Надо Знать

добавить знаний



Керамика Древней Греции



План:


Введение

Древнегреческая керамика благодаря своей относительной долговечности является хорошим археологическим материалом для изучения искусства, быта и истории Древней Греции.

Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и в эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н.е. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Греческая керамика является наиболее распространенной находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить ее можно во всем ареале расселения древних греков. Кроме греческого метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, Крит, частично остров Кипр и заселенные греками районы южной Италии. Как экспортный товар, греческая керамика, а вместе с ней древнегреческий вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.

Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их сначала относили к этрусского или итальянского искусства. Впервые о греческом происхождении находок заявил Иоганн Иоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено на основании первых археологических находок в конце XIX века в Греции. С XIX века древнегреческий вазопись является важным направлением исследований классической археологии.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, который использовался для хранения, приема пищи, в обрядах и празднествах. Изделия керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Пройдя сильный обжиг, устойчивы к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческий вазопись незаменим при установлении возраста археологических находок.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцы, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцы "служебные" имена. Они отражают либо тематику росписи и ее характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.


1. Технология изготовления и гончарные мастерские

Гончарная мастерская. Коринфская Пинака с Пентескуфии. 575 - 550 гг.до н.э. Лувр

Процесс изготовления керамики в античные времена восстанавливается учеными на основе анализа глины, результатов раскопок античных гончарных мастерских, сравнение их с современными аналогами и результатов искусствоведческих исследований росписи ваз. Источниками информации также сцены из жизни гончаров и вазописцы с Коринфских глиняных табличек. Изображение гончарных мастерских сохранились на 16 аттических вазах и на одном Беотийский Скифос.


1.1. Глина

Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качество глины. Горная порода должна быть выветрен. Исходный материал часто размачивается на месте добычи и смешивается с другими добавками, которые предоставляли глине желаемый цвет после обжига. Глина в Коринфе имела желтоватый оттенок, в Аттике - красноватый, в нижней Италии - бурый цвет. Перед обработкой глина подвергалась очистке. Для этого в гончарной мастерской глину размачивают или промывали в большой емкости. При этом крупные частицы глинозема опускались на дно, а органические примеси поднимались к поверхности воды. Глиняная масса помещалась затем во второй бак, где из нее удалялись излишки воды. Далее глину вынимали и долгое время выдерживали во влажном состоянии. Во время такого созревания глина "стареет" и становится эластичной. Слишком жирные (мягкие) сорта глины перед обработкой смешивали с песком или размолотым керамическим боем для того, чтобы "обезжирить" их, сделать глину прочнее. Поскольку на украшенных росписью афинских вазах отсутствуют следы "обезжиривания" глины, можно сделать вывод, что они были изготовлены из очень хорошо "состаренной" глины.


2. Периодизация древнегреческой вазописи

В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческий вазопись делится на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают.

Периодизация начинается с крито-минойского вазописи, одновременно с которым существовала кикладская керамика (по стилям идентична критский) и элладская керамика (ранний стиль - минийська керамика, которую со временем меняют стиле, идентичные критским). Вскоре после прихода в Грецию греков и завоевание ими Крита возникает микенский стиль керамики.

В узком смысле слова древнегреческий вазопись, появившийся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050 до н.е. периодом геометр. По окончанию ориентализирующим периода в VII в.до н.е. и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и следующий за ним еще в архаическом периоде краснофигурная вазопись. Оба стиле господствуют в вазописи классической Древней Греции в V и IV веках до нашей эры.

Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись на белом фоне, а начиная со второй четверти IV ст.до н.е. появляются вазы- гнафии, в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III ст.до н.е. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамическая посуда уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике меняется рельефными украшениями.


2.1. Эгейский вазопись в Древней Греции

Кувшин в морском стиле, Археологический музей, Ираклион

2.1.1. Минойская керамика

Украшенный росписью глиняная посуда появляется в крито-минойской культурном ареале начиная с 2500 роки в до н.е. (есть сходство с керамикой Бутмирськои культуры). Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 лет до н. е. изменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на черный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период в минойской культуре (1650 до н. Э) внес серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне темной краской. Начиная с 1450 до н. е. изображение подвергаются все большей стилизации и становятся несколько грубее.


2.1.2. Минийська керамика

На территории материковой Греции в среднеэлладского период получила распространение так называемая минийська керамика - из тонкой глины, изящная, но без росписи. К концу Среднеэлладский период ее начинает вытеснять минойская керамика. К. Блеген связывал минийську керамику с приходом греков; в 1970-е годы Дж. Каски установил, что она имеет местное происхождение и характеризует последний этап догреческой культуры в материковой Греции.


2.1.3. Микенская керамика

Кратер воинов

Около 1600 до н. е. с началом позднеэлладский период вырастает первая высокоразвитая континентальная микенская культура, которая оставила след и в вазописи. Ранние образцы отличаются темным тоном, преимущественно коричневыми или матово-черными рисунками на светлом фоне. Начиная с середньомикенського периода (около 1400 г. до н.е.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 до н.е. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.


2.2. Древнегреческий вазопись

2.2.1. Протогеометричний и геометрический стиле

Протогеометрична амфора

С упадком микенской культуры после дорийского вторжения все достижения бывшего вазописи потеряны. В течение примерно века существует субмикенского керамика, для которой характерно полное отсутствие орнамента (в отдельных случаях она украшена несколькими простыми линиями). Около 1050 до н.е. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. На ранних этапах ( протогеометричний стиль) до 900 до н.е. керамическая посуда расписывался обычно большими строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз были также проведены с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделенными друг от друга огибающим сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометр, начиная с 900 г. до н. е., происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении переменные одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины в фризовиднимы процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях все чаще преобладают черные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII века до н. е. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Ольпе в ориентализирующим стиле

2.2.2. Ориентализирующим стиль

Начиная с 725 до н.е. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующим, или иначе протокоринфський стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очередность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника выполнения аналогична чернофигурным вазописи. В настоящее время уже применялся необходимое для этого трехразовое обжига.


2.2.3. Чернофигурная вазопись

Чаша с глазами "Дионис" Эксекия
Чернофигурным аттическая амфора

Со второй половины VII века до начала V век до н.е. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль керамики. Все чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиры, битвы, мифологические сцены, рассказывающие о жизни Геракла и о Троянской войне. Как и в ориентализирующим период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенные необожженной глины. Мелкие детали прочерчивают штихелем. Шейка и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (так зввани пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 года до н.е. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название "аттическая чернофигурным керамика".

Впервые мастера гончарства и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 года до н.е. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V веке до н. е. победителям спортивных соревнований на так называемых Панафинеях вручались Панафинейских амфоры, которые выполнялись в чернофигурным технике. В конце IV век до н.е. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурным вазописи у этрусков.


2.2.4. Краснофигурная вазопись

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н.э. Считается, что эту технику впервые применил вазописец Андокид. В отличие от чернофигурным вазописи, черным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах выполнялись тончайшие детали изображений. Различные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурного вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвы, на одной стороне которых фигуры были черными, а на другой - красными.

Краснофигурная стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурная вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.

Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах преобладают автографы гончаров. Гончары оставляли подпись в виде своего имени в сочетании с глаголом дав.-гр. ἐποίησεν (Epiesen - сделал), а вазописцы - дав.-гр. ἔγραψεν (grapsen - нарисовал). Если вазописец сам изготовлял сосуд для росписи, то он ставил оба "штампы". Благодаря подписям удалось атрибутировать многие произведения гончарного искусства конкретным мастерам, одновременно составив представление об их творческом развитии.

Уже в V веке до н. е. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, которые работали с этим стилем вазописи и конкурировали с вазописнимы мастерскими в Аттике. Краснофигурная стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Лекиф, выполненный в технике на белом фоне. Гипнос и Танат выносят тело Сарпедона с поля боя в Трое. 440 г. до н.е. Британский музей. Лондон

2.2.5. Вазопись на белом фоне

Для росписи ваз в этом стиле как основу использовали белую краску, на которую наносились черные, красные или многоцветные фигуры. Эта техника вазописи преимущественно применялась в расписании лекифы, арибалив и алабастронив.

2.2.6. Вазы-гнафии

Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии ( Апулия), появились в 370 - 360 годах до н.э. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по черном лаковом фона использовались белый, желтый, оранжевый, красный, коричневый, зеленый и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV век до н.е. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III век до н.е.


2.2.7. Вазы из Канозы

Около 300 года до н.е. в апулийский Канози возник регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, что не требовали обжига красками на белом фоне. Эти произведения вазописи получили название "канозських ваз" и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения. Кроме своеобразного стиля вазописи для канозськои керамики характерны крупные лепные изображения фигур, которые устанавливались на вазы. Канозськи вазы изготовлялись в течение III и II веков до н.е.


2.2.8. Вазы из Чентурипе

Чентурипська ваза, 280 - 220 гг.до н.е.

Как и в случае с канозськимы вазами, чентурипськи вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому назначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипських ваз использовались пастельные тона по нежно-розовом фоне, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одежде различных цветов и прекрасными аппликативного рельефами. На чентурипських вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов.


3. Центры вазописи

Кратер с волютами и изображением наискоса

Наиболее значимыми центрами гончарного искусства - и соответственно вазописи - в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Получили известность также вазы с Беотии и Лаконии.

Благодаря греческим колониям в нижней Италии их гончарное искусство и вазопись распространились и в этом регионе. Начиная с VIII века до н. е. греческая керамика имитировалась итальянскими мастерами, возможно, благодаря осевшим в Италии греческим мастерам. Начиная с IV века до н. е. в Италии получает развитие собственный стиль, отличный от греческих образцов. Вазопись нижней Италии, отличается своими размерами и богатством декора, в котором в дополнение к традиционным цветов использовались белая и красная краска.

Вазы расписывались преимущественно на мотивы из жизни греческих богов и героев, однако присутствуют и бытовые сцены. На многочисленных сохранившихся вазах, например, изображены свадебные пиры или сцены из жизни атлетов. Часто на вазах встречаются и эротические сцены. Особой формой нижне-итальянского стиля вазописи считаются "наискови вазы", получившие свое название по изображенным на них наискосам и предназначались для погребальных ритуалов.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам