Киево-Печерский патерик

Киево-Печерский патерик - сборник рассказов о монахов Киево-Печерского монастыря, основанного в середине XI в.


1. История

Патерик составлен в XIII веке на основе переписки епископа Владимиро-Суздальского Симона (умер 1226) и монаха Печерского монастыря Поликарпа. В "Патерик" включено письмо Симона, из которого известно, что Поликарп одно время был игуменом Косьмодемьянского монастыря в Киеве. Он обратился к епископу Симону (также постриженцем Киево-Печерского монастыря) за поддержкой, потому что хотел с помощью киевской княгини Верхуславы и ее брата - великого князя - Юрия Всеволодовича также стать епископом. Но Симон укорил Поликарпа за честолюбие и суетность помыслов и привел в пример первых монахов Киево-Печерского монастыря, о деяниях которых рассказал в девяти приложенных к посланию "словах". Считается, что они были написаны Симоном раньше и только добавлены к письму. Ни письмо Поликарпа, ни его ответ на письмо Симона не известны, но, видимо, он принял во внимание советы Воладимирського епископа. Вскоре Поликарп пишет послание Печерском архимандриту Акиндин, в котором сообщает о своем согласии записать устные рассказы Симона о первых печерских подвижниках, о который когда-то просил Акиндин. Таким образом, к записям Симона Поликарп присоединил свои собственные записи монастырских переводов. Всего им записано 11 рассказов о первых монахов.

Кроме переписки до Древнейшей редакции П. XIII в., согласно предположениям Д. И. Абрамовича и А.А.Шахматова, вошли "Слово о создании церкви Печерской", написанное Симоном между 1222-1226 гг, и "Слово о первых иноков печерских" - 4 рассказа патерикового типа о первых монахов. Они читались еще в составе "Повести временных лет".

Конце XI - нач. XV в. возникли две новые редакции - Арсеньевский и Феодосиевская. Арсеньевский редакция исключила всю эпистолярное часть и некоторые "слова", зато добавила "Житие Феодосия Печерского" ​​(см. Нестор), "Похвалу Феодосию", "Сказание о начале Печерского монастыря" с Повести временных лет. Феодосиевская редакция дополнила основной текст "словом" о крещении княгини Ольги и князя Владимира, учительного "словами", житиями русских и византийских святых.

В 1460-1462 гг клирошанин Печерского монастыря Кассиан создает две новые редакции П., основанные непосредственно на Древнейшей. По второй Касияновський редакции П. был издан Д. И. Абрамовичем. В XVII в. в обстановке острой борьбы с униатством и католицизмом в Киево-Печерском монастыре создаются новые редакции: Печатная 1635 Сильвестра Косова, Иосифа Тризны (1647-1656), 2-я Печатная редакция 1661 и др.. Все редакции отличаются принципами отбора материала и системой компоновки произведений (тематическая, по авторским циклами или хронологическая).


2. Литературный стиль

Литературными образцами для Симона и Поликарпа служили переводные патерики: Синайский, скитский, Египетский. Но основными источниками Патерика были монастырские предания и печерский "летописец", на который ссылается Поликарп. Рассказы, написанные им, отличаются большей живостью, непосредственностью по сравнению с произведениями Симона. Владимирский епископ больше ориентировался на книжные образцы, у Поликарпа сильнее фольклорная основа. Его тексты отличаются четкой сюжетной построением и интересом. П. внимателен к человеческой личности как таковой. Особое место в Поликарпа занимают рассказы о разоблачении монахами княжеских неправд и о помощи несправедливо обиженным. Летописи подтверждают, что Киево-Печерский монастырь нередко находился в оппозиции к киевского князя.


3. Содержание

Начальная история монастыря представлена ​​в П. "Словом о создании церкви Печерской" Симона. Его источниками были несохраненные "Житие Антония", в меньшей степени "Житие Феодосия" Нестора, "Летописец Ростовский", на который он непосредственно ссылается в послании к Поликарпу. История построения церкви появляется в рассказе Симона как цепь чудес, созданных Богородицей. Одно из главных действующих лиц истории - варяг Шимон, что будто бы пришел на Русь при Ярославе Мудром. Привезенные им венец и золотой пояс с распятия, сделанного по приказу его отца Африкана, становятся святынями монастырского Успенского собора, а пояс еще и мерой длины, используют при закладке храма. Эти известия не упомянуты ни в Повести временных лет, ни в "Житии Феодосия", Симон же ссылается здесь на "Житие Антония". Сын Шимона, Георгий, был тысяцким в Суздале в Юрия Долгорукого. Преувеличение роли варяга и привезенных им святынь связано, очевидно, с родовыми преданиями Шимоновича, с которыми был знаком Симон. Вторая тема "Слова" - преемственность между культом Влахернской Божьей матери, связанной с Печерским монастырем, и культом Владимирской Богоматери.

С слоем древнейших монастырских переводов связано рассказы Поликарпа о Варяжской пещеру. Очевидно, она упомянута в "Житии Антония" как место его первоначального поселения. Из этих переводов Поликарп, вероятно, почерпнул и легенду о спрятанных там сокровищах, через которые были убиты около 1095 г. монахи Федор и Василий.


4. Печатные издания

В начале 18 века иллюстрации в Патерика создал известный украинский гравер Леонтий Тарасевич.

Великолепная литературная форма и интерес рассказов П. обусловили его неизменную популярность у читателей вплоть до XVIII в.; Возможно, в Патерика относится восторженная оценка А. С. Пушкиным "легенд о киевских чудотворцев" (письмо П. А. Плетневу около 14 апреля 1831 г.), хотя поэт называет "Четь-Минею".


5. Издание


Источники

  • Гайдай Л. История Украины в лицах, сроках, названиях и понятиях. - М.: Башня, 2000.
  • Справочник по истории Украины. под ред. И.Подковы и Р.Шуста. - К.: Генеза, 1993.
  • Викторова М. А. Составители Киево-Печерского патерика и позднейшая его судьба. - М., 1863
  • Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском Патерик как историко-литературном памятнике. - СПб., 1902
  • Ольшевская Л.А. Об авторах Киево-Печерского патерика / / Литература Древней Руси. - М., 1978. - Вып. 2. - С. 13-28;
  • Ольшевская Л.А. Патерик Киево-Печерский / / Словарь Книжников. - Вып. 1. - С.308-313

Исиченко Ю.А. Киево-Печерский патерик в литературном процессе конца XVI - начала XVIII в. на Украине. - М.:. мысль, 1990. - 180 с.


История Это незавершенная статья истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.