Карл Поппер

Сэр Карл Раймунд Поппер ( англ. Sir Karl Raimund Popper * 28 июля 1902, Вена - ? 17 сентября 1994, Лондон) - британский философ, логик и социолог. Родился в Австрии. К 1937 работал в Вене, с 1946 до середины 70-х - профессор Лондонской школы экономики и политических наук. Автор и представитель школы "критического рационализма" - попытки конструктивного теоретического преодоления логического позитивизма.

Основные произведения: "Логика научного исследования" (1935), "Открытое общество и его враги" (1945), "Нищета историцизма" (1945), "Предположения и опровержения" (1963), "Объективное знание. Эволюционный подход" ( 1972), "Автобиография (поиска нет конца)" (1974), "Ответ моим критикам" (1974), "Личность и ее мозг" (в соавторстве с Дж. Экклс, 1977), "Реализм и цель науки" (1983) и др..


1. Взгляды

1.1. Фальсификация

Главной целью философии видел изучение роста научного знания, особенно - научной космологии. Последняя являет собой проблему познания мира, включая нас самих (и наше знание) как части этого мира. По мнению Поппера, не существует особого метода философии - есть метод любой рациональной дискуссии с четкой постановкой вопросов и критическим анализом предлагаемых решений. Предложил принцип фальсификации (принципиальной спростованости любого утверждения) в противовес принципу верификации. Утверждал органическое единство теоретического и эмпирического уровней организации знания, а также гипотетический характер и подверженность ошибкам (принцип "фалибилизму") любой науки. Отделение научного знания от ненаучного, науки от "метафизики" (или проблему "демаркации") обозначал как существенно значимую в противовес ориентациям на разработку критериев значения. Рост научного знания (в рамках которого особое внимание должно было уделяться, по Поппером, проблемам и их решению) Поппер трактовал как частный случай общих процессов общественных изменений. История научного познания - это история смелых предположений и их перманентных опровержений.


1.2. Три мира

Глобальное же миропредставление Поппера (принципиально не онтологического характера) выступало в виде теории трех миров: мира физических явлений; мира субъективных (ментальных и психических) состояний сознания; мира объективного содержания мышления и предметов человеческого сознания вне субъекта познания, ( гипотезы, подтвердились, и не подтвердились, научные теории, материализованные проекты и непрочитанные никем книги и т.д.). "Мир" у Поппера - скорее метафора для обозначения существования разнокачественных уровней реальности. "Третий" мир нигде не локализован и относительно автономен, так как любая теория или идея - первооснова для любых немыслимых для ее авторов следствий (самый числовой ряд включал в себя и геометрию Евклида, и всю математику, следовавшей за ней). Этот мир и влияет на сознание людей, цивилизация есть результат реализации идеальных объектов. Мир первый и мир третий взаимодействуют в процессе интеракции только через второй мир. Человек находит свою самость (самость - "пилот тела-корабля") в процессе развития. Единственное оружие, на которое человек, по Поппером, генетически запрограммирована, - это язык. Эволюция самости и эволюция языка тесно переплетаются.


1.3. Открытое общество

Общественным идеалом Поппера выступало "Открытое общество", власть разума, справедливость, свобода, равенство и предотвращения международных преступлений. По мнению Поппера, "закрытые общества" (тоталитарные государства) характеризуются верой в существование магических табу в отличие от "открытого общества", в рамках которого "люди (в значительной степени) научились критически относиться к табу и основывать свои решения на совместном обсуждении и возможностях собственного интеллекта". Поппер подчеркивал, что одного только учета общественного мнения недостаточно для конституирования общества в "открытое": общественное мнение, по Поппером нередко ошибочно, неучебное и подвергается манипулированию.

По Поппером любые доктрины "общественной избранности" возникают как специфическая реакция на тот или иной вид угнетения: доктрина избранности еврейского народа возникает в эпоху "вавилонского плена", доктрина господствующей арийской расы Ж. Гобино выступила ответом аристократа-эмигранта на идею об изгнании французской революцией "агрессивных тевтонцев", пророчества Маркса о победе пролетариата появились в период жесточайшей эксплуатации рабочего класса в середине XIX в. С точки зрения Поппера тезис Маркса о том, что классовое сознание рабочих (основанное на единстве и солидарности) может быть аккумулировано и сохранено после окончания классовой борьбы и с необходимостью должна и способна пережить условия, ее породивших, и силы, не согласуется как с диалектикой самого Маркса, так и с его теорией о том, что классовое сознание рабочих является отражением тяжелых общественных условий их существования. То, что человек был рабочим, не является гарантия того, что она всегда будет помнить о солидарности угнетенных и не будет стремиться к эксплуатации своих коллег. Пророчества и предсказания Маркса о необходимости и неизбежности пришествия социализма были, по Поппером, результатом "мышления, основанного на субъективных желаниях, веры в мистический коллективизм и иррациональной реакции на ход развития цивилизации ". Глобальные теории общественного развития вкупе с социальными пророчествами могут завершаться только катастрофой. Недопустимо формулировать утопическую социальную цель и затем подыскивать рациональные средства для ее достижения. (Поппер таким образом формулировал запрет на процедуры социальной инженерии коммунистической пользы , НЕ трактуя при этом даже "открытое общество" как некий проект, а лишь как своеобразное общественное должное).


1.4. История

По мнению Поппера "единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с различными аспектами человеческой жизни, и среди них - история политической власти. Ее обычно возводят в ранг мировой истории, но ... это оскорбительно для любой серьезной концепции развития человечества ... история политической власти есть не что иное, как история международных преступлений и массовых убийств (включая, правда, некоторые попытки их пресечения) ". Поппер принципиально отвергал "Историцизм" "лжепророков Гегеля, Маркса и других оракулов ". Историцизм у Поппера - концепция, согласно которой "область наук об обществе совпадает с областью применения исторического, или эволюционистского, метода и особенно исторического пророчества". История, по Поппером, не имеет смысла. Только люди в состоянии придать ей цели и смысла. Поппер доказывал, что "мы несем полную ответственность даже за те образцы, выбираем для подражания". "Историцизм допускает, что мы можем пожинать то, что мы не сеяли, убеждает нас в том, что все будет и должно быть хорошо, если мы пойдем в ногу с историей ... Он пытается переложить нашу ответственность на историю ... Историцизм рождается из крайнего разочарования в рациональности и ответственности наших действий ... Историцизм является попыткой подменить надежду и веру человека, которые порождены моральным энтузиазмом и презрением к успеху, какой-то уверенностью, основанной на ... "человеческой природе" или на историческом предопределении ... Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы делаем такую ​​же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, что может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для "истории" это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы ... защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода ... и прогресс ... Мы должны стать творцами своей судьбы ... Отбросив идею о том, что история политической власти нас рассудит , и избавившись от беспокойства по поводу того, оправдает нас или история нет, мы, возможно, достигнем успеха в установлении контроля над властью. Именно таким образом мы ... сможем оправдать историю ". Мы, по мнению Поппера, "не можем создать небеса на земле", надо отказаться от поиска чудодейственной формулы, превратит нашу развращенное человеческое общество в идеальное "золотое" сообщество. По таким взглядами и надеждами стоит древняя как мир вера в возможность изгнания дьявола из нашего мира через разрушение государства (анархизм) либо путем ликвидации существующей экономической системы (Маркс). Значимые социальные успехи вполне достижимы, но цель политики в том, чтобы выбирать наименьшее зло из всех мыслимых.

Могила Карла Поппера в Вене, Австрия

2. Библиография

  • Поппер Карл. Открытое общество и его враги. Т. И. В плену Платоновых чар / Пер. с англ. Александр Коваленко. - М.: "Основы", 1994. - 444 с.
  • Поппер Карл. Открытое общество и его враги. Т. II в. Вспышка пророчества: Гегель, Маркс и последователи / Пер. с англ. Александр Буценко. - М.: "Основы", 1994. - 494 с.
  • Поппер Карл. Нищета историцизма / Пер. с англ. Василий Лисовой. - М.: "Абрис", 1994. - 192 с.

Литература