Надо Знать

добавить знаний



Карло Бартоломео Растрелли



План:


Введение

Карло Бартоломео Растрелли ( итал. Carlo Bartolomeo Rastrelli , 1675, Флоренция - 1744, Санкт-Петербург) - прославленный скульптор Российской империи начала 18 века, итальянец по происхождению. Представитель стиля барокко. Занимался также архитектурой, дизайном интерьеров, планировка садов барокко, делал театральные декорации. Отец известного архитектора Бартоломео Растрелли.


1. Жизнеописание

1.1. Флорентийский период

Родился во Флоренции. Происходит из дворянской семьи, обеднела. Получил блестящее художественное образование, позволившая позже работать и как архитектор, и как инженер-гидравлика, и как театральный декоратор, и значительный по таланту, специальности и мастерством скульптор. В связи с отсутствием значительных заказ во Флоренции перебрался в папский Рим. Политическая и экономическая нужда ощущалась и в Риме. Женился с женщиной (Анна-Мария), испанкой по происхождению. Молодожены вместе выехали на заработки в Париж.


1.2. Парижский период

В Париже жили 15 лет (1700-1715). Здесь и родился их первичток, сын - Варфоломей Растрелли, будущий прославленный архитектор. Парень получил в Париже первоначальную художественное образование и хорошо овладел два языка - итальянский (флорентийский диалект) и французский, которой будет пользоваться почти всю жизнь и писать ней документы. Даже себя называть французском - Франсуа Растрелли и будет так подписываться.

Отец работал в области скульптуры. Среди наиболее значимых произведений отца - надгробие маркиза де Помпона, министра короля Франции Луи XIV. Чтобы укрепить собственное положение, Растрелли - отец покупает диплом графа Папского государства и получает орден Иоанна Латеранского. Покупка титула - обычная практика в Европе. В сословном иерархии Франции титул графа - не последнее дело, потому что с графом больше считаются.

Последние годы правления Луи XIV тоже отличались кризисом и значительным уменьшением художественных заказ. А после смерти короля большинство высокообразованных мастеров осталась без замов и денег. Их затруднительным положением воспользовался царь Петр, что приказал своим агентам призывать на службу в Санкт - Петербург всех желающих к переезду. Среди приглашенных в Петербург мастеров были -

  • Филипп Пильман, художник-декоратор
  • Александр Леблон, архитектор и садовник, которого учил сам Андре Ленотр
  • Николя Пино, архитектор и скульптор-декоратор по дереву
  • Карло Бартоломео Растрелли, преимущественно скульптор, инженер и мастер литейного дела.

1.3. Петербургский период

Дворец в Стрельне, 2009 г.

С 1 мая 1715 г. Растрелли-отца приняли на русскую службу по контракту вместе "с сыном своим и учеником работать на службе Его Царского Величества на три года во всех искусствах и ремеслах, что он знает". Чтобы новоприбывшие не ели хлеба даром, к их обязанностей по котракт входило -

  • проектирования архитектурных сооружений
  • проектирование садов барокко, парковых каскадов и фонтанов
  • создание скульптур из мрамора и разного камня
  • отливка скульптур из меди, свинца и железа
  • изготовление портретов из цветного воска и гипса
  • изготовление печатей и матриц для монет и медалей
  • создание театральных декораций и театральных механизмов для представлений
  • Растрелли-отец был обязан также обучать всему этому русских учеников, которых ему предоставят.
Стрельна. Сад барокко, состояние на 2010 г.

24 марта 1716 семья Растрелли прибыла в Петербург. В отличие от Парижа, мастера скачали значительным количеством замов, что тот продлил работу несмотря три года, а потом остался в столице империи на всю жизнь.

На начальном этапе Карло занимался архитектерою и Планировка сада барокко в резиденции Стрельна. Но натолкнулся на значительное сопротивление со стороны своего главного конкурента - французского архитектора и садовника Александра Леблона. Дошло до жалоб к губернатору и царя. Петр, более заинтересован в то время в Леблон, стал на его сторону. Распорядился на будущее заниматься архитектурой - Леблону, а скульптурой - Карло Растрелли.

Неожиданное решение царя, тем не менее, способствовало сохранению сил и времени пожилого по возрасту Растрелли-отца для работы со скульптурами, ведь так было за сорок. К тому же, скульптура и литейное дело были долговременными и трудомиськимы. Это хорошо отражает рапорт Карло Растрелли для создания одного металлического бюста. В перечне - требования на необходимые материалы (красная медь, воск, гипс, железо, глина), потребность в помещении-мастерской для защиты от непогоды достаточного размера и еще четырнадцать специалистов-помощников, среди которых -

  • кузнец с помощниками
  • слесарь
  • плотник
  • каменщики-строители
  • переводчик, потому Карло еще не выучил русского языка.

По окончании отливки, ждать, пока она остынет. Затем снимут толстую форму и начнут расчищать бюст. А завершит произведение чеканка и полировка металлической поверхности делать специалист-чеканщиками с соответствующими инструментами. А их нет и надо заказать за границей, потому Петербург живет привозом.

Карло Растрелли. Конный монумент царю Петру I

К тому же, здесь товктимуться ученики, которых надо учить на реальной делу. А предшествовать этом волокита с бумагами и непростые отношения с медленной бюрократической машиной московитов. Неудивительно, что металлических бюстов Карло Растрелли успеет создать 5 - 6, а сохранятся еще меньше.

Тем не менее, Карло Растрелли много успевал. И сделал значительный вклад в барокко скульптуру России, как в станковую, так и в монументальной. Он автор первого конного монумента в искусстве империи. Все его произведения - светской, нецерковной тематики, потому что он стоял у самых истоков светского искусства Российской империи.




2. Избранные произведения

Фонтанная скульптура "Тритон с морским чудовищем", восстановлена ​​в 1956 г. под старыми рисунками (скульптор А. Гуржий)
Фонтан "Тритон" в окружении цветов, Петергоф, дворик Оранжереи.


  • Надгробие министра где Помпона, 1707, Париж
  • Проект сооружения Сената (не осуществлен)
  • Носова скульптура для царского корабля
  • Бюст майора С.Бухвостова, (не сохранены)
  • Скульптура солдата-великана Буржуа, гипс (не сохранены)
  • Бюст неизвестного вельможи, 1732, Третьяковская галерея
  • Декор залов дворец Монплезир
  • Портрет В. Поспелова, денщика царя, гипс (не сохранены)
  • Бюст князя Меншикова, 1717, Эрмитаж, Петербург
  • Бюст Петра I, Эрмитаж, Петербург
  • Бюст Петра I, золоченый свинец, Дания, Копенгаген, музей
  • Конный монумент Перта И, Петербург
  • Императрица Анна Ивановна с арапа-мальчиком, Государственный Русский музей, Петербург
  • Маскароны для каскада "Золотая гора", Петергоф
  • Фонтанная скульптура "Персей верхом с головой Медузы Горгоны в руке" и "Андромеда", четыре дельфина (не сохранены)
  • Маскароны для Грота в Стрельне, (не сохранены)
  • Аллегорическая скульптура "Зима" для Верхнего сада в Петергофе, (не сохранены)
  • Четыре аллегорические скульптуры "Времена года", Петергоф, (не сохранены)
  • Скульптурная группа "Нептун на колеснице", (не сохранены)
  • Скульптура "Самсон раздирает пасть льва", первый вариант, 1735, (не сохранены) Фигура "Самсона" возобновил в конце 18 в. скульптор Козловский Михаил Иванович
  • Отливки декоративных скульптур для разных фонтанов в Петергофе
  • Фонтан "Тритон с морским чудовищем" (не сохранены), восстановлена ​​в 1956 г. под старыми рисунками (скульптор А. Гуржий)
  • Проект сада барокко в Стрельне

См.. также


Источники

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал
  • Дмитренко А.Ф. и др. "50 кратких биографий мастеров русского искусства", Л, "Аврора", 1971
  • Овсянников Ю.М. "Франческо Бартоломео Растрелли", Л, "Искусство", 1982
  • "Памятники архитектуры пригородов Ленинграда", Л, Стройиздат, 1983
  • Павленко Н.И. "Александр Данилович Меншиков", М, "Наука", 1981
  • Архилов Н. И., Раскин А. Г. Бартоломео Карло Растрелли. 1675-1744. - Л.-М., Искусство, 1964. - 109 с., 21 л. ил.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам