Надо Знать

добавить знаний



Кам \ 'яна Могила



План:


Введение

0046.95 00035.47 Координаты : 46 ? 57ь01 .4 "с. ш. 35 ? 28ь11 .9 "вост. д. / 46.950389 ? с. ш. 35.469972 ? в. д. (G) 46.950389 , 35.469972

Каменная могила
Каменная могила и река Молочная
Эта статья о заповедник "Каменная Могила" в Запорожской области, вблизи Мелитополя. Существует также заповедник "Каменные Могилы" в Донецкой области вблизи села Назаровка.

Каменная Могила - мировой памятник древней культуры в Украина вблизи Мелитополя пгт. Мирное в Запорожской области над рекой Молочной, Национальный историко-археологический заповедник. Холм, тысячелетиями служил людям алтарем для отправления религиозных обрядов, содержит несколько тысяч уникальных древних наскальных изображений - петроглифов.


1. Геологический очерк

В геологическом отношении памятник природы Каменная могила, расположенная на 16 км севернее города Мелитополя, представляет собой останец песчаника Сарматского моря ( третичного периода), с трещинами и разломами, привели к накоплению плит и образование большого числа гротов. Около 12 млн. лет назад здесь была песчаная отмель, механизм намиття которой определил особенности вещественного состава и неоднородность (слоистость) песка.

Затем здесь возникло Понтийское море и образовались известняковые отложения (правый берег реки Молочной, с. Терпение). С течением времени море изменила пустыня, отложились красно-бурые железо-марганцевые глины. В дальнейшем на этой местности образовалась впадина реки пра-Молочной, воды которой проникали вглубь земли. Вероятно, именно в это время инфильтрированы подземные воды отложили кремнистый материал в межзерновом пространстве песка. Песчаник образовался монолитным кварцитоподибним, трудно поддающийся распиловке (по сведениям сотрудников музея). В дальнейшем, по сложившимся в песчаника трещинами, отложились сростки оксидов железа и марганца. Таким образом, сформировался локальный песчаный монолит.

В период таяния ледника остановился на широте города Днепропетровская, стекающие на юг воды образовали долины рек и вымоины на правом берегу реки пра-Молочной. Вследствие естественного углубления ее русла большой остров кварцитоподибного песчаника оказался на поверхности поля, возвышаясь над окружающим эрозионным ландшафтом. Именно процессы локального окремениння песка обусловили резко отличные физико-механические свойства этого песчаника по сравнению с прилегающими породами, склонными к процессам эрозии.

Вследствие физического выветривания монолитный массив песчаника раскололся на плиты определенной мощности (обычно около 0,5 м), связанной с толщиной слоев песка, отложенного на начальной стадии формирования объекта. Границы слоев фиксировались тонкими налетами глинистого материала, характеризующие резкое изменение режима осадонакопичення. Гравитационные процессы привели сползания плит хрупкого кварцитового песчаника, а неоднородный размыв пород основы останця вызвал дополнительную концентрацию напряжений в его массиве привело к многочисленным разломов, просадок, причудливого нагромождение плит и образования гротов. Нужно отметить свойство местного песчаника окиснюватися (оксиды железа) и превращать поверхность в твердую корку, которая в атмосферном среде не теряет своих прочностных свойств, что способствовало сохранению петроглифов на плитах пещер.


2. История исследований

Первые письменные сведения о уникальный памятник истории и природы относятся к концу XVIII в. В 1778 году у Каменной могилы установили почтовую станцию. В 1793 году на карте Мелитопольского уезда Таврической губернии это место обозначалось "Камень-Ююн-Таш", что в переводе с тюркского означает "камень сбора" (историческое место сбора татарских орд для экспансии на земли Украины и Польши). В 1837 году здесь побывал известный русский академик П. И. Кьоппен, который писал о памятнике: "Каменная могила. Так в Мелитопольском уезде называется холм, состоящий из огромных куч песчаника, и находится на правом берегу реки Молочной ... навалены здесь природой камни то выступают из земли вертикально, то, отклоняясь в противоположные стороны, образуют вроде навесы. В одном месте между скал, обросших мхом, находится промежуток вроде улицы ... и тут-то некогда был вход в пещеру, в которой один из моих проводников, был в детстве пастухом и нередко с товарищами здесь проводил время, видел на стенах надписи, из которых один был длиной в аршин или более, составляя одну строку, в других местах были высечены отдельные слова. Вход в эту пещеру занесен песком около 1822 года ".

В конце XIX в. археолог Веселовский Николай Иванович, известный своими раскопками скифских курганов, занялся исследованиями каменного "кургана". Отметим, что по аналогии с холмами-курганами (древними захоронениями, могилами) получила свое название и Каменная могила, хотя собственно могилой она не является. В "Отчете археологической комиссии" за 1890 год М. И. Веселовский описывает работы по проникновению в пещеры, анализирует открытые гроты и рисунки, прорезанные на плитах потолка. В 1934 - 1938 гг исследования В. М. Даниленко и Отто Николаевича Бадера позволили выявить гроты с уникальными пещерными изображениями, что дало возможность лучше понять быт и культуру народов, которые в древности населяли украинские степи. Семь полевых сезонов (1951-1957 гг) отдал изучению памятника выдающийся украинский археолог Михаил Рудинский (1887-1958). Он подготовил прекрасную монографию "Каменная могила", которая привлекла к памятнику внимание мировой научной общественности.

Сегодня объект превращен в музей, а изучение уникальных гротов, наскальных изображений и надписей продолжает исследовательская группа при созданном заповеднике (руководитель Б. М. Михайлов).


3. Гроты Каменной могилы

Каменная могила занимает площадь около 3-х гектаров, высота останця достигает 12 м, количество плит песчаника превышает 3 тысячи. Большой каменный холм в степи привлекал древних людей как явление чрезвычайное, фантастическое, его возникновения оставалось для них тайной. Очевидно, что именно по этим причинам первобытные люди обожествляли холм и превратили его в место поклонения своим богам, осуществление культовых обрядов, изображения сакральных рисунков. Нужно отметить, что у древних народов существовал религиозный культ горы, которая отождествлялась с жильем богов. Позже этот культ перешел в цивилизованных народов (Олимп в Греции, "Священная гора" японцев Фудзияма т.п.). На тех, кто "входил в гору", будь то старый шаман или горняк, распространялся мистический, таинственный ореол.

Многолетние исследования Каменной могилы привели к открытие 65 гротов и пещер, на потолках которых обнаружены несколько тысяч редчайших наскальных изображений различных исторических эпох (от позднего палеолита и мезолита до средневековья). Гроты представляют собой в основном небольшие (до 5-8 м), невысокие (1,2-1,5 м) скальные трещины с плоскими (или близкими к ним) потолочными плитами. В наше время значительная часть гротов заполнена песком (законсервирована) для обеспечения сохранности древних петроглифов. Среди большинства рисунков, расположенных на фоне линейно-геометрических композиций, хорошо прослеживаются изображения человека, диких и домашних животных, сцены охоты, танца, совокупление, колдовства, солярные знаки и т.п.. Наскальный искусство Каменной могилы, по сути, является аналогом произведений первобытных людей в пещерах Западной Европы, Урала, Сибири, и отличается лишь преобладанием искусства малых форм. Большинство рисунков наносилась на песчаник не красками (исключение - пещера № 36), а протирались куском твердого камня, образуя углубление в менее жестком песчаника, которые лишь иногда покрывались минеральными красными и черными красками. Наряду с наскальными рисунками в отдельных гротах сохранились барельефы и каменная скульптура ( дракон, рыбы, лев, председатель человека).


4. Петроглифы (наскальные изображения)

Особое внимание и научные дискуссии вызывают многочисленные изображения по мнению А.Г.Кифишина напоминают древние письмена, которые датируют дошумерським периодом. В частности, современный российский шумеролог, профессор А. Г. Кифишин утверждает, что им прочитаны некоторые надписи из гротов Каменной могилы, он датирует их VII-III тыс. до Р. Х. и параллели с надписями на глиняных табличках города-государства Ур в Месопотамии (ныне - Ирак) и шумерского города Шуруппак на г. Евфрат. Кроме того, ученый считает, что обнаружил палеолитическую карту рек Украины, на которой обозначены Днепр, Южный Буг, Днестр, Молочная. А. Г. Кифишин также считает - Каменная могила могла быть важным святилищем протошумерских племен, собирателем важной информации для формирования и развития многих этносов и культур. Подробные научные исследования рисунков Каменной Могилы до сегодняшнего времени не проводились.

Точное число гротов неизвестно, разрисованных зон может быть больше, но, несмотря на то, что исследования ведутся с тридцатых годов XX века, много гротов и пещеры до сих пор могут оставаться засыпанными песком. При нынешнем состоянии памятника удаление песка может привести к дальнейшим обвалам глыб песчаника.

Ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от нее не обнаружено человеческих поселений, которые можно связать с памятником. На основании этого, исследователи делают вывод, что каменная могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище. Кроме этого, практически все изображения Каменной могилы нанесены на внутренние поверхности каменных глыб, и их можно наблюдать только, проникая внутрь гротов, лазов и пещер, что также свидетельствует об их сакральность.

На некоторых изображениях сохранились следы красной краски, которой они были раскрашены в древности. Петроглифы нанесены небольшими камнями твердых пород, которые легко оставляли следы на мягком песчанике. Несколько таких кварцевых камней были обнаружены в процессе исследований.

Таким образом, в рисунках и скульптуре пещер Каменной могилы Рика Времени донесла до нас верования и достижения человека далекой старины, которые были "... одним из проявлений того миропонимания, которое сложилось в границах широкого культурно-исторического пояса, который тянется через Старый Свет между Индией и Европейским побережьем Атлантики "(М. Я. Рудинский).


4.1. Петроглифы Каменной могилы

  • Панель № 1

  • Грот № 9, панель № 3 (фрагмент)

  • Панель № 37/4, фрагмент с упряжкой быков (?)

  • Панель № 34а, "Плита следов"

  • "Ползучий камень"

  • Одно из немногих внешних изображений

  • Плита № 7, стелоподибне изображения


4.2. Датировка

Отсутствие какого-либо дополнительного археологического материала и уникальность многих изображений Каменной могилы заставила исследователей пытаться датировать памятник исходя из различных трактовок самих петроглифов [1]. (В некотором близости к Каменной могилы были обнаружены палеотични, неолитические поселения а также поселения эпохи бронзы, однако какого-либо непосредственной связи с самой Каменной могилой обнаружено не было). В пятидесятые - семидесятые годы ХХ века развернулась жгучая дискуссия относительно датировки изображений палеолитом, неолитом и даже энеолитом. Палеолитическое датировки отстаивал в основном В. М. Даниленко [2] и Н. Бадер (по крайней мере на ранней стадии исследований) [1], М. Я. Рудинский [3] и другие исследователи придерживались неолитического датировки. Дискуссия, по сути, свелась к тому ли один из крупнейших петроглифов изображением Мамута или быка (Мамут свидетельствовал бы в пользу палеолита, а бык в пользу неолита). Участники дискуссии умерли в семидесятые-восьмидесятые годы, оставшись при своих мнениях, продолжая, каждый по-своему, называть грот со спорным изображением "Грот быка" и "Грот Мамута".

Вместе с этим некоторые исследователи отмечали возможность использования святилища и в течение палеолита, а затем и во времена неолита [1] [2], а некоторые отвергали такую ​​возможность. В частности М. Я. Рудинский обращал внимание, что в Каменной могиле не обнаружено следов наложения новых изображений на старые, свидетельствует скорее о нанесении петроглифов одной культуры в течение одной исторической эпохи [3]. Дискуссия о датировке памятника побудила некоторые справочники и энциклопедии называть Каменную могилу "памятником мезолита, то есть датировать ее петроглифы периодом между палеолитом и неолитом, что скорее всего ошибочно.

Петроглифы Каменной Могилы

Среди многих наскальных рисунков здесь четко прослеживаются изображения человека, диких и домашних животных. Как правило, их выцарапывали кусками твердого камня. Кое-где первобытные художники покрывали эти рисунки красными и черными минеральными красителями. Пещера Козы, гроты Быка и Дракона, двухметровая каменная фигура человека-рыбы ... И везде - изображение Дерева жизни, символа плодородия и вечности.

Изображения животных

Люди оставляли здесь свои "автографы" начиная с эпохи каменного века (22 - 14 тысячелетия до нашей эры). Разрисовывали стены и в эпоху бронзы, и позже. Здесь найдены остатки древних жертвенников. По рисункам можно проследить первобытные религии - тотемизм, магию, анимизм, фетишизм, культ предков... Роль храма объединял три мира (небесный, земной и подземный), эта степная памятник вблизи Мелитополя в Запорожской области выполняла на протяжении многих тысячелетий для разных племен и народов, прошедших по территории современной Украины.

Изображение Мамута

В изучении этого памятника, которую многие считают выдающихся, чем "Семь чудес света", археология позволила ответить на ряд вопросов развития духовной культуры, ее фундамента и корни многих народов Евразии.

Существуют версии, что здешние наскальные надписи были первыми образцами письменности человечества: некоторые ученые придерживаются гипотезы, мелитопольские петроглифы на полторы-две тысячи лет древнее всемирно известных месопотамские глиняные дощечки.

Фрагменты надписей

О "естественный храм" над рекой Молочной широкую общественность знает еще очень мало, к нему не ходят рейсовые автобусы. Несмотря на это, ежегодно "островок посреди степи" посещают более 30 тысяч туристов.

Заслуженный работник культуры Украины Борис Михайлов [4], директор Национального историко-археологического заповедника "Каменная Могила" более 40 лет своей жизни посвятил исследованию этого памятника (см., напр. [5]).


5. Современное состояние

Хотя многие аналогичных памятников с целью сохранения скрываются специальными сооружениями (например Чатал-Хююк в Турции), Каменная могила, по-прежнему находится под открытым небом, и не проводится почти никаких мер для ее сохранения. Вместе с этим многие исследователи на протяжении XX века отмечали постепенное разрушение петроглифов (Даниленко, Михайлов, Кифишин). Изучения многих плит в наше время [ Когда? ] происходит зарисовками и гипсовыми слепками, которые были сделаны еще в сороковые - пятидесятые годы.

В сентябре 2008 года указом Президента Украины № 815/2008 заповеднику был присвоен статус национального. С этого времени его официальное название - Национальный историко-археологический заповедник "Каменная Могила". [6]

В 1997 году с целью привлечения внимания общественности к Каменной Могилы здесь проводился Всеукраинский музыкальный фестиваль "На Каменной Могиле". Гостями фестиваля были Юрий Лоза и Аркадий Хоралов. Гран-при удостоен исполнитель собственных песен Лиходед Виталий Иванович. [7]


Литература

  • Гайко Г., Білецький В., Мікось Т., Хмура Я. Гірництво й підземні споруди в Україні та Польщі (нариси з історії). - Донецьк: УКЦентр, Донецьке відділення НТШ, "Редакція гірничої енциклопедії", 2009. - 296 с.
  • Михайлов Б. Д. Петрогліфи Кам'яної Могили: Семантика. Хронологія. Інтерпретація: [Монографія] - Запоріжжя, 1994, 1999, К.: МАУП, 2005 - доп.
  • Михайлов Б. Д. "Каменная Могила - подземный" Эрмитаж "Приазовья". - Запорожье: Дикое Поле, 1998, М.: Такие Дела, 2005 - доп., 2007.
  • Михайлов Б. Д. Каменная Могила и ее окрестности: Сборник научных статей. - Запорожье: Дикое Поле, 2003, 2006 - доп., Изм.
  • Михайлов Б. Д. "Каменная Могила - мировой памятник древней культуры в Украине: фотоальбом". - К.: Такие Дела, 2003.
  • Михайлов Б. Д. Загадки древнего Геррос: историко-географические этюды. - К.: Такие Дела, 2009.
  1. а б в Бадер О. М. Петроглифы Каменной могилы / / Палеолит и неолит Украины. Том I. Выпуск VI, издательство АН УССР, Киев, 1949
  2. а б Даниленко В. М. Каменная Могила, "Наукова Думка", Киев, 1986
  3. а б Рудинский М. Я. Каменная Могила (корпус наскальных рисунков), издательство АН УССР, Киев, 1961
  4. Михайлов, Борис Дмитриевич (страница об исследователе)
  5. Михайлов Б. Каменная могила / / Ятрань. - 10.01.2009.
  6. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ № 815/2008 О предоставлении Государственному историко-археологическому заповеднику "Каменная Могила" статус национального
  7. http://www.mv.org.ua/?i=3&j=6&m=16 Сайт газеты "Мелитопольские Ведомости"

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам