Киевская православная богословская академия

Киевская православная богословская академия - вуз закрытого типа, который готовит священнослужителей, работников синодальных и епархиальных управлений и миссий Украинской православной церкви Киевского патриархата.


1. Учебный процесс

При Академии действует специализированный ученый совет с правом принятия к рассмотрению и проведению защит диссертаций на соискание ученой степени доктора / кандидата / богословских и церковно-исторических наук.

Богослужебную практику студенты проходят в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова [2].

После окончания 4-х лет обучения студенту предоставляется диплом бакалавра богословия. Если все 4 года студент учился на "отлично" и "хорошо" и успешно защитил диплом бакалавра богословия он может продолжить обучение в Академии на 5-м курсе и после его окончания и успешной защиты получить диплом магистра богословия.

В Академию на стационарную форму обучения принимаются лица православного вероисповедания мужского пола в возрасте до 35 лет, имеющих среднее образование, холостые или женатые первым браком.

При Академии действуют Регентские курсы. Срок обучения - 3 года. Курсы готовят регентов и псаломщиков церковного хора. Форма обучения - вечерняя.

На заочный сектор Академии принимаются лица мужского пола, находящихся в священном сане иерея или диакона. Правила поступления в Академию на заочный сектор до 1-го курса, а так до 5-го остаются одинаковыми, что и для абитуриентов стационара, согласно установленным правилам. Введение в Академии абитуриентов, которые не находятся в священном сане рассматривается индивидуально при прохождении собеседования. Порядок подачи документов также одинаков, кроме того, что абитуриент в священном сане должен подать рекомендацию на учебу от правящего архиерея.

К аспирантуру Академии принимаются лица, окончившие магистратуру при Киевской и Львовской богословских академиях и теологическом отделении КПБА философско-теологического факультета Черновицкого национального университета и успешно защитили диплом магистра богословия [2].

Абитуриенты в аспирантуру Академии должны пройти собеседование и сдать кандминимум по догматическому богословию и истории Древней Церкви. Кроме вступительных экзаменов, каждый поступающий подает реферативный труд на одну из тем, близких к будущей научной специальности, которая должна подтвердить способность и умение будущего аспиранта работать над соответствующими источниками и литературой, его склонность к целенаправленному научного познания.


1.1. Руководство

Ректором Киевской православной богословской академии является архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Бориспольский Епифаний (Думенко) [2].

Проректор по учебно - воспитательной работы - к.б.н. прот. Александр Трофимлюк.

Проректор по научной работе - к.б.н. прот. Виталий Клос. Воспитанием студентов КПБА занимается инспекция свящ. Роман Маланяк, свящ. Петр Бойко, диакона. Андрей Головков).

1.2. Кафедры

В Академии действуют кафедры:

  1. Богословие и церковного права (заведующий - к.б.н. епископ Епифаний (Думенко));
  2. Священного Писания (заведующий - к.б.н. прот. Ярослав Романчук)
  3. Литургики и церковного пения (заведующий - к.б.н. прот. Александр Трофимлюк)
  4. Церковной истории (заведующий - к.б.н. свящ. Виталий Клос)
  5. Философии (заведующий - проф., д.б.н. Дмитрий Степовик)
  6. Филологии (заведующий - к.б.н. Александр Мирончук) [2].
  7. Церковного права (заведующий - к. богословия. Н., Доц. Чокалюк С.М.) [2]

2. История

К моменту возникновения Киевской Академии в XVII в. история украинского духовного образования не имела такого учреждения. Как и в старые времена, центральным духовно-образовательным центром Украины оставался Киев. Большое значение имели многочисленные библиотеки и собрания церковных книг, которые были созданы при монастырях Киево-Печерской Лавры, Софийском, Михайловском Златоверхом, Никольском и других церковных ячейках ".

Организация будущей Киево-Могилянской Академии тесно связана с двумя культурно-образовательными центрами, которые начали действовать до основания Академии. Это Киевское Братство, основанное в 1618 г., и Киево-Печерская Лавра с архимандритом Елисеем Плетенецким во главе. Историческая заслуга Киевского Братства заключалась в организации Киевской братской школы, которая стала основой создания в будущем Киевской Академии.

За период после 1917 г. некоторые исследования издававшихся за пределами Украины и в них история Киевской Академии освещалась с позиций уважения духовного наследия и академической освити5. Зато в работах, которые были написаны в УССР, главный акцент в исследованиях истории Киевской Академии делался на историю этого заведения к превращению его в Киевскую Духовную Академию, а особенно отмечалось на общем развитии наук и образования и специально подчеркивался интернациональный характер закладу6. В последние годы в Украине начали появляться новые авторские исследования и другие публикации.

На протяжении XVIII в. влияние митрополитов на деятельность Академии был решающим, поскольку киевские владыки лично занимались этим учебным заведением. Общий характер приказов Синода по духовно-просветительской деятельности имел несколько направлений, а именно - распространение системы духовного образования моско-витського образца и установка и постепенное внедрение нового типа духовно-учебных заведений, которые не были похожи на те, что существовали ранее на местах ,

Именно с целью дальнейшей отмены предыдущих традиций Киевской Академии как важного украинского духовно-учебного центра, она подчиняется не только Киевскому митрополиту, но и непосредственно Синоду. И это несмотря на то, что Киевская митрополия все еще продолжала пользоваться правами и привилегиями, которые были предоставлены ей в польско-литовскую сутки, которые были подтверждены всеми гетманами Украины и даже московитском правительством в XVII в.

Но все эти права и привилегии не согласовывались с нивелирующей централизующего попытками тоталитарного царизма и Синода. В XVIII в. деятельность киевских митрополитов по-разному отражалось на деятельности Академии, в зависимости от способности того или другого митрополита противостоять давлению со стороны Синода.

В частности, митрополит Рафаил Заборовский (1731-1747) ввел в Академии преподавания иностранных языков и общеобразовательных дисциплин, добился у Синода чина архимандрита для ее ректоров, поскольку до этого в Киеве был только один архимандрит - Киево-Печерской Лаври14. Первым ректором Академии, который был возведен в сан архимандрита, был Амвросий Дубневич. Рафаил Заборовский отстроил корпуса Академии, которые были до этого в плохом состоянии, а над школьным каменным корпусом, отстроенным еще гетманом Иваном Мазепой, надстроил еще один этаж с колоннадой, а при ней Благовещенске Конгрегационный церковь.

После Тимофея Щербацкого (1747-1757), выпускника Киевской Академии, его преемник на киевской митрополичьей кафедре Арсений Могилянский (1757-1770) учился в Киевской Академии только 6 лет (1721-1727), откуда перевелся в Харьковской коллегии. После назначения на Киевскую кафедру он также занимался Академией и приобрел для ее библиотеки большое количество книг, а также возместил значительные суммы из собственных средств на ремонт корпусов. Митрополит Гавриил Кременецкий (1770-1783) только начал свое обучение в Киевской Академии, затем учился в Харьковском коллегиуме и закончил обучение в Московской Академии. За годы своего пребывания на киевской кафедре он построил для Академии каменную бурсу на берегу Днепра вместо деревянной, была построена еще Арсением Могилянским, но 1 августа 1775 она сгорела; завещал также в пользу набидниших воспитанников Академии 73 тысяч рублей.

Самуил Миславский - тоже воспитанник Киевской Академии. Впоследствии он принял монашеский постриг в Киево-Софийском монастыре 12 июня 1754 Он преподавал в низших и средних классах Академии, а 7 ноября 1757 был назначен префектом Академии и профессором философии, с 4 сентября 1759 - стал учителем богословия . 10 февраля 1762 Самуила Миславського был назначен архимандритом Кие-во-Братского монастыря с одновременным назначением ректором Академии и членом Киевской Духовной Консистории. 1764 его на длительное время вызывают на епископское служение в Россию, где он много лет занимал епископские кафедры в различных городах империи.

Приказом от 22 сентября 1783 его назначают митрополитом Киевским и он возвращается в Украину. Самуил Миславский ввел с 1784 г. в Академии систему, которая существовала в московитском училищах - классы математики, истории, географии и изучения русского и французского языков. После приказа Екатерины II от 15 мая 1785, по которому преподавание в духовных училищах по содержанию и форме мало сравниться с русскими народными училищами, Синод приказом от 29 декабря 1785 ввел для обучения учебники русских народных училищ. Следствием этого было то, что предыдущий порядок преподавания в Киевской Академии полностью был отменен и прекращения выплаты денег на содержание учителей и учеников Академии, что имело катастрофические последствия для ее деятельности.

Через ряд последовательных актов относительно воспитанников Киевской Академии, которых на протяжении всего XVIII в. забирали из Украины на служение Московии и за ее пределами, весь руководящий состав Киевской митрополии и Академии постепенно замищувався теми же воспитанниками Академии, но которые довольно значительный промежуток времени занимали преподавательские и профессорские должности, епископские кафедры в России, а в Украине возвращались русифицированными.

По Ерофея Малицкого (1796-1799) - последнего митрополита-украинского на киевской митрополичьей кафедре произошли административно-территориальные изменения в составе Киевской епархии. Был введен в жизнь штатное распределение церквей и монастырей. В частности, по представлению Ерофея Малицкого, Киево-Братский училищный монастырь приказом Синода от 2 июня 1799 был зарегистрирован как штатный второклассных и к нему перевели закрыт до того в Черниговской епархии Гамалиевский Харлампиевский монастырь с ризницей и утварями.

Митрополитом Киевским, за время которого произошла реформа духовной школы в Украине, был Серапион Александровский, русский по происхождению. Образование и постриг он получил в семинарии Троице-Сергиеивои Лавры. До назначения его Киевским митрополитом приказом Синода от 11 декабря 1803, он никогда не был в Украине. Именно по его пребывания на Киевской кафедре в городе произошел страшный пожар 9 июля 1811, когда сгорел почти весь Киевской Разделение совместно с Академией и ее библиотекой; монастыре - Братский, Греческий и Флоровский, 11 каменных церквей, 5 деревянных храмов вместе с колокольнями и многое другое.

Именно за пребывание Серапиона, приказом Синода от 14 августа 1817 Академия была переименована в Киевскую Духовную Семинарию, а следующим приказом от 26 августа 1819 был открыт Киевскую Духовную Академию, которая начала действовать по новым академическим уставом.

Киевская Академия в своего реформирования воспитала целую плеяду выдающихся деятелей того времени: Иосиф Волчанский, профессор богословия и ректор Киевской Академии (1721-1727), автор курса богословия под названием "Тпео1о ? иа Спгизииапа оплосиоха" (10 июня 1745 ) 15; Ректор Академии Иларион Левицкий, автор рукописного курса по философии "Аррия Игииа" и богословского курса "Тпеою ? иа ? спо1а8ииса", проповедник Киево-Софийськогого собора (1 '14 июня 1731) 16; Платон Имели-новский, который в 1721-1723 гг . преподавал в ней курс философии "Оиитриа рпииозортса" и был префектом Академии. В 1748 Платона Малиновского возведен в сан архиепископа Московского (июнь 1754 г.) 17.

Другими выдающимися деятелями этого периода, преподавали в Академии, были Вениамин Богацкий, иларион Негребецкий, Софроний Мигалевич, Амвросий Дубневич, Амвросий Юшкевич, Стефан Калиновський18, Сильвестр Кулябка19, Иероним Миткевич20, Платон Левицький21. Большинство воспитанников Киевской духовной школы работала на территории Российской империи, но были случаи, когда они оказывались за ее пределами, проводя служения в зарубежных миссиях.

Примером такого служения может быть деятельность Гервасия Линцевського, который закончил обучение в Академии в 1727 и преподавал курс поэтики (1734-1735), а 16 января 1735 он был назначен наместником Киево-Михайловского монастыря, откуда он получил назначение в Пекинской православной миссии в Китае в 1742 (1769 г.).

Знаменитым воспитанником Киевской Академии был Иоасаф Горленко, который после окончания обучения в 1729-1730 гг был учителем аналогии, а в 1731-1732 гг - учителем синтаксимы. С 1733 Иоасаф Горленко был еклезиархом в Киево-Братском монастыре. Последним его назначением была Белгородская кафедра, на которую он был рукоположен в 1748 (10 декабря 1754) Его мощи покоятся нетленными в Белгородском собори22.

Среди воспитанников Киевской Академии последнего периода ее существования можно отметить тех людей, которые на протяжении жизни достигли архиерейского сана - Димитрия Устимовича, Амвросия Келембет, Афанасия Корчанова, Даниила Надтоки-Михай-ловского (Мирдамського), Варлама Шишацкого, Гавриила Банулеско-Бодони, Иоаникия Полоне ького , Гервасия Линцевського, Феофана Шиянова-Чернявского.

Из числа воспитанников последнего периода существования Академии, получивших образование в Киеве, но не были преподавателями в ней и впоследствии получили сан, известные архимандриты Пекинского Сретенского монастыря (Китай) Иоаким (в миру - Иван Федорович Шишковский (1750-1795) Софроний Грибовский, который составил описание деятельности миссии в Китае и "Известие о Китайском или Маньчжурском государстве" (1814), сотрудник русской миссии в Дании, воспитатель детей бывшей российской правительницы Анны Леопольдовны и Антона Ульриха иеромонах Иосиф (в миру - Иван Ильицький (1759-1824).

О высокой оценке деятельности украинского, воспитанников Академии в XVIII в., Свидетельствуют документы, касающиеся прав и привилегий украинского духовенства (1768), где перечисляются основные достижения: развитие Славяно-Греко-Латинской Академии в Москве23, которой приказным порядком вызывались преподаватели и студенты из Киева, проповедчик, заведение в Московии епархиальных семинарий и дальнейшее преподавание в них.

Об этих достижениях говорится в опубликованном М. Петровым документе "Выписка о заслугам Киевской Академии Русской церкви и Государству в первой половине XVIII века": "Коликая полза от учения, в Академии Киевской производимаго происходит, ясно доказивают как церковньия, так и гражданственньия дела. В разньия прошедшие и ньинешньия Бремена многие из обучившихся во Академии Киевской по указам взять и к разньим должностям действительно определеньи, а имянно: от самаго перваго учреждения Московской гимн-Греко-Латинской академии и в силе того к преподаянию в оной академии разньих школьньих наук и к проповедание слова Божия; к заведению во всех росийских епархии семи-вырой и в оньих по заведений к дальнейшему распространению учения в звание учителское ... "24.

Огромные заслуги воспитанников Киевской Академии в течение XVIII в в деле подъема церковной и культурной жизни Русской Церкви и империи в целом, к сожалению не нашла никакого отражения, и тем более благодарности, в трудах российских историков и даже в исследованиях профессоров КДА XIX-ХХ вв., где Киевская Академия представлена ​​не как украинский старинный духовное учебное заведение, а как центр русского православия в его борьбе с польско-католическими влияниями на "юго-западе России" (так тогда уже называли Украину). О том, что общий уровень образованности среди духовенства в Московском государстве было неудовлетворительным, пишет историк Русской церкви Игорь Смолич: "В Московском государстве XVII в. Уровень образования духовенства бьии совершенно неудовлетворительньим, хотя сама идея о необходимости духовньих учебньих заведений ... находила широкую поддержку среди иерархов ... То немногие монастьирские школьи, которьие время от времени возникали в Москве в течение XVII в. оказьивались нежизнеспособньимы из-за дефицита в подготовленньих учителях и бьистро закрывались ... "25.

После организации Синода и новой системы духовного образования, предложил архиепископ Феофан Прокопович вместе с "Духовным Регламентом" 1721, введенные им правила действовали до реформы 1808-1814 гг по всей Российской империи26. Понятно, что меры по реформированию духовного образования касались и Киевской Академии. Начало реформирования Киевской Академии приходится во времени на конец XVIII - начало XIX в. Последняя треть XVIII в. ознаменовалась усилением политики российского правительства в деле уничтожения особенностей украинской общественной и церковной жизни. В этот период вводятся в Украине инструкция по управле-"ню всеми учреждениями и губерниями Российской империи, которой теперь заменялся предыдущий способ управления на основе Магдебургского права и литовского статута.

21 апреля 1785 было введено дворянское грамоту, по которой в Украине начал действовать институт дворянства и крестьяне были полностью закрепощены. С 1783 г. украинские казацкие полки стали регулярными, а полковая казацкая старшина сравнена с соответствующими офицерскими чинами русской армии. Тогда же произошли существенные изменения в деле экономического обеспечения. До 1786 г. Академия содержалась за счет доходов Киево-Братского монастыря, а также процентов пожизненных денежных пожертвований со стороны благотворителей. В 1786 г. все имения были отобраны в государственную казну, а Богоявленский Братский монастырь был преобразован в госпиталь. Зато для Киевской Академии было предоставлено государственное содержание в размере от 8400 до 9000 руб. в год.

Переход на университетскую систему сопровождался изменениями в профессорско-преподавательском составе. Профессором богословия было оставлено префекта Академии иеромонаха Иоанна Островского, среди преподавателей упомянуто иеромонахов Амвросия Буржинского, Ивана Акимовича, Иринея Фальковского, Анатолия Стависко-го27. Следует отметить введение по инициативе Самуила Миславського класса "русской поэзии и элоквенции", причем для его устройства по российскому образцу специяльно было вызвано в 1784 г. студента богословия из Троице-Серги-ской Лавры Димитрия Сигиревича.

Начиная с Серини XVIII в. для Академии достаточно лвидчутною была проблема кадров, когда обострилась возрастающая проблема выбора кандидатов на замещение профессорских должностей. По древнему обычаю, профессора Академии должны были обязательно набираться из монахов, в то время как количество ученых монахов в Киеве постоянно уменьшалась.

Существовало несколько причин, которые привели к этой ситуации: 1) количество ученых монахов в Киеве сократилась вследствие усиления новых требований тогдашнего духовного правительства, в частности требований постригать кандидатов только после трехлетнего испытания и возрастом не моложе ЗО лет. К тому добавлялась требование оставаться после пострижения в том же монастыре, в котором осуществлялся постриг 2) лучших профессоров Киевской Академии начинают массово вызывать в Московской академии. На сложившееся положение неоднократно жаловались и сама Академия и киевские архипастыри. Учителей для Академии обычно выбирали ректор и префект, часто в этом участвовал кафедральный наместник. Этот процесс избрания обычно происходило в августе, накануне нового учебного года. Об избрании профессоров Академии обязательно докладывалось Киевскому митрополиту. Кафедральная канцелярия рассылала соответствующие приказы до тех монастырей, из которых планировалось вызвать затвержених кандидатов. Часто новоизбранные кандидаты всячески избегали этой работы и в том их поддерживали местные владыки. Поэтому дело поиска новых кандидатов затягивалась. Иногда назначения на профессорские должности происходило без преподавательской подготовки. Но, несмотря на это, из стен Академии вышло много прекрасных богословов и признанных специалистов. Менее проблематичным был поиск преподавателей в ниж-чигх классах, поскольку преподавателями назначались студенты класса богословия без отрыва от учебы, а также послушники и светские лица из числа воспитанников Академии, которые не желали монашества.

Реформы духовного образования в Украине переводились на протяжении 1804-1808 гг Академическую реформа была начата 31 октября 1798, но с самого начала она имела половинчатый характер. После Павла I (1796-1801) на престол взошел Александр I (1801-1825). Начало царствования сопровождался реформированием духовного образования, но в неожиданном направлении. Как отмечают дореволюционные историки, реформационная и просветительская деятельность Александра I в нач. XIX в в Украине ("исконно русском Юго-Западном крае") имела откровенно колониальных характер. Киевская Академия, как старинный православный духовное учебное заведение, воспрепятствовала новой волны внедрения колониальной политики.

В конце XVIII - начале XIX в. Синод Русской Церкви начинает реформирования духовных школ на территории империи, следовательно и в Украине. В результате целого ряда реформ Киевская Академия постепенно теряет свои особенности и постепенно превращается в одну из четырех российских Духовных Академий. Это ощутимо ударило по древним традициях существования украинского образования, основанного в сутки св. митрополита Киевского Петра Могилы. На период реформ духовного образования в Украине оставалась целая плеяда представителей старой Академии, которые были носителями учебного и научного опыта предыдущих времен и самого духа школ пислямогилянськои суток. Для последующих поколений воспитанников Киевской Духовной Академии этот дух постепенно был утрачен. Вместе с реформированием Киевской Академии начинается процесс оттягивания из нее лучших преподавательских и профессорских сил к ново-созданной Московской Духовной Академии, российских епархиальных духовных семинарий, российских посольств, монастырей и т.п.. Меняется и кадровая политика в отношении профессорско-преподавательского состава Академии, деятельности Киево-Братс кого-либо училищного монастыря, распределения воспитанников по разным духовных и светских должностях. я-М-;

Инициятива реформирования системы духовного образования выходила сразу с нескольких направлений, поскольку каждая из существующих в России Академии представила собственный проект реформы, который, конечно, базировался на существующей в ней системы. Церковные иерархи также подали собственные проекты, стали предметом дискуссий в Синоде. Авторами этих проектов были Санкт-Петербургский митрополит Амвросий Во добедов (^ 2 июля 1818), могилевский архиепископ Анастасий Братановский, а также префект Александро-Невской Академии в Санкт-Петербурге Евгений Болховитинов (1 - 23 февраля 1837) 28.

Все эти проекты имели целью создание единой системы духовных академий в Российской империи, и это непосредственно касалось вопроса существования Киевской Академии, поскольку она окончательно должна была превратиться в российский духовное учебное заведение. Для этого украинским было постепенно созданы искусственные препятствия для вступления в Киевскую Академию и, соответственно, гораздо проще вступить в вновь Московской, Санкт-Петербургской и Казанской Духовных Академий.

В начале XIX в. предыдущие попытки реформирования Киевской Академии по образцу высоких светских школ изменяются поворотом в направлении создания специяльних образовательных духовных заведений со своими учебными программами и богословскими курсами. В целом состоялся целый ряд правительственных реформ в области духовного образования в 1803, 1808 и 1814-1819 годах.

Проект реформирования Киевской Академии непосредственно разрабатывался митрополитом Серапионом Александровским, воспитанником московской духовной школы, а информационные доклады подавал ректор Академии. За 1804-1805 гг было подготовлено описание предметов, которые должны излагаться в Академии, а также предложения усиление преподавания латинского языка, устройство типографии.

Подобно светской школьной структуры, которая была введена в течение 1803-1804 гг, новая структура духовных школ включала: Академию - высшую школу; семинарию - среднее духовную школу, которая должна была быть организована в каждой епархии; училище - учебное заведение на уровне уезда, который создавался при благочиннях и давал элементарное образование.

Академия, семинарии, училища становились административно-учебными центрами округов для учебных заведений низшего уровня и для них вводились единые уставы. Учебные курсы усложнялись по мере приближения к высшего академического уровня. Студенты Академии могли быть удостоены после окончания степеней кандидата, магистра, а при подъеме к священству - особых окладов. Далее в проекте говорилось о правовой и финансовой стороны реформы, в частности, говорилось о том, чтобы поднять уровень оплаты труда профессоров и преподавателей до такого уровня, чтобы учителя не искали себе других способов заработка, или вовсе не бросали преподавательскую работу.

Начало XIX в. стал для Киевской Академии временем упадка. Прежнему образование, получаемая учениками сочетала в себе начальную, среднюю и высшую, но это состояние уже не отвечал требованиям нового времени и плохо согласовывался с планами российского руководства по унификации духовного образования в пределах империи. Большинство учащихся в настоящее время уже составляли дети священнослужителей, было обусловлено предварительным указами Синода и Киевской Духовной Консистории, по которым священники вынуждены отдавать детей в обучение под угрозой штрафа, лишения прихода и даже перевод в "компут мужичий".

Наибольшее влияние на деятельность Киевской Академии перед началом реформирования мероприятий нач. XIX в производили обычно ее ректоры и профессора богословия Никодим Панкратьев (25 ноября 1774), Касьян Лехницький (июль 1784), Тарасий Вербицкий (24 февраля 1790). При реформы академического образования в первом десятилетии XIX в произошли и определенные подвижки в составе академического руководства.

Деятельность архим. Иакинфа Лагановского (1804-1813) в должности ректора Академии закончилась очень печально. В связи с усилением административного давления и бюрократического отношения к высокопоставленных украинских богословов со стороны Синода, без желания самого архимандрита занять на киевском викариятстви и оставить тягостную в его почтенном возрасте академический труд, он был назначен настоятелем второклассного Курского Знаменского монастыря приказом Синода от 28 октября 1813 г., что было унизительным и не соответствующим сану и должности ректора Киевской Академии.

После уведомления Иакинф Лагановского тяжело заболел и даже митрополит Серапион Александровский записал в своем дневнике, что ректор "луже больной и причащался". Наконец Иакинф вынужден был ехать. Его ждала изнурительный большой труд по капитальной восстановлении Курского Знаменского монастыря, а также в деле попечительства над Курским духовным училищем. Он умер 28 октября 1817 и был похоронен на городском кладбище в Курске.

Преемником Иакинфа Лагановского в должности ректора Академии был Иоасаф Мохов. 15 февраля 1814 Иоасаф был возведен митрополитом Серапионом в Киево-Софийском соборе в сан архимандрита и с 20 февраля приступил к исполнению обязанностей ректора.

Иоасаф (в миру - Иосиф) Мохов происходил из Полтавской епархии, с семьи священников. После успешного окончания класса богословия Киевской Академии, Иосифа Моховая был назначен в Полтавскую семинарию преподавателем. Там же, в Полтаве, он и принял монашеский постриг с именем Иоасафа. 14 февраля 1808 его снова вызывают в Киев и в 1810 он становится учителем философии и префектом Академии. Киевский митрополит Серанион считал его единственным достойным кандидата "на должность ректора Академии.

Но именно после назначения его ректором начинается длительный конфликт ректора с Киевским митрополитом. Митрополит Серапион добился того, что Синод издал приказ от С января 1817 по которому Иоасафа Моховая приказано переместить в Киево-Печерской Лавры "на иеромонашескую порцию" в то время пока будет длиться следствие. Из Киева его никуда не высылали, но он, страшно унижен бесконечной волокитой, поношения и презренный проживал в Лавре в состоянии крайней нищеты, поскольку даже положенные ему 24 руб. в год пенсии не всегда получал. Только митрополит Евгений Болховитинов вмешался в дело и выпросил несчастном ежегодную пенсию в 185 руб. Иоасаф недолго прожил после этого (1 '9 мая 1829, похоронен на кладбище Дальних пещер). В официальном донесении Евгения Болховитинова о смерти Иоасафа Моховая сказано, что "никакого имущества по нему не осталось". Последний ректора Иоасафа Моховая отстранили конце 1816 и Киевская Академия встретила реформу 1817 без ректора.

За 1816-1817 гг полным ходом шел процесс развала деятельности старой Академии с целью создания высшего духовного учебного заведения, которое бы никак не напоминал предыдущий устройство, и не задержал в себе даже доли предыдущих украинских духовных традиций академического образования. Киевский митрополит Серапион Александровский подробно обсуждал вопрос размещения духовных учебных заведений нового образца в стенах старой Академии.

Обязанности ректора Академии в 1817 непродолжительное время исполнял ее тогдашний префект архимандрит Мелетий (в миру - Иван Носков), сын священника Введенской церкви г. Киева. После окончания учебы в Киевской Академии он с 1802 г. преподавал в Академии математику, историю и географию, потом богословие (январь 1817). Просьба на разрешение получить монашеский постриг учитель Иван Носков подавал еще в 1808, но из-за задержки и промедления этот постриг было осуществлено только 12 февраля 1809 наместником Киево-Печерской Лавры архимандритом Иоиль.

При реформировании духовно-учебных заведений Киевской Академии ее решено было сделать центром Киевского духовного округа. Всего всю Российскую империю была разделена на 4 округа. К Киевского округа вошли епархии: Киевская, Черниговская, Подольская, Полтавская, Екатеринославская, Харьковская, Херсонская, Таврическая, Донская, Воронежская, Курская, Орловская, Минская, Варшавская, Кишиневская, Грузинская, Имеретинская. Воспитанники духовных семинарий всех указанных епархий должны были продолжать обучение в Киевской Духовной Академии, которая стала специальным высшим учебно-научным и административным учреждением, предназначенным для детей духовенства. Нигде не говорилось о том, что это становой учебное заведение, но в Киевской Духовной Академии принимали только с семинарий, где учились дети почти исключительно из семей духовенства. Главными проблемами новых академических центров была нехватка квалифицированных преподавателей и отсутствие новых методик преподавания, то есть переход от принудительного изучения наизусть определенного объема материала к выполнению творческих работ, самостоятельных произведений и вообще письменных работ.

Поскольку для одновременного открытия всех 4-х академий хватало кадров (Казанская Духовная Академия открылась в 1842 г.), то было принято решение о поочередно преподавания, для чего по завершении полного курса обучения воспитанники одних академий направлялись к другим.

Следствием этого стало то, что практически весь предыдущий преподавательской-профессорский состав Киевской Академии были отвергнуты как таковой, что не соответствует новым условиям. Было подвергнуто сокрушительной критике и курсы преподавания и самих преподавателей, поскольку все они по предварительному традиции не включали в рассмотрения российских духовных и светских авторов. В 1816 г. ректором Академии был архимандрит Иоасаф Мохов, префектом - архим. Мелетий Носков, среди учителей упомянутые ключарь Киево-Софийского собора священник Стефан Семьяновський, библиотекарь иеромонах Кандид, эконом Киевской Академии протоиерей Петр Максимович, учитель истории и географии, надворный советник Максим Берлинский.

После освобождения преподавателей Комиссия духовных училищ и митрополит Серапион из предыдущего состава Академии оставили только иеромонах Кирилла Куницкий для преподавания греческого языка. Зато было вызвано преподавателей и воспитанников Санкт-Петербургской Духовной Академии, в частности бакалавра иером. Моисея Антипова-Богданова, бакалавра Мелетия (в миру Михаила Леонтовича), магистров И. Скворцова и А. Максимовича.

Торжественное открытие КДА состоялось 28 сентября 1819 после Божественной Литургии в Успенском соборе на Подоле, которую отслужил митрополит Серапион Александровский. Далее состоялся крестный ход в Киево-Братского монастыря во главе с генерал-губернатором и торжества в конгрегационном зале КДА. Проф. Иван Скворцов произнес речь на латинском языке "О метафизическое источник философии" 29.

В новооткрытую Киевскую Духовную Академию было принято на обучение 49 студентов: 26 из украинских епархий и 23 из российских. Ректором стал архимандрит Моисей Антипов. Практически все ключевые посты тоже заняли новые лица, в основном выпускники Санкт-Петербургской Духовной Академии. Среди них следует упомянуть Михаила Леонтовича, который сначала был инспектором, а затем ректором КДА.

Конечно, для них как для шовинистов не существовало Украинской Церкви, а только Православная Церковь в "Малороссии" или "в Юго-Западной России", хотя следует отметить, что собран и обработан этими историками фактический материал по Церковные древности Украины разных исторических периодов на сегодня является бесценным источником для исследований.

В низшем отделе КДА основной дисциплиной была философия и со временем образовалась философская школа. Основателем философской школы КДА был протоиерей Иван Скворцов, который преподавал философию ЗО лет (1819-1849). Впоследствии отдельные направления философских исследований приняли на себя архимандрит Феофан Авсенев, А. Новицкий, который с 1836 г. преподавал философию в университете, И. Михневич. Учеником Скворцова и Авсенева был Памфил Юркевич (1827-1874), выдающийся украинский философ.

Киевские митрополит XIX в. не касались своим вниманием Киевскую Духовную Академию. Митрополит Евгений Болховитинов по прибытии в Киев сделал первую ревизию, письменные записи которой вместе со своими замечаниями прислал в Синод. В 1823 г. по случаю первого выпуска, по инициативе владыки, было открыто Академическую конференцию, которая должна была осуществлять надзор за всеми духовно-учебными заведениями. В 1837 г. при КДА был основан журнал "Воскресное чтение", который в начале 60-х годов XIX в. был практически единственным печатным органом Киевской епархии.

Митрополит Филарет Амфитеатров (1837-1857) приложил усилия для развития богословской науки, считая моральные принципы и абсолютный послушание основой для воспитания студентов духовной школы. Поскольку владыка был проповедником аскетизма, то аскетизм глубоко развился в КДА. По благословению митрополита Филарета, свой духовный рост через монашеский постриг начали не только студенты, но и преподаватели Академии. При митрополите исидора Никольского был основан журнал "Трудьи КДА". Официальное разрешение на выпуск первых номеров дано Синодом 9 ноября 1859

Дело открытия и становления журнала "Трудьи КДА" продолжил митрополит Арсений Москвин. Он неоднократно выделял как епархиальных, так и личную денежную помощь для нужд КДА. К 1869 Синод постоянно назначал Арсения экзаменационным ревизором КДА. В 1873 г. ему присуждена ученая степень доктора богословия КДА. В конце 60-х годов XIX в. в Русской Церкви осуществляется ряд реформ духовно-учебных заведений. Киевский митрополит Арсений Москвин был назначен председателем Комитета духовных училищ. Свои взгляды на направление реформ он выразил в "Замечания на проект Духовных Академий", где предложил изменить названия должностных лиц КДА: ректор-правитель, инспектор-надзиратель, профессор-наставник, доктор богословия - першоступеневого ученый. Ректор и профессора Академии должны быть докторами богословия, однако предоставлять эту степень следует только лицам в духовном сане.

В своем проекте он также предлагал ограничить преподавание латинского и еврейского языков, а также светских предметов. Для повышения реального влияния на учебный процесс высшей духовной школы планировалось узаконить постоянное присутствие и участие епархиального архиерея в Академической рады. Возможно именно поэтому, формально ссылаясь на малочисленность студентов и специфику Духовных Академий, митрополит Арсений категорически выступает против образования факультетов и отделений при них.

Однако, несмотря на предложения святителя, реформу Духовных Академии был осуществлен в 1869, хотя в 1884 г. некоторые положения устава были заменены. Последний, до революции 1917 г., устав Киевской Духовной Академии начали готовить еще в 1906 роци33. С этой целью был создан специальную синодальной комиссии, которая занималась подготовкой этого проекту34.

После начала Первой мировой войны (1914-1918), когда военные действия начались разворачиваться на территории Украины, встал вопрос об эвакуации КДА, или ее части, в Казанской Духовной Академии. Между прочим, в 1915 планировалось торжественное празднование 300-летнего юбилея основания Академии, о чем было подготовлено историческую записку еще в 1912

В течение сентября-октября 1915 велось интенсивное переписки между Киевским митрополитом Флавияном Городецким и ректором Киевской Духовной Академии Василием Богдашевского с одной стороны, и архиепископом Казанским и Свияжским Иаковом и ректором Казанской Духовной Академии епископом Чистопольськомим Анатолием, с другой стороны, об эвакуации КДА в Казанской Академии, а монахов Братского монастыря - в Спасо-Преображенский и Ивановского монастырей в Казани. Обе стороны долго выясняли обстоятельства этого перемещения, условия обучения, преподавания, проживания, размещения библиотеки тощо35.

В конце концов, Василий Богдашевский, ректор КДА, 2 ноября 1915 сообщил, что телеграммой от штаба главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта было отменено решение об эвакуации и разрешено открыть занятия в академии36, правда по сокращенному учебному плану.

В связи с ожидаемым переездом, обстоятельствами военного времени, неожиданным разрешением снова начать занятия произошли значительные изменения в жизни КДА. Студенческий академический общежитие было передано Киевской 4-й школе прапорщиков. По предложению ректора КДА, занятия у1915-1916 учебном году было начато до 1 декабря 1915; студентам было предоставлено право проживать в общежитии, а на частных квартирах; в связи с сокращением учебного года студенты 1-3 курсов должны были подать только 1 проповедь и 1 семестровый произведение, а студенты 4 курса - курсовой произведение и проповедь.

К тому же переводные и выпускные экзамены за 1915-1916 учебный год было решено перевести в Пасхи, который приходился на 10 апреля 1916, а также было разрешено для курсовых работ подать отзывы друга, а не от двух рецензентив37.

Особое внимание привлекает список студентов I курса КДА за этот учебный год. Среди студентов указанные лица, деятельность которых в последующие годы будет иметь огромное влияние на жизнь Православной Церкви как в Украине, так и в России и за рубежом. Это Абашидзе Давид38, Вишневский Антоний Липкивский Сергей, Лотоцкий Олександр39, Скабаланович Михаил, Халебе Александр и другие - всего 40 человек.

Конец развития духовного образования в Украине положили революционные события и гражданская война. Если в течение пребывания украинских правительств у власти - Центральной Рады, гетмана Павла Скоропадского и Директории УНР Киевская Академия возможно и не было тех средств к существованию, которые были до 1917 г., но жизнь в ней не замирала, наоборот - велись дискуссии о реформировании духовного образования в Украине.

Кризис наступил в 1920 г., когда советская власть окончательно закрепилась в Украине и приказом большевистского правительства КДА была закрыта. Правда, есть сообщения о продолжении обучения до 1923 г. частное, но академическая система была обречена на вымирание, а те из профессоров и преподавателей, которые не успели эмигрировать, почти все были репрессированы.

Последний ректор КДА епископ Каневский Василий Богдашевский писал проф. М. Глубоковский о том, что профессора КДА находятся в состоянии крайней нищеты - В. Попов ушел в села работать псаломщиком, туда же собирается проф. М. Скабаланович, проф. Смирнов, только переболел тифом, ищет прихода в Киевском уезде, потому что его семья умирает от голода. Он также сообщает в письме, что проф. С. Голубев настолько похудел от голода и болезней, его трудно узнать. Но, несмотря на это, Академия все-таки существует. Прошел выпуск IV курса, насчитывал 8 студентов и один из студентов даже представил сочинение на степень кандидата богословия. В следующем письме от 14 октября 1920 епископ Василий сообщил, что Академия практически прекратила существование и ее невозможно возродить, ибо студентов нет и большинство профессоров также отсутствует. Были открыты пастырские курсы, на которых читали те профессора, которые остались в Киеве. Были попытки читать лекции личное по домам, но это уже было обречено на вымирание.

В 1920-е годы существовал проект создания Духовной Академии УАПЦ ("Украинский Богословник"). Некоторое время учебное заведение для подготовки священников Украинской Автокефальной Православной Церкви во главе с митрополитом Василием Липкивским действовал при Св. Софии (Владимирская, 24), а также в лекционных помещениях в Ильинской церкви, которая находилась на углу улиц Жилянской и Безаковской, вблизи железнодорожного вокзала. Практически все руководство ВПЦР, епископат УАПЦ, регенты Софийского собора, представители научной интеллигенции Киева читали там лекции. Программа мало отличалась от той, что сейчас существует в КДА. Но с нарастанием репрессий это учебное заведение также прекратил свое иснування40.

Вместо Киевской Академии в послевоенный период в ноябре 1946 г. на базе богословско-пастырских курсов открылась в Киеве только духовная семинария. Ее ректором Синодом РПЦ был назначен прот. Иоанна Богдановича. Торжественное открытие КДС произошло 18 февраля 1947 Ректором стал свящ. С. Афонский. В семинарию было подано 48 кандидатов, но зачислены только 15 человек.

Сохранилось сообщение о беседе представителей администрации Киевской Духовной Семинарии с корреспондентом американской газеты "Нью-Йорк Таймс" Раймондом Яком, состоявшейся 9 апреля 1956 року41. Американского гостя встречали ректор КДС прот. Н. Концевич, инспектор К. Корчевский и бывший ректор КДС С. Афонский. Они сообщили, что Киевская Духовная Семинария открылась в 1947 в Михайловском монастыре за митрополита Киевского и Галицкого Иоанна Соколова, а с 1949 г. находилась в Андреевской церкви. В 1947 г. насчитывалось 12 воспитанников, а в 1956 г. - 72 воспитанника и 14 преподавателей. В Андреевской церкви размещались домовая церковь, общежитие, столовая, библиотека, медпункт.

В 1959 г. начинается процесс свертывания ее деятельности. Слушателям семинарии было отказано в прописке на частных квартирах, а торговые организации безосновательно сняли столовую по оптовой поставке. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Киевской области в письме ЦК КПУ писал в ноябре 1959 г., что указанные меры направлены на создание трудностей в деятельности учебного заведения и в этом их положительный аспект.

Следующее возрождение духовного образования произошло уже после провозглашения государственной независимости Украинского государства. В 1990-х годах состоялось открытие Киевской Духовной Академии сначала в Киево-Печерской Лавре, а после образования Украинской Православной Церкви - на территории Киево-Михайловского Златоверхого монастыря [3]



Примечания