Надо Знать

добавить знаний



Керамика



План:


Введение

Фаянсовая панно с росписью, Люксембургский дворец, Париж

Керамика ( греч. Κεραμεικος - Керамикос, название квартала гончаров в Древних Афинах) - изделия и материалы, получаемые в результате спекания глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов и их соединений. Керамика появилась в эпоху неолита.


1. Разновидности керамических изделий

Керамические изделия, которые производятся в настоящее время, различаются между собой не столько степенью обработки, сколько, прежде всего, составом массы, из которой производятся, и родом глазури, которой поливаются. Все изделия керамики в этом отношении делятся на 2 группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые под действием высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твердую массу, на изломе они напоминают стекло, полупрозрачные, не впитывают в себя воду и при ударе о сталь викрешуються искры. К таким изделиям относится, например, фарфор.

Зато пористые изделия неплотные, на рубеже также пористые, легко ломаются, пропускают сквозь свою массу воду, если полива удалена. К таким изделиям относится, например, фаянс.

Кроме того есть смешанные разновидности, сочетающие свойства обоих типов. Те и другие бывают покрыты глазурью или ее нет. Обычная кирпич является пористым изделия без поливы и низшего качества по роду материала.


1.1. Плотные

В плотных гончарных изделий относятся:

  • Фарфор твердый, масса которого почти сплавлена, мелкозернистая, полупрозрачная, упруго вызова, однородная, твердая, не подвергается воздействию ножа, на рубеже раковистый, 2,07-2,49. Он содержит каолин, или фарфоровую глину, а также такие вещества, как полевой шпат, мел и кварц. Глазурь состоит из того же полевого шпата с гипсом, как и сама масса; оксиды масло и свинца никогда не входят в состав фарфоровой глазури. Фарфор испытывает двойного обжига: слабого до покрытия глазурью и очень сильного после покрытия глазурью.
  • Фарфор мягкий легче плавится, чем твердый; французский содержит массу почти стеклянистой, с прозрачной свинцовой глазурью, масса английского фарфора состоит из каолина, кремнезема, гипса и костяного пепла. Глазурь состоит из мела, кремнезема, буры и оксида свинца, легче плавится, чем сама фарфоровая масса, а потому первый обжиг должен быть сильнее, чем вторичный.
  • Бисквит, т.е. фарфор твердый, неглазированный, масса такая же, как в фарфора.
  • Париян имеет состав массы, похожий на английский, тугоплавкий, желтоватого цвета, без глазури.
  • Kappapa - средний между парияном и каменными изделиями, слабкопрозорий, белого цвета.
  • Каменные изделия состоят из плотной мелкозернистой массы, белой или окрашенной, что издает звук и на краях взлома просвечивает, они бывают ординарные и нежные (Д. Веджвуд).

Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы, иногда бывает без глазури обычно покрыта очень тонким слоем, который образуется от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная.


1.2. Пористые

В пористых керамических изделий относятся следующие разновидности:

  • Фаянс нежный - смесь огнеупорной глины с кремнеземом; покрывается прозрачной глазурью, имеет основную массу непрозрачную, недзвинку.
  • Фаянс обычный, иногда называется майоликой, имеет массу красновато-желтую, после обжига глины с добавлением глинистого мергеля покрывается непрозрачной кусок свинца глазурью.
  • Терракота, или обожженная искусственная каменная масса, состоящая из очищенного глины и перетовченого в порошок гончарного боя, без глазури. Употребляется для отделки ваз, архитектурных украшений и т.д..
  • Изделия гончарные обычные, масса которых состоит из глины и глинистого мергеля с непрозрачной свинцово глазурь 'ю.
  • Изделия из обычной и огнеупорной глины: любой вид кирпича, черепица, дренажные трубы и т.д..

2. Художественная керамика

Произведения художественной керамики появились давно. Археологические раскопки на острове Крит удивили ученых и сторонников искусства, потому что тогда были найдены образцы художественной керамики чрезвычайно высокой художественной качества. Если предыдущие образцы керамики Средиземноморья (горшки, вазы) 3000 до н. е. имеют простые геометрические узоры, то росписи позже осложняются и приближаются к реальности.

Уже в 1700 годах до н. н.э. появляются вазы разные по форме и сплошь покрыты растительными рисунками. По месту находки в пещере Камарес это название получила и найдена керамика. Гибкая, приятно по силуэту форма этих ваз украшенная таким своеобразным орнаментом, что кажется смелым витровом художника-модерниста 20 века. Даже схематическое изображение цветов позволило исследователям различать тюльпан, дикие лилии, плющ. Усложнилось также использование красок. Особенно интересной была ваза с белой лилией на фиолетовом фоне.

Близость к Средиземного моря и рыболовный промысел познакомили мастеров с жителями моря и морского дна. Они тоже переходят в росписи на вазах. 5 веком до н. е. датируют появление ваз с росписями, где есть рыбы, морские раковины, морские звезды. Это, так называемые, рыбные блюда.

Среди находок этого периода были и обломки гарбузоподибнои вазы в городке Гурния. Недостаток некоторых черепков не помешал к воспроизведению первоначальной форме. Чисто вымытая и склеенная ваза поразила изображением осьминога среди кораллов и водорослей. Она вошла во все энциклопедии по искусству под названием "Ваза с осьминогом" и считается шедевром керамики Древней Греции ( Археологический музей Ираклиона, остров Крит). О популярности вазы с осьминогом свидетельствует и ваза, найденная в Палекастро. Там почти такой же житель морей, но на весе шарообразной формы.


3. Изделия

Куманец, Шепетовский музей. Керамика начале 20 вв.

Из керамики изготавливают посуда, кирпич, черепицу, трубы, скульптуры, а также керамические покрытия и т.д..


4. Промышленность

Суперкерамика, типа карбида кремния, легче, прочнее и термостийкиша, чем сталь, поэтому используется в двигателях самолетов. Обычно ее отливают, поскольку в готовом виде она плохо поддается обработке.

См.. также


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам