Католическая церковь в России

Католическая церковь в России насчитывает более 700 тысяч верующих [1] и представлена ​​четырьмя епархиями Римско-католической церкви с центрами в Москве, Новосибирске, Саратове и Иркутске, а также русском греко-католической церковью.


1. История

1.1. Княжеский период и московское царство

Истоки католицизма в России достигают времен Киевской Руси. И до и после принятия христианства Владимиром Святославичем Русь поддерживала контакты с представителями не только Восточной, но и Западной Церквей. Вероятно, первым западным епископом, побывавшие на Руси, был Адальберт Магдебургский, который был послан в Киев в 961 году по просьбе княгини Ольги, а 1007 году князь Владимир 1007 теплый прием немецкого миссионера св. Бруно Кверфуртский. Широкое распространение на Руси получил культ св.Климента, мощи которого найдены в Херсонесе братьями Кириллом и Мефодием, этот культ противостоял курса на разделение церквей, ключевым событием которого стал великий раскол 1054 года.

Различный подход к Римско-католической церкви князей южных и северных русских земель впервые ярко проявился в середине XIII века, когда русские земли оказались под угрозой татаро-монголського нашествия. В середине 1240-х годов Папа Иннокентий IV интенсифицировал попытки наладить дипломатический контакт с русскими князьями, рассматривая их как возможных союзников в борьбе с татарами. Однако, если с Даниилом Галицким 1254 принял из рук папы Иннокентия королевскую корону в обмен на обещанную военную помощь в борьбе с татарами, то Александр Невский отказался идти на союз с Римом, предпочтя порабощению Руси татарами. Сегодня многими россиянами этот поступок рассматривается как "защита от аргесии Запада" [2]

После ликвидации татаро-монгольского ига римско-католическая церковь неоднократно пыталась преодолеть церковную схизму, однако среди московских князей эти попытки не имели успеха. В частности митрополит Киевский и всея Руси Исидор, подписав Флорентийскую унию 1439 в Москве был осужден на соборе русского духовенства и заключенный. В дальнейшем враждебное отношение к католицизму в Московском царстве усиливалось в результате войн с католическими Ливонским орденом и Речью Посполитой. Еще более усилилось неприязненное отношение к католицизму после вмешательства польских магнатов в период Смуты в начале XVI века и воцарение Владислава IV на Московском престоле.


1.2. Российская империя

Изменение политики России по отношению католической церкви произошла во времена Петра I, который вел прозападное направление политики страны, и пригласил в страну большое количество иностранцев. В результате в ряде российских городов впервые появились католические церкви и монастыри, в частности в Москве, Санкт-Петербурге и Астрахани.

В царствование Екатерины II, в результате разделов Речи Посполитой в состав Российской империи вошли территории со значительным католическим населением. Отношение к католиков латинского обряда на территории Царства Польского было в целом терпимым, однако католики византийского обряда подвергались репрессиям с целью заставить их перейти в православие. В 1773 в для католиков латинского обряда была создана Могилевская епархия, в 1782 году преобразована в архиепархии.

Доброжелательно к католичеству относились русские императоры Павел I и Александр I. Павел дал в Петербурге приют изгнанным с острова Мальты рыцарям католического Мальтийского ордена и сам согласился на избрание себя протектором Ордена. Он же основал в России отдельную Могилевскую митрополию.

В XIX веке с подавлением антироссийских восстаний много поляков, литовцев и белорусов были высланы в Сибирь и другие отдаленные регионы империи. Образующиеся католические диаспоры в российских городах получали право на возведение католических храмов. Именно во второй половине XIX века было построено большинство католических церквей на территории России. Так что ядром католических общин были, как правило, польские ссыльные, эти храмы часто называли "польскими костелами".

Несмотря на запрет переходить в католичество для россиян, в XIX веке в Католическую церковь перешла группа русской дворянской интеллигенции, известные декабрист М. С. Лунин, князья И. С. Гагарин, В. С. Печерин, Д. Д. Голицын, С. А. Волконская, Н. А. Толстой, И. М. Мартынов и другие.


1.3. XX века

В 1905 в Николай II издал Манифест об укреплении начал веротерпимости, что вызвало новую волну переходов в католицизм. Католиками стали князь Белосельский, целая плеяда православных священников. По официальной статистике в период с 1905 по 1909 233 тысячи человек перешли из православия в католичество, в основной массе они стали греко-католиками. 1911 года в Москве было закончено строительство Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, ставший крупнейшим католическим собором страны. После Февральской революции был создан экзархат русских католиков византийского обряда.

Приход к власти коммунистов в результате Октябрьского переворота 1917 года открыл трагическую страницу истории католической церкви в России. Согласно декрету "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" ( 1918) все религиозные организации, в том числе и католические приходы, лишались имущественных прав, церковная собственность объявлялась "народным достоянием". Католические священнослужители подвергались преследованиям, в частности 21-26 марта 1923 года в Москве проходил процесс над 15 священнослужителями во главе с епископом Яном Цепляка, которые были приговорены к расстрелу (позже однако приговор был заменен заключением).

До 1935 года на территории СССР насчитывалось не более 16 католических священников, до конца тридцатых годов на территории РСФСР оставалось только два действующих католических храма - св. Людовика в Москве и Лурдской Богоматери в Ленинграде, другие церкви были закрыты. Они получили статус "церквей при французских посольствах", и их деятельность как "церквей для иностранных дипработников" тщательно контролировалась властью.

Преследование католиков распространялось и на другие республики, входившие в состав СССР. В частности 1946 года было инсценировано так называемый Львовский собор, запретивший деятельность Украинской греко-католической церкви, также были уничтожены и структуры Белорусской греко-католической церкви.

Гонения на католическую церковь были прекращены лишь после прихода к власти Михаила Горбачева. В ходе его визита в Ватикан 1 декабря 1989 была достигнута договоренность об установлении дипломатических отношений между Святым Престолом и СССР. Дипломатические отношения на уровне постоянных представительств между Святым Престолом и Россией были установлены в январе 1992 года, в декабре 2009 года повышен до уровня посольств [3].


2. Современность

По данным на 2005 год на территории России функционирует 426 приходов [4], четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:

Католическая церковь в России остается объектом неприязни со стороны Русской православной церкви. РПЦ считает препятствием для диалога прозелитизм католиков на своей так называемой "канонической территории", а также "экспансию греко-католиков", причем не только в России, но также в Украине и Казахстане. [5] Сложные отношения римско-католической и русской православной церквей остаются причиной того, что Папа Римский ни разу не посещал Москву.


Источники

Примечания

  1. статистика сайта www.catholic-hierarchy.org
  2. См.. например вопросы конкурса газеты "Аргументы и Факты"
  3. Президент цунами в Указ "Об установление дипломатических отношений с Ватиканом"
  4. Статистика сайта catholic-hierarchy
  5. Московский патриархат ждет от Ватикана конкретных решений по проблемам прозелитизма и экспансии грекокатоликов