Надо Знать

добавить знаний



Керченский пролив


Фото со спутника Landsat

План:


Введение

Керченский пролив ( Крым. Keri boğazı ), Называемый древними греками Боспор Киммерийский (за народом - киммерийцы) - пролив, соединяет Черное и Азовское моря. Западным берегом пролива является Крымский полуостров Украина, восточным - Таманский полуостров России. Ширина пролива - от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина 18 метров. Важнейший порт - город Керчь. После строительства Цимлянского водохранилища течение в проливе изменилась - зимой (испарение малое) из Азовского в Черное море, летом наоборот (большое испарение) - из Черного в Азовское море. Летом Тамань становится правым берегом, согласно физическим законам размывается. Возникли проблемы и с косой Тузла. Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Сезон ловли начинается в конце осени, когда рыба уходит замерзающего Азовского моря в соленое Черное и продолжается несколько месяцев.

За время античности пролив (тогда Боспор Киммерийский) считалась границей Европы и Азии [1].


1. История

1.1. Миф, архаика

Еврипид описывает, как со стороны Тавриды (Крыма) пролив переплывает Ио - возлюбленная Зевса, превращенная Герой в корову и гонимая оводом. ("Ифигения в Тавриде")

Эсхил называет переправу через пролив - "Коровий брод".

В своих "Жизнеописаниях" Плутарх, ссылаясь на Геланика Митиленського, сообщает, что амазонки переправлялись через Боспор Киммерийский по льду.


1.2. Античность

О том, что кочевники зимой переходили пролив по льду, известно из "Истории" Геродота. В 5 веке до н.э. представители старинного Милетского аристократического рода Археанактидов основали на западном берегу пролива город Пантикапей - столица Боспорского царства на месте нынешней Керчи. Геродотом дважды упомянуты Киммерийские переправы.

Во II веке до н.э. на льду пролива со стороны Меотидського озера (Азовского моря) произошло сражение между армией полководца Неоптолема и варварами: Лед в этих местах такой крепкий у устья Меотидського озера (есть в Керченском проливе), что в том месте, где зимой военачальник Митридата победил варваров в конной битве на льду, он же разбил в сражении тех же варваров летом, когда лед растаял "( Страбон, II, 1, 6) "Рассказывают, что полководец Митридата Неоптолем в одном и том же проливе летом разбил варваров в морском бою, а зимой в конном". (VII, 3, 18)


1.3. XX века

В апреле 1944 продолжилось начатое немцами строительство железнодорожного моста через пролив. 115 однотипных пролетов по 27,1 м, 110-метровая пролетное строение двойного судоходного отверстия возвращается на средней опоре, над фарватером для прохода крупных судов, эстакады у берега и плотина составили полную длину мостового перехода. Строительство завершили до 27 годовщины "великого октября" того же года. Поскольку немцы не успели завезти все необходимое для строительства, мост не имел кригоризив, в феврале 1945 года льдом из Азовского моря было повреждено около 30% опор. Мост с крупповськои стали восстанавливать не стали, а уцелевшие части были ликвидированы, поскольку были препятствием для судоходства (последние в 60-х годах).

Для замены разрушенного моста в 1953 году открыта Керченская паромная переправа, соединившая Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым - Порт Кавказ). В работе переправы участвовали четыре железнодорожные паромы: "Заполярный", "Северный", "Южный" и "Восточный". Первоначально эти паромы планировали использовать на железнодорожной переправе, которая строилась, через Енисей в Игарке, но в 1953 году это строительство было закрыто и паромы перевезли в Крым. Позже в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: Керченский-1", "Керченский-2" и "Ейск".

В конце 1980-х годов, в связи со старением железнодорожных паромов прекращена перевозка пассажирских, а затем и товарных поездов через пролив. Из-за проблем с финансированием новые паромы для переправы построены не были, и в течение почти 15 лет переправа использовалась только для перевозки автомобилей. Неоднократно предлагались проекты строительства нового моста через Керченский пролив, но из-за отсутствия обоснованного экономически варианта, они не получили дальнейшего развития - с Джанкоя в Керчь (две сотни километров) идет однопутная железная дорога очень ограниченной пропускной способностью.


2. Настоящее

В 2004 году переправе был передан железнодорожный паром "Анненков", и железнодорожное сообщение через пролив было возобновлено. В ноябре 2004 года накануне второго тура президентских выборов в Украине состоялось торжественное открытие паромной переправы. В акции принял участие тогдашний президент России Владимир Путин.

2.1. Территориальные споры

В 2003 году Керченский пролив оказался в центре скандала между Россией и Украиной после того, как власти Краснодарского края, стремясь предотвратить размывание морского берега, начали спешно возводить дамбу от Тамани в сторону украинского острова Тузла. Россию обвинили в посягательстве на украинскую территорию. Конфликт удалось разрешить после вмешательства президентов - строительство дамбы остановили, и Тузла осталась украинской. Как ответ Украина согласилась подписать договор, по которому Керченский пролив был признан совместными внутренними водами России и Украины.


Примечания

  1. Остров номер один - ПИК - ukr.pik.demo.team.com.ua/news/2008/7/31/216658.htm

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам