерно раз за продолжительность жизни каждого человека, поэтому для записи исторических событий требовался точный метод датирования. Для этих целей и использовался календарь длинного счета. Этот календарь идентифицирует дату, отсчитывая число дней от 11 августа 3114 года до н. н.э. Однако, вместо использования знакомой нам десятичной нумерации, дни длинного счета подсчитывались по модифицированной 20-вой схеме. Поэтому 0.0.0.1.5 равен 25, а 0.0.0.2.0 равен 40. Длинный счет не всегда 20-ный, однако, так как вторая цифра (справа) изменяется только до 18. Поэтому 0.0.1.0.0 представляет не 400 дней, а только 360.

Слово "день" на языке майя было k'in. Двадцать k'in составляли winal или uinal. Восемнадцать winal составляли tun двадцать tun - k'atun, а двадцать k'atun - b'ak'tun.

Единицы длинного счета
Дней Расчет Период долгого
счета
Приблизительное число
солнечных лет
1 = 1 K'in
20 = 20 K'in = 1 Winal 1/18
360 = 18 Winal = 1 Tun 1
7 200 = 20 Tun = 1 K'atun 20
144 000 = 20 K'atun = 1 B'ak'tun 395

Также существовали и циклы высших порядков, но они почти не применялись: piktun, kalabtun, k'inchiltun и alautun.

Потому что дать длинного счета однозначные, этот календарь был особенно удобным для использования на памятниках. Монументальные надписи обычно содержали не только 5 разрядов длинного счета, но и символы как тцолкин, так и хааб.

Как и другие календари, длинный счет имел религиозное значение для майя. Согласно них, предыдущий мир прекратил существование в конце предыдущего цикла 12.19.19.17.19, а наш был создан следующий день, т.е. 13.0.0.0.0. Следующая дата 12.19.19.17.19 состоится 20 декабря 2012 года, когда и должен закончиться этот мир. Однако некоторые исследователи не соглашаются с таким расчетом даты конца света, потому что считают, что должны учитываться еще много разрядов календаря обычно не указывались на сооружениях майя, мифология майя).


7. Цикл Венеры

Другим важным календарю майя был цикл Венеры. Майя были квалифицированными астрономами и могли вычислить цикл Венеры с очень высокой точностью. Шесть страниц в древнем Дрезденском кодексе (один из кодексов майя) посвящены точному исчислению расположения Венеры. Майя могли достичь такой точности осторожным наблюдением за много лет. Цикл Венеры был особенно важным, потому что майя связывали его с войной и использовали для определения хороших времен для коронаций и войн. Правители майя планировали начало войны на период, когда Венера повышалась. Майя также отслеживали движения других планет, в частности Марса, Меркурия и Юпитера.


См.. также

Примечания

  1. См.. раздел Itzamna в книге Miller and Taube (1993), pp.99-100.
  2. а б Academia de las Lenguas Mayas de Guatemala Lenguas Mayas de Guatemala: Documento de referencia para la pronunciaci?n de los nuevos alfabetos oficiales. - Guatemala City: Instituto Indigenista Nacional .. См.. ссылки в Kettunen and Hemke (2005:5) для деталей об использовании среди исследователей майянистив.
  3. Реконструкции названий классического периода приведены по Kettunen and Helmke (2005), pp.45-46.
  4. Boot (2002), pp.111-114.
  5. See Kettunen и Helmke (2005), pp.47-48

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам