Надо Знать

добавить знаний



Кантауторе



План:


Введение

Кантауторе ( итал. Cantautore ) - Общее название современных итальянских певцов-авторов песен. Термин "кантауторе" возник от сочетания двух итальянских слов: cantante (певец, певица) + autore (автор как композитор и как складувач текста), и указывает на то, что певец является одновременно автором выполняемых песен.

По одной из версий, этот термин был придуман в 1959 году Эннио мелиссы (Ennio Melis) и Винченцо Микоччи (Vincenzo Micocci). Впервые он упоминается в анонимной статье "Кто такие кантаутори?", Которая содержалась в "Il Musichiere" № 90 от 17 сентября 1960

Кроме того, что в одном лице сливался исполнитель и автор, срок давал и характеристику песни: простая, легко запоминается, составленная из интуитивно угадываемых мотивов мелодия, неприхотливое аранжировки, но качественные, достойные внимания и размышлений тексты, которые нередко ошибочно относят к поэзии, однако это отдельный жанр словесного творчества, который может существовать только в сочетании с определенными музыкальными формами. Тексты кантауторив цепляют социальные, политические, философские темы, не пренебрегают они также будничными проблемами и человеческими чувствами.

Впоследствии музыкальный аспект композиций кантауторив несколько усложняется, но слово неизменно остается значимым. Однако их нельзя отождествлять с советским или российским бардовским движением, а также с Украинский бардами, ведь музыка итальянцев гораздо профессиональнее, а тексты менее инфантильные и более независимые и актуальны. Нельзя их также отождествлять с советскими и постсоветскими профессиональными авторами-исполнителями вроде Юрия Антонова или Вячеслава Добрынина, поскольку советские композиторы больше уделяют внимания музыке, а их тексты главным образом имеют лирический характер и не отличаются злободневностью. Фактически они деятели традиционной популярной музыки.

Гораздо ближе к итальянским кантауторив авторы-исполнители Запада: США, Англии, Франции, Бразилии и т.д.. В Италии аналогичных зарубежных музыкантов обычно называют кантауторе.

Возникновение кантауторив связывают с влиянием французского шансона, но постепенно их произведения получали все большее англо-американского звучания. Однако всегда существовала течение кантауторив, которая работала с традиционной итальянской песней.

В семидесятые- восьмидесятого года до кантауторив уже твердо относят авторов-исполнителей, произведения которых не имеют вышеупомянутых особенностей жанра, термином "кантауторе" называют любого исполнителя собственных песен. Таким образом, кантауторе - это и Тото Кутуньо, и Пупо, и Умберто Тоцци, и даже Адриано Челентано, но в этой статье преимущественно речь идет о кантауторив в первоначальном смысле этого слова.


1. История

1.1. Возникновение

В Италии эта категория артистов распространилась во второй половине XX в. Она сформировалась в несколько школ кантауторив, заметные из них: генуэзская, римская, неаполитанская, болонская, миланская; впоследствии этот феномен распространился в масштабе всей страны. Названия школ указывают на место происхождения или деятельности их представителей и практически не отражают творческую специфику: особенности текстов и музыки.

Слово "кантауторе" было придумано в 1959 на студии грамзаписи RCA Italiana Эннио мелиссы (Ennio Melis) и Винченцо Микоччи (Vincenzo Micocci), при продвижении Джанни Мечча (Gianni Meccia). .

Конечно, в то время были артисты, которые исполняли свои собственные песни: Доменико Модуньо (Domenico Modugno), Одоардо Спадаро (Odoardo Spadaro), Этторе Петролини (Ettore Petrolini), Родольфо Де Анджелис (Rodolfo De Angelis), а глубже в наше время - Армандо Джилл (Armando Gill), который был первым, кто объявил свое авторство на тексты и музыку песен, которые исполнял (он разъяснял в начале своих выступлений: Стихи Армандо, музыка Джилла, выполненные Армандом Джилл).

Первым зафиксированным в музыкальной хронике кантауторе был Доменико Модуньо. в 1955 он пишет "Vecchio frack", после того, как в газете прочитал новость о самоубийстве принца Раймондо Ланца ди Трабья (Raimondo Lanza di Trabia) мужа актрисы Ольги Вилли (Olga Villi), который в ноябре 1954 в тридцатилетнем возрасте выбросился из окна собственного дворца на улице Систина в Риме, а также "La donna riccia / Lu pisce spada" - песня, которая родилась с действительной истории, которую он прочитал в газете.

Нельзя итоге забыть экспериментов группы музыкантов Cantacronache с Турин : Фаусто Амодеи (Fausto Amodei), Серджо Либеровичи (Sergio Liberovici), Микеле Страниеро (Michele Straniero) и Маргот (Margot), которые с одной стороны возрождают традиции итальянской популярной музыки, а другой продуцируют новые песни, нередко в сотрудничестве с такими интеллектуалами как Итало Кальвино (Italo Calvino) и Умберто Эко (Umberto Eco)? Вводя в тексты новые тематики: смерть на производстве (La zolfara, 1959), оппозиция войне (Dove vola l'avvoltoio, 1961), борьба за права работниц (Per i morti di Reggio Emilia, 1960).

Cantacronache рассматриваются как предшественники экспериментов итальянских кантауторив. Умберто Эко так высказался о них:

"Если бы не существовали Cantacronache и если бы не было последующей деятельности, которую продолжал, вне Cantacronache, Микеле л. Страниеро, история итальянской песни была бы другой. В дальнейшем, Микеле не стал таким известным, как Де Андре или Гуччини, но за этой революцией сттоить работа Микеле, я хотел бы это напомнить ".

(Umberto Eco

Giovanni Straniero e Carlo Rovello, Cantacronache.I cinquant'anni della canzone ribelle, 2008, editrice Zona, pag. 8



1.2. Шестидесятые годы

К самым выдающимся кантауторив 60-х относят Умберто Бинди (Umberto Bindi) (автор только музыки, относительно текстов, обращался к другим, в первую очередь к Джорджо Калабрезе (Giorgio Calabrese)), Луиджи Тенко (Luigi Tenco), Джино Паоли (Gino Paoli) , Серджо Ендриго (Sergio Endrigo), Бруно Лауци (Bruno Lauzi), Джорджо Габер (Giorgio Gaber), Энцо Янначччи (Enzo Jannacci) (первый, кто сделал героями своих песен общественные низы: бомжей, душевнобольных, проституток и нищих), Пьеро Чампи (Piero Ciampi) (на самом деле только автор текстов, музыку же писали разные композиторы, такие как Джан Пьеро Ревербери (Gian Piero Reverberi) или Джанни Маркетти ((Gianni Marchetti)), Фабрицио Де Андре (Fabrizio De Andr?) (хотя, на самом деле, почти все его репертуар написан в соавторстве с другими артистами), Нино Тристан (Nino Tristano), Сильверио Пизу (Silverio Pisu), Дуилио Дел Прете (Duilio Del Prete). Указанные кантаутори смогли перенять обаяние французского шансона и соединить ее с чувственностью итальянской canzone.

Эта первая генерация находилась под влиянием прежде французской песни, а также итальянской популярной песни; в середине десятилетия к ним присоединились другие кантаутори, такие как Лучио Далла (Lucio Dalla), Джан Пьеретт (Gian Pieretti), Франческо Гуччини (Francesco Guccini,), Мауро Лузин (Mauro Lusini) и Робби Криспиано (Roby Crispiano), которые, наоборот, находились под воздействием бита (с течением времени некоторые из них, как Далла и Гуччини, розробиливласний музыкальный стиль и тематику).

Наконец, к этой категории относятся кантаутори вроде джипа Фарассино (Gipo Farassino) или Нанни Звампа (Nanni Svampa), посвятивших себя частью песням на диалектах. Однако Звампа создал в 1964 группу I Gufi, с которой часто записывал собственные песни итальянской; также Фарассино конце 60-х нередко оставляет диалект для написания таких песен, как антимилитаристская "Ballata per un eroe", "Remo la barca", "La mia citt? "," Il bar del mio rione "," Avere un amico ".

Другие, такие как Паоло Пьетранджели (Paolo Pietrangeli), Гвальдьеро Бертелли (Gualtiero Bertelli) и Иван Делла Меа (Ivan Della Mea), были связаны с узко политической песней.

Конце десятилетие появляется кантауторе, Уголино (Ugolino), который отделяется от жанра, чтобы приблизится к типу социальной авторской песни: категорического, иронической и сатирической.

По женщин, одна из первых кантаутриче - Паола Орланди (Paola Orlandi), которая уже в 1959 записала на собственный текст и музыку песню "Voglio l'amore" (Желаю любви). В тот же период начинают свою карьеру ее сестра Нора Орланди (Nora Orlandi) и Мария Монти (Maria Monti), Во второй половине 60-х дебютирует Джованна Марини (Giovanna Marini), которая перед тем входила в состав Cantacronache.

Собственно в этом десятилетии начинается взаимодействие между авторской песней и поэзией. Первым в этом деле снова стал Доменико Модуньо, который с разрешения автора положил на музыку два стихотворения Сальваторе Квазимодо (Salvatore Quasimodo): "Ora che sale il giorno" и "Le morte chitarre". Так об этом рассказывает апулийские кантауторе:

"Когда я попросил разрешения на эту работу, он ответил, что этого никогда не позволял никому, но как для Модуньо, то не будет проблем. Затем мы встретились и познакомились у него дома: он был лицом очень странной, закрытой, уязвимой, вызвавшая нежность. "

Vincenzo Mollica, Domenico Modugno, edizioni Lato Side, 1981, pag. 86

Другим интеллектуалом, который много сотрудничал с авторской песней был Пьер Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini), который в 1963 дал право Серджо Ендриго использовать некоторые стихи, добытые из книги "La meglio giovent?", с ними была создана песня "Il soldato di Napoleone",, которая находится на первой пластинке на 33 обороты Истрийского кантауторе.

Постоянно Пазолини сотрудничает с Модуньо. Вместе они написали тексто к "Che cosa sono le nuvole".


1.3. Семидесятые годы

В 70-е годы, в связи с тогдашними политическими и культурными движениями, еще больше распространилось использование некоторыми кантауторе песни в политических и социальных целях. Музыкальное влияние сдвигаются с Франции за Ла-Манш и за океан; главные образцы Боб Дилан (Bob Dilan), Пол Саймон (Paul Simon) и Леонард Коэн (Leonard Cohen), однако не хватало воздействий таких авторов как Клаудио Рокки (Claudio Rocchi).

Среди важнейших представителей этого периода, кроме уже названных Dalla, De Andr? Но Guccini, находим Франческо Де Грегори (Francesco De Gregori), Антонелло Вендитти (Antonello Venditti), Эдоардо Де Анджелис (Edoardo De Angelis), Джорджо Ло Кашо (Giorgio Lo Cascio), Эрнесто Бассиньано (Ernesto Bassignano), Ренцо Дзеноби (Renzo Zenobi), Рино Гаэтано (Rino Gaetano), Коррадо Саннуччи (Corrado Sannucci), Марио Бонура (Mario Bonura), Стефано Россо (Stefano Rosso) связанных с деятельностью римской Фолкстудии (Folkstudio), которая продвигала авторскую песню, потом Роберто Веккйони (Roberto Vecchioni), Клаудио Лоллий (Claudio Lolli), Марио Пансери (Mario Panseri), Пьеранджело Бертольо (Pierangelo Bertoli), Джорджо Ланеве (Giorgio Laneve), Эдоардо Беннати (Edoardo Bennato), Тито Скипа (Tito Schipa Jr.), Клаудио Фуччи (Claudio Fucci ), Франко Баттиато (Franco Battiato), Ивано Фоссати (Ivano Fossati) (который начинает свою деятельность с прогрессив-роковой группой I Delirium), Эудженио Финарди (Eugenio Finardi), Альберто Камерин (Alberto Camerini), Джанфранко Манфреди (Gianfranco Manfredi) (последние трое близки к деятельности миланского студенческого движения), Рикки Джанко (Ricky Gianco) (уже активен в предыдущем десятилетии, в 70-е приближается к политической песни), Энцо Маолуччи (Enzo Maolucci) и Карло Креди (Carlo Credi), музыкальное более близки к года.

Однако нередко артисты, которых включают в категории кантауторив, не являются в полной мере, поскольку в действительности сотрудничают с авторами текстов и музыки.

Так Клаудио Бальони (Claudio Baglioni) (большую часть 70-х пишет вместе с Антонио Кодджо (Antonio Coggio) музыку), Риккардо Коччанте (Riccardo Cocciante) (чьи тексты написаны Америго Казелле (Amerigo Casella) и Марко Луберти (Marco Luberti), потом только Луберти и наконец Моголов (Mogol)) и Ренато Дзери (Renato Zero) (который пишет с различными авторами, от Франки Эванджелиста (Franca Evangelisti) до Пьеро Пинтуччи (Piero Pintucci), от Роберт Конрад (Roberto Conrado) к Дарио Балдан Бембо (Dario Baldan Bembo), и иногда является лишь исполнителем.

Тот же случай и с Лучио Баттиста (Lucio Battisti),, который начал свою деятельность в предыдущем десятилетии: с этого времени он является автором музыки песен, поет, а тексты принадлежат Могола.

Также несколько необычный случай Паоло Конте (Paolo Conte), хронологически его творчество совпадает с вышеуказанными артистами, но его музыкальные истоки - джаз и большие оркестры свинга 30-х и 40-х лет, и его тексты часто описывают ситуации того времени (Topolino amaranto, Bartali, Diavolo rosso) или просто уподиблюються к общей, универсальной поэтики (I giardini pensili hanno fatto il loro tempo, Per quel che vale, Chi siamo noi?, например). Конте, кроме того, что поет свою музыку и свои тексты, как правило, исполняет партию фортепиано.

Во второй половине десятилетие преуспели такие кантауторе как Пино Даниеле (Pino Daniele), Анджело Брандуарди (Angelo Branduardi), Иван Грациани (Ivan Graziani), Рон (Ron), Леан Морелли (Leano Morelli), Массимо Бубола (Massimo Bubola) и Горан Кузминач (Goran Kuzminac), в разное способ внесли музыкальное разнообразие в свои композиции.

Кантаутричи, в отличие от своих коллег мужчин, не добились большого успеха в этот период, поэтому такие имена как Antonella Bottazzi, Maria Teresa Grossman, Roberta D'Angelo, Jamima, Chiara Grillo, Teresa Gatta, Nicoletta Bauce, Dania Colombo, Graziella Cal?, Elena Rinaldi остаются известными только узкому кругу любителей.


1.4. Восьмидесятые годы

В восьмидесятые годы утверждаются исполнители, которые, следуя тенденциям эпохи, адаптируют авторскую песню в таких стилей, как панк, ска, рэп и Rock;
До года обращается Васко Росси (Vasco Rossi) к панку - (по крайней мере сначала) Энрико Руджери (Enrico Ruggeri) к Ska - Альберто Камерин (Alberto Camerini) и Донателла Ретторе (Donatella Rettore) в то время как Джованотти (Jovanotti) приносит успех рэп, сначала обращен к молодежи, как в paninari, а затем в аудитории больше проникается социальными темами. Необходимо также упомянуть таких заметных кантауторе, как Лука Карбоне (Luca Carboni) и Раф (Raf), последний музыкальное близок к dance.

Другие кантауторе, что в этот период всплывают на поверхность: Джуни Руссо (Giuni Russo), Амедео Минг (Amedeo Minghi), Марио Кастелнуово (Mario Castelnuovo), Джерардо Кармине Гарджуло (Gerardo Carmine Gargiulo) и Марко Феррадини (Marco Ferradini), музыкальное связываются с итальянской мелодией.

В той или иной степени, такие заметные кантауторе как Лука Барбаросса (Luca Barbarossa) или Миммо Локашулли (Mimmo Locasciulli) вдохновляются Джеймсом Тейлором (James Taylor) или Томом Вейтсом (Tom Waits), не пренебрегают они однако и такими именами, как Джан Пьеро Алоизио (Gian Piero Alloisio) или Флавио Джурато (Flavio Giurato), которые находясь в пути традиций авторской песни предыдущего десятилетия, выдвигают новые требования по компоновке текстов и музыки.

В этот период начинают вызывать определенный интерес некоторые кантаутриче, между которыми Джанна Наннини (Gianna Nannini), связанная с рок-музыкой, и Грациа Ди Микеле (Grazia Di Michele), которая находится под влиянием этники и напоминает американских фолк певцов.


1.5. Девяностые годы

В девяностые годы утверждаются авторы, которые объединяют манеру постмодерна с качеству текстов, которая приближается к уровню их предшественников. Смешение эпох и культур, присущее этому времени и стиля, привело к тому, что многие из них ограничили свое творчество лирикой и интимизмом. Между наиболее репрезентативных кантауторе этого периода можно назвать: Самуэле Берсани (Samuele Bersani), Макса Гацце (Max Gazz?), Никколо Фаби (Niccol? Fabi), Даниэле Сильвестри (Daniele Silvestri), Риккардо СиниГаллиа (Riccardo Sinigallia), Кармен Консоли (Carmen Consoli) , Элиза (Elisa), Мао (Mao) и Кристина Дона (Cristina Don?).


1.6. Двухтысячные годы

В новом тысячелетии появляются имена Пачифико (Pacifico), Карло Фава (Carlo Fava), Джанмариа Теста (Gianmaria Testa), Морган (Morgan), Серджио Каммарьере (Sergio Cammariere), Симоне Кристикки (Simone Cristicchi), Макса Манфреди ( Max Manfredi), Луки Бонаффини (Luca Bonaffini) и Виничо Капоссела (Vinicio Capossela). Рядом с ними укрепляется новая смена кантауторе, еще не отрмимала твердого признания: Диего Манчини (Diego Mancino), Паоло Бенвеньу (Paolo Benvegn?), Марко Паренте (Marco Parente), Пино Марино (Pino Marino), Серджио Басси (Sergio Bassi), Алессио Лега (Alessio Lega), Андреа Пароди (Andrea Parodi), Молтени (Moltheni), Чезаре Базиле (Cesare Basile), Васко бронд (Vasco Brondi), Лео Пари (Leo Pari), Мирко Мэнна (Mirco Menna), Руди Марра ( Rudy Marra), Давиде Ван Де Сфроос (Davide Van De Sfroos), Сузанна Париджи (Susanna Parigi), Момо (Momo) и Беатриче Антолини (Beatrice Antolini).


2. аналогичные иностранные авторы-исполнители

К иностранных артистов, которые считаются в Италии кантауторе относятся прежде деятели французской песни: Жорж Брассанс (Georges Brassens), Серж Генсбур (Serge Gainsbourg), Борис Виан (Boris Vian), Барбара (Barbara (Monique Andr?e Serf)), Жорж Мустаки (Georges Moustaki), Шарль Азнавур (Charles Aznavour), Жак Брель (Jacques Brel), Лео Ферре (L?o Ferr?) или - более недавно-Рено (Renaud) английского фолка и рока (Донован (Donovan), Кэт Стивенс) Cat Stevens) и Ник Дрейк (Nick Drake) американцы: Вуди Гатри (Woody Guthrie), Пит Сигер (Pete Seeger), Боб Дилан (Bob Dylan), Джеймс Тейлор (James Taylor) канадцы; Леонард Коэн (Leonard Cohen), Нил Янг (Neil Young), Джони Митчелл (Joni Mitchell) каталлонци Хуан Мануэль Серрат (Joan Manuel Serrat) и Луис Льях (Llu?s Llach) португалец Жозе Афонсо (Jos? Afonso) чилиец Виктор Хара (V?ctor Jara) гватемалец Рикардо Архон (Ricardo Arjona).


3. Библиография

  • Enzo Gentile, Guida critica ai cantautori italiani, Gammalibri, 1979
  • Autori Vari (a cura di Gino Castaldo), Dizionario della canzone italiana, ed. Curcio, 1990
  • Gianni Borgna, La lingua cantata. L'italiano nella canzone d'autore dagli anni '30 a oggi, con Luca Serianni, Garamond 1995
  • Gianni Borgna, Storia della canzone italiana, Oscar Mondadori 1995 - 2004
  • Mario Bonanno, Con rabbia e con amore. Dizionario dei cantautori italiani, Bastogi editrice italiana, 2003
  • Autori Vari (a cura di Enrico Deregibus), Dizionario completo della canzone italiana, ed. Giunti, 2006
  • Mario Bonanno, Anni affollati. L'Italia ei cantautori 1973-1983, Bastogi editrice italiana, 2009
  • Венявкин, Илья Геннадиевич. Феномен "кантауторе" в итальянской культуре второй половины XX века и творчество Фабрицио Де Андре: реферат ... кандидата исторических наук: 24.00.01 Москва, 2006 171 c. : 61 07-7/274.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам