Надо Знать

добавить знаний



Католицизм



План:


Введение

Знак власти римского архиепископа - ключи св. Петра

Католицизм ( лат. catholicismus ) - Одно из направлений христианства, получивший свое название от одного из атрибутов мирового сообщества верующих во Христа - ее "кафоличнисть" (соборность), так же как другое направление получило свое название от другого атрибута - православие.

В одиннадцатом веке в мировой христианской общине произошел раскол - она разделилась на две отдельные христианские общины или церкви - на западную, латинского обряда (позже названную католической) и восточную, греческого обряда (позже названную православной или ортодоксальной). Современная католическая церковь включает в себя как церкви латинского обряда ( Римско-католическая церковь), так и церкви восточных обрядов, среди которых - Украинская греко-католическая церковь. Доктрины католицизма большей частью разделяют также традиционалистские, старокатолический и независимые католические общины.

Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме. Католическая церковь считает Папу Римского преемником апостола Петра, которому согласно Евангелию, было завещано возглавить Церковь ( Мф. 18:17-19).


1. Название

Название происходит от греческого слова catholikos (Καθολικος), что означает "соборный", "общий", "всемирный". В таком значении этот термин употреблял Игнатий Богоносец 115 года, а в 381 году на Первому Константинопольском соборе с дополнением Никейского символа веры данный термин стал одним из четырех главных для Церкви - так, согласно этим символом Церковь считается "единственной святой, соборной (Καθολικὴν) и ​​апостольской".

После раскола христианства на западное и восточное в 1054 году для различения восточные Церкви стали именоваться как "православные" или церкви "греческого обряда", а западные как "католические" или церкви "латинского обряда" [1]. Со времен реформации в XVI веке к названию "католический" все чаще стали добавлять "римский", хотя в официальных документах Церковь продолжала именовать себя просто "католической". В религиоведении термин "католицизм" относится к различным христианских общин, разделяющих католическую доктрину, вместо "Католической церковью" называют единую религиозную организацию, возглавляемую Папой Римским. Вместе с тем обращает на себя внимание, что в официальных изданиях православные церкви продолжали употреблять по отношению к себе термины типа Восточная Вселенская кафолической Православная Церковь до XX в.


2. История

Характерные черты католицизма формировались в условиях жизни поздней римской империи и великого переселения народов, когда в результате разрушения древних мировых порядков зарождалась новая цивилизация. Формирование католицизма как направления христианства происходило на протяжении веков, с тем, что основой всей деятельности западной церкви - это попытка объединить христиан под властью папы и обеспечить верность Христовой Церкви.

Согласно доктрине самой католической церкви, католическая церковь была "объявлена ​​в прообразах уже от начала мира, удивительно уготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, появилась через излияние Святого Духа и получит славное завершение в конце веков ". [2] Так же, как Ева была создана из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзенного сердца Христа, умершего на кресте [3].


2.1. I тысячелетия

В течение IV-VIII доктрина, культ и правовые основы католицизма оформлялись на "Вселенских соборах", среди которых - Первый Никейский, Первый Константинопольский (381), Эфесский (431), Халкидонский (451), Второй Константинопольский (553), Третий Константинопольский (680-681) и Второй Никейский (787).

Сложный процесс формирования доктрины сопровождался расколами церкви и выделением отдельных доктринальных течений, объявляемых на Вселенских соборах ересями и осуждались. Становление христианской доктрины проходило в полемике с другими религиозными иудаизмом, гностицизмом, докетизм, манихейством и другими течениями. Были признаны ложными неортодоксальные взгляды на Святую Троицу такие как арианство, несторианство, монофизитство, монотелетизм и другие.

Католицизм формировался постепенно в результате ассимиляции элементов эллинистической и римской культуры. Это привело к многочисленным конфликтам внутри Церкви. С христианским приматом Рима не соглашалось много епископов Востока и схидноримських императоров, впервые ярко проявился на Трулльского Собора (692). Разногласия стали углубляться во времена патриарха Фотия, который объявил еретическим формулировки "Филиокве" и окончательно были решены Расколом христианской церкви 1054, разделивший христианскую церковь на два основных течения - католицизм и православие, а сам термин "католический" начал касаться только западной ветви христианства.


2.2. II тысячелетия

В последующие века Католическая церковь неоднократно предпринимали попытки преодолеть восточную схизму, в частности на Лионском (1274) и Флорентийском (1438) соборах, однако эти попытки всякий раз терпели неудачу. Зато в XVI веке католицизм подвергся очередной волны раскола, вызванного Реформацией - движением за обновление христианства. Реформация стала реакцией на ряд негативных явлений, имевших место в католической церкви в предыдущие века и привела к выделению новых ветвей христианства, обычно окреслюваних собирательным термином протестантизм - лютеранство ( Мартин Лютер, 1517), англиканство (король Генрих VIII, 1534) и кальвинизм ( Жан Кальвин, 1536), распространившиеся главным образом в Германии, Англии, Нидерландах и Скандинавских странах.

Ответом на реформационное движение со стороны Католической церкви стала Контрреформация, в ходе которой Церковь осуществила ряд важных внутренних реформ. Были основаны первые семинарии для повышения нравственного и интеллектуального уровня будущих священников, направленные на искоренение злоупотреблений реформы коснулись целого ряда монашеских орденов. Ряд богословских концепций было уточнено в ходе Тридентского собора.

С географическими открытиями XVI-XVII века Католическая церковь начала активную миссионерскую деятельность в странах Нового Света и в Азии. Распространение католицизма происходило также путем заключения уний между Римско-католической церковью с православными общинами, наиболее значимым из которых была Брестская уния ( 1596), в результате которой восстала Украинская греко-католическая церковь.

Великая французская революция вызвала новые трудности в истории католицизма. В 1790 была принята Гражданская конституция духовенства", закрепившая за государством абсолютный контроль над Церковью. Тенденция к секуляризации наблюдалась и в других европейских странах, сопровождаясь разорением монастырей и репрессиями прости духовенства.

В XIX веке Католическая церковь испытала новый подъем. Была восстановлена ​​католическая иерархия в ряде протестантских стран, восстанавливали позиции монашеские ордена и конгрегации. Первый Ватиканский собор (1869-1870 год) принял Догмат о непогрешимости Папы, вызвавший, однако несогласие части католиков, отделившихся в старокатолицизм. В то же время революционные процессы в Италии привели к созданию единого государства, ликвидации в 1870 году Папского государства и лишению Папы светской власти. Светский статус Апостольского престола оставался неурегулированным до 1929 года, когда в результате Латеранских соглашений было создано государство Ватикан.

В XX веке Церковь подверглась жестоким гонениям в Советском Союзе, Мексике и республиканской Испании. Начиная с 1920-х годов советская власть приступила к уничтожению Католической церкви в стране; были расстреляны, репрессированы и высланы из страны практически все священнослужители и активные прихожане. Во времена Второй мировой войны католическая церковь старалась держаться нейтралитета для сохранения жизни верующих и своей независимости. Множество католических священников и монахов прошли через нацистские концлагеря, часть из них погибла, некоторые из них впоследствии канонизирован.

В послевоенное время значительным событием в истории католицизма стал Второй Ватиканский собор, декларации которого были направлены на поиск взаимопонимания с другими христианскими конфессиями и религиями. В частности Папа римский Павел IV и патриарх Константинопольский Атенагор аннулировано взаимные анафемы 1054 года. Реформе подверглась также богослужения, в частности разрешено служение мессы на национальных языках. Несогласные с реформой богослужения сформировали движение католиков-традиционалистов, часть из них в 1980-х годах оказалась в состоянии раскола.


3. Основы католицизма

Вероучение Католической церкви базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя решение Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизированы и изложены в Кодексе канонического права.

3.1. Основные истины веры

Католическая церковь учит, что:


3.2. Семь таинств

Католическая церковь признает семь таинств :

3.3. Чествование святых

Характерным для католицизма есть честь различных реликвий и культ мучеников, святых и блаженных. На сегодняшний день у католиков насчитывается более 20 000 святых и 200 000 блаженных. Но церковью подчеркивается, что поклонение принадлежит одному лишь Богу, а молитвы святым носят характер просьбы о заступничестве. Показательно, что в Литани, обращенных к Христу, употребляется возглас "Спаси нас!" Или "Помилуй нас!", А в Литания, обращенных к Богородице и святым, "Молись о нас!". Процесс включения того или иного лица в число святых называется канонизацией и осуществляется папой Римским, канонизации предшествует беатификация.


3.4. Различия вероучения

Догматы католической церкви отличаются от учения православие - и имеют следующие признаки:


3.5. Другие отличия

Другие канонические различия, которые отличают католицизм и другие христианские течения:

  • безбрачие всего духовенства в римском католицизме;
  • перманентность священства - священник, раз посвящен, не может оставить духовного сана;
  • почетный титул кардинала, которого нет в других христианских церквях;
  • неразрывность таинства брака.

4. Структура Католической церкви

Высшей властью в Католической церкви наделен Папа римский. [4] совещательный орган при Папе есть коллегия кардиналов и Синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, расположенный в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.

Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и восточных католических церквей, исповедующих один из восточных литургических обрядов и имеют статус "Sui iuris" (своего права). Эти церкви, сохраняя общение с папой и разделяя католическое вероучение, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Самые восточные католические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналов-епископов латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за Папой.

Основной отдельной территориальной единицей является диецезия ( епархия), возглавляемая епископом. Отдельные епархии имеют высший статус архиепархии ( архиепархии).

К епархий приравнены другие виды территориальных единиц:

У східних церквах існують, крім того, екзархати.

Кілька дієцезій (і архідієцезії) можуть бути об'єднані у митрополію або церковну провінцію. Центр митрополії обов'язково збігається з центром архідієцезії, таким чином митрополит в Католицькій церкві обов'язково є архієпископом. У деяких країнах (Италия, США та інших) митрополії об'єднані в церковні регіони. Єпископи більшості країн об'єднані в конференцію єпископів, що володіють великими повноваженнями в організації церковного життя країни.

Єпархії складаються з парафій, які очолюють парафіяльні настоятелі, підлеглі єпископу. Настоятелю парафії можуть допомагати інші священики, звані вікаріями. Іноді розташовані поруч парафії об'єднуються в деканати.

Особливу роль у католицькій церкві грають чернечі ордени та конгрегації, а також товариства апостольського життя . Чернечі ордени мають власні статути (затверджуються Папою), їх територіальна організація не завжди співвідноситься з церковним єпархіальним устроєм. Першим став монаший орден бенедиктинців. До цієї пори нараховується близько 140 орденів та спільнот. Місцеві одиниці чернечих орденів і згромаджень іноді підпорядковуються місцевим єпархіальним єпископам, а іноді безпосередньо Папі. Ряд чинів та згромаджень мають одноосібного главу (Генерал ордена, генеральний настоятель) і чітку ієрархічну структуру; інші представляють собою об'єднання повністю автономних громад.


5. Поширення у світі

Поширення католицизму у світі

Католицизм является крупнейшей по количеству верующих ветвью христианства. По данным на 2007 год, в мире насчитывалось 1,147 миллиарда католиков. Католицизм является основной религией во многих европейских странах ( Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии - половину.

В Западном полушарии католицизм распространен во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков в Вьетнаме, Южной Корее и Китае.

На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.). В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков [5].

В Украине согласно опросу Центра Разумкова доля католиков составляет 5,9% от всего населения, или 15,8% из числа тех, кто причисляет себя к определенной конфессии [6], большинство из них - греко-католики. По другим данным, в Украине насчитывается около 5,5 миллионов греко-католиков [7] и около миллиона римо-католиков [8].


6. Литература

  • Волконский А. М. "католичества и Священное Предание Востока". Париж, 1933
  • Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. М.: 2005
  • И. Лортц. История Церкви. "Христианская Россия". М.: 1999
  • Дж. Омэнн. Христианская духовность в католической традиции. Изд. Святого Креста. Рим-Люблин 1994.
  • Юрий Табак. Православие и католичества. Основные догматические и обрядовые расхождения
  • Е. Н. Цимбаева. Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма
  • Collinge, William J. Historical Dictionary of Catholicism. 1997
  • McBrien, Richard P., ed. The HarperCollins Encyclopedia of Catholicism. 1995
  • Coleman, Lisa M., et al. Basics of the Catholic Faith. 2000
  • Froehle, Bryan T., Mary L. Catholicism USA: A Portrait of the Catholic Church in the United States. 2000
  • Burns, Robert A. Roman Catholicism after Vatican II. 2001
  • Katolicyzm AZ, Poznań 1982;

Источники


8. Сноски

  1. В некоторым русскоязычным богословским изданием свойственно различение терминов "кафолической" (т.е. "соборный") и "католический" (что касается католицизма). Подобное различение терминов однако отсутствует в греческом и латинском языках, отсутствует также и в современных западно-европейских языках и западно-славянских языках.
  2. Догматическая конституция о Церкви II Ватиканского собора "Lumen gentium". Глава 1-2
  3. http://www.catholic.ru/ccc/0748.html Катехизис католической церкви, ст. 766
  4. Кодекс канонического права, 331-335
  5. Данные сайта adherents.com
  6. Верующим какой церкви, конфессии Вы себя считаете?
  7. данные официального сайта УГКЦ
  8. неофициальные данные сайтов rkz2010.mirtesen.ru и ХайВей



См.. также



Религия Это незавершенная статья религии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам