Надо Знать

добавить знаний



Карло Гольдони



План:


Введение

Карло Гольдони

Карло Гольдони (Carlo Goldoni) (* 25 февраля 1707, Венеция - 6 февраля, 1793, Париж) - итальянский драматург.


1. Биография

Карло Гольдони познакомился с сценическими представлениями еще ребенком в доме своего деда - большого любителя театра. Изучая по приказу отца медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана, Менандр, а вместе с тем и усердно посещал театр, водил компанию почти исключительно с актерами и актрисами. Уступая его просьбе, отец позволил ему изменить факультет. Сначала в Венеции, затем в Павии Гольдони занимается юридическими науками, но гораздо усерднее знакомится с драматической литературой вообще и итальянской в частности, причем с прискорбием замечает в последней отсутствие чего-либо достойного внимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области.

За сатиру в драматической форме "Колос" его удалили из Павии, после чего он учился некоторое время в Удине, а затем в Моденской университете, где и окончил курс. Вступив в адвокатского состояния (в Венеции) и с успехом ведя процессы, Гольдони сочинял трагедии (наименее соответствовало свойства его таланта и поэтому получалось очень неудачно) и либретто для опер. И те, и другие стали появляться на сцене, но без успеха.

Первой комедией, сразу сделала ему громкое имя, стала комедия "Светский человек" (L'Uomo di Mondo), за которой последовали: "Мот" (Il Prodigo), "Банкротство" (Il Fallimento), "Лжец" ( L'Impostore) и другие. В течение одного года он написал для венецианской публики шестнадцать триактних пьес.


1.1. Париж

В 1761 г. Гольдони навсегда оставил свою родину, чтобы поселиться в Париже, куда его вызвала дирекция тамошнего итальянского театра. За два года он написал там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым сам автор придавал так мало значения, почти не бывал на их премьерах, но тем охотнее он посещал французский театр, где все больше и больше росло его захвата Мольером.

Работа в должности учителя итальянского языка, внезапная потеря одного глаза, приглашение из Лондона писать пьесы для тамошнего итальянского театра, громадный успех написанной им французской комедии "Благотворительный буркутун" (Le Bourru bienfaisant), за которой последовала еще одна французская, менее понравившаяся парижской публикой, продолжение литературной деятельности родном языке, - вот главные биографические факты за последние годы жизни Гольдони, умершего в Париже в 1793 г.


2. Творчество

Литературное наследие Гольдони - более 200 пьес, среди которых все больше комедий. Из них одни (напр. "Памела") относятся к жанру "слезных комедий", другие - веселые буффонады из народной жизни и так называемые "Комедии характера" (напр. "Трактирщица" ("Locandiera"), "Комический театр", Il teatro comico, "Осажденный богач", Il Ricco insidiato, "Скупой", L'Avaro; вышеупомянутый "Благотворительный буркутун" и мн.).

На этом жанре второй категории как раз и основывается огромное значение Гольдони в итальянской литературе, а также и слава, которой он пользовался и пользуется в Италии, давшей ему характеристический титул своего "protocomi с" (как Греция назвала Аристофана "комиком"). И на его второй родине, Франции, такой строгий судья, как Вольтер, называл его (в письме к нему) "сыном и живописцем натуры", человеком, "очистила итальянский сцену изобретает с фантазией и умеющим писать со здравым смыслом", восхвалял "чистоту, естественность" его стиля.

Итальянское общество и народ нашли в нем удивительного живописца. Если, по характеристике итальянского критика, "театр Гольдони похож на большую, людную ярмарку, где встречаешь людей всякого характера и всякого сословия", то первое место на этой ярмарке занимает низший класс. Ни в чем талант Гольдони, его vis comica, не оказались так ярко и широко, как в его так называемых "Венецианских? народных комедиях, здесь сравнение с ним может выдержать разве только Плавт, с которым у Гольдони вообще немало сходств и точек соприкосновения.

В литературном отношении пьесы Гольдони приобретают особое значение изображения характеров, почему он придавал очень высокое значение, идя по следам Мольера (Гольдони так и называют-"итальянским Мольером"). В создании "комедии характера" и заключается реформа Гольдони в области итальянской драматургии. Оставленные в наследство римской комедии итальянской комедии так называемые "четыре маски", которые вследствие своей возрастной недвижимости приобрели плачевную шаблонность и утратили всякую жизненность - эти "маски" Гольдони заменил реальными лицами, выхваченными просто из жизни. Грубую, в основном импровизированную арлекинада он заменил тонким и серьезным "жанром", в котором главное - изображение действующих лиц, их смешных сторон, слабостей и недостатков.

Строгий пурист-эстетик найдет в комедии Гольдони недостатки вроде лишнего бесцеремонности в изображении и особенно в языке. Его современник и враг, известный драматург Карло Гоцци, прямо обвинял его в том, что "он представлял на сцене только ту правду, которую находил у себя перед глазами, и копировал ее касательной и грубо, вместо того чтобы следовать натуре с подобающими писателю деликатностью и утонченностью". Но такие обвинения теряют смысл, когда применяются к писателю чисто народного, к тому же эти недостатки - если они действительно недостатки - в Гольдони весьма незначительны и обильно компенсируются достоинствами.


3. Мемуары

Главным материалом для биографии Гольдони и истории его литературной деятельности служат его "Мемуары", напечатанные им сперва французском в 1787 г. под заголовком "M?moires de M. Goldoni, pour servir ? l'histoire de sa vie et ? celle de son th?tre", a затем годом позже им же переведенные на итальянский.

Литература

  • Ferdinando Meneghezzi, "Della vita e delle opere di Carlo Goldoni" (Мил., 1827)
  • Luigi Carer, "Saggi sulla vita e le opere di Carlo Goldoni" ( Венеция, 1825)
  • Gherardo de'Rossi, "Del moderno teatro comico italiano e del suo Restavratore Carlo Goldoni" (Бассано, 1794)
  • Molmenti, "C. Goldoni" ( 1875).

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам