Надо Знать

добавить знаний



Караганда



План:


Введение

Старый герб города
План Караганды.svg
улица Ленина
Центральный вокзал Караганды
Билет автобус Караганда.png


Караганда ( каз. Қарағанды ) - Город в Казахстане, центр Карагандинской области. Большой индустриально-промышленный, научный и культурный центр.

10 февраля 1934 Караганда получила статус города.

Сегодня Караганда - самый большой город области по населению - 451,8 тыс. человек. (По состоянию на конец 2006) и четвертый за численностью населения в Казахстане (после - Алматы, Астаны и Шымкент).

Административно город разделен на два района: им. Казыбек би и Октябрьский. Местными органами управления являются городской акимат и городской маслихата.

В Караганде работают крупные предприятия по добыче угля, а также предприятия машиностроения, металлообработки и пищевой промышленности. В городе работает большое количество предприятий транспорта и связи. Сегодня Караганда является крупнейшим промышленным, экономическим и культурным центром Казахстана.


1. Этимология

Считается, что свое название город получил от распространенного в этих местах кустарника караганы ( желтая акация).

каз. Қарағанды - Караганне.


2. История

Еще в XIX веке на месте города не было ничего. Существует легенда, что в 1833 году мальчик-пастух Аппак Байжанов нашел уголь. В конце XIX века началась добыча угля сначала русскими купцами, затем французскими и английскими предпринимателями. На рудниках работали жители поселков Большая Михайловка, Тихоновка, Зеленая балка и Новоузенка.

В 1930 году был восстановлен активную добычу угля и началось строительство временных жилищ типа глинобитных полуземлянок для прииджих рабочих и их семей. Затем были построены поселки Майкудук, Новая Тихоновка и Пришахтинський, в которых поселилась основная масса вновь прибывших рабочих и специалистов. Значительно выросло население и в старых поселках.

20 марта 1931 КАЗЦИК постановил образовать Карагандинскую рабочую Раду с самостоятельным бюджетом с непосредственным подчинением КАЗЦИКу. Его центр находился в селе Большая Михайловка, вошедшее позднее в состав города. В 1931 году шахтерское поселение Караганда преобразовано в рабочий поселок, а в 1934 году в город.


2.1. История города в строительстве

На протяжении всей своей истории Караганда застраивалась планомерно и упорядоченно, согласно генерального плана и проектов "Карагандагипрошахт" и других институтов. Над разработкой проектов работали хорошо подготовленные архитекторы и конструкторы.

Московскими архитекторами был разработан первый генеральный план города (1934-1938 гг) под руководством Александра Ивановича Кузнецова, известного архитектора и градостроителя, по проектам которого были построены не один город на территории всего Советского Союза. Новый город было рассчитано на 300 тысяч жителей. Удачно была решена система общественных центров в сочетании с прямоугольной организацией транспортных магистралей и взаиморасположением функциональных зон. Город должен был стать уютным и "сомасштабность к человеку".

К концу 1960-х годов население Караганды уже составляло более 300 тысяч. Архитекторов и градостроителей стало ясно, что необходим новый генеральный план, рассчитанный как минимум на 600 тысяч человек. Главная идея нового генплана заключалась в создании единого города, объединявшего Старый и Новый город. Юго-восточный район Караганды, где началось интенсивное строительство, стал местом формирования современного центра города.

1960-1970-е годы - время, обозначен советским градостроительством как "строительство панелек". Одно из преимуществ Караганды перед другими городами на советском пространстве - это то, что талановитищи архитекторы, в их числе Станислав Ильич Мордвинцев (заслуженного архитектора и лауреата государственной премии Республики Казахстан) [1], заставили панельные дома "крутиться", играть цветом. В 1980-е годы население Караганды составляло уже более 600 тысяч жителей. Стремительно росло и сам город. Появлялись новые микрорайоны, которые стали "полигоном" для испытания новых градостроительных идей. Архитекторам и градостроителям удалось создать яркий ансамбль различных по конфигурации и этажности жилых домов. В это время шло активное строительство культурных памятников, возводились монументальные скульптуры. В 1983 году в Караганде был построен цирк. Проект вызвал нарекания своей дороговизной и помпезностью. Однако городские власти настояли и построили одну из самых прекрасных и современных сооружений в республике.

Следующее десятилетие стало для Караганды, так же как и для других городов Казахстана, кризисным во всех областях экономики, в том числе и градостроительстве.

С началом нового века в городе вновь закипело строительство: восстанавливаются главные улицы, которые были предусмотрены еще в первом плане строительства города, реконструируются жилые дома, культурные и административные здания, строятся новые помпезные торговые центры, закладываются новые парки. К 10-летию независимости ЖК построен этнопарка, аналогов этому парка нет в республике: на небольшой территории воспроизведен ландшафт Карагандинской области.


3. Транспорт

3.1. Городской транспорт

Основные виды городского транспорта: автобусы, троллейбусы и маршрутные такси. Карагандинцы активно используют общественный транспорт. В день городской транспорт перевозит 470 000 человек. Основную часть пасажирооборота везут на себе автобусы - 74% всех пассажиров, маршрутные такси - 24%, троллейбусы - 2% пассажиров. (данные 2005 года) [2]


3.2. Междугородный транспорт

Аэропорт "Сары-Арка" связывает Караганду с многими городами мира. Он обеспечивает прием и выпуск всех типов самолетов.

Железнодорожный вокзал Караганды, находится в центре города. Рядом расположен автовокзал, образуя очень удобный транспортный узел. С Карагандинского автовокзала [3] отправляются автобусы не только по Казахстану, но и по России (города Томск, Омск, Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Екатеринбург, Тюмень, Казань), в Монголии (город Улгий) и Киргизии (город Бишкек).


4. Промышленность

В Караганде работают крупные предприятия угольной промышленности. Машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность. Объем производства промышленной продукции города в 2005 году составил 64,1 млрд. тенге.

4.1. Пищевая промышленность

Крупнейшие предприятия:

  • Хлебозавод - ОАО "Караганды-нан"
  • ОАО "Карагандинский маргариновый завод"
  • ОАО "Конфеты Караганды" [4].
  • ЗАО ИП ?Эфес Караганда пивоваренный завод"
  • ТОО "Акнар" - птицефабрика.

4.2. Машиностроение и металлообработка

Ведущими предприятиями машиностроительной отрасли являются: ЗАО "Карагандинский завод электротехнического оборудования", "Карагандинский машиностроительный завод им. Пархоменко", АОЗТ "КАРГОРМАШ-ИТЕКС" (Завод, уже не действует), ТОО фирма "Механомонтаж", ОАО "Карагандинский литейно-машиностроительный завод ", ОАО" Автоматика ", ТОО" Булат "," Езанол ", ТОО" Темко ".

5. Спорт

В городе базируется хоккейный клуб "Сарыарка", выступающий в Казахстанской хоккейной лиге и в чемпионате России среди команд высшей лиги.

6. Климат

Климат в Караганде резко-континентальный с суровыми зимами, жарким летом и недостаточной годовым количеством осадков. [5]. Летом растительность выгорает.

Показатель Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Год
Абсолютный максимум ? С 9 6 22 31 36 39 40 40 37 28 19 12 40
Средний максимум ? С -9 -9 -3 11 20 25 27 25 19 9 -2 -8 9
Средняя температура ? С -14 -14 -6 5 13 19 21 18 12 3 -5 -11 3
Средний минимум ? С -19 -19 -12 -1 6 12 14 11 6 -1 -10 -16 -2
Абсоютний минимум -42 -41 -35 -24 -10 -2 3 -1 -7 -19 -38 -43 -43
Норма осадков 21 19 18 22 36 36 41 33 22 35 27 22 332

7. Персоналии


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам