Надо Знать

добавить знаний



Кар \ 'премьер



План:


Введение

Панорама карьеру Garzweiler (Германия)
Угольный карьер ( разрез)

Карьер - ( рус. карьер , англ. quarry, pit, open-pit mine, opencast, opencut, strip mine ; нем. Steinbruch m, Tagebau m, Grube f, Tagebaubetrieb m )

Угольный карьер называют "Угольный разрез".


1. История

Открытые горн. работы известны с эпохи палеолита. Первые крупные К. появились в связи с строи. в Древнем Египте пирамид. Позднее в античном мире в К. в больших масштабах до-бувався мрамор. Расширение области применения открытого способа разработки с помощью К. сдерживалось до нач. ХХ в. отсутствием высокопроизводительных машин для извлечения и перемещения больших объемов вскрышных пород. К концу ХХ в. в К. добывалось 95% стро горных пород, ок. 70% руд, 90% бурого и 20% каменного угля.

Elem.JPG

2. Элементы карьеру

Элементы карьеру ( рус. карьера элементы , англ. open-pit elements , нем. Tagebauelemente n pl ) - Пространственные составляющие карьера, которые исчерпывающе характеризуют его геометрию. Основные элементы (рис.): рабочий (1) и нерабочее (2) борт карьера, подошва или дно (3), верхний и нижний контуры (4) карьеру, уступы (5,6), площадки (7, 8), углы откоса уступа γ 1, γ 2, границы карьеру.


3. Рабочая зона карьеру

РАБОЧАЯ ЗОНА КАРЬЕРА - совокупность рабочих (вскрышных и добычных) уступов, на которых выполняются работы по подготовке и выему горных пород. Поло-жения К.р.з. определяется на разрезе углом наклона рабочего борта карьера и высотными отметками верхнего и нижнего рабочих горизонтов; в плане - протяженностью фронта работ на рабочих уступах. При разработке горизонтальных и пологих месторождений малой и средней мощности высотное положение К.р.з. остается-ется неизменным, при разработке наклонных и крутых месторождений, а также мощных изометрических залежей рабочая зона постепенно снижается вместе с увеличением глубины карьера.


4. Дно карьера

ДНО КАРЬЕРА - площадка нижнего уступа карьера (называемый также подошвой карьеру). В условиях разработки крутых и наклонных тел полезных ископаемых минимальные размеры Д.К. определяются с учетом условий безопасного вынимания и нагрузки горных пород с последнего уступа : по ширине - не менее 20 м, по длине - не менее 50-100 м.

В условиях разработки морфологически сложных залежей значительного протягивания Д.К. может иметь ступенчатую форму.

5. Глубина карьера

ГЛУБИНА КАРЬЕРА - расстояние по вертикали между уровнем земной поверхности и дном карьера или расстояние от верхнего контура карьера до нижнего. Различают проектную, конечную и предельную Г.к. См.. глубокий карьер.

6. Предельный контур карьера

Предельными контурами КАРЬЕРА - контур карьера на период его погашения, то есть прекращения работ.

7. Технология и техника проведения

К. - это система уступов (как правило, верхние - породные или вскрышные, нижние - добычные), подвижки которых обеспечивает вынимание горн. массы в контурах карьерного поля. Трансп. связи в К. обеспечиваются постоянными или скользящими съездами, а с поверхностью - траншеями. В процессе эксплуатации происходит перемещение рабочих уступов, вследствие чего увеличивается выработанное пространство. С помощью вскрышных работ покровные породы перемещают в отвалы, которые иногда размещают в выработанном пространстве. При глыб. К. до 100 м с крепкими содержащих-ми породами в себестоимости 1 м вскрыши до 25-30% занимают буровзрывные работы, 12-16% - экскавация, 35-40% - транспорт и 10-15% - отвалообразования. С увеличением глубины К. доля расходов на транспорт увеличивается-ется до 60-70%.

Для бурения взрывных скважин в К. применяют тяжелые буровые станки массой до 100-130 т и легкие буровые станки. Осн. тип ВР - гранулированные аммиачно-селитряные гранулиты, граммонит (смесь селитры с тротилом) и водонаполненные (в обводненных скважинах). Осн. выемной-погрузочное оборудование при добыче угля и руды - электрические экскаваторы с канатным приводом и ковшом вместимостью 15-30 м при длине стрелы до 26 м. Одновременно очень распространены гидравлические прямые мехлопаты с ковшами вместимостью 10-38 м . Используются одноковшовые погрузчики с ковшами емкостью 4-20 м . На вскрышных работах внедряются все более мощные мехлопаты и драглайны (напр., применяется вскрышные мехлопаты массой 12 тыс.т с ковшом вместимостью 135 м при мощности привода 22 тыс. кВт и драглайн массой 12 тыс.т с ковшом вместимостью 168 м при длине стрелы 92 м).

Поточная технология на К. достигается применением роторных экскаваторов (при диам. ротора 22 м и ковшах вместимостью 6,6 м суточная производительность машины до 240 тыс. м ). На К. средней и малой мощности высокую эффективность показывают компактные роторные экскаваторы с уменьшенными рабочими параметрами. На К. с крепкими породами наибольший объем перевозок осуществляется тяжелыми автосамосвалами.

Автосамосвалы грузоподъемностью 100-155 т - распространенное средство транспорта благодаря их маневренности, возможности преодолевать крутые склоны. Эксплуатируются и 200-300-тонные самосвалы. Для транспортировки горн. массы с К. применяют железнодорожные тяговые агрегаты сцепной массой 360 т, думпкары грузоподъемностью до 180 т. Применяют самоходные карьерные дробилки на гусеничном, колесном и шагая-рельсовом ходу с массой до 600 т и производительностью 5 тыс. т. в год. Использование в К. дробильных агрегатов-зволяе перейти к широкому использованию конвейерных систем.

Наибольший карьер в Украине - Ингулецкий (до 34,8 млн.т руды в год).


7.1. Подвигания фронта работ в карьере

Подвигания фронта работ в карьере - один из показателей интенсивности разработки месторождения; характеризуется ско-костью П.ф.р.к., т.е. расстоянием перемещения фронта горных работ, выраженной в метрах за единицу времени (обычно - за год). Зависит г.ч. от масштаба работ, вида и конструкции погрузочного и транспортного оборудования, применяемого способа перемещения фронта горных работ и высоты уступов, которые отрабатываются. Различают веерное, ривнобиж-не и смешанное П.ф.р.к.

Подвигание веерное - перемещение фронта горных работ при разработке карьерного поля (или его части) округлой фор-мы, характеризующийся большей скоростью подвижки отделенных от поворотного пункта участков фронта (перемещение фронта в плане "веером", "по вееру").

Подвигания фронта параллельное - перемещение фронта горных работ параллельно одной из осей карьерного поля от одной его границы до другой или из промежуточного положения до контуров.

Подвигания фронта смешанное - комбинация различных схем подвигания фронта горных работ, например, параллельного и веерного.


7.2. Глубина развития деформаций в карьере

Глубина развития деформаций в карьере - горизонтальное расстояние от начального положения верхней бровки откоса (верхней бровки контуру карьера) до последней трещины, визуально прослеживается в направлении, противоположном направлению движения смещенных масс укоса.

7.3. Объем карьеру

Объем горных пород, подлежащих разработке в конечных (проектных) контурах карьера.

См.. также


Литература


Bergbau template.svg Это незавершенная статья горного.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам