Камертон

Stimmgabel.jpg

Камертон ( нем. Kammerton ) - Прибор, являющийся эталоном высоты и определенного звука, который применяется для настройки музыкальных инструментов и при пении. Распространенный камертон - это U-образный вибратор- идиофон со стабильным строем и частотой колебаний, равной 440 Гц ( ля 1-й октавы).

Существуют камертоны другой конструкции и строя, наборы камертонов, а также камертоны с переменным строем. Камертон изобретен придворным английским трубачом Джоном Шору в 1711 году.


1. Стандарты камертонов

1.1. История вопроса

До 19 века камертоны НЕ стандартизовувалися и поэтому их высота могла варьироваться в довольно широких пределах даже в пределах одного европейского города. Например, настройка кафедрального органа в Британии могла отличаться от настройки домашних клавишных инструментов на 5 полутонов. Высота настройки органов могла эволюционировать со временем даже в стенах одного собора - настройка органов предусматривало подкрутить концов трубок. Повторюаний часто, процесс настройки постепенно приводил к их износ, в результате конце трубочек опускались, их длина сокращалась, а общий строй органа в соответствии поднимался.

Представление о давних стандарты настройки дают камертоны-дудки, органные трубы и другие источники. Например, английские камертоны-дудки 1720 настраивали "ля" первой октавы на высоту Звук

[1] в то время как органы, на которых играл Баха в Гамбурге, Лейпциге и Веймаре настраивались как A = Звук

, Т.е. примерно 4 полутонами выше. Иными словами, камертоны "ля" 1720, отвечали звука "фа" органов Баха. С 18 века используются металлические камертоны конструкции Джон Шор, однако их высота также отличалась. Например Например, камертоны, которыми пользовался Гендель, датированные 1740 годом, настраивались как A = Звук

а позже, в 1780, как A = Звук

, Почти полтона ниже. [1].

Приведенные выше цифры основаны на современных измерениях и поэтому не могут дать точного представления о музыкальной практике прошлого. Хотя Марен Мерсенн дал приблизительные определения частоты еще в начале 17 века, измерения высоты звука не были достаточно точными до начала 19 века.

В конце 18 века наблюдалась тенденция к ограничению "ля" первой октавы в пределах между Звук

и Звук

, Причем стандарт постепенно повышался. Этому способствовало усиление роли оркестра, как самодостанього (а не акомпонуючого коллектива). Например в 1815 году оркестр Дрезденской оперы настраивался под камертон A = Звук

, [1] тогда как через 11 лет этот самый оркестр уже имел эталон A = Звук

. В театре А скала ля первой октавы был поднят до высоты Звук

. [1]


1.2. Современная практика

Gnome-speakernotes.svg
440 Гц
Современный стандарт " ля "первой октавы


При проблемах с прослушиванием посмотрите в справку.

Современный стандарт, А = 440, было предложено на Штутгартской конференции 1834 [2]. Правда во Франции имели несколько иной взгляд на звуковисотнисть и 1859 года было официально провозглашено стандарт ля первой октавы 435 Гц. [1] Зато международная конференция 1939 года, а в 1955 был принят и Международной Организацией по Стандартизации.

Некоторые коллективы, однако не придерживаются международного стандарта и в дальнейшем испытывают влияние тенденции к инфляции звуковысотного стандарта. Например, Нью-Йоркский филармонический оркестр и Бостонский симфонический оркестр использует A = 442 Hz. [3], ряд оркестров Европы, в частности в таких странах как Россия, Швеция и Испания играют с настройкой A = 443 Hz. A = 442 Гц используют некоторые европейские оркестры [1] (в частности в таких странах как Дания, Франция, Венгрия, Италия, Норвегия и Швейцария). [4] Инфляция звуковысотного стандарта коснулась и Украины, например по стандарту 442 и 443 Гц настроены предлагаемые в украинских продажи ударные [5], рекомендации использовать завышенные костюмы встречаются в пособиях для исполнителей см.. [6]


Источники

  1. а б в г д е "ARIA for ACID Pro v1.0 (software)". Sony (ACID Pro), Garritan (ARIA). 2008 . http://www.garritan.com/ . "Soft Synth Properties ... About ..."
  2. Rayleigh, JWS The Theory of Sound, Vol. I. - Dover, 1945. ISBN 486-60292-3. Reprint of 1894 ed.
  3. Franz Nistl, Table of orchestra tunes
  4. Franz Nistl, Table of European orchestra tunes, part 1
  5. Вибрафона в магазине ua.muzsweet.com
  6. напр. Г. М. Григорьев. оркестровой-ансамблевая подготовка. Настройка оркестра и оркестровые строй. Проблемы интонирования на духовых инструментах (методические рекомендации)