Надо Знать

добавить знаний



Кибела


Cybele formiae.jpg

План:


Введение


Кибела ( греч. Κυβέλη , лат. Cybele ), Цибелы, иногда Кибеба ( греч. Κυβήβη ) - В древнегреческой мифологии богиня [1], что имеет фригийськие корни. Известна также под именами: Кивева, Диндимена, Идейским мать, Великая Мать богов. По функциям близка к богине Реи, иногда вплоть до отождествления. Согласно Страбоном, получила свое имя от Кибелы [2]. Ее храм в Сардах упоминает Геродот [3].


1. Мифы о Кибелы

Важную роль в мифах о Кибелы играет история Аттиса.

Кибела родила от Иасиона корибантам. После смерти Иасиона Дардан, Кибела и корибантам перенесли в Азию священные обряды Матери богов и отправились в Фригию [4]. Кибела от Олимпа родила Алку, которую назвала богиней Кибелой [5]. Или это девочка, воспитанная в горах зверями и получила имя от горы Кибелы, подруга Марсия, возлюбленная Аттиса. Когда ее отец убил Аттиса, она побежала по стране с бубнами, дошла до Нисы, там ее полюбил Аполлон и преследовал до гипербореи [6].

Пиндар написал ей дифирамб [7]. Среди авторов элегий был популярен рассказ о жрицу Кибелы и льва [8].


2. Кибеба

Кибеба - древнее имя Кибелы [9]. В лувийских надписях IX в. до н. е. божество Ате Купала упомянутое рельефе с изображением Тешуб [10].

3. Мать богов

В микенских текстах встречается te-i-ja ma-te-re (? Theiai matrei, Мать богов) [12].

Ее упоминает Пиндар [11]. Ее статую создал Фидий [12]. Храм ее в Пессинунти, называемый Агдистис, где похоронен Аттис [13], а также храм в Анагирунти ( Аттика) [14]. Ей посвящены XIV гимн Гомера и XXVII орфический гимн [15].

4. Диндимена

Диндимена (Диндимида) - распространенный эпитет Матери богов [16], по названию горы Динда над городом Пессинунт [2]. Святилище Диндимены на горе над Кизиком основали аргонавты [2]. Храм богини-матери Диндимены в Фивах сооружен Пиндара [17].

5. Культ Кибелы

Сначала фригийский богиня, олицетворение матери-природы, почиталась в большей части областей Малой Азии (особенно в горах иди в Лидии, Вифинии и Галатии). Спутниками богини, фригийского название которой было Аммас, считались корибанты, куреты и Идейским Дактил, ее любимцем является прекрасный юноша Аттис. Через греческие колонии из Малой Азии культ Кибелы рано проник в Грецию, где богиня отождествлялась с критской матерью Зевса, Реей, и обычно называлась "большой матерью богов".

От служителей Кибелы, требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран и оскопление во имя Кибелы неофитов.

Главные атрибуты Кибелы - золотая колесница, запряженная львами, и корона в виде зубчатой ​​башни. Окружение его составляли корибанты и куреты, дикие пантеры и львы. Кибела выступала как дарительница плодородия, обладательница гор, лесов и зверей.

В Афинах ей был посвящен храм, с ее названием, работы Фидия или Агоракрита.

Введение культа Кибелы в Риме ( 204 год до н. н.э.) совпало с концом Второй Пунической войны, когда Рим активно продвигался на восток. Согласно "Сивиллиных книгами", торжественно был перевезен особым посольством древний символ культа богини, темный камень (вероятно, метеорит), из ее храма в Пессинунти. В порту Остия, Богиню встречали все женщины, и когда статуя Богини "сходлав" на берег, ее должны были нести девы к храму Виктории на Палатине. День, когда это произошло - 12 апреля, придерживался впоследствии, как фестиваль Мегалесия. С этого времени культ богини под именем Великой Матери (Mater magna) стал государственным; заведовала особая коллегия жрецов. Самым римлянам сначала запретили участвовать в обрядах культа Кибелы; распространяться между ними он начал лишь во времена Империи. Особенно много народу привлекали искупительные жертвы Кибеле: тавроболии и криоболии (посвящение в культ путем орошения бычьей или бараньей кровью). Для этого периода характерно слияние Кибелы и Опс, римской богини посевов и жатвы. Наибольшую великолепие праздникам в честь богини набрали в эпоху империи. Именно тогда в эпоху особого развития религиозного синкретизма Кибела становится покровительницей благосостояния городов и вообще всего государства.


Литература

Примечания

  1. Еврипид. Вакханки 79
  2. а б в Страбон. География XII 5, 3 (стр.567)
  3. Геродот. История V 102
  4. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 49, 2
  5. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 49, 3
  6. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека III 58-59 / / Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.455-456, 544
  7. Пиндар, фр.80 Бергк
  8. Псевдо-Симонид. Эпиграмма 59 Пейдж и другие
  9. Лукан. Фарсалия I 600; Фульгенций. Мифологии III 5
  10. Баюн Л. С. Этнокультурные контакты в древней Малой Азии: Фригия, Юго-Восточная Анатолия, Северная Месопотамия. / / Вестник древней истории. 2007. № 4. С.157
  11. Пиндар. Пифийские песни III 79; дифирамбам 1, ст.8; фр.95
  12. Павсаний. Описание Эллады I 3, 5
  13. Павсаний. Описание Эллады I 4, 5
  14. Павсаний. Описание Эллады I 31, 1
  15. См. также Лукреций. О природе вещей II 594-643.
  16. Геродот. История I 80; Павсаний. Описание Эллады IX 25, 3; Страбон. География X 3, 12 (стр.469) См. Нонн. Деяния Диониса XV 397.
  17. Павсаний. Описание Эллады IX 25, 3
п ? о ? р Римская мифология
Главные боги
Капитолийская вовчиця1.JPG
Второстепенные боги



Афродита Это незавершенная статья мифологии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам