Надо Знать

добавить знаний



Капитализм



План:


Введение

Капитализм - рационализированное, эффективное производство товаров, что сопровождается погоней за прибыли и основанное на частной собственности и индивидуальных предпринимательских усилиях [1].

В другом определении под капитализмом понимается общество, в котором существуют такие черты, которые выступают всеобъемлющим принципом не только экономических, но и политических и других измерений общественных отношений: наличие частной собственности (включительно средства производства); целью хозяйства является максимизация доходов и пользы; хозяйственная деятельность осуществляется благодаря рынкам и системе цен. Мануфактуры, разделение труда, машинное производство являются производными от капитализма формами и не отражают его сущность [2].

Сущность капитализма в экономическом принуждении к труду - каждый человек имеет право продавать работодателю свою рабочую силу. В идеале основной принцип капитализма - laissez-faire (позвольте делать), хотя чистого капиталистического общества никогда не существовало - государство всегда накладывала ограничения на рынок и сохраняла за собой право как накладывать ограничения на производственные отношения, так и применять неэкономичный принуждение. В современных капиталистических странах государство видит свою роль в установлении законодательной базы и юридических рамок, в которых осуществляется производство и торговля.

Капитализм основан на способе распределения, при котором продукт производства принадлежит капиталисту - владельцу средств производства.

Капитализм противопоставляется централизованно планируемой экономике. Исторически капитализм как способ производства, пришедший на замену феодализма.


1. Этимология

Термин "капитализм" происходит от капитала, который в свою очередь является производным от латинского слова лат. capitalis , От прото-индоевропейского kaput - председатель, поскольку состояние человека в древности оценивалось количеством голов скота.

Адам Смит, отец капиталистического мышления, никогда не употреблял этого слова, описывая экономическую систему, которая казалась ему совершенной, как систему естественной свободы.

Слово капиталист впервые встречается в "Путешествия во Францию" Артура Янга, вышедшей в 1792 году. Слово капитализм впервые употребил Теккерей в 1854 году. Карл Маркс и Фридрих Энгельс употребляли термин капиталистический способ виробницва. В первом томе "Капитала" ( 1867) термин капитализм встречается только дважды.

Первое использование слова капитализм в современном смысле системы виробницва, в книге Вернера Зомбарта "Евреи и современный капитализм" 1902 года.


2. Политическая экономия капитализма

2.1. Классическая политэкономия

Классическая политическая экономия возникла в Великобритании в конце XX века. Ее предстваникы: Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Жан-Батист Сэй, дали анализ производства, распределения и обмена товарами в условиях рынке, заложив основы для дальнейшего изучения.

Началом классической политической экономии считается книга Адама Смит "Богатство наций" ( 1776), в которой он осуждал меркантилизм и пропагандировал идею "системы естественной свободы". Смит разработал ряд идей, которые продолжают ассоциироваться с капитализмом сей, в частности идею невидимой руки рынка, что заставляет невольно создавать общее благо, преследуя личные интересы. Смит был вынужден настаивать на этих идеях, чтобы побороть популярный в те времена дух меркантилизма. Он критиковал монополии, тарифы, пошлины и другие наложенные государством ограничения, веря, что рынок справедливый и эффективный судья. [3] Мнения Смита разделял Рикардо. В книге Принципы политической экономии и налогообложения" он сформулировал закон сравнительного преимущества, который объяснял почему выгодно торговать даже тогда, когда одна из сторон эффективнее по производству всех типов товаров. [4] Рикардо также поддерживал закон Сэя и верил, что полная занятость является нормальным равновесным состоянием в конкурентной экономике. По его мнению инфляция сильно соотносится с количеством денег и кредитом, и был сторонником закона уменьшения доходности, по которому дополнительные затраты приносят все меньше результатов. [5]

Мнения классической политэкономии перекликаются с доктринрою классического либерализма, которая призывала к минимальному вмешательству правительства в экономику, хотя и не возражала против государственного производства небольшого количества базовых общественных ценностей.


2.2. Марксистская политэкономия

Марксизм считает капитализм высшей стадией развития общества с антагонистическим способом производства. Главное противоречия капитализма марксизм видит в несовместимости общественного характера производства при капитализме и частной собственности, которая лежит в основе капиталистической системы распределения. Разрешение этого противоречия марксизм видит в социалистической революции, результатом которой будет установлена общественная собственность на средства производства и коммунистический принцип распределения - от каждого по его способностям, каждому - по потребностям.

Карл Маркс различал потребительскую стоимость продукта и товарную стоимость. При капитализме работа тоже становится товаром, рабочий продает свою рабочую силу. Разница между товарной стоимости произведенного рабочим продукта и стоимости его рабочей силы составляет добавленную стоимость, которая експроприюеться собственником средств производства - капиталистом. По Марксу капитализм порождает своего могильщика - промышленный рабочий класс.

Маркс указал на кризисы перепроизводства как фундаментальный недостаток рыночной экономики.

В своей работе Империализм, как высшая стадия капитализма", Ленин дал определение монополизма, который он отождествляет с империализмом, утверждая, что это новая стадия развития капитализма, которая характеризуется экспортом капитала в противовес экспорта.


2.3. Политическая социология Вебера

Макс Вебер считал определяющей чертой капитализма товарный рыночный обмен, а также рационализацию производства с целью достижения максимальной эффективности и производительности. По мнению Вебера рабочие в докапиталистических экономиках относились к работе как к личным отношениям между мастером и подручным в цехе, или помещиком и крестьянином в имении.

Для Вебера западный капитализм рациональной организацией формальной свободного труда.

2.4. Немецкая историческая и австрийская школы

Немецкая историческая школа в первую очередь определяет капитализм через организацию производства для рынка. Хотя такой подход имеет общие теоретические корни Веберу, в рамках этого подхода акцент на рынок и денежные ссуды делается в другом аспекте. Для последователей немецкой исторической школы основное отличие капитализма от традиционного способа производства в переходе от средневековых ограничений на кредит и деньги в современной денежной экономики, а также ударении на мотиве выгоды.

В конце 19-го века от немецкой исторической школы отделились австрийская экономическая школа, которая имела большое влияние на экономическое мышление течение 20-го века. Австрийский экономист Йозеф Шумпетер подчеркивал идею присущего капитализму "креативного разрушения", то есть того факта, что рыночные экономики все время меняются. В любой момент есть отрасли промышленности, которые поднимаются, и отрасли промышленности, упадок. Шумпетер, как и многие современные экономисты, считал, что ресурсы должны переплывать из тех отраслей, упадок, в развивающиеся, хотя экономисты признают, что отток ресурсов от устоявшихся производств встречает сопротивление со стороны институтов.

Австрийские экономисты Людвиг фон Мизес и Фридрих Хайек были ведущими защитниками рыночного капитализма против тех, кто выступал за централизованно планируемой экономике. Мизес и Хайек утверждали, что только рыночный капитализм может справиться со сложной структурой современной экономики. Поскольку современная экономика производит такой широкий ассортимент товаров и услуг и состоит из большого количества потребителей и предприятий, по мнению Мизеса и Хайека информационные проблемы, стоящие бы перед любой другой формой экономической организации, превышают возможности обработки. Сторонники школы экономики поставок, построенной на принципах австрийской школы, подчеркивают закон Сея : "поставки создает спрос". Для этой школы капитализм - это отсутствие государственных ограничений на свободу решений производителей.

Австрийская школа утверждает, что Маркс не различал капитализм и меркантилизм - спутал империалистические, колонизаторские, протекционистские и интервенционистские доктрины меркантилизма с капитализмом.

Австрийская школа повлияла на идеологию либертарианства, что считает идеалом принцип laissez-faire.


2.5. Кейнсианство

В книге 1936 года "Общая теория занятости, интереса и денег" британский экономист Джон Мейнард Кейнс высказал идею, что капитализму присуще фундаментальное недостаток, связана со способностью восстанавливаться после периодов спада в инвестиционной активности. Кейнс утверждал, что капиталистическая экономика может оставаться в состоянии постоянного равновесия, несмотря на высокий уровень безработицы. Отвергая закон Сея, он говорил, что некоторые люди предпочитают ликвидности, а потому скорее накапливать деньги, чем покупать новые товары и услуги, в связи с чем возникала перспектива Великая депрессия не закончится без "до определенной степени кардинальной социализации инвестиций.

Кейнсианство отрицало мнение о том, что построенная по принципу laissez-faire экономика может справиться с проблемами сама без вмешательства со стороны государства, которое поощрило общий спрос, снижая высокий уровень безработицы и дефляции, которые наблюдались на протяжении 30-х годов. Кейнсианцы рекомендовали как метод борьбы против рецессии дефицитные расходы: уменьшение налогов, увеличение государственных займов и расходов. При этом должен осуществляться общенациональный контроль за зарплатами, инструментом которого является инфляция, которая подрывает уровень реальных зарплат и предотвращает сокрытию денег. Кейнс пытался найти решение многих проблем, поставленных Марксом, не отходя от принципов классической экономики. В своих работах он показал, что регулирование может быть эффективным, и экономические стабилизаторы могут сдерживать периоды агрессивного роста и агрессивного падения. Сторонники Кейнса утверждают, что предложенные им меры были одной из главных причин, благодаря которым капитализм смог восстановиться после Великой депрессии. Однако против положений кейнсианства выступают сторонники неоклассической и австрийской школ.

Коллега Кейнса Пьеро Сраффа и нео-рикардийська школы на основе детального технического анализа продемонстрировали, что динамическая нестабильность в социально-экономических отношениях возникает благодаря власивои капитала тенденции добиваться высочайшего нормы прибыли, что отрицает идеи кейнсианства.


2.6. Неоклассическая экономика и чикагская школа

В настоящее время большинство академических исследований капитализма в англоязычном мире придерживается подхода неоклассической экономики. Она предпочитает рыночной координации и сравнительно нейтральной регулированию со стороны правительства, направленном на обеспечение права собственности, дерегульваному рынка труда, управлению корпорациями, в котором основную роль играют финансовые владельцы, и финансовой системе, в основном основывается на финансировании через рынок капитала противовес государственному финансированию.

Милтон Фридман взял за основу принципы, разработанные Адамом Смитом и классической экономикой, и предоставил им новое звучание. Его работы заложили основу политики приватизации государственных предприятий и в целом экономической политике Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер.

Чикагская школа экономики известна защитой принципов свободного рынка и монетаристскими идеями. По мнению Фридмана и других монетаристов рыночные экономики внутренне стабильны, если их оставить самих на себя, а спады - это результат государственного вмешательства. Например, Фридман считает Великую депрессию следствием сокращения денежного предложения со стороны Федеральной резервной системы, а не в недостаточных инвестициях, как утверждал Кейнс.

Неоклассическая экономика считает ценности субьективнмы, разными для разных людей и для одного человека в разное время, а потому отвергает трудовую теорию стоимости. Маржинализм придерживается мнения, что экономическая стоимость является результатом маржинального продукта и маржинальной стоимости. Сторонники этой теории рассматривают прибыль капиталиста как результат выхода за пределы современной ему потребления, риска и организации производства.


3. История капитализма

Капитализм возник и утвердился сначала в Европе на протяжении XV-XIX веков.

3.1. Предыстория

Фернан Бродель находит первые признаки капиталистических отношений еще в XI-м веке, когда в Европе как грибы после дождя начали расти города. Господствующим средневековым способом производства было натуральное хозяйство - система хозяйствования, при которой каждое поместье производило почти все необходимые для своего существования продукты. Виникення городов означало утверждение нового разделения труда, а также статус свободных людей для их обитателей. Статус города был закреплен в континентальной Европе Магдебургским правом, которое освобождало их от управления и суда феодала. Одновременно в Европе складывалась торговая система, вехами которой были Ганза и Шампанские ярмарки.

К началу XIII века в Европе произошел демографический взрыв. Население Франции, например, возросло до 18-20 млн. Стремительный рост населения встретился с ограничением на сельскохозяйственное производство. Сначала Великий голод, а затем Черная смерть привели к значительному уменьшению населения и стали предпосылками возникновения общества нового типа. Следствием потери в стали развал крепостничества - землевладельцы привлекали крестьян-арендаторов на свои земли, и процесс ограждения. Карл Маркс описывал эти явления, как отчуждение производителя от средств производства. В результате крестьянская земля превратилась в помещичий капитал.


3.2. Конец средневековья

С распадом феодального строя, торговля выросла не только между городами и селами, но и между государствами. Мнения людей начали меняться особенно после изобретения печатного станка. Влияние средневековой католической церкви начал слабеть. Собственно он был основным препятствием на пути развития экономического строя. Однако интересно, что именно при конце средневековья среди католической формы христианства уже разрастались группы капиталистической торговли, производства и банковского дела. Пример этого можно было увидеть в таких католических городах, как Венеция (Италия), Аугсбург (Германия) и Антверпен (Фландрия, нынешние Бельгия)

Впоследствии, в XVI веке взорвалась протестантская Реформация. Хотя было бы преувеличением говорить, что Реформация создала капитализм, из нее же вышли идеи, несомненно говорили о нем. Прежде кальвинизм снял с законного торгового прибыли пятно " ростовщичества ". Кроме того, некоторые протестантские учения побуждали людей тяжело работать, чтобы иметь успех в жизни и таким образом доказать, что они належть в" Избранное ". Они считали, что успех торговли был признаком Божьего благословения. Результатом имущество стало готовым" капиталом "для вклада в дальнейшее крамарство. Таким образом протестантская этика, предписывающая тяжело трудиться, фактически, способствовала распространению капитализма.

Неудивительно, что капиталистическая экономика развилась скорее в протестантских странах, а не католических. Однако католическая церковь быстро наверстали упущенное. Она позволила капитализм в тех странах, где большое влияние, таким образом сама обратилась в богатую капиталистическую организацию. [6]

Несомненно, капитализм имел преимущество над феодализмом частности тем, что дал большей свободы рабочему классу. Однако в капитализме тоже была большая несправедливость. Пропасть между богатыми и бедными расширялась. С одной стороны капитализм осуществлял эксплуатацию рабочих привел к классовой борьбы, с другой - создал великое общество потребителей в некоторых странах с высоким материальным достатком. [7]


4. Аргументы в пользу капитализма

4.1. Темпы экономического роста

Ускорение роста ВВП на душу населения с начала промышленной революции. Логарифмический масштаб - прямые отрезки означают экспоненциальный рост.

Многие теоретики и политиков из капиталистических стран подчеркивают возможности капитализма по стимулированию экономического роста, измеренного валовым внутренним продуктом (ВВП), загрузки производственных мощностей и уровня. Это было центральным аргументом, например, для Адама Смита, чтобы позволить свободному рыночные контроль производства и цен, а также распределение ресурсов. Многие теоретики отмечают, что этот рост мирового ВВП по времени совпадает с появлением современной мировой капиталистической системы. [8] [9]

В 1000-1820 годах мировая экономика выросла в шесть раз, или, перечисляя на одного человека, на 50%. После широкого распространения капитализма, в 1820-1998 годах мировая экономика росла в 50 раз, а в пересчете на одного человека в 9 раз. [10] [11] В прерывается капиталистических экономических регионах, таких как Европа, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, экономика выросла в 19 раз на одного человека, хотя эти страны уже имели более высокий стартовый уровень. В Японии, которая в 1820 году была бедной страной, этот рост составил аж 31 раз, тогда как в остальном мире рост на человека было лишь пятикратное. [10]

Сторонники считают эмпирически доказанным, что рост ВВП на душу населения приводит к повышению уровня жизни, например повышение доступности продовольствия, жилья, одежды и медицинской помощи. [12] Снижение количества рабочих часов в неделю, уменьшение доли детей и пожилых людей в составе рабочей силы также приписываются капитализму. [13] [14]

Сторонники также утверждают, что капиталистическая экономика предлагает гораздо больше (чем другие экономические формы) возможностей для индивиду, чтобы поднять доходы за счет освоения новых профессий или создание собственного бизнеса. Они считают, что этот потенциал намного больший, чем при традиционной феодальной или племенной организации или социалистическом обществе.


4.2. Политические свободы

Милтон Фридман утверждал, что экономическая свобода капитализма является необходимым условием политической свободы. Эта мысль часто повторялась другими, например, Эндрю Бреннаном и Рональдом Рейганом. Фридман заявил, что централизованное управление хозяйственной деятельностью всегда сопровождается политическими репрессиями. По его мнению, деятельность в условиях рыночной экономики является добровольным, а большое разнообразие которой приводит добровольное активность является основной угрозой для репрессивных политических лидеров и значительно уменьшает возможности принуждения. Точку зрения Фридмана также разделяли Фридрих Хайек и Джон Мейнард Кейнс, оба считали, что капитализм является жизненно важным для процветания свободы. [15] [16]


4.3. Самоорганизация

Экономисты австрийской школы утверждали, что капитализм может организоваться в сложные системы без внешнего руководства или центрального механизма планирования. Фридрих Хайек считал явление самоорганизации фундаментом капитализма. Цены служат сигналом о насущных и неудовлетворенные желания людей, а возможность прибыли дает предпринимателям стимул для использования знаний и ресурсов, чтобы удовлетворить эти потребности. Таким образом координируется деятельность миллионов людей, каждый из которых работает на свой ​​собственный интерес. [17]


5. Критика капитализма

Плакат профсоюза Индустриальные рабочие мира (1911)

Критики капитализма связывают его с социальным неравенством, несправедливым распределением богатства и власти, тенденцией к монополизации или олигополизации рынка (и власти олигархов), империализмом, контрреволюционными вийннамы и различными формами экономической и культурной эксплуатации, а также по репрессированию работников и профсоюзов, социальным отчуждением, экономическим неравенством, безработицей и экономической нестабильностью. Индивидуальное право собственности также связывается с трагедией антиспильнот.

Активными критиками капитализма является социалисты, анархисты, коммунисты, национал-социалисты, социал-демократы, технократы, некоторые течения консерваторов, луддитов, народников, шейкеров и националистов.

Марксисты выступают за революционное свержение капитализма, что привело бы к социализму, прежде чем наконец превратиться в коммунизм. Многие социалистов считают капитализм иррациональным, поскольку производство и направления развития экономики являются незапланированными, создавая много несоответствий и внутренних противоречий. [18] Исследователи трудового движения, такие как Иммануил Валлерстайн утверждали, что Невольничья труд - рабов, заключенных и другая принудительный труд - совместима с капиталистическими отношениями. [19]

Многие аспекты капитализма попали под атаку антиглобалистского движения, выступающего, в первую очередь, против корпоративного капитализма. Енвайронменталисты утверждают, что капитализм требует непрерывного экономического роста, и что он неизбежно разрушает ограничены природные ресурсы Земли. [20]

Многие религий критикуют или выступают против конкретных элементов капитализма. Традиционные иудаизм, христианство и ислам запрещают заем денег под проценты, хотя были разработаны альтернативные банковские методы. [ ] Некоторые христиане критикуют капитализм за его материалистический подход [21] и неспособность нести ответственность за благополучие всех людей. [22] [23]


6. Источники и ссылки

  1. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996. - С. 296.
  2. Козловски П. Этика капитализма. Эволюция и общество. - СПб., 1996. - С. 18-23.
  3. Degen, Robert. The Triumph of Capitalism. 1st ed. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 2008.
  4. Hunt, EK History of Economic Thought: A Critical Perspective. - С. 92. - ME Sharpe, 2002.
  5. Skousen, Mark The Making of Modern Economics: The Lives and Ideas of the Great Thinkers. - С. 98-102, 134. - ME Sharpe, 2001.
  6. The Vatican Empire, автор Нино Ло Белло
  7. Пробудитесь! 8 ноября 1982 с. 6
  8. Robert E. Lucas Jr .. "The Industrial Revolution: Past and Future". Federal Reserve Bank of Minneapolis 2003 Annual Report . http://www.minneapolisfed.org/pubs/region/04-05/essay.cfm . Проверено 31 марта 2012 .
  9. J. Bradford DeLong. "Estimating World GDP, One Million BC - Present" . http://www.j-bradford-delong.net/TCEH/1998_Draft/World_GDP/Estimating_World_GDP.html . Проверено 26 February 2008 .
  10. а б Martin Wolf, Why Globalization works, p. 43-45 (приведены по английской Википедии)
  11. Angus Maddison The World Economy: A Millennial Perspective. - Paris: OECD, 2001. ISBN 92-64-18998-X.
  12. Nardinelli, Clark. "Industrial Revolution and the Standard of Living" . http://www.econlib.org/library/Enc/IndustrialRevolutionandtheStandardofLiving.html . Проверено 31 марта 2012 .
  13. Barro, Robert J. Macroeconomics. - MIT Press, 1997. ISBN 0262024365.
  14. Woods, Thomas E. (5 April 2004). "Morality and Economic Law: Toward a Reconciliation". Ludwig von Mises Institute . http://mises.org/daily/1481 . Проверено 31 марта 2012 .
  15. Friedrich Hayek The Road to Serfdom. - University Of Chicago Press, 1944. ISBN 0-226-32061-8.
  16. Bellamy, Richard The Cambridge History of Twentieth-Century Political Thought. - С. 60. - Cambridge University Press, 2003. ISBN 0-521-56354-2.
  17. Walberg, Herbert Education and Capitalism. - С. 87-89. - Hoover Institution Press, 2001. ISBN 0-8179-3972-5.
  18. Brander, James A. Government policy toward business. 4th ed. Mississauga, Ontario: John Wiley & Sons Canada, Ltd., 2006. Print.
  19. That unfree labour is acceptable to capital was argued during the 1980s by Tom Brass. See Towards a Comparative Political Economy of Unfree Labor (Cass, 1999). Marcel van der Linden. "" Labour History as the History of Multitudes "Labour / Le Travail, 52, Fall 2003, p. 235-244" . http://www.historycooperative.org/journals/llt/52/linden.html . Проверено 26 February 2008 .
  20. McMurty, John The Cancer Stage of Capitalism. - PLUTO PRESS, 1999. ISBN 0745313477.
  21. "III. The Social Doctrine of the Church". The Vatican . http://www.vatican.va/archive/ENG0015/__P8C.HTM #-2FX . Проверено 26 February 2008 .
  22. Thomas Gubleton, archbishop of Detroit speaking in "Capitalism: A love story" [ Источник? ] (приведены по английской Википедии)
  23. priest Peter Dougherty, speaking in "Capitalism: A love story" [ Источник? ] (приведены по английской Википедии)

См.. также

Братский проект Посмотрите капитализм в Викисловарь, свободном словаре.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам