Надо Знать

добавить знаний



Катакомбы Рима



План:


Введение

Катакомбы Рима ( итал. Catacombe di Roma ) - Сеть античных подземных ходов, общей длиной 150-170 километров, где было сделано около 750 000 захоронений в период раннего христианства. Большинство из них расположены вдоль Аппиевой дороги близ Рима. Характерными для вырубленных в туфе катакомб есть высеченные в стенах прямоугольные ниши ( лат. loculi ) Различной величины, предназначенные для одного, двух или нескольких умерших. Сейчас почти все ниши катакомб открытые и пустые - но сохранились до нашего времени и закрытые, например, в катакомбах Панфил.

Катакомбы святых Петра и Марцеллина. Иосиф Вильперт, 1903 г.
Фрагмент катакомбы свв. Петра и Марцеллина:
слева - Адам и Ева, справа - Оранта

1. История

1.1. Термин "катакомбы"

Само название "катакомбы" ( лат. catacomba ) Не является первоначальной их названием - древние римляне предпочитали слову "цеметерий" ( лат. coemeterium - "Покои"). Лишь один цеметерий святого Себастьяна назывался ad catacumbas (от греч. katakymbos - "Углубление"). Поскольку в средние только эти "катакомбы" были известны и доступны поэтому все подземные захоронения стали называть катакомбами. [1]


1.2. Первые катакомбы

Первые катакомбы у ворот Рима возникли еще в дохристианскую эпоху, например, Иудейские катакомбы ( итал. Catacombe Ebraiche ) На Аппиевой дороге. Относительно их происхождения нет единой точки зрения: существует гипотеза, что они по-простому остатки древних каменоломен и подземных путей; [2] однако и распространена гипотеза Джованни Батиста де-Росси и его последователей о том, что катакомбы исключительно христианская сооружение, поскольку узкие ходы неблагоприятные для виватаження из них камни - а сама порода отнюдь не пригодна для строительства. [ 3]

Раннехристианское богослужения в катакомбах святого Каллиста
( гравюра XIX века).

1.3. Возникновение захоронений

Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений: римские владельцы на своих участках устраивали или одиночные могилы, или даже целый семейный склеп, куда допускали наследников и близких, подробно определяя круг значимых для них лиц и права этих могилу. Их потомки, из очереди, которые обращались в христианство, допускали к захоронению уже и единоверцев на собственных участках. [4] Об этом свидетельствуют в катакомбах такие надписи: "Семейная усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для важных его отпущенников и потомков того же вероисповедания, что я сам " [5], и "Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и для своих близких, которые верят в Господа". [6]

Подземные ходы, соединены друг с другом многочисленными галереями, отвечали границам владений и таким образом образовывали своего рода играть, например, катакомбы святого Каллиста. Однако бывали и катакомбы-ответвления от основного хода - иногда высотой даже в несколько этажей.

Христиане переняли у II веке обычай хоронить умерших в катакомбах - в том числе мучеников и жертв преследований при языческих императорах. Однако катакомбы не обязательно бывали местом укрытия христиан. Христианская традиция осуществления поминальных литургий на мощах святых ведет свое начало от отправки богослужений в катакомбах на гробах мучеников. [7]

В катакомбы входили также гипогеумы (от лат. hypogeum ) - Помещение религиозного назначения - однако с сих пор точно не установленной функцией - а также часто небольшой зал для пира, зал для собраний и несколько шахт для освещения ( лат. luminare ). В "Апостольских постановлениях" (ок. V века) содержится прямое указание на встрече ранних христиан в катакомбах: "... без присмотра собирайтесь в усыпальницах [8], осуществляя чтение священных книг и распевая псалмы по умершим мучениками и всеми от века святыми и за братьями своими умершими в Господе. И вместообразну приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах ... ". [9] О устойчивую традицию совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: ?Какие горькие времена, мы не можем осуществлять в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!". [10]

К V века старых катакомб значительно расширен, а в приложении построено еще и новые.

Реконструкция кубикулы в катакомбах святого Каллиста
(Джованни Батиста де-Росси, 1867 год.)

1.4. Исторические свидетельства

Раннего ( IV века) ​​историческими источниками информации о римских катакомбах есть произведения Блаженного Иеронима и Пруденцием. Иероним, воспитанный в Риме, оставил о своих посещение катакомб такие заметки:

Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обыкновение по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела умерших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается этот пророческий выражение: "да сойдут они живыми в" ( Пс. 54:16). Изредка свет, впускаемого сверху, сдерживает ужас мрака, так что отверстие, через которое оно входит, лучше назвать щелью, чем окном. [4]

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период произведение Пруденцием "Страдания блаженнейшего мученика Ипполита ":

Недалеко от того места, где заканчивается городской вал, на обработанной местности, примыкающей к нему, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Наклонная тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишен света. Дневной свет проникает в крипту через вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорублены в своде крипты, и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, однако через указанные отверстия значительное свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землей видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, у которого сооружается жертвенник для божественных священнодействий. [11]


1.5. "Закат" катакомб

С IV века катакомбы утрачивают свое значение и перестают использоваться для захоронений. Последнее римским епископом, похороненным там, был папа Мильтиад; [4] его преемник Сильвестр уже был похоронен в базилике Сан Сильвестро др. Капи. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились: с этого периода катакомбы приобретают популярность в паломников, которые стремясь помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников, посещали катакомбы и залишаюлы на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые описывали свои впечатления о посещении катакомб в заметках, которые остались одним из источников информации для изучения катакомб.

Уменьшение интереса к катакомбам было вызвано постепенным изъятием из них мощей святых. В году 537 при осаде города Витигесу гробницы святых в них были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. [12] Это было первое удаление реликвий из катакомб. Такие записи хронистов сообщают о масштабные акции:

  • папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых
  • при папе Пасхалия I, согласно надписью в базилике Санта Прасседе, из катакомб было изъято две тысячи триста мощей святых. [4]

1.6. Открытие и изучение катакомб

Исследователи в катакомбах
(Иллюстрация к "Истории Рима" М. Йондж, 1880)

С конца IX века посещение римских катакомб - в них уже не было мощей, которые привлекали паломников, - практически прекратились: в XI - XII веках описаны лишь единичные случаи подобных посещений. Практически на 600 лет об известном в христианском мире некрополь забывают - и только в XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог и библиотекарь папской библиотеки. Исследовав раннехристианские и средневековые письменные источники, он составил перечень 43 римских захоронений (книга вышла в 1568 г.) - однако вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Опять о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Соляной дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями [4]. В то время решили, что это катакомбы Присциллы (на самом деле coemeterium Iordanorum ad S. Alexandrum). Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.

Позже катакомбы исследовал Антонио Бозио (ок. 1576 - 1629), который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Всего им было открыто около 30 цеметериив (раскопок Бозио не проводил), результаты работы он описал в трехтомном сочинении "Подземный Рим" ( лат. Roma sotterranea ), Вышедший в свет уже после его смерти [13]. Бозио нанял двух художников, которые изготовили копии изображений катакомб. Их работы оказались частично неточными и ошибочными: Добрый Пастырь был принят за крестьянку, Ной в ковчеге - за мученика, молящийся а отроки в пещи огненной - за сцену Благовещение [14].

Полномасштабные исследовательские работы в катакомбах начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвященные их истории и живописи. К таким работам относятся произведения Джузеппе Марки, Джованни Батиста де-Росси (открыл катакомбы святого Каллиста), монументальное произведение А. Фрикена "Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства" ( 1872 - 85 года). В конце XIX века русский художник-акварелист Ф. П. Рейман ( 1842 - 1920) за 12 лет работы создал более 100 листов копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.

В 1903 году вышла книга исследователя Иосифа Вильперта ( 1857 - 1944) "Живопись катакомб Рима" ( нем. Die Malerei der Katakomben Roms ), В которой он представил первые фотографии фресок из катакомб (черно-белые фотографии Вильперт лично раскрасил в цвета оригинальных изображений).

С 1929 года (после Латеранских соглашений) катакомбами и исследованиями, в них проводятся руководит Папская Комиссия по священным археологии ( итал. Pontificia Commissione di Archeologia Sacra ), Созданная по предложению де-Росси еще в 1852 году. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками. Задачами исследователей римских катакомб остается толкование иконографии катакомбного живописи, а также открытие новых захоронений и новых участков неизвестных катакомб. Так в 1955 году благодаря Антонио Ферруа были открыты катакомбы на Виа Латина. Последняя находка до того неизвестного захоронения состоялась в 1994 году после обвала пола в подвале: были обнаружены длинный коридор с цистерной, круглая кубикулы и античный вход. [15]


2. Погребальные обряды

Захоронения мучеников в катакомбах (Ш. Ленепвьо, 1855 год)

Катакомбы в II - IV веках использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, поскольку община считала своим долгом прятать единоверцев только среди своих. Похороны в первых христиан были простыми: предварительно омытое и вимащенне разными ароматами тело окутывали в саван ( бальзамирования с очисткой внутренностей древние христиане не допускали) - и клали в нише. Затем нишу закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичом [16]. На плите было написано имя умершего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелания покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичными: "Мир с тобой", "Покойся в мире Господа" и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было достаточно высоким: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу [17].

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские захоронения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии ("почить в мире", "почить в бозе") в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai. [18]

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались специальные служители - фоссоры ( лат. Fossorius, Fossorii ). Также в их обязанности входило подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил: "Участок приобретена для устройства бисому для Артемизия. Стоимость, 1500 Фоли, выплачена фоссору Хилари, при свидетельстве фоссорив Севера и Лаврентия". [19] Их изображения также часто встречаются в катакомбном живописи: их изображают за работой или стоечные с наряддям своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. [20] Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят ученых и интересных по неосвещенным коридорам [21].


2.1. Формы захоронений

Название Изображение Описание
Ниши
( лат. Loculi , Локула)
Wilpert 052.jpg Локула (дословно "места") является наиболее распространенной формой захоронений в катакомбах. Предназначенные для захоронения как одного человека, так и нескольких ( лат. loculi bisomi, trisomi ... ). Делались в виде четырехугольных продолговатых углублений в стенах коридоров катакомб или кубикулы.
Аркосолии ( лат. Arcosolium )
Arcosolium (catacombe di Domitilla). Jpg Аркосолиями - невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице клали останки усопших. Таким образом, отверстие гробницы находился не сбоку, а сверху. Этот дорогой тип захоронений известен еще с античности. У них чаще хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при отправлении литургии. Чаще встречаются в кубикулы, чем в коридорах катакомб. [22]
Саркофаги ( лат. Solium )
1053 - Roma, Museo d. civilt? Romana - Calco sarcofago Giunio Basso - Foto Giovanni Dall'Orto, 12-Apr-2008.jpg Относится к римской традиции захоронения, позже заимствованной христианами. Не характерен для иудейских захоронений. Захоронение в саркофагах в катакомбах встречаются редко. Саркофаги также могли располагаться в аркосолиями.
Кубикулы ( лат. Cubiculum ) И крипты
Wilpert 060.jpg Кубикулы назывались небольшие камеры, расположенные по бокам основных ходов. Дословно cubiculum означает "покой", покой для сна умерших. В кубикулы располагались захоронения нескольких людей, зачастую они были потомственными склепами. Найденные кубикулы, в которых насчитывается до 70-ти и более локула разной величины, расположенных в 10 и более рядов.
Захоронение в полу
( лат. Forma - "Канал, труба")
Wilpert 109.jpg Встречаются в полу крипт, кубикулы, редко в основных ходах катакомб. Такие захоронения часто встречаются недалеко захоронений мучеников.

3. Виды катакомб

3.1. Христианские катакомбы

Катакомбы святого Себастьяна

Катакомбы святого Себастьяна ( итал. Catacombe di San Sebastiano ) - Получили свое название от захоронения в них раннехристианского мученика святого Себастьяна. Особого интереса заслуживают языческие захоронения, украшенные фресками. Здесь хорошо наблюдается переход от язычества к христианству: языческие изображения сочетаются с христианскими надписями. В глубоких (и более поздних) христианских катакомбах расположена крипта святого Себастьяна, где до переноса в построенную в V веке над катакомбами церковь Сан Себастьяно фуори ле Мура хранились мощи святого.

По преданию, в катакомбах святого Себастьяна некоторое время в начале III века хранились мощи апостолов Петра и Павла, казненных в Риме в I веке. Об этом сохранилась надпись: "Кто бы ты ни был, ищущий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые" [23].

Катакомбы Домитиллы ( итал. Catacombe di Domitilla ) - Эти катакомбы служили местом захоронения язычникам и христианам. Они расположены на территории, которая принадлежала семье Флавиев, однако не известно о какой Домитиллу идет речь. Точно известно лишь то, что катакомбы Домитиллы возникли из нескольких родственных захоронений, и были расширены до 4 этажей около IV века. Каждый этаж достигает 5 м высотой. Здесь встречаются раннехристианские символы: рыба, агнец, якорь, голубь.

Древнейшее известное изображение Богородицы с младенцем Иисусом (катакомбы Присциллы).

Катакомбы Присциллы ( итал. Catacombe di Priscilla ) - Старые катакомбы Рима. Они были частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения украшены раннехристианскими фресками из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой Капелло и древнее изображение Богородицы с младенцем и пророком (фигура слева изображает пророка Исаию или Валаама), датированное II веком.

Катакомбы святой Агнесс ( итал. Catacombe di Sant'Agnese ) - Получили свое название от имени раннехристианской мученицы Агнесс Римской и датируются III - IV веками. В этих катакомбах нет настенной росписи, но в двух галереях, хорошо сохранились, можно найти множество надписей.

Над катакомбами расположена базилика Сант Аньезе фуори ле Мура, построенная в 342 году дочерью императора Константина Великого Констанции. В этой базилике хранятся мощи святой Агнесс, перенесенные из катакомб.

Катакомбы святого Каллиста с открытыми нишами

Катакомбы святого Каллиста ( итал. Catacombe di San Callisto ) - Является крупнейшим местом христианского погребения древнего Рима. Протяженность катакомб составляет около 20 км, они имеют 4 уровня и образуют настоящий лабиринт. В катакомбах святого Каллиста находятся около 170 тысяч захоронений. Свое название катакомбы получили от имени римского епископа Каллиста, который принимал участие в их обустройстве.

Катакомбы святого Каллиста исследованы только частично. Для доступа открыта крипта пап, в которой был похоронен 9 римских епископов III века [24], а также крипта святой Цецилии (Кикилия), где в 820 году были найдены мощи этой святой. Стены крипты украшают фрески с изображением мучеников Севастиана, Кирина и Кикилия.

В пещере Святых Таинств ( итал. Cubicolo dei Sacramenti ) Сохранились фрески с изображением таинств крещения и евхаристии. Также сохранилось много символических изображений: рыбалка, извлеченной рыбу (символ спасения человека из волн греховного моря); семь человек, сидящих за столом (таинство евхаристии); Лазарь (символ воскресения).

Эпитафия с изображением меноры с иудейских катакомб

3.2. Иудейские катакомбы

Известные археологам Иудейские катакомбы в Риме находятся под Villa Torlonia и Vigna Randanini (открыты в 1859 году). Вход в катакомбы под вилла Торлония был замурован в начале XX века, лишь в конце века было решено их отреставрировать и открыть для посетителей. По мнению исследователей, данные катакомбы являются предшественниками христианских катакомб: найдены захоронения датируются 50 годом до н.е. (возраст захоронений устанавливался с помощью радиоуглеродного анализа) [25].

По своему архитектурному плану иудейские катакомбы практически не отличаются от христианских. Oсновна отличие заключается в следующем: сначала возникли не коридоры, а отдельные склепы, которые позднее были объединены ходами. Ходи в целом шире чем в христианских катакомбах. Их стены также украшены фресками с изображением символов и фигур, например, меноры, цветов, животных (уток, рыб, павлинов), однако среди рисунков отсутствуют изображения сцен из Ветхого Завета.


3.3. Синкретические катакомбы

В синкретических катакомб Рима относятся подземные храмы (hypogeum) degli Aureli, Trebius Justus, Vibia. Здесь можно встретить совмещение христианства, греческой и римской философии. Возможно, это были захоронения одной секты гностиков. К примерам таких катакомбных храмов относится подземная базилика, найденная в 1917 году в районе римского вокзала Термини. Храм, украшенный гипсовыми барельефами, использовался в I веке до н.е. как место встреч неопифагорейцев [26].

Адам и Ева с сыновьями. Катакомбы на Виа Латина

3.4. Катакомбы на Виа Латина

Богато украшенные катакомбы на Via Latina (официальное название - Catacomba di Dino Compagni, ок. 350 г.), найденные в 1955 году, были частным захоронением одной или нескольких семей. Они не относятся к синкретических катакомб, возможно, здесь совершались погребения как язычников, так и христиан (всего около 400 захоронений). Эти катакомбы интересны тем, что в них можно увидеть изображение сцен из Ветхого и Нового Завета в новой иконографии. Так Адам и Ева изображены в одежде из шкур сидя на камне, оба подпирают рукой подбородок; Ева печально смотрит на Адама. Также "новое" изображение пророка Валаама с ослицей (середина IV века).


4. Символы и декор

4.1. Общая характеристика

Стены около 40 катакомб (особенно стены склепов) украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Старого и Нового Заветов [27], языческих мифов, а также разнообразными христианскими аллегорическими символами ( Ихтис, "Добрый Пастырь"). К пнайдавниших изображений относятся сцены "Поклонение волхвов" (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком. [28] Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующей его рыбы. [29] В иудейских катакомбах на Аппиевой дороге встречаются изображения меноры. Присутствие в местах захоронений и сборов первых христиан изображений как библейской истории, так и святых свидетельствует о ранней традицию почитания священных изображений. [16]

К другим распространенным символических образов, частично заимствованных из античной традиции, в катакомбах относятся: [30]

Апостол Павел (фреска IV век)

Исследователи отмечают, что христианский фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода [31].

Большинство изображений в римских катакомбах выполнены в эллинистическом стиле, который господствовал в Италии в II - III веках, только символ Ихтис имеет восточное происхождение [32]. По мнению Иосифа Вильперта, при датировке изображений важное значение имеет манера и стиль их исполнения.

Крещение Господне (фреска начала III века)

Добрый стиль выражен здесь особенно в легком деликатном наложении красок и в правильности рисунка; фигуры - прекрасных пропорций, а движения отвечают действия. Недостатки появляются и накапливаются особенно, начиная со второй половины третьего века, в виде грубых ошибок в рисунке, зеленых бликов в инкарнати, в грубых очертаниях, непокрытых живописью, и широкой каймой, обрамляющие сцены. Далее, достоверным критерием является одежда и ее украшения: туника безрукавки указывает на фрески ранее III века; к III веку относится далматик ранней формы; далматик с модными, невероятно широкими рукавами, указывает на фрески IV века. Круглые пурпурные нашивки появляются со второй половины III и особенно в IV веке; в древнейшую эпоху украшения ограничиваются узким "клавой". [32]

Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)

Для раннего периода ( I - II века) ​​характерны нежные, тонкие каймы вокруг фресок, использование светлых тонов и общий бледно-палевый фон крипт, на которых некоторые фрески сдаються монохромными. Постепенно эллинистическая художественная манера заменяется иконописной мастерством: тела начинают изображать более материальными, что особенно заметно благодаря ВОХР в карнации, которая делает фигуры тяжелыми. Искусствовед Макс Дворжак считает, что катакомбный живопись отражает формирование нового художественного стиля: трехмерное пространство меняется абстрактной плоскостью, происходит замена реальной связи между телами и предметами их символическими взаимоотношениями, все материальное подавляется ради достижения максимального вдохновения [33].

Изображение сцен из мифов в катакомбном живописи встречается гораздо реже ( Деметра и Персефона, Амур и Психея). Часто античная традиция изображения тех или иных персонажей (в том числе декоративные мотивы: медуза, тритоны, Эрос) была перенята христианами.


4.2. Изображение Иисуса Христа

В катакомбном живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресение Христа. Среди фресок конца III - начале IV веков часто встречаются сцены, изображающие Христа, творит чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря (существует более 50 изображений). Иисус держит в руках своего рода "волшебную палочку" [34], что является античной традицией изображения см., также перенятой христианами [35].

Название Изображение Описание
Орфей
Christ-Orpheus from Rome catacombe.jpg Это христианизированные изображение языческого персонажа, Орфея. В руке он держит кифару, иногда в окружении животных в фригийский шапке и восточном одежде. Значение других Языческих персонажей ( Гелиос, Геракл) также были переосмыслены.
Добрый Пастырь
Good Shepherd Catacomb of Priscilla.jpg Большинство изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III - IV веком. Возникновения и распространения данного символического изображения Иисуса относится к периоду гонений на первых христиан и возникло на основе сюжета евангельской притчи о заблудшую овцу. Добрый Пастырь изображен в виде юноши без бороды, преимущественно с короткими волосами, одетый в тунику. Иногда он стоит опершись на палку, или в окружении овец и пальм.
Крещение
Baptism - Saint Calixte.jpg Изображения часто встречается, в катакомбном живописи. Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господа от Иоанна Предтечи и просто изображение таинства крещения. Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня.
Учитель
Christ teacher.jpg При изображении Христа Учителя ему предоставлялась внешность античного философа, одетого в тогу. Ученики, окружающие его, изображаются как юноши, вроде студентов античных школ.
Христос
Comodilla Catacomb Iesus 4th century.JPG Такие изображения отличаются от античной традиции: лицо Иисуса принимает строгий и выразительный характер. Волосы изображается длинным, часто с пробором посреди головы, добавляется борода, иногда разделена на две части. Появляется изображение нимба [36].

4.3. Изображение Оранты

Оранта - одно из изображений, наиболее часто встречающихся в катакомбах - сначала как персонификация молитвы, а потом как образ Богородицы. В конце III - IV веках в виде Орант (т.е. молящихся) изображали погребенных в катакомбах, как женщин, так и мужчин.

Название Изображение Описание
Оранта с ребенком
VirgenNino.jpg Оранта с ребенком (первая половина IV века) ​​находится в кубикулы della Madonna orante в coemeterium Maius, точно не известно изображена здесь Богородица.
Оранта
Ancient praying.jpg Оранта в "кубикулы пяти святых" в катакомбе св. Каллиста. Наряду с женской фигурой Dionysas расположена мужская под именем Nemesius, в обоих имен добавлено in расе. Здесь умершие изображены в виде Орант в райском саду среди цветов и птиц.

4.4. Сцены из Ветхого Завета

В римских катакомбах часто встречаются сцены с Ветхого Завета, например, Моисей у источника в скале, Ной в ковчеге, Даниил в яме с львами, три отрока в пещи огненной, три отрока и Навуходоносор.

Название Изображение Описание
Адам и Ева
Adam & Eve 01.jpg Изображение библейских прародителей человечества встречается в различных вариантах: в сцене грехопадения, вместе с их детьми. Появление данного изображения в раннехристианском живописи обусловлена ​​возникновением в христианском вероучении восприятия Иисуса Христа как нового Адама, что искупает своей смертью Первородный грех.
Иона выбрасывают в море
Jonah catacomb.jpg Изображение Ионы можно часто встретить в катакомбах. Авторы росписей представили не только основу библейского сюжета о Иону, но также детали: корабль, огромную рыбу (иногда в виде морского дракона), беседку. Иона изображен отдыхающим или спящим, воплощая "спящих" в кубикулы и саркофагах катакомб.

Появление изображений Ионы связано с пророчеством Христа о своем тридненне пребывания в гробу, в которых он сопоставил себя с Ионой ( Мф.).

Три отрока в пещи огненной
Три отрока в пещи огненной Появление таких изображений относят к IV века, что было связано с возникновением почитания трех вавилонских отроков как исповедников, оставшихся верными своей вере среди иноверцев [37] (что было для первых христиан символическое).

4.5. Агапе

Агапе (фреска из катакомб святой Присцисслы)

Изображение агап - "трапеза Любви", которые христиане устраивали в катакомбах в память о евангельском Тайную вечерю и на которых осуществляли таинство евхаристии, является весьма распространенным сюжетом катакомбного живописи. По изображениям агап историки литургики восстанавливают традиции богослужения раннехристианских общин. [38]

Интересная для изучения раннехристианской обрядности фреска II века с изображением агапе, обнаруженная в 1893 году. [39]

По полукруглым столом лежат шесть участников ужина, а справа стола расположен бородатый мужчина, который преломляет хлеб. У его ног стоит чаша и два блюда: одно - с двумя рыбами, другое же - с пятью хлебами. [40]

Количество изображенных хлебов и рыб напоминает евангельское чудо умножения хлебов. Из анализа изображений агап исследователи пришли к выводу, что в раннехристианских общинах верующие получали хлеб из рук настоятеля непосредственно в свои руки, а затем поочередно отпивали вино из чаши.


4.6. Надписи в катакомбах

Образцы катакомбных надписей

Сборник надписей из римских катакомб, которая на сегодня составляет 10 томов [41], начал в 1861 году де Росси, продолжил с 1922 года Анджело Сильваньи, затем Антонио Ферруа. Джованни Батиста де Росси открыл катакомбы святого Каллиста благодаря фрагмента мраморной таблички с надписью NELIUS MARTYR. Ученый предположил, что речь идет о мученика Корнелия (CORNELIUS), который, по источникам де Росси, должен был быть похоронен в катакомбах. Позже, в крипте пап де Росси обнаружил вторую часть таблички с надписью EP (Episcopus).

Множество надписей на локулах латинским и греческим ( греч. ZOE - "Жизнь") языках. Иногда латинские слова написаны на греческом, или в одном слове встречаются буквы из этих языков. В катакомбных надписях встречаются названия видов захоронений: arcosolium (arcisolium, arcusolium), cubiculum (cubuculum), forma, имена фоссорив, описание их деятельности.


5. Посещение катакомб

Из всех катакомб Рима для посетителей в составе экскурсии, с обязательным гидом, открыты лишь 6 (вышеперечисленные христианские катакомбы, а также катакомбы святого Панкратия). В других катакомбах нет электрического освещения, их можно посетить при наличии разрешения папской комиссии по священнои археологии. К числу наиболее интересных относятся богатые росписями катакомбы святых Петра и Марцеллина ( III - IV в.) на Via Casilina.

6. В культуре

живопись:
  • Ш. Ленепвьйо "Погребение мучеников в катакомбах" ( 1855 год)
  • В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина хранится коллекция акварельных копий (около 100 акварелей) раннехристианских росписей катакомб Рима русского художника-акварелиста Ф. П. Реймана ( 1842 - 1920). Рейман работал над копиями из катакомб (Домитиллы, Каллиста, Петра и Марцеллина, Претестата, Присциллы, Тразона и Сатурнина) 12 лет с 1889 г. по заказу И. В. Цветаева [42].
литература:
  • В "Путешествия в Италию" ( нем. Italienische Reise ) Гете описывает свое неприятное впечатление от душных коридоров катакомб святого Себастьяна [43].
Процессия в катакомбах святого Каллиста
  • Некоторые эпизоды романа Александра Дюма-отца "Граф Монте-Кристо" (Монте-Кристо и Франц д'Эпине спасают захваченного разбойниками Альбера де Морсер, Данглар вынужден отдать украденные им деньги разбойникам) происходят в катакомбах святого Себастьяна.
  • Генрик Сенкевич. Роман "Камо грядеши" (описаны собрания христиан I века в римских катакомбах, однако такие собрания начались не ранее второй половины II века).
  • Р. Мональди, Ф. сорта. "Imprimatur: К печати". Исторический детектив. М: АСТ, 2006. ISBN 5-17-0333234-3
  • Чарльз Диккенс в "картине Италии" ( англ. Pictures from Italy ) Описал свои впечатления от посещения катакомб святого Себастьяна (единственные из известных в 1840-х годах):

Истощенный монах-францисканец с диким горящим взглядом, был единственным нашим проводником в этих глубоких и страшных подземельях. Узкие проходы и отверстия в стенах, что шли то в одну, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжелым воздухом вскоре вытеснили любое воспоминание о дороге, которой мы шли. Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатых подземных дорогах, расходились во всех направлениях и перегороженных кое-где каменными завалами. Могилы, могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегающих навстречу преследователям, крича: "Мы христиане! Мы христиане!", Чтобы их убили убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченной на каменных гранях пальму мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения посуды с кровью святого мученика; могилы некоторых из них, кто жил здесь много лет, управляя последними и проповедуя истину, надежду и утешение в грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и еще страшные могилы, где сотни людей, захваченных преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодной смертью.
Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах, - сказал францисканец, окидывая нас взглядом, когда мы остановились отдохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, - ее торжество здесь, посред мучеников за веру [44]

музеи:
  • Музей Пио-Кристиано в Ватикане посвящен собранию раннехристианских произведений искусств, найденных в римских катакомбах: мраморные языческие и христианские саркофаги, статуи, таблички с надписями на латинском и греческом языках.
  • В музее сакрального искусства в библиотеке Ватикана ( итал. Museo Sacro ) Находятся артефакты из римских катакомб и церквей: лампы с иудейскими и христианскими символами, изделия из стекла, медальоны.
  • В музее Кьярамонти в Ватикане представлено множество саркофагов I-IV вв.
  • Часть коллекции античного периода Национального римского музея составляют иудейские саркофаги, таблички с надписями, большое количество артефактов из языческих гробниц.

Примечания

  1. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургика. СПб, 1917. С. 73 - greeklatin.narod.ru/golub/_332.htm
  2. Голубцов А. П. Указ. соч. С. 332 - greeklatin.narod.ru/golub/_332.htm
  3. Голубцов А. П. Указ. соч. С. 333 - greeklatin.narod.ru/golub/_332.htm
  4. а б в г д Места молитвенных собраний христиан I-III веков / / Голубцов А. П. Из чтений по церковной Археологии и литургика - mystudies.narod.ru/library/g/golubtsov/a-22/5.html
  5. лат. Monumentum Valerii Mercurii et Iulittes Iuliani et Quintilies verecundes libertis libertabusque posterisque eoiiim at religionem pertinentes (pertinentibus) meam
  6. лат. Marcus Antonius Restutus fecit ypogeum sibi et suis fidentibus in Domino
  7. Попов И. В. О почитания святых мощей / / Журнал Московской Патриархии. № 1. 1997. (Рус.)
  8. В оригинале εν κοιμητηρίοις .
  9. Апостольские постановления. VI: 30 - www.krotov.info/acts/04/2/constit_apost.htm
  10. Бароний. Церковные анналы.
  11. Зарайский В. Два эпохальных открытия (Рус.) - Www.pravmir.ru/article_1161.html
  12. Иоанн Мейендорф Единство империи и разделение христиан. Глава II. Структура церкви - www.krotov.info/library/m/meyendrf/imperia_3.htm
  13. Антонио Бозио - www.prosv-ipk.ru/Enc.ashx?item=707104
  14. Fink, Joseph. - Mainz: vom Zabern, 1997.-С. 10 ISBN 3-8053-1565-1
  15. Fink, Joseph. - Mainz: vom Zabern, 1997.-С. 77 ISBN 3-8053-1565-1
  16. а б Покровский Н. В. Живопись катакомб (По изд.: Очерки памятников христианского искусства. Санкт-Петербург, Лига-плюс, 2000) - www.krotov.info/lib_sec/16_p/pok/rovsky.htm
  17. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургика. СПб, 1917. С. 109 - greeklatin.narod.ru/golub/_109.htm
  18. Деревенски Б. Г. Представление о христиан в античном обществе - www.ecclesia.relig-museum.ru/derew/derew1.htm
  19. Здесь бесом - саркофаг для двух тел; Фоли (фолио) - ​​монета в 1/4 унции. Запись о сделке сохранилась в катакомбах: лат. Emptum locum ad Artemisio bisomum. Hoc est et pretium datum fossori Hilaro, id est folles numero 1500, praesentia Severi fossoris et Laurentis .
  20. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургика. СПб, 1917. С. 81 - greeklatin.narod.ru/golub/_081.htm
  21. St?tzer, Herbert Alexander Die Kunst der r?mischen Katakomben. - K?ln: DuMont Verlag, 1983.-С. 18 ISBN 3-7701-1485-X
  22. St?tzer, Herbert Alexander Die Kunst der r?mischen Katakomben. - K?ln: DuMont Verlag, 1983. - ISBN 3-7701-1485-X. С. 18
  23. Путеводитель по святынь Рима Церковь и катакомбы святого мученика Севастиана на Аппиевой дороге (Рус.) - Www.italy.orthodoxy.ru/
  24. Сайт катакомб святого Каллиста - www.catacombe.roma.it / en / intro.html (Англ.)
  25. Голландские ученые Считают, что иудейские Погребальный катакомбы появились в Риме раньше, чем христианские - www.sedmitza.ru/news/328574.html
  26. "Рим-2", или Катакомбы - www.geo.ru/journalarticle/item/id/474/ / / Журнал Geo (март 2005)
  27. Катакомбы - www.krugosvet.ru/articles/27/1002716/1002716a1.htm
  28. Кондаков Н. П. иконография Богоматери - www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=33&chap=27
  29. Путеводитель по святынь Рима Катакомбы священномученика Каллисто - www.italy.orthodoxy.ru/
  30. Свящые символические изображения в катакомбах / / Антонов Н. Г. Богослужение Православной церкви. М., 2005. С. 73-74
  31. Ricci S.; Toy C. H; Jacobs J.; Broyda I. Paleography / / The Jewish Encyclopedia. New-York-London, 1905-1906. T. 9. P. 471
  32. а б Кондаков Н. П. иконография Богоматери - www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=33&chap=25
  33. M. Dvoř?k. Kunstgeschichte als Geistesgeschichte. M?nchen 1924, 3
  34. См.. например фреску "Брак в Кане Галилейской" - diglit.ub.uni-heidelberg.de/diglit/wilpert1903/0059? sid = 78759404829b490049c2bb4108420952 в катакомбах святых Петра и Марцеллина.
  35. St?tzer, Herbert Alexander Die Kunst der r?mischen Katakomben. - K?ln: DuMont Verlag, 1983.-С. 52-53 ISBN 3-7701-1485-X
  36. Изображения Спасителя и Божией Матери в катакомбах / / Антонов Н. Г. Богослужение Православной церкви. М., 2005. С. 77
  37. Василий Великий "О Святом Духе", гл. 30 - www.orthlib.ru/Basil/amfiloh30.html
  38. Алымов В. Лекции по Исторической литургика - www.kursmda.ru / books / historical_liturgics_v_alimov.htm
  39. Архимандрит Киприаном (Керн). Евхаристия - azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/prichaschenie/evkharistiia08-all.shtml
  40. Горский. Древне-христианская практика причащения Св. Тайн. Серег. Посад, 1914. С. 7
  41. Fink, Joseph Die r?mischen Katakomben. - Mainz: Philipp von Zabern, 1997. - ISBN 3-8053-1565-1 С.19 (Нем.)
  42. Рейман в государственно музее изобразительных искусств им. Пушкина - www.museum.ru/GMII/manr_3_5.htm
  43. Goethe JW Italienische Reise. Goldmann Wilhelm, 2004, C. 604. ISBN 3-442-07641-2
  44. Диккенс, Чарльз. Собрание сочинений в 30-ти томах. Том 9, стр. 470-471.Москва, 1958

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам