Картина мира

Картина мира - сложно структурированная целостность, включает три главных компоненты - мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

Мифологический пространство с его структурными элементами: как аксиоматика, в пределах которой осуществляются попытки рационализации действительности, построения альтернативных миров, манипулирования сознанием и т.п., часто рассматривается учеными основа любой картины мира, поскольку содержание концепта -мифологеми/мифологичного сценария оказывается макро-знаком, детерминирует движение культуры (отдельной сферы деятельности) социума. [1]


1. Другие определения понятия

Исходя из того, как понимают картину мира социологи, психологи, психоаналитики и нейрофизиологи, ее следует определить как:

  • систему образов (и связей между ними) - наглядных представлений о мир и место человека в нем, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой: составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными: образы и сведения зачастую имеют эмоциональную окраску;
  • порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой изменения в системе указанных элементов.

Согласно этих особенностей картина мира:

  • полностью определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;
  • представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;
  • имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех ее субъектов.

Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные и религиозные сообщества.


2. Связанные понятия

Мировосприятия (т.е. чувственно-образная часть) - это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т.д..

Мировоззрение - концептуальная часть, представлена ​​общими категориями пространства, времени, движения и т.п.. Основные крупные элементы - каркас картины мира - представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных предположений о мире или тех его частях касающихся ситуации. Они могут и не осознаваться человеком, но есть встроенные в картину мира, потому необходимые для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и для оценки происходящего. Некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основанные на врожденных свойствах человека. Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т.д., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и развития.

Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий. Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественного картины мира, утверждением новых эталонов свитопояснення. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном итоге - новую картину мира. Прогресс - развитие человека и человечества - это последовательная смена и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

Таким образом, из картины мира следует все остальное - и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Итак, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры. Согласно этими соображениями можно (и следует) применять термины "культура" и "картина мира" как взаимозаменяемые, потому что разные ученые вкладывают в слово "культура" противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровня понимания воспитанности той или иной личности к понятию о созданном людьми Мир культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как об общем способ существования человеческого рода. Особенности различных картин мира


3. Критерии различных картин мира

Выделяют такие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:

  • масштабность;
  • четкость;
  • эмоциональная окрашенность;
  • свет и тьма;
  • присутствие прошлого, настоящего и будущего;
  • аналитизм и синтетизм;
  • выделенное субъекта из внешней среды;
  • активность-пассивность;
  • знаковость (символичность);
  • рефлексивность;
  • насыщенность межчеловеческих отношений;
  • конформность;
  • детерминированность мироустройства;
  • степень общей развитости;
  • особенности развития репрезентативной системы.

4. Субкультурная картина мира

Мир не хорош и не плох - утверждали еще мудрецы древности, - он такой, каким мы его воспринимаем. Что же определяет восприятие мира, а следовательно, и отношение к нему, человеком? Давно известно, что даже добросовестные свидетели, которые видели один и тот же эпизод, часто дают о нем противоречивые показания. Происходит это потому, что картины мира у свидетелей могут существенно отличаться. Скажем, у одних в ней преобладают светлые, у других - мрачные тона, в одних в ее центре прошлое, в других - будущее, в одних она насыщена человеческими отношениями, в других основное место отведено природе: одни картины мира сложные и красочные, другие простые и бесцветные т.д..

Проектируя эпизод в ситуацию, которая существует в его картине мира, свидетель непременно подвергает его при этом трансформации. Картина мира служит чем-то вроде координатной сетки определяет смысл и содержание любых воспринятых объектов и образов. Это происходит потому, что люди чувствуют и действуют не согласно с какими-то "объективными фактами", но исходя из своих всегда субъективных представлений о них. А эти последние определяются многими обстоятельствами. Исследованиями установлено, что, например, "представление о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметно расходиться не только у разных народов и культур, но и у представителей разных поколений или разных субкультур в рамках одной культуры, одного народа". Главная причина этого - наличие у разных народов, этносов и субкультур и, пожалуй, у каждого человека своей личной картины мира, в соответствии с особенностями которой каждый человек и ведет себя так или иначе.

Своеобразная картина мира присуща любой социальной общности - от нации или этноса к социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Мало того, каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Иными словами, любое достаточно большое человеческое сообщество дифференцированные картины мира как по горизонтали (различные социальные группы современников), так и по вертикали: картины мира - это не нечто застывшее, но исторически изменчивый процесс приспособления к меняющимся реалиям. Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора. Но точно так же сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад. Различаются картины мира в католика и православного, в мусульманина и буддиста. Подобные различия хорошо иллюстрирует искусство. Например, Париж в изображении китайских художников отличается от Парижа Писсарро и Моне. А природа в современных пейзажистов разительно отличается от ее изображения XIII-XIV веков.


Примечания

Литература

  • Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства, времени и восприятия. М.: Гнозис. 1994.
  • Картина мира / / Философский словарь. Н., 1991: Зись А. Я. В поисках художественного смысла. М., 1991. стр. 84
  • Жидков В. С. Соколов К. Б. Искусство и картина свггу. - СПб.: Алетейя. 2003
  • Брунер Дж. Психология познания. М.. 1977
  • Художественная культура в докапиталистических формациях. Л.. 1984
  • Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.. 1983
  • Кларин М. В. На путях познания счастья / / М. Аргайл. Психология счастья. М.: Прогресс. 1990
  • Кроткова 0. А. Семенович А. В. Некоторые особенности мозговой организации образов зрительной памяти человека и возникновения конфабуляций / / Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1

См.. также