Картон (искусство)

Картон ( итал. cartone ) - Подсобный крупноформатный рисунок (иногда раскрашенный), выполняемый в размере будущего произведения фресковой живописи, мозаики, витража, гобелена.

Картон вырисовывается углем или карандашом (или в два карандаша - белый и черный), сделанный на бумаге или на основанном полотне, из чего уже пишется картина красками. Сначала подобные рисунки делались исключительно для фресок, толстый бумага, на котором делался рисунок, прокалывался по его контуру, накладывался на почву, приготовленный для фресковой живописи, и посыпался угольным порошком по прокалыванию, из-за чего на почве образовался слабый черный контур. Фресковая живопись писался сразу без поправок, и поэтому выработка готового, совершенно обдуманного контура было необходимо.

Картон или картоны в ткачестве - эскиз для создания ковра-Аррасу ( гобелена). Он создается художником-картоньером в размер будущего ковра-Арраса ( гобелена), по которому и работают ткачихи. Нередко знаменитые художники выполняли картоны для тканых ковров-картин; известны семь картонов Рафаэля из "Деяний апостольских", выполненные им для фландрских ткачей (хранятся в Кенсингтонском музее в Лондоне), четыре картоны Мантеньи. Картоны к Аррас создавали Питер Пауль Рубенс, Джулио Романо, целый ряд художников Фландрии XVI - XVII веков, Франции XVI - XIX веков. Из ближайшего к нам времени можно вспомнить о картоны Овербека, Шнорра, Корнелиуса ("Разрушение Трои", "Страшный Суд" и др.), Каульбаха ("Разрушение Иерусалима", "Битвы гуннов" и др.), Энгра - для живописи на стекле в усыпальницы Орлеанского дома. Иногда картон написан одним художником, а живопись из него - другим. Так, Корнелиус отдавал некоторые картоны почти в полное распоряжение своих учеников. В XX веке к созданию картонов для гобеленов обратился Жан Люрса.

Законченные картоны часто имеют ценность картин; такие картоны Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Мантеньи, Джулио Романо и др.. имеют самостоятельное художественное значение и веками служили школой изучения художниками прошлого. Сохраненные картоны художников Высокого Возрождение Италии хранятся в музеях как самостоятельные художественные произведения (картон Рафаэля к фреске "Афинская школа", Милан, Амброзиана; картоны Джулио Романо к коврам "Триумф Сципиона Африканского", первый - в Лувре, Париж, второй - в Эрмитаже, Петербург).

Картоны также используются для изготовления витража.


Источники