Канал имени Москвы

056.717 0037 .133 Координаты : 56 ? 43 'с. ш. 37 ? 08 'вост. д. / 56.716667 ? с. ш. 37.133333 ? в. д. (G) 56.716667 , 37.133333

Канал имени Москвы

Канал имени Москвы - соединяет реку Москву с Волге. Расположен в Московский и Тверской областях России, частично протекает по городу Москва. Длина - 128 км. Ширина канала по поверхности - 85 м, по дну - 45 м, глубина - 5,5 м [1]


1. История

Заключенные на строительстве канала

Был открыт 15 июля 1937 как Канал Москва - Волга. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев. При строительстве канала использовался труд заключенных ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала было создано Дмитровлаг, просуществовавший более пяти лет). С 1947, канал современное название.


2. Судоходная трасса

Общая длина канала - 128 км. Начинается он от Иваньковського водохранилища (вблизи города Дубна), где находятся шлюз и Иваньковська ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Тушина. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровского пряди, подъем достигает 38 м. В пределах этого участка - 6 шлюзов (№ 2 - 6). Далее канал пересекает Волжско-Окский водораздел, длина этого участка - 50 км. Здесь трасса канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (во время следования в Москву - Икшинське, Пестовське, Пяловське, Клязьминского и Химкинского) 19,5 км длины канала составляет путь водохранилищами. Основная судоходная трасса канала заканчивается у Северного речного вокзала и Северного речного порта Москвы. На последнем участке (короткой, длиной 3 км) канал спускается на 36 м до русла реки Москвы, здесь расположены два шлюзы - № 7 и № 8, между которыми канал проходит искусственным насыпью (в частности, над Волоколамским шоссе).

Канал обеспечивает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно в реку с Волги поступает 1,8 км ? воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канал 8 ГЭС), создает самый короткий транспортный связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря системе каналов ( Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название "порта пяти морей" - Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Крупнейшие грузовые пристани - Северный речной порт столицы, Яхрома, Дмитров, Большая Волга. Каналом транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и т.п.. Перевозка осуществляется судами грузоподъемностью до 5000 т. Пристани местного пассажирского сообщения (в зоне водохранилищ) - Водники (осуществляется ремонт судов), Хлебников, Тишков, Пирогово, Солнечная Поляна т.д..

Канал имени Москвы имеет и рекреационную функцию - на его берегах находятся многочисленные дома и базы отдыха, санатории, рыболовецкие базы и т.д..



3. Технические сооружения

В составе канала имени Москвы - более 240 различных гидротехнических сооружений.

Сооружение канала создают великолепный архитектурный ансамбль, каждый шлюз имеет особый вид. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур.

3.1. Плотины

Основными сооружениями канала имени Москвы, как и любого крупного гидротехнического комплекса, является плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных [2].

Земляные
  1. Акуловська земляная плотина
  2. Иваньковська земляная плотина
  3. Икшинська земляная плотина
  4. Пестовська земляная плотина
  5. Пироговская земляная плотина
  6. Пяловська земляная плотина
  7. Химкинская земляная плотина
Бетонные
  1. Иваньковська бетонная плотина
  2. Карамишевська бетонная плотина
  3. Перервинська бетонная плотина
Другие
  • Верхне-Волжская плотина

3.2. Шлюзы

Вид из камеры шлюза № 3

На канале построено 11 шлюзов: один на реке Волга, пять - на северном склоне канала, два - на южном склоне и три на реке Москва. Все шлюзы канала автоматизированы. Габаритные рабочие размеры камеры - 290х32 метра.

  1. Шлюз 1 (Дубна)
  2. Шлюз 2 (Темпы)
  3. Шлюз 3 (Яхрома)
  4. Шлюз 4 (Турист)
  5. Шлюз 5 (Икша)
  6. Шлюз 6 (Икша)
  7. Шлюз 7 (Тушино) двухкамерный
  8. Шлюз 8 (Тушино) двухкамерный
  9. Шлюз 9 (Мневники) по размеру камеры, но имеет среднюю голову и способность работать в сокращенном варианте для пропуска маломерных судов.
  10. Шлюз 10 (Нагатино)
  11. Шлюз 11 (Нагатино) для пропуска маломерных судов. В настоящее время [ Когда? ] работает в качестве дока.

3.3. ГЭС

При строительстве канала было построено семь гидроэлектростанций. Две ГЭС (Ново-Тверецька и Ново-Цнинский) были переданы в ведение канала позже.

  1. Акуловська ГЭС
  2. Иваньковська ГЭС
  3. Карамишевська ГЭС
  4. Листвянська ГЭС
  5. Ново-Тверецька ГЭС
  6. Ново-Цнинский ГЭС
  7. Перервинська ГЭС
  8. Пироговская ГЭС
  9. Сходненська ГЭС

3.4. Насосные станции

  1. 182 "Темпы"
  2. 183 "Яхрома"
  3. 184 "Комсомольская"
  4. 185 "Икша-II"
  5. 186 "Икша-I"

3.5. Водоемы

3.6. Дамбы

3.7. Дюкер

  • Непосредственного отношения к судоходству нет. Представляют собой бетонную трубу в месте пересечения водоводных канала с автодорогами и реками (реками).

3.8. Порты, вокзалы

  • Северный речной вокзал
  • Северный речной порт
  • Южный речной вокзал
  • Южный речной порт
  • Западный речной порт

Примечания

  1. http://y7y.ru/marshrut_176.html - y7y.ru/marshrut_176.html
  2. Гидротехнические сооружения КИМ - www.map.infoflot.ru / region_europe / central / kim / gidrotech / gidrotech.htm
п ? в ? р Волга
Притоки Карта водосбор Волги
Водохранилища
ГЭС
Каналы
Канал имени Москвы ? Волго-Балтийский канал ? Волго-Дон