Кашрут

Кашрут - свод предписаний, касающихся еды, в иудаизме. Слово (ивр. כשרות) "кашрут" на иврите означает "пригодность".

Источники кашрута

Виднейший иудейский религиозный авторитет, раби Моше бен Маймон ( Рамбам), был также одним из величайших врачей своего времени, прямо дает логическое объяснение законам кашрута на медицинской основе. Но рабби Абарбанель считает, что в законы кашрута есть духовная основа. Согласно рабби Абарбанель, если бы в законы кашрута были чисто медицинские причины, в евреев или у евреев, не соблюдающих правила кашрута должны быть какие-то специфически болезни, которых нет у евреев, соблюдающих законы Торы. К тому же Тора, например, не содержит сведений о ядовитых растениях. Кашрут - это объемная система законов. B ее основе лежат заповеди, известные из Торы, и дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами (большинство из которых по совместительству была и известными врачами). В Торе существует 613 заповедей, из которых 248 являются заповедями-распоряжениями и 365 заповедями-запретами. Эти заповеди были сформулированы в глубокой древности. Дополнительные же правила создавались на протяжении более чем двух тысячелетий в более позднее время.

Евреи, которые часто работали врачами в разных странах, на протяжении веков собирали и систематизировали знания санитарно-гигиенического характера, создавая и изменяя дополнительные правила. Кашрут охватывает самые различные стороны жизни человека, включая и обрезание, или требование к евреям всегда носить головной уборТалмуде указано, что еврей не может пройти с непокрытой головой более четырех шагов). Но, когда речь идет о кашрут, главным образом подразумеваются распоряжения, связанные с пищей. Существуют также законы подготовки ножа, которым будет зарезана животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нем не было ни малейшей щербинки и т.п.; законы о том, где и как резать (только одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии).


Основные принципы и нормы кашрута

Кашрут принципиально разделяет все пищевые продукты на мясные, молочные и нейтральные (евр. "парве"). Совместное употребление молочной и мясной пищи строго запрещено правилами кашрута. После приема мясной пищи должно пройти не менее 6 часов, прежде чем можно будет принимать молочную, а после приема молочной мясо можно есть через полчаса. Разница во временных промежутках, возможно, объясняется тем обстоятельством, что молочные продукты перерабатываются и всасываются в ЖКТ значительно быстрее, чем мясные.

Рыба, согласно кашрутом, мясом не является, а потому на нее правила мясных продуктов не распространяются.

Рыба является פרווה "парве" (нейтральный), т.е. продуктом, который можно употреблять как с мясными, так и с молочными продуктами. К парве относятся также продукты растительного происхождения и яйца кошерных птиц. Рыбой, согласно определению кашрута, является живое существо, живет в воде, в которой есть чешуя и плавники. И, соответственно, всех обитателей водной стихии, лишенных чешуи и плавников ( киты, дельфины, моллюски, ракообразные и т. д.), в пищу употреблять, согласно правилам кашрута, нельзя. Некоторые виды рыбы, не имеющие чешуи ( сом, осетр, акула, угорь и др.), есть нельзя. Соответственно, осетровая (черная) икра - не кошерная. В отличие от красной.

Полная система правил кашрута довольно сложная. Даже процесс убийства животных регулируется правилами кашрута. Этот процесс называется שחיטה шхитою а квалифицированный мясник - שוחט - Шохет. Шохет обычно много лет учится в ешиве, чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс Шохет, что длится около года и завершается экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхиту и проверку туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны. Например, легкие убитого животного не должны иметь дефектов на своей поверхности, чешуя рыбы должна быть неповрежденной и не иметь на своей поверхности участков измененного цвета, яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой - более округлый. Яйца же тех видов птиц которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). И т.д. т.д. Поэтому только человек, который в совершенстве их изучила и получила соответствующий диплом вправе заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенной для еды животного, называется машгиах (евр. משגיח, "надзирающий"). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни, по которым мясо считается кошерным. Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых, кроме некоторых видов кузнечиков. Впрочем, как и земноводных, и пресмыкающихся (Тора называет их שרץ шерец - нечисть). Это ограничение обязывает религиозную еврейку хорошо представлять внешний вид процесс развития и жилья насекомых, чтобы удалять их из пищи. Особенно осторожным ей приходиться быть при употреблении в пищу муки и крупы мука кашрут требует просеивать через мелкое сито, а крупу перебирать, чтобы выяснить, нет ли в ней насекомых или червей. Овощи - капусту, салат, укроп и др. - также, с точки зрения кашрута, необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них обычно бывает множество червячков и взрослых насекомых. Многие фруктов является любимым жильем червей - такие, как инжир, абрикосы - и поэтому перед едой их следует проверять с особой тщательностью.

Впрочем, запрет на употребление в пищу насекомых и продуктов их жизнедеятельности имеет одну особенность. Кашрут позволяет использовать мед. С точки зрения кашрута, мед не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы, вроде того как молоко является продуктом жизнедеятельности организма животного, а есть соком цветов, лишь переработанным пчелой, а потому является продуктом растительного происхождения. Вообще можно есть мясо только такого животного которое является жвачным и парнокопытным (т.е. строго травоядным). Но даже мясо зарезанных надлежащим образом соответствующих животных, здоровье которых было непоправимо повреждено (такое мясо называется Трефовая), кашрут категорически запрещает. И так далее, и так далее, и так далее.

Отдельное подразделение законов кашрута посвященный винограда и вина.

Правила кашрута частично вошли и в ислама.

Правила кашрута появились за тысячу лет до нашей эры, то есть несколько раньше, чем учение Дарвина о естественный отбор и основанная на этом учении современная классификация животного мира.

Сам Дарвин, кстати, изучал правила кашрута.


См.. также