Надо Знать

добавить знаний



Караваджизм



План:


Введение

Хосе де Рибера. Святой Андрей Первозванный

Караваджизм - разновидность стиля барокко в 17 веке в искусстве Западной Европы. Эта художественная течение сосуществовала с так называемым "Большим стилем" во главе с академизмом и классицизмом.

Караваджизм имел распространение только в живописи, очень мало - в рисунках и гравюрах.


1. Cумиш художественных течений

Караваджизм возник в сутки, которую следует называть смесью художественных течений конце 16 века. Еще живы и в полной мере авторитетные мастера позднего маньеризма. Напомню, что даже сам Караваджо в молодые годы учился в маньеристов Симоне Петерцано, но ничего не взял устаревших, перегруженных, искусственных композиций своего учителя и маньеризма как такового. Помощником работал Караваджо и в мастерской римского маньеристов Джузеппе дьАрпино, но и от него не заимствуют ничего, кроме технических навыков.

Обособленность Караваджо от позднего маньеризма хорошо чувствовал Джованни Бальоне, теоретик искусства, сам представитель маньеризма и второстепенный римский художник. Бальоне осуждал мятежного в поведении и художественной манере Караваджо и всегда был на стороне его врагов.

От гениального Микеланджело Буонарротти идет линия барочной живописи Италии. Эту линию подхватили римские живописцы ( Пьетро да Кортона, Андреа Поццо, Аннибал Каррачи и др.)., которых всячески поддержали богачи и вельможи. Ведь барокко прославило мощь и роскошь церковных и свитский князей. Между тем живопись барокко покинул героические и демократические традиции Микеланджело ради декоративных эффектов или формальных задач.

А Караваджо использовал лишь некоторые находки и приемы барокко, оставаясь в пределах реализма, присущего северным художественным школам Италии. Проблема реализма в этих художественных школах еще хорошо не изучена и недооценена. Но его мощные возможности в полной мере отразились как в гениальных картинах Караваджо, так и в полотнах менее известных мастеров, создателей реалистических портретов, натюрмортов, бытовых картин (портреты Витторе Гисланди, натюрморты Кристофор Мунари, Бэттери, Эваристом Баскениса, бытовые картины чиппер и др.).


2. Караваджизм в Италии

Караваджизм в Италии характеризовался неглубоким проникновением в суть находок Караваджо, усвоением его внешних признаков, типажа, светотени. Светотень, резка в ночных сценах и более мягкая бытовых картинах была главным признаком караваджизму. Появились художники, специализирующиеся на ночных сценах и вечернем освещении ( Матиас Стомер, Бартоломео Манфреди, во Франции - Жорж де Латур, Жак Белланж). За страсть к ночного освещения Герард Хонтхорст даже получил прозвище Герардо делла Нотт, т.е. Ночной Герардо.

Только талантливые представители караваджизму отходят от формальных признаков стиля Караваджо и насыщают картины личными находками, прокладывая свои тропы в искусстве, пусть и неширокие ( Хосе де Рибера, Матиас Стомер, Караччоло, Массимо Станционе, Карло Сарачено, Николо Реньери, Валантен где Булонь).


3. Основатель Караваджо, который не был караваджистов

Караваджо прожил недолгую, насыщенный неприятными приключениями и тяжким трудом жизни, трагически оборвалась на 38 году. В отличие от Микеланджело Буонарротти, он не видел, что становится основателем нового стиля. Ему было не до того. Потому неприятный течение трагических событий пришвидчився настолько, что было не до созерцаний. Караваджо не имел прочной художественного образования и творил себя как художника - сам. Караваджо - автодидакт за малым или крупным счетом. Караваджо учился у природы, в строгой к нему реальности. Поэтому так много простонародных типов в его картинах. Поэтому почти нет портретов аристократов, фресок во дворцах и пейзажей. Но даже недостатки образования и мастерства Караваджо станут его преимуществами. Он не соотносил свои произведения с требованиями аристократического "Величественного стиля", а наполнял их настоящими чувствами демократического, народного окружения, чувствами, которые хорошо знал и сам. Поэтому такой настоящий отчаяние у апостола в "Поцелуя Иуды", поэтому такая искренняя неожиданность в "Выбор Христом апостола Матфея", поэтому такой печаль и скорбь в "возложении в гроб", потому прячут лучшего и незаменимого, которому бы еще жить на радость общины. Караваджо - великий реалист. Но он никогда не был караваджистов. Те разворовывали его находки, его композиции, облегшувалы и эмоциональной нагрузки, и сущность трагических образов. В картинах Караваджо гремит трагическая музыка, а в караваджистов - мурлыкающий струны лютней и поют лихих или сладеньких песен, иногда рядом с проститутками.

  • Караваджистов Бабюрен.Клиент в проститутки.

  • Караваджистов Хонхорст. Пьяненький скрипач, 1623

  • Караваджистов Тербрюгген.Спочатку горланит, а затем хильне.1624 г.

Почти нет сведений о прямых учеников Караваджо, хотя его модели и сотрудником в молодые годы был Марио Миннити, художник и последователь мастера. Возможно, некоторые картины он делал с ним. Но его учениками стали (после смерти мастера) художники Фландрии (ныне Бельгия), Испании, Франции, Голландии, Италии. Некоторые из них талант и могучий талант. И не остановились на находках Караваджо. Мастера же мало одаренные жевали приемы Караваджо всю жизнь, но поработали ради становления и укрепления реализма несмотря поздний маньеризм, академизм братьев Каарачи, странные выходки малоодаренные мастеров барокко.


4. Картины Караваджо

  • Христа берут под стражу (Поцелуй Иуды). Варианты в Дублине и Одессе

  • Христос избирает апостола Матфея

  • Возложение Христа в гроб, Ватикан.

  • Мученичество Св. Петра


5. Караваджистов (перечень)

Худ. Николо Торниоли, Италия. "Кружок астрономов", Галерея Спада, Рим.
  • Фландрия : П. П. Рубенс (утренние произведения), Абрахам Янсенс (1575-1632), Якоб Йорданс (1593-1678), Герард Сегерс (1591-1651), Теодор Ромбоутса (1597-1637), Луи Финсон (ок. 1575-1617), Ян Коссирс (1600-1671), Питер ван Моль (1593-1650), Якоб ван Оост Старший (1601-1671), Ян Янссенс (1590-после 1650), Теодор ван Лун ( 1585 - после 1660).

6. Галерея произведений некоторых караваджистов

Никола Турнье. "Концерт", Лувр.

Источники

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал
  • Всеобщая история искусств. - Т.4. - М., 1963.
  • Caravaggio and His Followers, Furora Art Publishers. - Leningrad, 1975 (Англ.)
  • Микеланджело да Караваджо.Документы.воспоминания современников. М, "Искусство", 1975 (рус)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам