Карло Мадерно

Карло Мадерно
Carlo Maderno
Гражданство Италия
Дата рождения 1556
Место рождения Тичино, район озера Лугано
Дата смерти 30 января 1629
Место смерти Рим
Работал в городах Рим
Архитектурный стиль барокко
Важнейшие сооружения Фасады церкви Санта Сусанна, Сант Андреа делла Валле, дворец Маттеи ди Джови,
Карло Мадерно в Викискладе
Фасад церкви Санта Сусанна

Карло Мадерно ( итал. Carlo Maderno * 1556, Тичино, район Лугано - ? 30 января 1629, Рим) - римский архитектор, ученик своего дяди Доменико Фонтана.

По его зданий в Риме известны: фасады церквей Сант Андреа делла Валле, Санта Сусанна, представляющие собой первые примеры популярных в XVII веке фасадов с двумя или несколькими, надстроенными друг над другом ордерами, а также - дворец Маттеи ди Джови, фонтаны на площади святого Петра и частично палаццо Барберини, законченного Борромини и Бернини.

Карло Мадерно увековечил свое имя преимущественно окончанием строительства (в 1605-1613) собора святого Петра.

Смотрите также статью: Собор Святого Петра.
Фасад собора Св. Петра от Мадерно

Первоначальный план Браманте, греческий равноконечный крест, Карло Мадерно превратил в латинский продлив западную часть собора на три гигантские пролеты и соорудив впереди него огромные сени. Фасад собора - тоже его произведение, однако ему не удалось выполнить свой проект полностью: оседание почвы не позволило построить башни на двух концах фасада как предполагалось, которые перерезали бы однообразную линию аттика и предоставили бы ему большую монументальность и гармонию. Мадерно, превозносимая при жизни, получил позднее строгой и не вполне справедливой критики: нельзя не поставить ему в заслугу то, что он устоял против общего в его время захвата экстравагантными и дешевыми эффектами и пытался при достройке собора святого Петра идти по стопам Браманте и Микеланджело , по мере возможности не удаляясь от строгости и благородства их идей, если это ему и не удалось полностью, то виной тому не столько отсутствие у него деревянные, сколько время, в которое он жил - время почти полного упадка итальянского искусства.


  • Domenico Fontana, Della trasportazione dell'obelisco vaticano et delle fabriche di Nostro Signore Papa Sisto V fatte dal Cavallier Domenico Fontana architetto di Sua Santit?, libro primo, Domenico Basa, Roma 1590.
  • Giovanni Baglione, Le Vite de 'Pittori, Scultori et Architetti dal Pontificato di Gregorio XIII fino a tutto quello d'Urbano VIII, Roma 1642, 307-309.
  • Lione Pascoli, Vite de 'pittori, scultori, architetti moderni, I, Roma 1730, (edizione critica a cura di A. Marabottini, ad vocem, Perugia 1992.
  • Antonino Bertolotti, ad vocem, in Artisti lombardi a Roma nei secoli XV, XVI e XVII, Milano 1882.
  • Giorgio Casella, Il testamento di Carlo Maderno, in Bollettino storico della Svizzera italiana, I, 1926, 32-38.
  • Antonio Mu?oz, Carlo Maderno, Roma 1922.
  • N. Cafisch, ad vocem, in U. Thieme - F. Becker (a cura di), Allgemeines Lexikon der bildende K?nstler, IV, Leipzig 1929, 529-532.
  • Idem, Carlo Maderno: ein Beitrag zur Geschichte der r?mischen Barockarchitektur, M?nchen 1934.
  • P. Frosini, Carlo Maderno, architetto idraulico, in Strenna dei romanisti, XVI, 1955, 323-325.
  • Ugo Donati, Carlo Maderno, architettoticinese a Roma, Lugano 1957.
  • A. Blunt, The Palazzo Barberini: the Contribution of Maderno, Bernini and Pietro da Cortona, in Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 21, 1958, 256-287.
  • B. Toscano, I Barberini, il Maderno e la Fonte i Piazza, in Spoletium. Rivista di arte, storia cultura, VI, 1959, 20-23.
  • Howard Hibbard: Carlo Maderno and Roman Architecture 1580-1630. London 1971.